ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ




 

Государство, экономические функции государства, государственный сектор, общественные товары, побочные (внешние) эффекты, государственное регулирование экономики, неоклассическая, кейнсианская, монетаристская теории регулирования, административные, экономические методы регулирования, программирование, фиаско государства, модели рыночной экономики.

Выводы:

1. Образование монополий, незаинтересованность рынка в производстве общественных товаров, сохранении окружающей среды, развитии фундаментальной науки, неравенство в распределении доходов, такие имманентные рынку негативные черты как безработица, инфляция, кризисы все это обусловило усиление в ХХ веке роли государства в экономике. Цель деятельности государства в рыночной экономике – смягчить негативные последствия действия рыночного механизма. Основные функции: создание правовых основ частного бизнеса, демонополизация, перераспределение доходов, борьба с безработицей, инфляцией, цикличностью развития и др. Отрицательные внешние эффекты приводят к чрезмерному, а положительные внешние эффекты к недостаточному поступлению ресурсов в отрасли, где эти эффекты возникают. Вводя специальные налоги, разного рода санкции, или субсидии, государство, устраняет эти перекосы в распределении ресурсов.

2. Государственное регулирование экономики – это набор типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными органами для воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения условий для нормального функционирования рыночного механизма и решения социальных проблем. Объектами государственного регулирования являются все важнейшие макроэкономические процессы и явления. Государство воздействует на рыночную экономику, используя административные меры, и, экономически: прямо – выступая как хозяйствующий субъект (производитель и продавец, покупатель, инвестор и т.д.), и косвенно – регулируя частный сектор посредством соответствующей бюджетно-налоговой и денежной политики. Разные сочетания рыночного и государственного регулирования отражаются в моделях рыночной экономики.


ГЛАВА 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Для достижения макроэкономических целей государство в качестве инструмента косвенного регулирования экономики широко использует государственный бюджет. Изменяя размеры и правила налогообложения, объемы и направления государственных расходов, правительства могут воздействовать на уровень цен и занятость, на темпы экономического роста и эффективность производства.

7.1. Бюджетная система страны. Доходы и расходы бюджета.

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государственной власти. Государственный бюджет – это основной финансовый план страны, имеющий силу закона. Он представляет собой баланс доходов и расходов государства и, как всякий баланс, состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступлений, и расходной, объединяющей все виды государственных расходов.

Говоря о «государственном бюджете» надо иметь в виду, что он представляет собой систему бюджетов, включающую в себя центральный бюджет и территориальные (региональные) бюджеты – бюджеты субъектов Федерации (штатов, земель, краев, областей и т.п.). Региональные бюджеты имеют такую же структуру, как и центральный бюджет, они включают доходы и расходы региональных органов власти и действуют на территории соответствующих административных единиц.

Помимо государственного бюджета в бюджетную систему страны входят и бюджеты местных органов самоуправления.

Соответственно, бюджетная система Российской Федерации включает:

· республиканский (федеральный) бюджет Российской Федерации;

· бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований (республик, краев, областей, автономных областей и округов);

· местные бюджеты (районные, городские, сельские, поселковые).

В основе взаимоотношений бюджетов разных уровней лежит принцип бюджетного федерализма, согласно которому:

· все бюджеты функционируют автономно;

· за каждым бюджетом закрепляются свои источники доходов и определяются расходы, которые финансируются за счет него;

· бюджеты принимаются соответствующими органами законодательной власти.

При этом принцип бюджетного федерализма не исключает возможности перераспределения денежных средств между бюджетами. Происходящий в России процесс бюджетной федерализации привел к тому, что роль региональных и местных бюджетов существенно возросла: увеличилась их доходная база, многие расходы были закреплены за бюджетами субъектов Федерации.

Доходы государственного бюджета включают:

· налоговые поступления (80-90% всех доходов);

· неналоговые доходы (доходы от сдачи в аренду, продажи, использования государственного имущества, дивиденды по акциям, целевые перечисления государству и т.п.).

Содержание и характер государственных расходов органически связаны с функциями государства.

Государственные расходы могут быть сгруппированы:

· по направлениям: расходы на военные и социально-экономические цели, расходы, связанные с хозяйственной деятельностью государства, в частности внешнеэкономической, расходы на управление и т.п.,

· по экономическому содержанию: государственные закупки, трансфертные платежи, расходы по обслуживанию государственного долга.

Государственные закупки – это спрос правительства на товары и услуги военного и гражданского назначения. Последние могут предназначаться как для собственных нужд государственных предприятий и учреждений, так и носить регулирующий характер (закупки сельскохозяйственной продукции для поддержания рыночной цены, покупки иностранной валюты на валютном рынке в целях недопущения резких колебаний курса национальной валюты).

Государственные закупки создают гарантированный рынок сбыта, который характеризуется отсутствием риска неплатежа, стабильностью цен, возможностью реализовать продукцию крупными партиями по заранее заключенным контрактам (государственные заказы), возможностью получения налоговых и кредитных льгот и т.п.

Следующий вид государственных расходов – это трансфертныеплатежи – выплаты, которые осуществляются без представления их получателями каких-либо товаров и услуг. Трансфертные платежи – это пенсии, пособия по безработице, стипендии, пособия многодетным семьям и т.п. Их доля в государственных расходах зависит от социально-политической ориентации государства, границ государственного вмешательства в экономику, от проводимой социальной политики. Так, доля трансфертных платежей колеблется от 12% ВНП в США до, почти 32% в Швеции.

Наконец, государство несет расходы по обслуживанию внутреннего и внешнего долга страны, которые включают затраты на выпуск и размещение государственных ценных бумаг (ГЦБ), выплату процентов. Систематическое увеличение государственного долга имеет своим следствием рост этого вида расходов государства.

Вообще увеличение государственных расходов стало в ХХ века общемировой тенденцией. Практически во всех странах государственные расходы растут быстрее ВНП. Естественным следствием этого является увеличение их доли в ВНП. Так, в 1929 г. государственные расходы США составляли 12% ВНП, а в 2000 г. – 19%, в России доля государственных расходов составляет, примерно, 15% ВНП.

В целом представление о составе и структуре доходов и расходов бюджета России дает таблица 7.1.

 

Таблица 7.1.

Структура доходов и расходов Федерального бюджета
России 2003 г.(в млрд. руб.).

  ДОХОДЫ 2417,8 100% РАСХОДЫ 2345,6 100%
  Налоговые доходы из них:     78,2 Государственное управление   66,5   2,8
  налог на прибыль 179,6 7,3 Международная деятельность 44.4 1,9
  налог на добавленную стоимость   946,2   39,2 Правоохранительная деятельность и т.п.   244,8   10,8
  акцизы 227,7 9.4 Национальная оборона 345,7 14,7
  налоги на внешнюю торговлю   336,0   13,8 Промышленность, энергетика, строительство, транспорт и др.     63,4     2,8
  налоги на совокупный доход   8,5   0,4 Сельское хозяйство и рыболовство   31,2   1,3
  продолжение таблицы 7.1.  
  платежи за пользование природными ресурсами     183,1     7,6 Образование, фундаментальные исследования и содействие НТП     137,9     5,9
  прочие налоги, пошлины и сборы   10,9   0,5 Культура и СМИ 26,0 1,1
  Неналоговые доходы 145,7 6,0 Социальная политика и здравоохранение   150,7   6,4
  Целевые фонды (Дорожный экономический фонд борьбы с преступностью.   14,1   0,6 Обслуживание государственного долга   277,5   11,8
  Единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет     365,6     15,2 Прочие расходы (охрана окружающей среды, пополнение гос. резервов и др.)     227,0     9,2
  Финансовая помощь другим бюджетам   717,6   30,6
  Расходы целевых фондов 14,1 0,6
   
                       

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое государственный бюджет?

2. Как могут строиться взаимоотношения между центральным и территориальным бюджетами?

3. Охарактеризуйте бюджетное устройство России.

4. Из чего складываются доходы бюджета?

5. Что собой представляют государственные расходы? Охарактеризуйте их.

6. Какие виды услуг могут быть предоставлены только государством и, соответственно, какие виды государственных расходов не могут быть сокращены?

7. Проанализируйте состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета России в 2003 г.

7.2. Теория налогообложения. Налоговая система.

Основным источником государственного бюджета являются налоги.

Налог (Т) – это часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемая и присваиваемая государством. Принудительное, обязательное изъятие средств в пользу государства предполагает непременное законодательное установление налоговых обязательств. Принцип законодательного оформления налогов содержится в конституции многих стран.

Налоги многофункциональны.

Во-первых, они выполняют функцию перераспределения финансовых ресурсов и формируют доходы государства. Налоги мобилизуют от 30% (Япония, США) до 45% (Германия) и 60 % (Швеция) ВНП. Доля налогов в ВВП России в 2001 г. составляла 20,5%.

Во-вторых, налоги выполняют регулирующую функцию. Налоги оказывают воздействие на любые экономические и социальные процессы, происходящие в стране. В этом своем качестве налоги могут играть как поощрительную, стимулирующую роль, так и ограничительную, сдерживающую. Например, налоговые льготы, предоставляемые вновь создаваемым предприятиям, стимулирует их развитие, расширение. Наоборот, повышение таможенных пошлин на ввоз товаров из-за границы, будет сдерживать импорт. Опыт многих развитых стран свидетельствует о том, что налоговая система – наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

В-третьих, через налоги происходит перераспределение национального дохода, доходов физических и юридических лиц. Изменяя доходы экономических субъектов, налоги отражаются на спросе и предложении, на рыночном равновесии и ценах, что опосредованно влияет на объемы производства и занятость, а, следовательно, и на распределение ресурсов. Таким образом, налоги влияют на только на распределение доходов, но и на распределение ресурсов.

Наконец, налоги выполняют контрольную функцию. Обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной получаемых доходов, необходимость декларирования доходов создает для государства возможность проверки законности, эффективности деятельности субъектов налогообложения.

Назначение и роль налогов в экономике определяют основные принципы налогообложения, которые были сформулированы еще отцом экономической теории А. Смитом, и остались актуальными и сегодня. Эти принципы:

· справедливость и равенство налогообложения – все должны участвовать в покрытии расходов правительства, но каждый – по возможности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется;

· налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен и он должен взиматься в наиболее удобное для плательщика время и наиболее удобным способом;

· расходы на сбор налогов должны быть минимальны (налог должен извлекать из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в доход государства).

Равенство в налогообложении – проблема, обсуждаемая в течение столетий. Что понимать под равенством? На основании, каких показателей судить о равенстве?

Теория налогообложения исходит из необходимости соблюдения горизонтальной и вертикальной справедливости. Первая предполагает, что находящиеся в равном положении (получающие одинаковый доход) должны платить одинаковые налоги. Вертикальная справедливость означает, что находящиеся в неравном положении (получающие разные доходы) должны платить разные налоги.

Что касается показателя, на основе которого должен соблюдаться принцип равенства, то здесь возможны два варианта: первый – платежеспособность физического или юридического лица (доход или богатство) и второй – размер выгод, получаемых от государства. Принцип равенства на основе платежеспособности реализуется путем установления зависимости между величиной дохода (богатства) и налоговыми изъятиями. При этом возможны два основных метода взыскания налогов:

· у источника дохода – т.е. в момент получения дохода (выплаты заработной платы, получения процента по вкладам и т.п.);

· в момент расходования дохода (обложение налогом покупок товаров и услуг).

Реализация принципа равенства на основе получаемых от государства выгод означает, что тот, кто больше получает от государства, тот и платит налоги (классический пример – дорожный налог, который платят автомобилисты, пользующиеся государственными дорогами).

Между двумя подходами к базе налогообложения существует противоречие: если за основу взимаемых налогов брать платежеспособность, то, очевидно, что богатые должны платить больше, чем бедные. А если исходить из величины выгод, получаемых от государства, то безработный, получающий пособие по безработице или пенсионер должен платить больше, чем мультимиллионер. Поскольку оценить выгоды получаемые налогоплательщиками часто невозможно (потребление общественных товаров), то на практике за основу налогообложения берется платежеспособность.

Необходимо обратить внимание на то, что поскольку всякий налог – это вычет из дохода, то налоги могут негативно влиять на стимулы к труду и занятость, экономический рост и инвестирование, приводить к нарушению рыночного равновесия и неоптимальному распределению ресурсов. Налоги «вбивают клин» между оценками товаров и факторов производства покупателями и продавцами, что создаёт искажения в распределении ресурсов и порождает потери общества в целом.

Рассмотрим, например, налог на заработную плату (рис. 7.1).

Рис. 7.1. Налоговые поступления и потери.

 

Первоначально рынок находится в равновесии при заработной плате, равной W. Предложение труда (количество отработанных часов) составляет Q. Предположим, что вводится подоходный налог. Ведение налога сократит реальную заработную плату рабочих, что приведет к сокращению предложения труда. Кривая S сдвинется в положение S1. Тогда предприниматели для того, чтобы сохранить заработную плату, получаемую рабочими, на прежнем уровне, должны повысить ее до W1 , нопри таком уровне заработной платы спрос на рабочую силу и количество отработанных часов сократятся до Q1.

Сокращение спроса на рабочую силу приведет к тому, что фирмы фактически будут платить заработную плату на уровне W2. Таким образом, налоги повысили предналоговую заработную плату до уровня W1 и снизили посленалоговую заработную плату до уровня W2. Налоги вбивают клин, равный E1N, между ценой найма работника для фирмы и заработной платой, реально получаемой работником. Результатом введения налога становится снижение стимулов к труду и уменьшение отработанного времени.

Область W1W2 E1N – это общая сумма налоговых поступлений, полученных государством. А площадь треугольника E1 представляет собой чистые потери общества (сокращение отработанного рабочего времени), возникшие в результате введения налога.

Негативные последствия взимания налогов делают необходимым при построении налоговой системы соблюдение принципа эффективности налогообложения, который предполагает, что взимание налогов не должно иметь негативных последствий для экономики или эти последствия должны быть минимальны.

Точное соблюдение теоретических принципов налогообложения на практике невозможно, поэтому современные налоговые системы – это всегда некоторый компромисс. Конкретная налоговая политика строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, состоянием экономики, взглядами правящей партии и т.п. Практически принципы налогообложения реализуются путем формирования соответствующих правил взимания налогов – определения их уровня, характера, состава, объекта обложения. Все это находит отражение в налоговой системе страны.

Налоговая система это совокупность налогов, устанавливаемых государственной властью, а также методы и принципы построения налогов. Основные принципы построения налоговой система РФ названы в Налоговом кодексе РФ:

· всеобщность и равенство налогообложения – охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы независимо от их организационно-правовой формы;

· стабильность – устойчивость видов налогов и налоговых ставок во времени;

· равнонапряженность – взимание одинаковых налогов на одинаковых для всех налогоплательщиков условиям;

· экономическое обоснование налогов (налоги не могут быть произвольными);

· обязательность – принудительность, неизбежность выплаты налога;

· социальная справедливость – установление налоговых ставок и налоговых льгот, ставящих всех примерно в равные условия.

Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от объекта налогообложения, взаимоотношений плательщика налога и государства, различают:

прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов или имущества хозяйственных субъектов и не могут быть легко переложены теми, кто по закону выплачивает налог государству, на другие лица (подоходный налог, налог на прибыль, налог на недвижимость и т.п.);

косвенные налоги – устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Они взимаются фактически с потребителя, хотя плательщиком налога государству выступает торговое или производственное предприятие (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж).

В зависимости от органа, который взимает налоги, и ими распоряжается (в соответствии с российским законодательством), различают:

федеральные налоги – они определяются Законом РФ и взимаются на всей территории России по одинаковым правилам. Основные виды федеральных налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы от капитала, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий и др.;

налоги субъектов Федерации (региональные налоги) – это налоги, которые могут вводиться органами власти соответствующих уровней (республик, краев, областей) на своей территории (налог на недвижимость, налог с продаж, налог на игорный бизнес). Федеральные законы определяются лишь основные принципы формирования региональных налогов;

местные налоги – устанавливаемые и взимаемые органами власти местного самоуправления (земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование или дарение).

В зависимости от назначения налога, различают:

общие налоги, которые обезличиваются и используются для финансирования общегосударственных расходов;

специальные (целевые) налоги – имеющие строго определенное назначение. Они взимаются для финансирования заранее определенных программ.

Каждый налог содержит характеристику следующих основных элементов:

· субъект налогообложения;

· объект налогообложения;

· ставки налога;

· источник налога;

· налоговые льготы;

· порядок изъятия;

· налоговые санкции.

Субъект налога (или налогоплательщик) – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог;

объект налога – это то, что подлежит налогообложению. Объектом налога могут быть: текущие доходы, расходы, виды деятельности, собственность и др. В законе о налоге указывается в каких единицах измеряется объект налога (денежные единицы – в налогах на заработную плату, прибыль; гектар, акр – в земельном налоге, человек – в подушном налоге);

источник налога – доход, из которого уплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т.п.);

налоговые льготы – полное или частичное освобождение от уплаты налогов. Налоговые льготы являются важным элементом налоговой политики, методом государственного регулирования экономики, обеспечения социальной защиты некоторых видов деятельности и определенных групп населения. Налоговые льготы могут предоставляться путем: установления необлагаемого минимума, исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика, уменьшения налоговой ставки, предоставления налогового кредита, полного освобождения от уплаты налогов и др.;

налоговые санкции – разного рода взыскания – от штрафов различных размеров до уголовной ответственности за нарушения в сфере налогообложения (уклонение от уплаты налогов, просрочка налоговых платежей, включение в налоговою декларацию ложных сведений и т.п.).

Важнейшим элементом всякого налога является ставка налога (t) – величина налога на единицу обложения. Ставка может быть твердая (устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения) или долевая устанавливаться в виде доли (процента) к единице налогообложения. Различают среднюю и предельную налоговую ставку. Первая определяет долю налога в доходе, вторая – прирост налога по отношению к приросту дохода.

Существуют различные методы построения налоговой ставки. В зависимости от того, как меняется ставка налога при изменении величины дохода, налог может быть: прогрессивный, пропорциональный, регрессивный. Эти виды налогов представлены на рис. 7.2.

Рис.7.2. Прогрессивные, пропорциональные, регрессивные налоги.

 

Прогрессивный налог – налог, при котором ставка обложения растет по мере увеличения дохода; соответственно, доля налога в доходе по мере роста дохода возрастает (рис. 7.2, линия а). Доход увеличился с Y1 до Y2, налог с Т2 до Т1.

Пропорциональный налог предполагает, что используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению. В этом случае доля налога в доходе остается постоянной, независимой от величины дохода (рис. 7.2, линия б). Доход увеличился с Y1 до Y2, налог с Т4 до Т3.

Регрессивный налог – налог, при котором ставка или доля налога в доходе уменьшается по мере возрастания дохода (рис. 7.2, линия в). Доход увеличился с Y1 до Y2, налог с Т6 до Т5.

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями (Т) и ставками налогов (t) описывается кривой Лаффера (рис.7.3).

Рис. 7.3. Кривая Лаффера.

 

Согласно этой кривой максимальные поступления налогов в государственный бюджет обеспечивает определенная (оптимальная) ставка соответствующего налога (topt). Повышение ставки налога, например, до t1 ведет к утрате стимулов к труду, капиталовложениям, тормозит НТП, замедляет экономический рост, что, в конечном счете, уменьшает поступления в бюджет (Т1< Тmах).

Наоборот, переход к более низкой ставке (t2 < t1) обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, совокупных доходов и в результате – увеличение поступлений в бюджет (T2 > T1). Однако найти оптимальную шкалу налогообложения теоретически не удается, она определяется эмпирически и, отражая национальные, психологические, конкретно-экономические, культурные особенности страны, различна для разных стран.

Налоговая система России. В конце 80-х – начале 90-х годов в России началась налоговая реформа, в результате которой принципиально изменились взаимоотношения физических и юридических лиц с государственным бюджетом. Многочисленные и разнообразные платежи предприятий в бюджет (плата за фонды, трудовые и природные ресурсы, фиксированные платежи и отчисления от прибыли в бюджет и др.) были заменены налогами.

Основы взаимоотношений юридических и физических лиц с государственным бюджетом законодательно определены принятым в июле 1998 г. Налоговым кодексом. Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения в РФ.

Структура налоговых доходов в РФ представлена в таблице 7.2.

 

Таблица 7.2.

Состав и структура налоговых доходов РФ, 2001г.

Налоговые доходы (млрд. руб.)   100%
Налог на прибыль (доход), прирост капитала   27,6
Налог на доходы физических лиц 255,5 13,7
Налог на добавленную стоимость 477,5 25,7
Акцизы   12,3
Плата за пользование природными ресурсами   8,0
Налог на имущество 89,5 4,8
Налог с продаж   2,4
Прочие налоги, пошлины и сборы   3,6

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое налоги, и какие функции они выполняют?

2. Каковы основные принципы налогообложения?

3. Что такое «налоговый клин»? Начертите график, и рассмотрите, как возникает налоговый клин.

4. Какие элементы включает в себя налоговая система страны?

5. В чем отличия прямых налогов от косвенных?

6. Каковы основные характеристики любого налога?

7. Как могут меняться налоговые ставки?

8. Объясните кривую Лаффера.

9. Какова структура налогов в России? Какие налоги преобладают в РФ?

7.3. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Государственный бюджет, как и всякий баланс, предполагает равенство доходов и расходов. Однако, как правило, планируемые поступления и расходы государства не совпадают. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит или положительное сальдо), превышение расходов над доходами означает бюджетный дефицит (или отрицательное сальдо).

Если раньше бюджетный дефицит возникал редко и был связан с чрезвычайными обстоятельствами, прежде всего с войнами, то сегодня, и в мирное время, бюджетный дефицит стал достаточно типичным явление для многих стран рыночной экономики.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства или падения темпов его роста, высокого уровня затрат, низкой производительности труда и других причин, вызывающих несбалансированность экономики, снижение эффективности производства.

Однако сам по себе бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики страны, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия.

Существует несколько точек зрения на проблему бюджетного дефицита.

Согласно одной из них, бюджетный дефицит недопустим, и необходимо добиваться ежегодной сбалансированности бюджета. Однако противники этой позиции доказывают, что стремление к сбалансированности бюджета в данном году будет генерировать бюджетный дефицит в будущем. Увеличение налогов или сокращение государственных расходов во имя бюджетного баланса приводит к падению совокупного спроса, объема производства, доходов, следовательно, к уменьшению поступлений в бюджет.

По мнению других экономистов, бюджетная сбалансированность должна достигается автоматически в ходе экономического цикла. Бюджетные излишки, возникающие на фазе подъема, должны покрывать бюджетный дефицит, появляющийся на фазе кризиса. Слабость такого подхода к бюджетному дефициту состоит в том, что продолжительность и степень спадов и подъемов не совпадают, потому недостижима и сбалансированность в рамках цикла.

Наконец, третья и наиболее распространенная концепция, состоит в том, бюджетный дефицит не может служить показателем, характеризующим состояние экономики, и бездефицитный бюджет еще не означает экономического благополучия страны. Макроэкономическое равновесие, экономический рост и безинфляционное развитие могут достигаться и в условиях бюджетного дефицита, поэтому бюджетный дефицит вполне допустим.

Сегодня большинство экономистов исходят из того, что в период спадов вполне правомерен весьма значительный бюджетный дефицит, а небольшой бюджетный дефицит может существовать и длительное время. Проблемой становится продолжительный и значительный бюджетный дефицит, следствием которого может стать инфляция. Международный Валютный Фонд признает допустимым дефицит в пределах 3-3,5% ВНП.

Бюджетная несбалансированность может быть полезной с точки зрения стабилизации экономики. Планируемое расхождение между доходами и расходами государственного бюджета может использоваться как средство борьбы с инфляцией и спадом производства. Наоборот твердый курс на сбалансированность бюджета потребовал бы повышения налогов и снижения государственных расходов в период спада экономики, что привела бы к дальнейшему сокращению совокупного спроса.

Характер бюджетного сальдо (дефицит или излишек) зависит от состояния экономики в целом. При данном объеме государственных расходов и данной ставке налогообложения бюджетное сальдо определяется уровнем объема производства (доходов). Чем больше объем производства и уровень доходов, тем выше налоговые поступления (рис. 7.4).

Рис. 7.4. Дефицит и излишек (профицит) государственного
бюджета.

 

Правительственные расходы (G) не зависят от уровня ВНП, тогда как налоги (Т) производны ВНП. Таким образом, при низком ВНП будет наблюдаться дефицит, при высоком – излишек.

Однако государственные расходы и налоги сами могут влиять на уровень совокупного спроса и на объем ВНП. Рост государственных расходов повлечет за собой расширение совокупного спроса, объема производства, доходов, что увеличит поступление налогов, в результате чего бюджетный дефицит может сократиться. Состояние бюджета может улучшиться и при снижении налогов, поскольку такое снижение вызовет рост совокупного спроса, объема производства, доходов, а, следовательно, и налоговых поступлений.

Таким образом, бюджетное сальдо не всегда является свидетельством изменения макроэкономической ситуации, оно может быть следствием проводимой правительством фискальной политики, направленной на решение тех или иных макроэкономических задач.

Для того, чтобы выделить воздействие на бюджетное сальдо целенаправленных мероприятий правительства используют «бюджет полной занятости» – состояние бюджета в условиях функционирования экономики при естественном уровне безработицы.

Структурный дефицит (дефицит бюджета полной занятости ) характеризует разность между доходами и расходами государственного бюджета при данном уровне налогообложения и государственных затрат и естественном уровне безработицы. Дефицит бюджета полной занятости элиминирует влияние экономического цикла на величину бюджетного дефицита.

Разность между фактическим бюджетным дефицитом и дефицитом бюджета полной занятости называется циклическим дефицитом. Циклический дефицит – это дефицит, вызванный спадом производства, превышением фактической безработицей своего естественного уровня (рис. 7.5).

Рис. 7.5. Фактический, структурный и циклический бюджетный
дефицит.


Если в условиях полной занятости ВНП равняется Q1, то при существующей системе налогообложения и данном уровне правительственных расходов дефицит бюджета равен . При уровне производства, равном Q2, и той же системе налогообложения и таких же правительственных расходах бюджетный дефицит будет равен ае, в том числе аd – структурный дефицит и de – циклический дефицит – результат падения объемов производства (Q2 меньше Q1).

Рост структурного дефицита означает, что правительство проводит стимулирующую политику: увеличивает расходы и сокращает налоги, что вызывает рост совокупного спроса и положительно влияет на выпуск продукции. Сокращение структурного дефицита, напротив, свидетельствует о проведении сдерживающей фискальной политики.

При данной величине бюджетного дефицита его воздействие на экономику зависит от методов его финансирования. Государственные расходы, не имеющие под собой доходной базы, могут финансироваться за счет:

· эмиссии денег;

· займов в Центральном банке;

· займов в частном секторе, осуществляемых путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг.

Первые два способа финансирования бюджетного дефицита носят инфляционный характер, т.е. ведут к росту цен, третий способ считается безинфляционным, но он порождает «эффект вытеснения». Суть последнего состоит в том, что, увеличивая займы в частном секторе, правительство содействует повышению процентных ставок, что ведет к последующему снижению инвестиционного спроса. Таким образом, правительственные расходы, как правило, носящие непроизводительный характер, «вытесняют» частные инвестиции в производство.

Влияние различных методов финансирования бюд



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: