СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ




 

Аннотация: Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является одной из основных проблем при реализации государственной политики. Это связано с тем, что научно-технический прогресс способствует не только повышению производительности и улучшению условий труда, но и приводит к увеличению риска катастроф и аварий. На сегодняшний день в Российской Федерации отмечается рост чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характеров, ущерба от них. Серьезную опасность при этом представляют пожары. В связи с этим возникает потребность общества и государства в специалистах государственной противопожарной службы с высоким уровнем сформированности профессиональных компетенций, что влечет за собой внесение изменений в организацию образовательного процесса вузов МЧС России. В данной статье рассматривается вопрос о совершенствовании процесса профессионально-прикладной физической подготовки в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре». Данные изменения позволяют более эффективно использовать весь набор средств и метод в подготовке курсантов, а также формировать те профессионально важные знания умения и навыки, развивать прикладные качества, которые необходимы в их будущей профессиональной деятельности.

 

Ключевые слова: подготовка кадров, система предупреждения, ликвидация последствий ЧС, увеличение риска катастроф.

 

Известно, что профессиональная деятельность спасателей МЧС России предъявляет высокие специфические требования к профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП) в образовательных организациях МЧС России. Решение таких задач, как защита населения, его здоровья, собственности граждан, интересов общества и государства от чрезвычайных ситуаций, возможно лишь в том случае, если существует высоко профессиональный кадровый состав сотрудников МЧС России, готовый по своим психологическим качествам, тактико-специальной подготовке и физической подготовке выполнять возложенные на него профессиональные обязанности.

При изучении профессиональной деятельности спасателей МЧС России, в исследовании Р.Г. Зайкина «Технология профессионально-прикладной физической подготовки спасателей в образовательных организациях МЧС России» была доказана потребность в высоких требованиях к физическим умениям и навыкам (быстрота и точность при выполнении физических упражнений, связанных со значительным весом и режимами выполнения работы). Главной чертой при построении тренировочной и обучающей деятельности, в профессионально-прикладной физической подготовке спасателей, является определение самых необходимых физических качеств и умений, основываясь на анализе профессиональной деятельности. Соответственно, при постановке задач ППФП необходимо обращать внимание на конкретную цель в профессиональной деятельности, особенности решаемых задач и операций, а также на требования к двигательным способностям спасателей. При обосновании средств физической подготовки для спасателей во внимание брались особенности службы в различных подразделениях МЧС России, а также различные профессиональные обязанности, выполняемые спасателями. На основе полученных результатов были разработаны содержание, организация и методы проведения занятий по физической подготовке спасателей, обеспечение необходимого контроля за сдачей норм по ППФП спасателей подразделений МЧС России и обучающихся в образовательных организаций МЧС России. При обосновании требований профессиональной деятельности к спасателям МЧС России использовалось анкетирование и анализ полученных данных.

В состав требований к деятельности спасателей МЧС России входило освоение целей и задач в различных условиях профессиональной деятельности, а также профессионально важных физических качеств, что дало возможность разработать требования профессиональной деятельности по специальности «Руководство проведением спасательных операций особого риска». Для данных специалистов, по результатам исследования, ведущими личностными качествами являются: решительность, уверенность в себе, стабильность психических реакций, эмоциональная устойчивость к риску, высокая степень саморегуляции, наблюдательность, способность анализировать обстановку за короткие промежутки времени, принятие верного решения в условиях недостатка информации и дефицита времени. Полученные результаты при выявлении необходимых профессиональных качеств спасателей и степени их важности для специальности «Руководство проведением спасательных операций особого риска» способствовали формированию критериев и их ранжирования по значимости и уровням сформированности в общей компетентности специалистов спасателей. В научных исследованиях, проводимых в МЧС России, идет активный научный поиск по выработке модели сотрудника МЧС России, а также ее соответствия требованиям подготовки. Большое количество научных работ посвящено повышению качества подготовки сотрудников для системы МЧС России А.А. Горелов[1], А.А. Грешных[2], М.Т. Лобжа[3], А.В. Шленков[4] и построении моделей и технологии подготовки сотрудников рассматриваемых профессий.

За последние годы в России увеличивающееся количество чрезвычайных ситуаций, обусловленных природным, техногенным характером, а также повсеместно надвигающейся террористической угрозой. В связи с этим предъявляются повышенные требования к различным службам, обеспечивающим безопасность населения. Одной из таких структур является Государственная противопожарная служба МЧС России.

Подготовка пожарных и спасателей, обеспечивающих потребности государства и общества в высококвалифицированных специалистах является важнейшей задачей образовательных учреждений МЧС России. Важную роль в профессиональной подготовке курсантов занимает формирование необходимых компетенций в области пожарной безопасности. Курсант должен обладать определённым набором профессионально важных знаний, умений и навыков и применять их на практике. Процесс подготовки курсантов в образовательных учреждениях МЧС России сопряжён с работой в сложных, а иногда в экстремальных условиях. Учебный процесс по специализированным дисциплинам связан с выполнением задач по преодолению 100-метровой полосы с препятствиями, подъёмом по штурмовой лестнице в окно 4-го этажа учебной башни, установке и подъёму по выдвижной трёхколенной лестнице в окно 3-го этажа и т.д. Всё это требует от курсанта владение высоким уровнем не только технической, но и физической подготовленности. Представленные упражнения являются базовыми при подготовке будущих пожарных и спасателей. В соответствии с ученым планом в настоящий момент дисциплина «Пожарно-строевая подготовка», на которой изучаются представленные упражнения проходит только на 1 и 2 курсе. На последующих курсах данная дисциплина не изучается. Однако при проведении тактических учений, спортивных соревнований и т.д. все курсы выполняют данные упражнения как контрольный норматив. При этом старшие курсы сталкиваются с проблемой отсутствия тренированности и тем самым снижения результативности в выполнении данных упражнений. Длительный перерыв в тренировках специальных профессионально-прикладных упражнений снижает подготовленность курсанта к выполнению профессиональных задач.

Учёными и практиками ведётся значительная поисковая, научно-исследовательская работа по разработке путей интеграции смежных дисциплин. Грамотное взаимодействие дисциплин позволяет создавать процесс обучения перманентным, что в свою очередь создаёт условия для совершенствования технической и физической подготовленности личного состава в учебных заведениях пожарно-технического профиля[5][6][7]. Одной из смежных дисциплин в подготовке пожарных и спасателей является дисциплина «Элективные курсы по физической культуре». Именно она на первоначальном этапе обучения формирует базовую составляющую подготовленности курсантов и на последующих этапах закрепляет и совершенствует те физические качества, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности.

В образовательных учреждениях МЧС России на дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» приоритетным направлением является общая физическая подготовка. На базе Дальневосточной пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России занятия курсантов осуществляются по следующим темам: лёгкая атлетика и ускоренное передвижение, прикладная гимнастика, плавание и переправы вплавь, лыжная подготовка, спортивные игры, преодоление препятствий и комплексные занятия на которых происходит развитие и совершенствование основных физических качеств: быстроты, силы, гибкости, ловкости и выносливости[8].

Решая в основном задачи общей физической подготовки в рамках занятий по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре», происходит отрыв её от решения задач профессионально-прикладной (специальной) физической подготовки, где формируются необходимые навыки и приёмы в условиях, максимально приближенных к реальным.

В Приказе МЧС России от 30 марта 2011г. № 153 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы», специальными задачами физической подготовки личного состава являются: овладение и совершенствование навыков выполнения приемов, в том числе после значительных физических нагрузок и психических напряжений в условиях, максимально приближенных к реальным; преодоление различных препятствий; преодоление полосы препятствий и подъем по штурмовой лестнице; развитие общей и скоростной выносливости, ловкости, пространственной ориентации; воспитание смелости и настойчивости при действиях в сложных ситуациях. Все выше перечисленные факторы и послужили идеей совершенствования программы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре».

В качестве экспериментальной площадки выступила Дальневосточная пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. На её базе преподавательским коллективом кафедры тактики и аварийно-спасательных работ и кафедры естественнонаучных и специальных дисциплин разрабатывается инновационная рабочая программа по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре».

Целью программы является формирование физически развитых специалистов, владеющих необходимым объёмом специальных знаний, прикладных навыков, физических и психических качеств, позволяющих им успешно выполнять служебные задачи.

Учебная дисциплина «Элективные курсы по физической культуре», относится к дисциплинам по выбору вариативной части Блока 1 образовательной программы специалитета. Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего образования «Направление подготовки дипломированного специалиста 20.05.01 — Пожарная безопасность», устанавливающего требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалиста. В настоящее время общее количество времени, отводимого на занятия по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре», согласно ФГОС, составляет 328 часов. Объём практических занятий составляет 100%. Это время распределяется по семестрам, на весь период обучения курсантов.

Учебная дисциплина «Пожарно-строевая подготовка» относится к обязательным дисциплинам базовой части Блока 1 образовательной программы специалитета. Общее количество времени, отводимого на занятия по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка», согласно ФГОС ВО, составляет четыре зачётные единицы реализуемые в объёме не менее 144 часов. Объём практических занятий составляет 116 часов. (таблица 1).

 

Таблица 1.Распределение учебных часов по семестрам обучения

Дисциплина 1 семестр 2 семестр 3 семестр 4 семестр 5 семестр 6 семестр 7 семестр 8 семестр
Элективные курсы по физической культуре 36 часов 50 часов 38 часов 54 часов 36 часов 56 часов 20 часов 38 часов
Пожарно-строевая подготовка 32 часа 36 часов 48 часов          

 

Представленный объём практических занятий по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» составляет 26,1% времени отводимого на решение задач профессионально-прикладной (специальной) физической подготовки. Остальные часы - 73,9%, распределяются на решение задач общей физической подготовки в рамках дисциплины «Элективные курсы по физической культуре».

Анализируя рабочий объём времени по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» в соотношении общей и профессионально-прикладной (специальной) физической подготовкой, а также поставленные задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов пожарно-технического профиля, возникает необходимость увеличения количества времени на профессионально-прикладную (специальную) физическую подготовку за счёт имеющегося объёма времени общей физической подготовки. Другой немаловажный фактор, свидетельствующий о необходимости внесения корректировок в имеющиеся рабочие программы, является включение двух новых тем: преодоление 100-метровой полосы с препятствиями и подъём по штурмовой лестнице.

100-метровая полоса с препятствиями представляет собой специально оборудованную дистанцию длиной 100 м. Она состоит из линии старта, забора, двух льняных рукавов длиной по 20 м в скатках, бума, ограничительной линии, трёхходового разветвления, линии финиша. Подъём по штурмовой лестнице в окно 4 этажа (юноши), 2 этажа (девушки) учебной пожарной башни представляет собой дистанцию 32 м 25 см. и учебную пожарную башню. Башня представляет собой каркас четырёхэтажной башни, окна 2, 3, 4 этажей, пола 2, 3, 4 этажей. Форма одежды курсантов при выполнении упражнений спортивная со снаряжением (пояс, каска). Включение в программу дисциплины «Элективные курсы по физической культуре» данных тем необходимо для закрепления и совершенствования у курсантов основных способов преодоления препятствий и выработки у них физических и волевых качеств.

Глубокий анализ дисциплин: «Элективные курсы по физической культуре» и «Пожарно-строевая подготовка» выявил необходимый объём времени для включения в рабочие программы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» тем: преодоление 100-метровой полосы с препятствиями и подъём по штурмовой лестнице в окно 4 этажа учебной башни. На протяжении всего образовательного маршрута данные темы будут рассматриваться на 2, 3, 4 курсе факультета пожарная безопасность. Начиная с четвёртого семестра, в каждом последующем чётном семестре (4, 6, 8), в декабре будет проводиться по 3 занятия (6 часов) для совершенствования техники в упражнении преодоление 100-метровой полосы с препятствиями. Два занятия будут направлены на отработку отдельных приёмов (бег без рукавов и с рукавами). На третьем занятии отработка упражнения в целом со дачей контрольного норматива. Начиная с пятого семестра, в каждом последующем нечётном семестре (5, 7, 9), в апреле будет проводиться так же по 3 занятия (6 часов) для совершенствования техники в упражнении подъём по штурмовой лестнице в окно четвёртого этажа учебной башни. Два занятия направлены на отработку навыков отдельных приёмов, заключительное занятие - упражнение в целом со сдачей контрольного норматива.

В целом объём времени по данным темам составит 11% от общего объёма времени по другим темам дисциплины «Элективные курсы по физической культуре». Однако с учётом учебных часов по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка» в целом, объём времени на профессионально-прикладную (специальную) физическую подготовку увеличится и составит 37,1% (рис.1).

Рис. 1. Соотношение общей и профессионально-прикладной (специальной) физической подготовки.

Изменения в рабочем объёме времени между общей и специальной физической подготовкой, возможен только в случае распределения нагрузки между имеющимися шестью темами. Анализ программы по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре» и предъявляемых к подготовке пожарных и спасателей требований показал, что тема боевые приёмы борьбы в настоящее время утратила свою значимость. Данная тема являлась актуальной, в тот период, когда пожарная охрана входила в МВД России. В настоящее время система МЧС имеет своё Министерство и в приказах по организации физической подготовки личного состава федеральной противопожарной службы тема боевые приёмы борьбы упразднена. Таким образом, убирая из программы подготовки курсантов Дальневосточной пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России тему боевые приёмы борьбы, мы освобождаем необходимое количество часов для тем: преодоление 100-метровой полосы с препятствиями и подъём по штурмовой лестнице на четвёртый этаж учебной башни.

В результате изменений, внесённых в программу по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре», можно более эффективно использовать весь набор средств и метод в профессиональной подготовке курсантов. Именно благодаря межпредметному взаимодействию физическая подготовка будущих пожарных и спасателей примет более профессиональную направленность. Увеличение возможности применения прикладных упражнений позволит формировать те профессионально важные знания умения и навыки, развивать прикладные качества, которые необходимы в будущей профессиональной деятельности.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Аганов С.С. Структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки / С.С. Аганов, М.С. Довженко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 7 (125). С. 190-194.

2. Горелов А. А. Научно-исследовательская работа по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации и перспективы ее совершенствования / А. А. Горелов // Теория и методика физической подготовки. – 1994. – № 1. – С. 24.

3. Грешных A.A. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России. Дис.... д-ра пед. наук / А. А. Грешных. – СПб., 2006.

4. Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: дис... канд. пед. наук. Шуя, 2009. 157 с.

5. Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере Воронежского института ГПС МЧС России): автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2015. 24 с.

6. Лобжа, Т. М. Физическая подготовка и военно-профессиональная пригодность: учебное пособие к материалам лекций по теории и организации физической подготовки войск / Т. М. Лобжа, В. А. Щеголев. – Л.: ВДКИФК, 1991. – 55 с

7. Приказ МЧС России от 30.03.2011 N 153 (ред. от 26.07.2016) «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы».

8. Шленков А. В. Психологическая устойчивость специалиста спасателя МЧС России в процессе выполнения аварийно-спасательных работ / А. В. Шленков // Психологические аспекты поведенческих реакций человека в ЧС и их корректировка: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 22-23 июня 2004 г. – СПб., 2004 г. – 25 с.


[1] Горелов А. А. Научно-исследовательская работа по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации и перспективы ее совершенствования / А. А. Горелов // Теория и методика физической подготовки. – 1994. – № 1. – С. 24.

[2] Грешных A.A. Педагогическая технология управления подготовкой специалистов пожарно-спасательного профиля в вузах МЧС России. Дис.... д-ра пед. наук / А. А. Грешных. – СПб., 2006. – 364 с

[3] Лобжа, Т. М. Физическая подготовка и воен- но-профессиональная пригодность: учебное пособие к материалам лекций по теории и организации физической подготовки войск / Т. М. Лобжа, В. А. Щеголев. – Л.: ВДКИФК, 1991. – 55 с

[4] Шленков А. В. Психологическая устойчи-вость специалиста спасателя МЧС России в процессе выполнения аварийно-спасательных работ / А. В. Шленков // Психологиче- ские аспекты поведенческих реакций человека в ЧС и их корректировка: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 22-23 июня 2004 г. – СПб., 2004 г. – 25 с.

[5] Аганов С.С. Структура психолого-педагогических условий, необходимых для формирования готовности курсантов вузов ГПС МЧС России к профессиональной деятельности, с использованием средств физической подготовки / С.С. Аганов, М.С. Довженко // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 7 (125). С. 190-194.

[6] Динаев Б.М. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки курсантов в вузах пожарно-технического профиля: дис... канд. пед. наук. Шуя, 2009. 157 с.

[7] Кузнецов Б.В. Адаптация курсантов первого курса к образовательному процессу военизированных учебных заведений средствами физической культуры (на примере Воронежского института ГПС МЧС России): автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2015. 24 с.

[8] Приказ МЧС России от 30.03.2011 N 153 (ред. от 26.07.2016) "Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: