ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ




 

Наше исследование проводилось на базе Краснодарского муниципального медицинского института высшего сестринского образования.

Выборка респондентов состояла из 15 студентов, обучающихся на 3 курсе специальности «клиническая психология» в возрасте 20-23 лет.

При проведении исследования использовалась методика «Исследование познавательного контроля при восприятии».

Цель: определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия.

Материал для проведения опытов: три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги [Приложение 1]. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей – написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» – зелеными и т.п. В оборудование входит секундомер. До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протокольных записей.

Процедура исследования.

Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.

Опыт №1

Перед началом опыта испытуемому дают такую инструкцию: «Как можно быстрее прочитайте сверху вниз слова на таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!»

После команды «Начали!» экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым (фиксируется время правильного чтения; если испытуемый допускает ошибку, то он повторяет чтение с начала).

Опыт №2

Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.

Инструкция испытуемому ко второму опыту: «Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите сверху вниз цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!»

Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте (в случае ошибки цвета звездочек они называются с начала).

Опыт №3

Третий опыт проводят сразу после второго опыта. Инструкция испытуемому к третьему опыту. «Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее сверху вниз назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!»

Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова (в случае ошибки цвета чернил, которыми написаны слова, они называются с начала).

Обработка результатов

Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.

Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:

П = Т3 – T2,

где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

Под интерференцией понимают тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков, либо снижают их эффективность.

Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2 и 3.

 

Таблица 1

Результаты опыта №1

Респонденты Время выполнения задания, секунды Респонденты Время выполнения задания, секунды Респонденты Время выполнения задания, секунды
  2.2   2.15   2.05
  2.05   2.05    
  2.25   2.2   2.4
  2.3   2.15   2.15
  2.1   2.3   2.25

 

Таблица 2

Результаты опыта №2

Респонденты Время выполнения задания, секунды Респонденты Время выполнения задания, секунды Респонденты Время выполнения задания, секунды
  2.1        
  2.05   2.4   2.05
  2.3   2.15   2.2
  2.25   2.1   2.15
  2.05   2.3   2.3

 

Таблица 3

Результаты опыта №3

Респон-денты Время выполне- ния зада- ния, секунды Кол-во ошибок Респон-денты Время выполне-ния задания, секунды Кол-во ошибок Респон-денты Время выполне-ния задания, секунды Кол-во ошибок
  4.1     3.5     3.7  
  3.9     4.2     3.9  
  4.15     3.75     4.05  
  4.05           4.25  
  3.85     4.25     4.15  

 

При повторном проведении данной методики получены следующие результаты, которые представлены в таблицах 4, 5 и 6.

 

Таблица 4

Результаты опыта №1 после повторного проведения

Респонденты Время выполнения задания, секунды Респонденты Время выполнения задания, секунды Респонденты Время выполнения задания, секунды
  2.05   2.05    
           
  2.15   2.10   2.25
  2.1       2.05
  2.05   2.15   2.1

 

 

Таблица 5

Результаты опыта №2 после повторного проведения

Респонденты Время выполнения задания, секунды Респонденты Время выполнения задания, секунды Респонденты Время выполнения задания, секунды
  2.05        
      2.2    
  2.15   2.05   2.05
  2.1   2.05   2.1
      2.1   2.1

 

Таблица 6

Результаты опыта №3 после повторного проведения

Респон-денты Время выполне-ния задания, секунды Кол-во ошибок Респон-денты Время выполне-ния задания, секунды Кол-во ошибок Респон-денты Время выполне-ния задания, секунды Кол-во ошибок
  3.35     3.2     3.55  
  3.15     4.05     3.4  
        3.25     3.9  
  3.3     3.6        
  3.15     3.9     4.05  

 

Данная методика используется для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие, но мы, исходя из нашей цели и гипотезы, обращали внимание на время прохождения и количество ошибок.

Далее были сопоставлены результаты среднего значения времени каждого опыта, данные приведены в таблице 7.

 

Таблица 7

Сопоставление результатов среднего значения времени каждого опыта

   
2.17 2.07
2.15 1.79
3.98 (0.66) 3.57 (0.25)

 

При проведении исследования также применялась методика «Личностный характер восприятия».

Цель: исследование роли апперцепции методом узнавания.

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни, от особенностей личности, от прошлого опыта.

Материалы для проведения опытов: набор из 10-и предметов известных испытуемому и незнакомых, не встречавшихся в повседневной жизни испытуемого (катушка с нитками, наперсток, кассета для фотопленки, гвоздь, губная помада и др.), секундомер.

Порядок работы: экспериментатор заранее знакомится с набором предметов. Испытуемый этих предметов не должен видеть заранее, с закрытыми (завязанными) глазами он поочередно ощупывает предлагаемые предметы и называет их. Экспериментатор фиксирует время, которое понадобилось испытуемому, чтобы правильно определить предмет, отмечает, верно ли назван данный предмет, делает особые пометки о поведении испытуемого во время опыта. Если в течение 5-ти минут испытуемый не дает правильного названия предложенного предмета, то экспериментатор переходит к следующему предмету, при этом в протоколе отмечается, что испытуемый не справился с данным заданием. По окончании опытов в ходе беседы с испытуемым экспериментатор выясняет связь названных предметов с его прошлым опытом (часто ли испытуемый применяет тот или иной предложенный предмет, видел ли он раньше те предметы, название которых не смог определить в процессе осязания и т. п.).

Обработка результатов. Результаты опытов заносятся в таблицу, на основании результатов опытов и беседы с испытуемым выясняется роль прошлого опыта (т.е. апперцепция) в осязательном восприятии и правильном определении предметов. На основании результатов экспериментатор пишет заключение.

В связи с тем, что методика № 2 требует больших временных затрат было принято решение использовать данные 8-ми респондентов.

Результаты исследования приведены в таблице 8.

 

Таблица 8

Анализ результатов методики «Личностный характер восприятия»

Респондент Время, секунды
   
   
   
   
   
   
   
   

 

После повторного проведения, получены следующие результаты, которые приведены в таблице 9.

 

Таблица 9

Результаты повторного проведения методики «Личностный характер восприятия»

Респондент Время, секунды
   
   
   
   
   
   
   
   

 

При сравнении результатов первого и второго применения методики №1, а также результатов первого и второго применения методики №2, отмечается, что время восприятия при повторном применении сокращается.

На основе полученных результатов было отмечено, что студенты быстро узнавали предметы, хотя некоторые из них немного волновались, когда не могли с первого раза узнать предмет. Также, по мнению респондентов, было выявлено, что предметы, с которыми они взаимодействуют более часто, легко узнаются (на узнавание требуется меньше времени).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что прошлый опыт человека зарождается не только с медицинской, но и философских точек зрения. Ведь человек, опирается на сознательную и бессознательную сферы жизни.

В сознательной жизни, мы накапливаем опыт и познания, руководствуясь биологическим развитием. В этой категории, играет большую роль генетический код, развитие нервной системы, окружающая социальная жизнь.

В бессознательной жизни главенство принадлежит нашему подсознанию. Ведь подсознание, хранит всю информацию, как нашего тела на данный момент, так и духовное развитие человека.

Со времени зарождения цивилизации, человека интересует его душа и все этапы эволюции, от перерождения до истинного сознания.

Человек как совершенная материя, способен не только накапливать опыт прошлого, но и способен вновь открыть все тайны пройденного.

Таким образом, в результате проведенного исследования гипотеза о том, что прошлый опыт оказывает положительное влияние на время восприятия объектов и предметов, была подтверждена, цели и задачи достигнуты.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: