ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ




Конкуренция, типы конкурентного поведения, методы конкуренции, добросовестная и недобросовестная конкуренция; рынок совершенной конкуренции, монополия, искусственная монополия, естественная монополия, монопольная власть, ценовая дискриминация; рынок несовершенной конкуренции, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония; экономический вред монополий, антимонопольная деятельность государства, индекс Харфинделла-Хиршмана, экономические методы борьбы с монополизацией, административные методы борьбы с монополизацией рынков.

Выводы:

1. Конкуренция – это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция, состязательность между производителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основные методы конкуренции – ценовая и неценовая. Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая приносит выгоды только продавцу. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельный продавец на цену повлиять не может, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж; на рынке продается однородная, стандартная продукция; все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка, вход на рынок и выход с рынка свободны.

2. Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождают тенденцию к монополизации рынка – установлению диктата продавца, возникновению монополий. Основные типы монополий – искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия – это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок – это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию – рынок несовершенной конкуренции.

3. Основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия – это рынок, на котором наличествует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от непосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. В условиях чистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия – это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка – это взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно свободный.

4. Хотя монополии и имеют некоторые положительные стороны, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества. Выигрыш монополий меньше чем те потери, которые несет покупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции – одна из важнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.


Глава 7. Фирма в системе рыночных отношений.

Фирма – один из трех экономических субъектов (экономических агентов) рыночной экономики. Значение и место фирмы в любой экономической системе определяется тем, что именно на фирме происходит создание экономических благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей. Фирма – это сфера приложения труда, капитала, предпринимательских способностей людей. Конкуренция между фирмами – механизм эффективного распределения ограниченных ресурсов общества: именно конкуренция, возникающая между фирмами, стремящимися к максимизации прибыли в условиях ограниченности ресурсов обеспечивает их эффективное распределение и использование. Все это и предопределяет место и значение фирм в современной рыночной экономике.

7.1. Основные признаки фирмы.

Фирма – это форма организации предпринимательской деятельности, первичное звено экономической системы, ее важнейший хозяйствующий субъект. В самом общем виде фирму можно определить как предпринимательскую единицу, наделенную экономической и юридической самостоятельностью.

В России понятия «фирма» и «предприятие» обычно употребляются как синонимы, хотя, если быть точными, между ними существуют определенные различия.

В понятии «предприятие», подчеркивается производственная функция хозяйствующего субъекта, термин «фирма» акцентирует внимание на правовой, экономической стороне его деятельности. Кроме того, фирмой может быть как одно предприятие (тогда, действительно, понятия предприятие и фирма совпадают), так и крупная компания, объединяющая несколько предприятий. Сегодня крупные фирмы, как правило, является объединениями предприятий.

Итак, фирма – это обособленная, самостоятельная организационно-экономическая система, где происходит соединение факторов производства для изготовления продукции и оказания услуг в целях получения прибыли.

Основными признаками фирмы являются:

· ее технологическая обособленность. Всякая фирма – это технологически связанный между собой комплекс вещественных факторов производства и коллектив работников, объединенных наличием частного разделения и кооперации труда.

· наличие организационного единства, структурная оформленность. Фирма – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Внутренняя структура фирмы носит иерархический характер, т.е. в процессе управления фирмой соблюдается соподчиненность и сбалансированность функций, строгое следование определенным правилам со стороны участников производственного процесса.

· экономическая обособленность, предполагающая:

§ обособление кругооборота ресурсов;

§ самоокупаемость и самофинансирование;

§ самостоятельность в принятии хозяйственных решений;

§ экономическую ответственность;

§ наличие специфического экономического интереса.

Совокупность всех этих признаков придают фирмам определенность и целостность как особому, отдельному звену хозяйственной системы. Приведенная характеристика фирмы, подчеркивает ее производственную функцию, ее роль в процессе создания экономических благ.

Наряду с рассмотренной трактовкой сущности фирмы существуют и другие. Так, институциональная теория фирмы рассматривает фирму как альтернативный рыночному механизм управления ресурсами, позволяющий экономить трансакционные издержки (издержки заключения сделок).

Согласно этой теории фирма – это отношение между владельцами ресурсов, связанных между собой системой долгосрочных отношенческих контрактов. (Отношенческий контракт – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными). Эти контракты заключаются по поводу интерспецифических ресурсов.

Институциональная теория фирмы выделяет:

· общие ресурсы – ресурсы, ценность которых не зависит от того, где они применяются: в данной фирме или вне ее;

· специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых выше внутри данной фирмы, чем вне ее;

· интерспецифические ресурсы – ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.

Таким образом, фирма – это система отношенческих контрактов, заключенных между собственниками взаимосвязанных ресурсов, максимальная полезность которых достигается именно в данной фирме и посредством нее.

Как бы ни трактовали сущность фирмы экономисты, с юридической точки зрения фирма – это самостоятельный хозяйствующий субъект, выступающий в качестве юридического лица. Как юридическому лицу фирме характерно:

· наличие обособленного имущества, которое может быть в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;

· имущественная ответственность, означающая, что фирма отвечает по своим обязательствам всем имеющимся у нее имуществом;

· самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, т.е. право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В зависимости от того ставят ли фирмы в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли или нет, все фирмы могут быть подразделены на коммерческие и некоммерческие.

Некоммерческие фирмы – это общественные или государственные (бюджетные) организации, которые создаются для решения конкретных задач и не имеют в качестве своей цели извлечение прибыли (потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и т.п.)

Основной целью деятельности коммерческих фирм является извлечение прибыли. Однако хозяйственная практика показывает, что в современных условиях, в качестве целей функционирования фирмы также могут выступать:

§ увеличение выручки от реализации продукции;

§ развитие и рост фирмы;

§ увеличение рыночной стоимости совокупного капитала;

§ максимизация дохода, выплачиваемого на акцию (дивидендов), что может происходить и без максимизации прибыли;

§ увеличение рыночного оборота;

§ изменение структуры капитала;

§ увеличение доли рынка и др.

Так, например, в Японии многие всемирно известные фирмы определяют в качестве цели свое деятельности стремление «…к производству продукции наивысшего качества при наименьших ценах посредством наиболее полного использования производственного потенциала в соответствии с общими интересами экономики в целях повышения благосостояния всего общества».

Следует отметить, что, несмотря на все эти цели, фактически за ними стоит все та же задача долговременной максимизации прибыли, и при любых конкретных целях фирмы ведут себя на рынке так, как, если бы они ставили своей непосредственной целью максимизацию прибыли.

Вся деятельность фирм строится в соответствии с соответствующим государственным законодательством. В России – это Гражданский, Трудовой, Налоговый кодексы и другие законодательные акты.

Новая фирма создается по решению собственника имущества или может быть выделена из состава действующего предприятия или возникнуть в результате объединения нескольких предприятий в одно. Порядок создания нового предприятия законодательно регламентируется. Субъект хозяйствования считается созданным с момента государственной регистрации.

Создаваемые субъекты хозяйствования могут функционировать неопределенно длительное время. Прекращение деятельности фирмы (ее ликвидация) происходит либо по решению ее владельца, либо по решению судебных органов.

Особый случай ликвидации – ликвидация в связи с несостоятельностью (банкротством). Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом или объявленная самим предприятием его неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Несостоятельность проявляется в появлении просроченной задолженности перед поставщиками, банками, бюджетом, своими работниками и т.п., это такая стадия хозяйствования, когда единственным путем выхода из данной ситуации является распродажа имущества или гласно на торгах, или выкуп имущества и погашение долгов работниками данного предприятия.

Несостоятельность может возникать как следствие неблагоприятной внешней конъюнктуры, так и в результате неэффективного хозяйствования.

Для предупреждения полного банкротства собственник имущества должника, кредиторы или учредители должника могут провести санацию – осуществить меры по восстановлению платежеспособности должника. Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем оказания ему финансовой помощи. Продолжительность санации 18 месяцев.

Если принимаемые меры не приводят к восстановлению платежеспособности, то начинается процедура банкротства.

Процедура банкротства законодательно регламентирована. Она включает:

· наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента признания должника банкротом в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния должника. Наблюдение осуществляет временный управляющий, назначаемый арбитражным судом для наблюдения и осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника;

· внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему – лицу, назначаемому арбитражным судом для проведения внешнего управления;

· конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство предполагает назначение конкурсного управляющего;

· мировое соглашение – процедура достижения договоренности между должником и кредитором об отсрочки платежей или скидки долгов, об уступке прав требования должника; об исполнении обязательств должника третьими лицами и т.п.

Банкротство – неотъемлемая часть конкурентной среды, без банкротства нет конкуренции. Удаление с рынка в результате банкротства неэффективных хозяйствующих субъектов способствует оздоровлению рынка. А сам институт банкротства, возможность банкротства заставляет действующие предприятия принимать меры по повышению эффективности производства, обеспечению финансовой устойчивости.

Результаты деятельности хозяйствующего субъекта зависят от условий и факторов, в которых функционирует фирма, т.е. от предпринимательской среды, которая в свою очередь подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Под внешней средой понимаются условия и факторы, существующие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие воздействие на ее текущую или будущую деятельность.

Факторы внешней среды крайне разнообразны и различны для разных фирм. Их можно подразделить на факторы, которые оказывают прямое, и факторы, которые оказывают косвенное (через другие факторы) воздействие на результаты деятельности хозяйствующего субъекта.

К факторам внешней среды, оказывающим прямое воздействие на деятельность предприятия, относят:

· потребителей продукции;

· поставщиков материальных, финансовых ресурсов, технологий, персонала;

· государство, которое регулирует деятельность предприятий через соответствующие законодательные акты;

· конкуренты, которые определяют конкурентную среду и линию поведения фирмы.

Косвенны е факторы внешней среды – это технические, экономические, политические, социальные и другие разнообразные и многочисленные факторы, оказывающие влияние на результаты деятельности фирмы. Так, экономические факторы внешней среды это, например:

· рыночная конъюнктура (спрос, предложение, колебания цен на внутреннем и мировом рынках);

· уровень и темпы инфляции;

· степень, методы и формы государственного регулирования экономики;

· фаза цикла, переживаемая страной;

· развитость рыночной инфраструктуры;

· состояние рынка труда и др.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, направленный на оптимизацию производственно-сбытовой деятельности фирмы. Факторы внутренней среды охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства. Они связаны с конкретной деятельностью людей и полностью зависят от действий менеджеров и персонала. К факторам внутренней среды предприятия можно отнести:

· проводимую инновационную политику; степень внедрения достижений НТП;

· организацию производства и труда;

· формы и методы управления;

· социально-психологический климат в коллективе;

· специфику производства и отрасли;

· качество и конкурентоспособность продукции;

· проводимую ценовую политику;

· организационно-правовую форму предприятия и др.

Внутренняя среда фирмы во многом определяется формой собственности на капитал фирмы, ее отраслевой принадлежностью, размерами, организационно-правовыми и другими характеристиками фирмы.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем различия понятий «фирма» и «предприятие»? Какие трактовки сущности фирмы Вы знаете?

2. Какие цели могут преследовать фирмы в своей хозяйственной деятельности?

3. Как возникают и как могут быть ликвидированы фирмы? Что означает несостоятельность фирмы? Что такое санация и банкротство?

4. Как происходит процедура банкротства?

5. Что относится к факторам внешней среды деятельности фирмы?

6. Что понимается под внутренней средой деятельности фирмы?

7.2. Классификация фирм (предприятий).

Каждая конкретная фирма уникальна и отличается от других. Однако, несмотря на все различия, каждая фирма характеризуется набором определенных признаков. Все фирмы можно классифицировать по следующим признакам:

· по форме собственности – индивидуальные, акционерные, кооперативные, государственные, муниципальные и т.д. В России в 2003 году из 3845 тыс. предприятий и организаций 76,9% находились в частной собственности, 10,3% – в государственной и муниципальной собственности, 12,8% – в собственности общественной организаций и смешанной собственности;

· по принадлежности капитала – национальные, иностранные, смешанные. В 2001г. в России работали 9,3 тыс. организаций с участием иностранного капитала;

· по роду деятельности – производственные, посреднические, информационные, консультационные, брокерские, инвестиционные, аудиторские и т.д.;

· по отраслевой принадлежности – промышленные, строительные, транспортные, торговые и т.д. Распределение российских предприятий по отраслям экономики представлено в табл. 7.1.

Таблица 7.1.

Распределение предприятий по отраслям экономики

(на 1 января 2003г.).

  В тысячах В процентах
Всего предприятий в том числе: 3593,8 100,0
промышленность 401,5 11,1
сельское хозяйство 313,6 8,7
строительство 341,7 9,5
транспорт 88,4 2,4
торговля и общественное питание   35,3
коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 141,9 3,9
образование 143,3 4,0
здравоохранение, социальное обеспечение 100,6 2,8
финансы, кредит, страхование 60,2 1,7
прочие 732,0 20,6

 

· по контролю – головные, дочерние, филиалы, ассоциированные (входящее в объединение);

· по размеру – крупные, средние, малые;

· по организационно- правовой форме.

Остановимся подробнее на двух последних характеристиках фирмы. Классификация предприятий по размерам осуществляется на основе какого-либо показателя: количество занятых, размер активов или валовая выручка за год, но чаще всего в качестве критерия размера предприятия используется численность занятых. Так, согласно российскому законодательству малыми считаются предприятия, средняя численность работников которых не превышает 100 человек (промышленность, строительство, транспорт), 60 человек – в сельском хозяйстве и научно-технической сфере, 30 человек – в торговле.

Малым может быть предприятие любой формы собственности или организационно-правовой формы, функционировать в любой сфере экономики. Выделение малого бизнеса в самостоятельную форму предпринимательства связано, во-первых, с местом и ролью этих предприятий в современной экономике и, во-вторых, с отношением к ним со стороны государства.

Малые предприятия выступают как наиболее мобильная форма бизнеса. Они:

· быстро реагируют на изменения рыночной конъюнктуры;

· способствуют насыщению рынка товарами при появлении новых потребностей;

· создают новые рабочие места;

· способствуют быстрому освоению достижений НТП;

· формируют конкурентную среду.

Большая положительная роль, которые играют малые предприятия в современной экономике и объясняет, почему государства всех стран оказывают поддержку малым предприятиям, предоставляя им налоговые льготы, оказывая кредитную, финансовую, организационную, научно-техническую помощь.

В настоящее время малые предприятия занимают весьма высокий удельный вес в экономике большинства стран.

Так, с США действуют около 20 млн. малых и средних предприятий, на которых занято более 50% работающих и доля этих предприятий в национальном объеме производства превышает 50%.

В Японии – действует около 6,5 млн. малых и средних предприятий, которые обеспечивают работой 78% занятых и создают более 52% национальном объеме производства.

В странах Европейского союза доля работающих на малых и средних предприятиях составляет 72%, а их удельный вес в национальном объеме производства превышает 65%.

В России на 1 января 2003 г. функционировало 882 тысячи малых предприятий, на которых работали более 7 миллионов человек (более 10% общей численности занятых). Количество малых предприятий в России значительно меньше той критической массы, которая требуется для создания конкурентной среды. Если исходить из международной практики, согласно которой одно малое предприятие должно приходиться на 30-50 жителей, то России необходимо 3,5-5 млн. малых предприятий.

В последние десятилетия малый бизнес стал активно внедряться в инновационные процессы и выполнять функции первопроходца в научно-технической сфере. Стали возникать и активно развиваться, так называемые, венчурные (от англ. «эдвенчур» - смелое предприятие, приключение) предприятия.

Венчурное предприятие – это малые предприятия, занятые научными исследовательскими, опытно-конструкторскими, инженерными разработками, внедрением нововведений, а так же оказывающие разного рода инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции) и т.п.

Особенностью венчурных предприятий является их нацеленность на реализацию «рисковых проектов». Венчурные предприятия часто создаются для опробирования, прокатки крупных капиталоемких проектов по производству нового продукта.

Статистика показывает, что, например, в США 20% венчурных фирм затем превращаются в крупные корпорации, 60% поглощаются более крупными компаниями, 20% – разоряются.

Определенный интерес представляет собой такая форма организации малого бизнеса как франчайзинг (от «франчайз» – льготный) – система мелких фирм, которые заключают соглашение на право пользования товарной маркой крупной фирмы. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты взаимовыгодны, так как мелкие фирмы получают льготы в виде скидок на цены, помощь в доставке товаров, приобретения оборудования, в кредитах.

Таким образом, в развитой рыночной экономике правомерно и эффективно существование крупных фирм, имеющих возможность использовать преимущества крупных предприятий, финансировать научно-исследовательские работы, внедрять крупные проекты с длительными сроками реализации и окупаемости, и мелких и средних предприятий. Сосуществование фирм разных размеров и позволяет рыночной экономике эффективно удовлетворять разнообразные потребности общества.

 

Под организационно-правовой формой предприятия подразумевается комплекс юридических, правовых, хозяйственных норм, определяющих характер, условия, способы формирования отношений между собственниками предприятия, а также между предприятием и внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности и органами государственной власти.

Основными признаками, отличающими одну организационно-правовую форму от другой, являются:

· количество участников данного хозяйствующего субъекта;

· форма управления;

· способ распределения прибылей и убытков;

· источники имущества, составляющие материальную основу хозяйственной деятельности субъекта;

· собственник применяемого капитала;

· пределы имущественной ответственности.

Организационно-правовая фирма предприятия зависит и от того, является ли оно формой индивидуального или коллективного предпринимательства, каков статус предприятия (физическое или юридическое лицо), цели деятельности (коммерческое или некоммерческое) и др. Разное сочетание этих признаков определяют три основные организационно-правовые формы частных предприятия:

· единоличные предприятия;

· товарищества или партнерства;

· корпорации (акционерные общества).

Единоличные предприятия. Находятся в индивидуальной частной собственности отдельного лица или семейства. По обязательствам единоличного предприятия его владелец отвечает всем капиталом предприятия и своим имуществом. Владелец единоличного предприятия, как правило, сочетает в себе функции собственника, управляющего и работника, хотя может передать свои функции и другим лицам. Обычно в виде единоличного предприятия выступают мелкие и средние фирмы. Однако существуют и очень крупные единоличные предприятия: группа Лазеров (Франция); группа Юносоров (Швеция). За последние 30-40 лет многие единоличные предприятия были преобразованы в акционерные общества, например, итальянская фирма «Оливетти» (1960 г.), германская фирма «Крупп» (1968г.), американская фирма «Форд»(1956г.).

Однако преобладающей формой предприятий в современной рыночной экономике являются фирмы, представляющие собой объединение предпринимателей. Среди такого рода предприятий выделяют:

Товарищества (партнерства, общества) – предприятия, возникающие на основе сложения капитала двух и более участников и предполагающие совместное управление деятельностью фирмы. Участники товарищества утрачивают право собственности на передаваемое в виде вкладов имущество. Взамен они получают право на часть дохода, ликвидационную квоту, а также на участие в управлении (количество голосов пропорционально паям). Полученная прибыль делится между всеми соучредителями (совладельцами) пропорционально взносу каждого.

В зависимости от характера ответственности по обязательствам товарищества различают:

· полное товарищество (товарищество с неограниченной ответственностью), которое предусматривает полную солидарную ответственность. Это означает, что партнеры отвечают по всем обязательствам фирмы, возникающим в связи с ее функционированием, всем своим имуществом, независимо от его включенности в капитал товарищества. Полное товарищество создается на основе договора, оно не является юридическим лицом, т.е. его члены сохраняют полную самостоятельность, но несут солидарную ответственность. В форме полных товариществ часто выступают торговые, консалтинговые (дающие консультации по проблемам рыночной конъюнктуры) фирмы, адвокатские конторы;

· товарищества с ограниченной ответственностью – учреждаются одним или несколькими физическими или юридическими лицами, несущими ответственность по обязательствам и риск убытков только в пределах внесенного вклада. Внесенные вклады могут переходить от одного собственника к другому лишь с согласия всех других членов общества. Текущие управления деятельностью ТОО осуществляются единоличным или коллегиальным исполнительным органом. Высшим органом управления является общее собрание участников;

· смешанное (коммандитное) товарищество объединяет часть участников (физические и/или юридические лица), часть из которых являются полными товарищами, принимающими участие в предпринимательской деятельности и несущими полную имущественную ответственность. Другая часть участников – вкладчики не принимают участия в предпринимательской деятельности и несут ограниченную ответственность в пределах суммы своего вклада.

Производственные кооперативы (артели) – объединение не менее пяти граждан для совместной производственной и хозяйственной деятельности путем создания коммерческой организации с правом юридического лица. Кооператив создается на основе объединения имущественных паевых взносов и предполагает личное трудовое участие членов кооператива. Решения принимаются коллегиально, каждый член кооператива имеет один голос независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут солидарную ответственность по его обязательствам.

Акционерные общества – форма организации предприятия на базе акционерной собственности, в которой предприниматель отделен от собственника и собственности и финансовая ответственность его ограничена. Участники общества (число их не ограничено и совладельцами корпорации могут быть сотни и даже тысячи людей) несут ответственность за деятельность общества в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества (АО) позволяют юридическим и физическим лицам объединить свои капиталы для решения крупных хозяйственных задач, которые не под силу одному лицу ввиду ограниченности его капитала. Капитал акционерного общества образуется путем выпуска и продажи ценных бумаг (акций и облигаций). Акционерные общества бывают двух видов: закрытые, акции которых распространяются только среди учредителей и не поступают в открытую продажу, и открытые, акции которых свободно продаются и покупаются. В закрытых АО преимущественное права приобретения акций, которые желают продать акционеры, имеют другие члены АО; в открытых АО владельцы акций вправе их продавать без согласия других акционеров. Акционерные общества – основная организационная форма крупных предприятий.

Как писал автор известного учебника по микроэкономике Д. Хайман: «Главное преимущество корпоративной формы видения бизнеса над некорпоративными формами – это способность привлекать средства, наращивая, таким образом, капитал. Чтобы вести свои операции и развиваться, крупная фирма нуждается в способе привлекать значительные средства. Издержки и риски мобилизации средств существенным образом уменьшаются посредством инкорпорации. По этой причине корпорация является доминирующей формой организации бизнеса для крупных предприятий».

Сравнительная характеристика разных организационно-правовых форм частных предприятий представлена ниже.


Преимущества и недостатки основных форм предприятий.

Тип предприятия Преимущества Недостатки
  Единоличные предприятия   Легко учредить; значительная свобода действий; существенные стимулы эффективной деятельности; легкость контроля; помощь со стороны государства. Ограниченность финансовых средств; трудности совмещения функций контроля и управления; полная финансовая ответственность; высокая степень предпринимательского риска и ответственности за ошибочно принимаемые решения.
    Товарищества Легко учредить; более высокая, чем в ндивидуальном предприятии, специализация в управлении и более широкие финансовые возможности. Возможность возникновения несовместимых интересов в управлении, несогласованности действий; риск распада фирмы при выходе одного из владельцев.
    Акционерные общества Широкие возможности привлечения капитала; ограниченная ответственность; преимущества объединения капиталов; возможность диверсификации производства. Организационные и финансовые сложности учреждения; двойное налогообложение прибыли; возможность расхождения в функциях управления и присвоения.

 

Особо следует остановиться на формах государственного предпринимательства, которое осуществляется либо полностью государственными предприятиями, либо организациями со значительной степенью государственного участия в капитале и управлении.

Государственные и муниципальные предприятия имеют, как правило, форму унитарных предприятий, т.е. коммерческой организации, не наделенной правом собственности на закрепленное за ней имущество, которое не делится ни на какие вклады, паи или доли, в том числе работников предприятия, поскольку оно целиком принадлежит собственнику-учредителю – государству или муниципалитету.

Имущество государственных предприятий может находиться в:

- хозяйственном ведении предприятия – собственник имущества унитарного предприятия (государство, муниципалитет), не отвечает по обязательствам предприятия;

- оперативном управлении – собственник имущества унитарного предприятия (государство, муниципалитет) отвечает по обязательствам предприятия.

Соотношение отдельных организационно-правовых форм коммерческих организаций в России представлено в табл. 7.2.

 

Таблица 7.2.

Организационно-правовые формы предприятий в России.

Организационно-правовая форма предприятий Число предприятий (тыс.) В процентах к итогу
Коммерческие организации (всего) из них:    
Государственные и муниципальные предприятия   17,8
Акционерные общества и товарищества   48,5
Производственные кооперативы   2,3
Крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения   13,5
Индивидуальные частные предприятия (с привлечением наемного труда)   14,5

 

Каждое предприятие может функционировать либо самостоятельно, либо объединяться с другими предприятиями, заключать соглашения, касающиеся тех или иных сторон хозяйственной деятельности.

Основные формы объединений предприятий:

Картель – соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, объемах производства, обмене патентами и т.д. Предприятия, вступающие в картельные соглашения, сохраняют свою юридическую и экономическую самостоятельность.

Синдикат – соглашение, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую фирму, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. Участники синдиката сохраняют свою юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую независимость.

Трест – объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. Руководящий орган треста диктует предприятиям политику в отношении цен, условий сделок, объема производства и т.п. Трест может быть одноотраслевым или многоотраслевым, объединяющим предприятия разных, но технологически связанных между собой отраслей.

Концерн – наиболее развитая (и распространенная сегодня) форма объединений предприятий разных отраслей. Концерн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: