СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ




1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 2004.

2. Гусев, А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология / Под ред. Братуся Б.С. - М.: Академия, 2007.

3. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психологический словарь-справочник / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. - Минск-Москва, 2001.

4. Коваленко, О. М. Диагностика зрительного восприятия по разрезным картинам при афазии. Пособие для логопедов, психологов и нейропсихологов / О.М. Коваленко. - М.: Парадигма, 2011.

5. Логвиненко, А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. – М., 1985.

6. Лурия, А.Р.: Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006.

7. Маклаков, А.Г. Общая психология. СПБ.: Питер, 2001.

8. Немов, Р.С. Психология. Учебник / Р.С. Немов. - 2005.

9. Нуркова, В.В. Память. Общая психология. / Под ред. Братуся Б.С. - М.: Академия, 2006.

10. Панферов, В.М. Восприятие и интерпретация внешности людей «Вопросы психологии», 1974.

11. Психология. Учебник./ Под общ. ред. Дружинина В.Н. 2006.

12. Реан, А.А., Бордовская, Н.В., Розум, С.Ч. Психология и педагогика / А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.Ч. Розум., 2006.

13. Рогов, Е.И. Психология познания. – М.: Владос, 2001.

14. Столяренко, Л.Д. Психология. Учебник / Л.Д. Столяренко., 2006.

15. Чупров, Л.Ф. Исследование особенностей восприятия / Л.Ф. Чупров. – Абакан: АГПИ, 1991.

16. Чутко, Н.Я. Развитие памяти восприятия / Н.Я. Чутко. – М.: Педагогика, 1992.

17. Яновская, Л.В. Основы психологии, – М.: Мир книги, 2007.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Методика «Исследование познавательного контроля при восприятии»

Цель: определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия.

Материал для проведения опытов: три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей – написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово «красный» написано желтыми чернилами, слово «синий» – зелеными и т.п. В оборудование входит секундомер. До начала опытов необходимо заготовить бланк для ведения протокольных записей.

ПРОТОКОЛ

Задание (тема) ………………………………………………….. Дата …………..

Экспериментатор ………………………………………………………………….

Испытуемый ………………………………………………………………………

Самочувствие испытуемого ………………………………………………………

Измеряемая характеристика ………………………………………………………

 

№ опыта Время выполнения испытуемым задания (Т) Величина показателя интерференции (П) П = Т3 – T2, где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.
     
     
     

 

Процедура исследования.

Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.

Опыт №1

Перед началом опыта испытуемому дают такую инструкцию: «Какможно быстрее прочитайте сверху вниз слована таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!»

После команды «Начали!» экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым (фиксируется время правильного чтения; если испытуемый допускает ошибку, то он повторяет чтение с начала).

Опыт №2

Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.

Инструкция испытуемому ко второму опыту: «Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите сверху вниз цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!»

Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте (в случае ошибки цвета звездочек называются с начала).

Опыт №3

Третий опыт проводят сразу после второго опыта. Инструкция испытуемому к третьему опыту. «Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее сверху вниз назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!»

Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова (в случае ошибки цвета чернил, которыми написаны слова, называются с начала).

Обработка результатов

Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.

Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:

П = Т3 – T2,

где Т3 и T2 – показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

Под интерференцией понимают тормозящее взаимодействие навыков, при котором уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых навыков, либо снижают их эффективность.

Анализ результатов

Познавательный контроль при зрительном восприятии составляет условие выполнения задач наблюдения. Его функционирование делает восприятие произвольным и приближает перцептивные процессы к мыслительным.

Познавательный контроль, актуализирующийся в данном исследовании, необходим для преодоления интерференции зрительного восприятия первого опыта, в котором испытуемый читал слова, и второго опыта, в котором он называл цвет звездочек. Чем больше разница времени выполнения испытуемым третьего и второго опытов (П), тем больше интерференция. Следовательно, тем больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии. Наоборот, чем ближе показатель «П» к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.

Величина показателя познавательного контроля зависит от времени выполнения опытов. Если испытуемый не был в состоянии готовности по команде «Начали!» выполнять задание второго опыта по инструкции, то показатель «П» может быть близким к нулю, в случае такой готовности в третьем опыте. Наконец, если «П» оказывается со знаком минус, то есть время третьей серии (Т3) меньше времени выполнения второго опыта (T2), это означает, что испытуемый не придерживался указаний экспериментатора называть цвет звездочек «как можно быстрее». В этом случае исследование нужно повторить.

Дополнительным способом, позволяющим установить причину «отклонения» показателя в минусовую сторону, может стать сравнение времени выполнения испытуемым первого и второго опытов.

Показатель интерференции, то есть влияния, отражает независимость речевой функции и зрительного восприятия. При обнаружении ригидности нужно исследовать свойства мышления и разработать комплекс развивающих упражнений, позволяющих изменить когнитивный стиль личности.

Критерии оценивания выполненной работы: самостоятельность выполнения, логичность, содержательность, аргументированность, правильность оформления.

 

 

Таблица 1

Красный

Синий

Желтый

Зеленый

 

Таблица 2

 

 

Таблица 3

Красный

Синий

Желтый

Зелёный

 

 

Приложение 2

Методика «Личностный характер восприятия»

Цель: исследование роли апперцепции методом узнавания.

Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни, от особенностей личности, от прошлого опыта.

Материалы для проведения опытов: набор из 10-и предметов известных испытуемому и незнакомых, не встречавшихся в повседневной жизни испытуемого (катушка с нитками, наперсток, кассета для фотопленки, гвоздь, губная помада и др.), секундомер.

Порядок работы: экспериментатор заранее знакомится с набором предметов. Испытуемый этих предметов не должен видеть заранее, с закрытыми (завязанными) глазами он поочередно ощупывает предлагаемые предметы и называет их. Экспериментатор фиксирует время, которые понадобилось испытуемому, чтобы правильно определить предмет, отмечает, верно ли назван данный предмет, делает особые пометки о поведении испытуемого во время опыта. Если в течение 5-и минут испытуемый не дает правильного названия предложенного предмета, то экспериментатор переходит к следующему предмету, при этом в протоколе отмечается, что испытуемый не справился с данным заданием. По окончании опытов в ходе беседы с испытуемым экспериментатор выясняется связь названных предметов с его прошлым опытом (часто ли испытуемый применяет тот или иной предложенный предмет, видел ли он раньше те предметы, название которых не смог определить в процессе осязания и т. п.).

Инструкция испытуемому: « Вам будут предъявлены по очереди различные предметы. Ваша задача при помощи ощупывания определить, что за предмет у вас в руках и назвать его. После этого вам для узнавания предлагается второй предмет и т. д. Старайтесь называть предмет после того, как удостоверитесь, что именно он у вас в руках. В случае ошибки экспериментатор предложит вам дополнительно ощупать предмет. Время, затраченное на узнавание каждого предмета, фиксируется экспериментатором и записывается в протокол. В случае если Вы не называете правильно предмет в течение 5-и минут, экспериментатор предлагает Вам следующий предмет».

ПРОТОКОЛ

Задание (тема) …………………………………………………… Дата ………

Экспериментатор …………………………………………………………………

Испытуемый ………………………………………………………………………

Самочувствие испытуемого ………………………………………………………

Измеряемая характеристика ………………………………………………………

№ п/п Название предмета Ответы испытуемого Время, понадобившееся испытуемому, для правильного определения предмета Поведение испытуемого в процессе опыта (комментарии, эмоциональные реакции и т. д).
1. Помада      
2. Гвоздь      
3. Кассета      
4. Катушка с нитками      
5.        
       
         

 

Обработка результатов.Результаты опытов заносятся в таблицу, на основании результатов опытов и беседы с испытуемым выясняется роль прошлого опыта (т.е. апперцепция) в осязательном восприятии и правильном определении предметов. На основании результатов экспериментатор пишет заключение.

Критерии оценивания выполненной работы:самостоятельность выполнения, логичность, содержательность, аргументированность, правильность оформления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: