ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




Валовой национальный продукт, конечный продукт, промежуточный продукт, валовой внутренний продукт, добавленная стоимость, ВНП по расходам, ВНП по доходам, номинальный, реальный ВНП, дефлятор ВНП, дефицит-ВНП, система национальных счетов, чистый национальный продукт, национальный доход, личный доход, располагаемый доход, чистое экономическое благосостояние.

Выводы:

1. Макроэкономика – часть экономической теории, изучающая национальное хозяйство, экономику страны в целом. Предметом макроэкономического анализа являются экономический рост, макроэкономическое равновесие, макроэкономическая нестабильность, роль государства в экономике, методы и инструменты государственного регулирования экономики и др. Макроэкономика изучает функционирование четырех экономических агентов (домашние хозяйства, фирмы, государство и заграница) на четырех рынках (товаров, труда, капитала и денег). Основным, специфическим методом макроэкономического анализа является агрегирование – объединение множества однородных экономических явлений и процессов в один показатель. Основные цели макроэкономического развития – это устойчивый экономический рост, полная занятость, стабильные цены, уравновешенный торговый баланс.

2. Объем национального производства принято измерять ВНП, представляющим собой рыночную стоимость конечного продукта, произведенного страной за год. Поскольку рыночные цены товаров меняются, то для определения динамики ВНП необходимо исчисление реального ВНП, т.е. ВНП в неизменных ценах. Отношение номинального ВНП к реальному ВНП (дефлятор ВНП) характеризует изменение уровня цен в стране. Существуют три метода исчисления ВНП: как совокупности добавленной стоимости, создаваемой в отраслях экономики; как суммы всех расходов субъектов экономики и как суммы доходов, получаемых участниками процесса производства.

3. Проследить движение ВНП от стадии производства до конечного использования позволяет система национальных счетов, представляющая собой совокупность взаимоувязанных показателей, характеризующих производство, распределение и использование конечного продукта. При всей значимости показателя ВНП, для характеристики экономического благосостояния нации, помимо величины ВНП, необходимо учитывать: величину свободного времени, экологическую обстановку в стране, объемы производства домашнего хозяйства, теневую экономику и др.

4. Наряду с национальным продуктом важнейшим показателем, характеризующим национальное хозяйство, является национальное богатство страны – все блага, которыми обладает общество в настоящее время. При этом различают реальное и потенциальное национальное богатство. Реальное национальное богатство – это накопленные, материальные блага, результат многолетнего функционирования экономки данной страны. Потенциальное богатство включает природные ресурсы страны, человеческий капитал, информацию.


ГЛАВА 2. СОВОКУПНЫЙ СПРОС И
СОВОКУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Рыночная экономика, состоящая из множества локальных, индивидуальных рынков, сама является одним огромным рынком. И подобно тому, как для нормального функционирования конкретного рынка необходимо достижение равновесия между спросом и предложением, так и для нормального функционирования национальной экономики должно достигаться равновесие в масштабах всей экономики в целом. Равенство совокупного спроса совокупному предложению определяет равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства. Но прежде чем анализировать условия достижения макроэкономического равновесия необходимо рассмотреть сами понятия совокупный спрос и совокупное предложение.

2.1. Совокупный спрос и факторы его определяющие.

Совокупный спрос (AD) – это тот реальный объем национального производства, который экономические агенты (хозяйствующие субъекты)готовы купить при каждом возможном уровне цен. Совокупный спрос определяется расходами, которые планируют домашние хозяйства и предприниматели. Источниками спроса являются также государство и зарубежные страны. Спрос на блага со стороны отдельного макроэкономического субъекта формируется под воздействием разных побудительных мотивов, учитываемых при построении их функций спроса.

Совокупный спрос, или совокупные расходы включают спрос:

· населения на потребительские товары (потребительские расходы);

· фирм на инвестиционные товары (инвестиционные расходы);

· государства на товары и услуги (государственные расходы);

· заграницы на продукцию национального производства.

Во всей совокупности расходов наибольшую долю занимают потребительские расходы, они же и наиболее постоянны, устойчивы, меньше всего подвержены колебаниям. Все остальные виды расходов более динамичны, изменчивы.

Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом производства (ВНП), на который предъявляется спрос, – обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем производства, который будет куплен. Эта зависимость описывается кривой совокупного спроса (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Кривая совокупного спроса.

 

Изменение реального объема производства, который готовы купить хозяйствующие субъекты в связи с изменение уровня цен, отражается движением вдоль кривой совокупного спроса. Нисходящая кривая AD указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем ВНП, который будет куплен.

Обратная зависимость между уровнем цен и совокупным спросом объясняется действием эффекта процентных ставок, эффекта богатства и эффекта импортных закупок.

Эффект процентных ставок. Повышение товарных цен в стране увеличивает спрос на деньги, соответственно, растут процентные ставки, что ведет к удорожанию стоимости потребительского и инвестиционного кредита. В результате потребительский и инвестиционный и, следовательно, совокупный спрос падает. Снижение процентных ставок приводит к противоположному результату.

Эффект богатства. Повышение цен приводит к обесценению накопленного богатства (финансовых активов). Если население владеет ценными бумагами (акции, облигации и т.п.), то повышение цен приводит к падению их реальной стоимости, население беднеет, что ведет к падению потребительских расходов и совокупного спроса. Снижение цен ведет к обратному результату.

Эффект импортных закупок. Повышение уровня цен на отечественные товары ведет, с одной стороны, к относительному снижению цен на импортные товары, росту спроса на них и увеличению импорта. С другой стороны, отечественные товары для иностранцев становятся дороже, экспорт сокращается, а поскольку чистый экспорт является элементом совокупного спроса, то рост импортных закупок при снижении экспорта ведет к падению совокупного спроса, – и наоборот.

Таким образом, изменение общего уровня цен оказывает влияние на совокупный спрос. Но совокупный спрос изменяется и под действием неценовых факторов. Неценовые факторы – этоэкономические и неэкономические условия и рычаги, оказывающие влияние на составляющие совокупного спроса.

Так, потребительские расходы зависят от:

· изменения реальной стоимости накопленного богатства. При повышении курса имеющихся у потребителя акций, он станет богаче, и при прочих равных условиях, его текущий спрос возрастет (не путать изменение реальной стоимости ценных бумаг в связи с изменением уровня товарных цен и изменение их курсовой стоимости);

· ожиданий потребителей в отношении изменения уровня цен в будущем. Ожидание роста цен увеличит текущие потребительские расходы; ожидание снижения цен – сократит;

· задолженности потребителей по кредитам. С увеличением задолженности потребителей по кредитам их текущий спрос уменьшается, снижение задолженности – ведет к расширению потребительского спроса;

· изменением величины подоходного налога. Очевидно, что повышение налогов сокращает спрос, их снижение – расширяет.

На величину инвестиционных расходов влияют:

· изменения процентной ставки. Рост процентной ставки сокращает инвестиционный спрос, ее падение – расширяет;

· ожидаемая норма прибыли от инвестиций. Чем больше ожидаемая прибыль, тем больше будет инвестиционный спрос;

· изменения налогов на доходы предприятий оказывает на инвестиционный спрос такое же воздействие, что и не потребительский;

· характера применяемых технологий. Появление новых, высокоэффективных технологий увеличивает спрос на инвестиции.

Увеличение или сокращение планируемых государственных расходов (строительство, заработная плата работникам бюджетной сферы, расходы на охрану окружающей среды и т.п.) также оказывает большое влияние на совокупный спрос.

На величину чистого экспорта оказывает влияние:

· изменение национального дохода в зарубежных странах. Например, при росте национального дохода Китай может закупать больше товаров в России, что увеличивает совокупный спрос на российские товары;

· динамика валютного курса. При падении курс национальной валюты отечественные товары для иностранных покупателей становятся дешевле, и спрос на них растет.

Действие неценовых факторов совокупного спроса приводят к смещению кривой совокупного спроса (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Смещение кривой совокупного спроса под воздействие неценовых факторов.

 

При увеличении совокупного спроса его кривая сдвинется из положения АD в положение АD1 при сокращении – в положение АD2. Соответственно, в первом случае при одном и том же уровне цен спрос будет предъявляться на больший объем ВНП (Q2), во втором – на меньший (Q3).

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое совокупный спрос? Из каких компонентов он состоит?

2. Почему между уровнем цен и совокупным спросом существует обратная зависимость?

3. Какие факторы неценового характера влияют на потребительский спрос?

4. Какие факторы неценового характера влияют на инвестиционный спрос?

5. Что происходит с кривой совокупного спроса под воздействием неценовых факторов?

2.2. Потребление и сбережения.

Важнейшей по удельному весу частью совокупного спроса (до 2/3) является потребление.

Потребление (С) – это использование части располагаемого дохода для текущего приобретения товаров краткосрочного и длительного пользования и услуг. Напомним, что располагаемый доход (Y) – это личный доход за вычетом индивидуальных налогов, который используется на цели потребления и сбережения. Сбережения (S) – это накопление части дохода для последующего потребления.

Очевидно, что планируемые потребительские расходы домашних хозяйств в первую очередь определяются доходами и тем, какая часть располагаемого дохода используется на потребление, а какая часть на сбережения. И потребление, и сбережения являются функциями дохода (ВНП). (Здесь и в дальнейшем в целях упрощения анализа мы абстрагируемся от косвенных налогов и амортизации, и будем предполагать, что выпуск продукции (ВНП) и располагаемый доход равны).

Зависимость между уровнем дохода и потреблением описывается графиком потребления (рис. 2.3.).

Рис.2.3. График потребления.

На рис. 2.3. потребление в каждой точке биссектрисы равно доходу, т.е. весь доход потребляется и сбережения равны 0. В реальной жизни потребляется только часть дохода и кривая потребления обычно принимает вид СС. Анализ этой кривой показывает, что даже при нулевом доходе потребление существует. Это так называемое автономное потребление (Со) – потребление, независимое от уровня дохода. Потребление никогда не может равняться 0, так как без потребления невозможно существование человека как биологического вида. Автономное потребление может осуществляться за счет продажи накопленного имущества, займов, сбережений.

При доходе, равном Y1, потребление больше дохода. В этом случае, помимо дохода, потребление (как и при полном отсутствии доходов) может осуществляться за счет сбережений, продажи накопленного имущества, займов. При доходе, равном Y2, – весь доход используется для потребления. За пределами Y2 –часть дохода (Y3В) потребляется, а часть (АВ) сберегается.

При этом по мере роста дохода потребление абсолютно растет, но доля его в доходе имеет тенденцию к сокращению. Как писал Дж. Кейнс: «Основной психологический закон состоит в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

Другая часть располагаемого дохода используется для сбережений. Зависимость сбережений от дохода представлена на рис. 2.4.

Рис.2.4.График сбережений.

 

График сбережений показывает, что при доходе равном Y1 сбережения имеют отрицательное значение, (сбережения сокращаются), при доходе Y2, сбережения равны нулю. Они возникают и начинают расти за пределами Y2, и по мере увеличения дохода возрастают абсолютно, растет и доля сбережений в доходе.

Помимо дохода на потребление и сбережения влияют и другие (недоходные) факторы, приводящие к изменениям потребления и сбережений при том же уровне дохода и смещению кривых потребления и сбережений:

· накопленное богатство;

· объем бесплатных услуг, оказываемых населению (бесплатные образование, здравоохранение и т.п.);

· насыщенность рынка товарами;

· уровень налогообложения;

· задолженность по потребительским кредитам;

· ожидания изменения цен, доходов и др.

Очевидно, что изменения всех этих факторов (кроме изменений в налогообложении) оказывают противоположное воздействие на потребление и сбережения. Например, ожидание роста цен будет увеличивать текущее потребление и соответственно, снижать сбережения; сокращение накопленного богатства, наоборот, будет снижать потребление и увеличивать сбережения и т.д. Только увеличение или сокращение налогов однонаправленно влияет на потребление и сбережения, т.е. если налоги снижаются, то расти будет и потребление и сбережения, и наоборот.

Уровень потребления и сбережений характеризует ряд показателей:

· средняя склонность к потреблению (АРС) – доля располагаемого годового дохода (Y), направляемая на потребление (С);

АРС = С: Y

· средняя склонность к сбережению (АРS) – доля располагаемого годового дохода (Y), направляемая на сбережение (S).

АРS = S: Y

Для макроэкономического анализа в первую очередь важно не то, какая часть дохода была потрачена на потребление, а важно какую часть прироста дохода потратят домохозяйства на потребление, и соответственно, на сбережения.

Предположим, что первоначально доход составлял 10 тыс. рублей, из них на текущее потребление расходовалось 8 тысяч и 2 тысячи откладывалось, сберегалось (например, на отпуск), т.е. АРС = 0,8, а APS = 0,2.

Допустим, что доход увеличился на 3 тысячи. Как распределятся эти дополнительные 3 тысячи? В том же соотношении 4 к 1, или в другом?

Отношение изменения объема потребления к изменению дохода называется предельной склонностью к потреблению (МРС).

МРС = DС: D Y

Отношение изменений сбережений к изменению в доходе называется предельной склонностью к сбережению (МРS).

МРS = D S: D Y

Продолжим пример. Если из дополнительного дохода 1,8 тысячи было отложено, а 1,2 истрачено на текущее потребление, то MPS = 0,6, а МРС = 0,4.

Обратите внимание на то, что

АРС + APS = 1 и МРС + МРS = 1.

Значение МРС и MPS определяют наклоны, соответственно, кривых потребления и сбережения. Крутой наклон СС означает высокую склонность к потреблению, а плавный – низкую. Аналогично и кривая сбережений. По мере роста дохода MPS растет, а МРС – падает.

Зависимость потребления от дохода можно описать формулой:

С = Со + МРС (Y), где

С – потребление;

Со – автономное потребление – потребление при нулевом доходе;

МРС – предельная склонность к потреблению;

Y – располагаемый доход (валовой национальный продукт).

Зная формулу потребления, можно вывести и формулу сбережений:

S= Y - С = Y - [Со + МРС (Y)] = - Со +(1 - МРС (Y)), т.е.

S= - Со + МРS (Y).

Распределение денежных доходов граждан России на потребление и сбережения представлено в таблице 2.1.

Таблица 2.1.

Структура расходов граждан России (в % к доходу).

  1995 г. 1999 г. 2002 г.
Доходы      
Расходы на покупку товаров и оплату услуг   70,5   78,4   72,8
Обязательные платежи 5,6 6,7 9,3
Сбережения (вклады, покупка валюты, прирост денег на руках)     23,9     14,9     17,9

Как видно из приведенных данных, доля сбережений в располагаемом доходе россиян за 1995 – 2002 годы упала с 23,9% до 17,9%.

Потребительские расходы, будучи важнейшей частью совокупного спроса, оказывают огромное влияние на национальный объем производства, уровень цен и занятости.

Вопросы для самопроверки:

1. На какие части распадается располагаемый доход?

2. Какие зависимости отражают графики потребления и сбережения? Как меняется абсолютная и относительная (доля в доходе) величина потребления (сбережений) по мере роста дохода?

3. Что, кроме дохода, влияет на величину потребления и сбережений.

4. Что характеризуют и как исчисляются средняя склонность к потреблению, средняя склонность к сбережению?

5. Что характеризуют и как исчисляются предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению?

6. Напишите и проанализируйте формулы потребления и сбережений.

2.3. Инвестиционный спрос.

Вторым по удельному весу в совокупном спросе (планируемых совокупных расходах) является инвестиционный спрос. Инвестиционный спрос фирм (I) представляет собой намерения или планы фирм по увеличению своего капитала и/или товарных запасов.

роль инвестиций в экономике нельзя переоценить. Посредством инвестиций реализуются достижения научно-технического прогресса, от них зависят изменения структуры производства, темпы экономического роста, а, следовательно, и возможности увеличения потребления и роста благосостояния. Именно изменение инвестиций вызывает основные макроэкономические сдвиги.

При анализе инвестиций необходимо различать автономные и производные (индуцированные) инвестиции. Автономные инвестиции – это инвестиции, не зависящие от уровня дохода (ВНП), производные – это инвестиции, величина которых зависят от величины ВНП. В данной главе рассматриваются автономные инвестиции, производные будут рассмотрены в гл. 9.

Итак, мы исходим из того, что в отличие от потребления инвестиционный спрос непосредственно не зависит (или зависит очень слабо) от текущего дохода. Основные факторы, влияющие на инвестиционный спрос – это ожидаемая норма прибыли (Np) и уровень банковского процента (i).

Инвестиции делаются сегодня ради получения прибыли в будущем. Очевидно, что, чем выше ожидаемая прибыль, тем больше спрос на инвестиции. С другой стороны, при принятии решений о целесообразности вложения капитала инвестор учитывает альтернативные возможности его вложения. Располагая определенной суммой денег, инвестор всегда решает для себя, что выгоднее: вложить деньги в приобретение, например, оборудования, или положить деньги в банк.

Общий спрос на инвестиции представляет собой сумму всех инвестиционных решений фирм.

Разберем следующий пример. Предположим, что имеются три инвестиционных проекта:

Сумма, необходимых Ожидаемая норма

инвестиций прибыли (в %)

 

Первый проект 100 млн. руб. 12

Второй проект 150 млн. руб. 10

Третий проект 200 млн. руб. 8

 

Допустим далее, что ставка банковского процента равна 7%, тогда все проекты выгодно реализовать. Суммарный спрос на инвестиции составит 450 млн. руб. (100 + 150 + 200). Если же ставка процента будет равна 9%, то спрос на инвестиции составит 250 млн. руб. (100+150); если ставка процента – 11%, то спрос будет равен 100 млн. и т.д. Спрос на инвестиции предъявляются до тех пор, пока норма ожидаемой прибыли выше ставки процента.

Эту зависимость инвестиционного спроса от уровня банковского процента описывает кривая спроса на инвестиции (рис. 2.5.).

Рис. 2.5. График спроса на инвестиции.

 

Кривая спроса на инвестиции (рис.2.5) отлого опускается вниз и отражает обратную зависимость между ожидаемой нормой прибыли, ставкой процента и совокупной величиной требуемых инвестиций.

Помимо ожидаемой нормы прибыли и ставки процента на инвестиционный спрос могут влиять и другие факторы, под действием которых кривая спроса на инвестиции будет сдвигаться. К числу таких факторов относятся:

· издержки на приобретение, эксплуатацию и обслуживание зданий, сооружений, оборудования и т.п. Возрастание этих издержек будет снижать норму прибыли и кривая спроса на инвестиции сместится влево;

· налоги на предпринимателей. Высокие налоговые изъятия, снижают доходность инвестиций и их величину. Кривая спроса на инвестиции смещается влево. Снижение налогов ведет к обратному результату;

· изменения в технологиях производства. Научно-технические достижения служат важным стимулом осуществления инвестиций;

· ожидания производителей в отношении рыночной конъюнктуры: спроса на товары и услуги, изменения цен и т.п. Оптимистические ожидания сдвигают кривую спроса на инвестиции вправо, пессимистические – влево;

· общая социально-экономическая обстановка в стране, переживаемая фаза цикла, устойчивость правовых норм и др.

Рост инвестиций, повышая совокупный спрос, ведет к росту национального объема производства (ВНП). При этом инвестиционные расходы увеличивают объем производства на величину бóльшую, чем сами инвестиции. Здесь срабатывает так называемый мультипликативный эффект (эффект множителя). Как писал Дж. М. Кейнс, «…принцип мультипликатора позволяет дать общий ответ на вопрос о том, каким образом колебания инвестиций, составляющих относительно небольшую долю национального дохода, способны вызвать колебания совокупной занятости и дохода, которые характеризуются гораздо большей амплитудой».

Объяснить суть мультипликативного эффекта можно на следующем примере.

Предположим, что предприниматель решил вложить 10000 ден. ед. в совершенствование своего производства. в результате поставщики строительных материалов, оборудования, рабочие, занятые строительно-монтажными и т.п. работами, получили дополнительный доход, равный 10000 ден. ед. Будем исходить из того, что предельная склонность к потреблению (МРС) постоянна и равна 0,8. Это значит, что поставщики, рабочие из полученного дохода в 10000 ден. ед. израсходуют на потребление 8000 ден. ед., увеличив чей-то доход на эту сумму. Вторые получатели дохода израсходуют 6400 (0,8 х 8000) ден. ед., сформировав доход третьих лиц на уровне 6400ден.ед. и т. д.

 

Доход Потребление Сбережения

10000 8000 [(0,8) х 10000] 2000

8000 6400 [(0,8) х 8000] 1600

6400 5120 [(0,8) х 6400] 1280

5120 4096 [(0,8) х 5120] 1024

4096 3277 [(0,8) х 4096] 819

…………………………………………………………………..

Итого: 50000 40000 10000

 

Таким образом, исходные 10000 ден. ед. вызвали бесконечную цепь вторичных потребительских расходов, увеличив совокупные доходы в [1 + (0,8) + (0,8)2 + (0,8)3 +...] раз.

Данное выражение представляет собой сумму членов убывающей геометрической прогрессии, которая равняется: [1:(1-0,8)] = 1: 0,2= 5. Отсюда, первоначальный расход в 10000 ден. ед. превратился в сумму доходов, равную 10000 х 5 = 50000 ден. ед.

Поскольку 0,8 – это предельная склонность к потреблению (МРС), то (1 - 0,8) – это предельная склонность к сбережению (MPS). Следовательно, коэффициент, увеличивающий доходы (ВНП) в результате инвестиций, или инвестиционный мультипликатор (MRI) равен:

1: (1 – MPС), т.е. MRI = 1: МРS

 

Например, если инвестиции составили 1500, МРС = 0,6, то ВНП увеличится на [1500 х 1: (1-0,6)] = [1500 х (1: 0,4)] = 1500 х 2,5=3750.

Таким образом, в силу действия мультипликативного эффекта:

DgNР =I x MRI.

Однако надо иметь в виду, что мультипликатор действует в обоих направлениях, и снижение инвестиций приведет к падению ВНП на величину, бóльшую, чем сократились инвестиции.

Источником инвестиций являются сбережения.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое инвестиционные расходы? Какова роль инвестиций в экономике?

2. От чего зависит инвестиционный спрос?

3. Какие факторы сдвигают кривую спроса на инвестиции?

4. Как увеличение инвестиций влияет на объем равновесного валового национального продукта?

5. В чем суть мультипликативного эффекта? Чему равен мультипликатор инвестиций?

6. Чему равно изменение ВНП, обусловленное инвестициями?

2.4. Совокупное предложение и факторы его определяющие.

Совокупное предложение (AS) – это общая величина всех конечных товаров и услуг, предъявляемых к продаже, т.е. это реальный объем национального производства при каждом возможном уровне цен. Более высокий уровень цен стимулирует увеличение объема предложение (производства), более низкий – сокращение производства, т.е. между уровнем цен и национальным объемом производства существует прямая зависимость (рис. 2.6).


 

Рис. 2.6. Кривая совокупного предложения

 

Кривая AS показывает реальный объем ВНП, который будет произведен при различных уровнях цен. Точка Qp характеризует потенциальный объем ВНП, т.е. объем, который достигается при естественном уровне безработицы. Форма кривой отражает изменения издержек производства (прежде всего, за счет изменения затрат на оплату труда) в условиях, когда меняется объем национального производства.

Рассматриваемая кривая совокупного предложения – это «синтетическая» кривая, которая составлена из трех самостоятельных кривых AS, представляющих разные взгляды на динамику предложения, и потому включает три отрезка:

· горизонтальный (кейнсианский). На этом отрезке объем национального производства (ВНП) изменяется при постоянстве цен. Любой объем производства от 0 до Q1 свидетельствует о недопроизводстве, неполном использовании ресурсов. Безработица находится на высоком уровне, в этих условиях предприниматели могут нанимать дополнительную рабочую силу, не увеличивая заработную плату (за воротами много безработных). Издержки производства не меняются, постоянными остаются и цены. На отрезке 0Q1 объем производства может возрастать при постоянном уровне цен;

· промежуточный. На этом отрезке кривой AS объема национального производства увеличивается при возрастании цен. Безработица по мере продвижения объема производства от Q1 к Qp начинает сокращаться, свободных рабочих рук становится меньше, а предприниматели, чтобы привлечь дополнительную рабочую силу, должны платить больше. Растет заработная плата, растут издержки производства, повышаются цены;

· вертикальный (классический). Этот отрезок кривой совокупного предложения описывает состояние экономики, когда она при данном уровне технологий достигает границ своих производственных возможностей. Все ресурсы используются полностью, безработица находится на естественном уровне, объем производства измениться не может, он постоянен. Если в условиях полной занятости предприниматели будут стремиться нанять дополнительную рабочую силу, то они могут это сделать только «переманив» работников более высокой заработной платой. Издержки производства и цены повысятся, но увеличение производства в одном месте приведет к сокращению производства в другом (вспомните кривую производственных возможностей) и национальный объем производства не изменится.

Так же как и кривая совокупного спроса, кривая совокупного предложения может смещаться под воздействием неценовых факторов, к числу которых относятся изменения:

· цен на ресурсы. Открытие новых месторождений, изменение демографической ситуации, появление импортных ресурсов и т.п. отразится на цене ресурсов, издержках производства, следовательно, и на объеме предложения;

· производительности ресурсов. Повышение производительности ресурса означает, что при тех же ресурсах можно получить больший объем производства (предложения);

· налогообложения предпринимателей (рост налогов сокращает производство, уменьшение – его расширяет).

Под действием неценовых факторов происходит смещение кривой совокупного предложения (рис.2.7).

Рис. 2.7. Смещение кривой совокупного предложения под воздействие неценовых факторов.

Если, например, повышаются цены на ресурсы (растет цена нефти), при неизменной технологии издержки производства возрастут. Тогда при каждом уровне цен, совокупное предложение будет сокращаться – кривая AS сместится влево, в положение AS1. Соответственно падение цен на ресурсы приведет к увеличению предложения и смещению кривой AS вправо, до AS2.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое совокупное предложение? Какую зависимость описывает кривая совокупного предложения?

2. Из каких отрезков состоит эта кривая? Охарактеризуйте изменение объема производства на каждом из отрезков кривой AS.

3. Какие факторы неценового характера влияют на совокупное предложение?

4. Что происходит с кривой совокупного предложения под воздействием неценовых факторов?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: