Вопрос 2. Принятие управленческих решений. Этапы. Требования.




Ответ. Управленческое решение— это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения определенной цели системы менеджмента. [2]

Принятие управленческих решений представляет собой процедуру выбора окончательного варианта действий и утверждении его в установленном в данной организации порядке. В этом процессе воедино соединяются знания науки управления, опыт, искусство и интуиция лица, принимающего управленческое решение. С другой стороны, принятие управленческого решения является информационно-мыслительным процессом менеджера-руководителя, в ходе которого информация о состоянии и условиях функционирования объекта анализа преобразуется в информацию о способах желательного развития этого объекта в будущем. [4]

Принятие управленческих решений является профессиональной обязанностью менеджеров.[3]

Существуют множество подходов при выделении этапов и стадий процесса принятия решения. Наиболее распространена классификация процесса принятия решения как функции проблемы, альтернатив и выполнения решения. Следовательно, любое управленческое решение должно проходить следующие стадии:

1. Уяснение проблемы:

ü Сбор информации;

ü Выяснение актуальности;

ü Определение условий, при которых эта проблема будет решена.

2. Составление плана решения:

ü Разработка альтернативных вариантов решения;

ü Сопоставление вариантов решения с имеющимися ресурсами;

ü Оценка альтернативных вариантов по социальным последствиям;

ü Оценка альтернативных вариантов по экономической эффективности;

ü Составление программ решения;

ü Разработка и составление детального плана решения.

3. Выполнение решения:

ü Доведение решений до конкретных исполнителей;

ü Разработка мер поощрений и наказаний.

4. Процесс контроля и оценки результатов управленческого решения:

ü Оценка эффективности принятого решения;

ü Оценка выгоды полученной от реализации.[2]

Вторая группа классификаций исходит из того, что процесс принятия управленческого решения проходит стадии признания проблемы, формулирования проблемы, определение критериев успешного решения. Отклонение ситуации от заданных стадий в процессе принятия решения обнаруживается менеджером не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и способностями их достижения.

Этап изучения ситуации направлен на признание или не признание существующей в организации проблемы. Признание или не признание проблемы во многом зависит от уровня ее восприятия.

Следующий этап принятия управленческого решения— интерпретация, т.е. придание значения и определение той проблемы, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий проявляются сами и требуют вмешательства менеджера. Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис—к неструктурированным. Соответственно, для каждого из них необходимы различные типы решений, а именно структурированным—программированные, неструктурированным—непрограммированные.

Этап определения критериев успешного решения предшествует поиску альтернатив, что помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже. Сюда включаются вопросы, связанные с отношением к целям, с методами выработки решений и со снижением эмоциональной напряженности на начальных этапах процесса принятия решения. По мнению специалистов, данный этап начинается с определения двух типов критерия:

ü «мы должны» (или цели);

ü «мы хотим».

Первый тип критерия должен быть разрешен до того, как какая-либо альтернатива будет рассматриваться. Например, если перечень должностных обязанностей или то, что должен делать работник, не соответствует его способностям, то он и не будет рассматриваться как возможный кандидат на эту должность. Данный критерий требует тщательного обоснования, так как может устранить основу для разработки возможностей и альтернативы. Так, может не оказаться ни одного работника, соответствующего предъявленным требованиям. На практике часто к определению данного критерия возвращаются вновь в рамки процесса принятия решения.

Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер начинает работу по поиску альтернатив или возможных направлений действий для решения проблемы. Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. На этом этапе менеджер вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший предыдущий анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки предстоящего выбора. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода:

ü Прошлый опыт;

ü Проведение эксперимента;

ü Исследование и анализ.

Третья стадия в процессе принятия решений—выполнение решения—состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения и осуществления обратной связи. Данный этап состоит из нескольких шагов, необходимых для того, чтобы решение было выполнено. Сюда относится составление плана мероприятий, которое заставляет менеджера думать о определенных действиях, превращающих решение в реальность. Для этого необходимо распределить права и ответственности среди участников, а также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии решения его исполнителями как образца поведения.

Следующий этап—это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения, т.е. должна осуществляться функция контроля, установление стандартов и измерение показателей в отношении этих стандартов. При этой системе отслеживания отклонений проблемы могут быть предотвращены до того, как они проявятся.

Полученная в ходе отслеживания информация необходима для осуществления корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени, но при этом менеджеру лучше непосредственно контролировать ситуацию. Это доказывается несколькими аспектами. Всегда лучше информация из первых рук. Это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению, что немаловажно для лидерского поведения.

Рассмотрение этапов рационального решения проблем может быть использовано в качестве рекомендаций, способствующих принятию более эффективных решений в сложных ситуациях. Однако этот метод управления, как и все другие, применяется не в идеальной ситуации, так как организация— сложный объект.

Управленческое решение принимается на основе определенной информации, которая необходима для рационального решения проблемы. Однако в определенной ситуации информация может быть недоступна или ее стоимость превышает конечный эффект. В ситуации, когда получить информацию по приемлемой цене невозможно, но существует вероятность того, что такая возможность скоро появится, наиболее эффективно отложить принятие решения.

Принятие управленческого решения является искусством нахождения эффективного компромисса, так как выигрыш в одном почти всегда достигается в ущерб другому. Проблема процесса принятия решения состоит в сопоставлении минусов с плюсами в целях получения максимального результата. [2]

Основные требования, предъявляемые к решению:

ü Соответствии полномочиям—решение должно приниматься в пределах прав лиц, принимающего решение;

ü Ответственности—лицо, принимающее решение, должно отвечать за результаты его реализации;

ü Целевой направленности—решение должно преследовать достижение определенной цели;

ü Обоснованности—решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им;

ü Своевременности—в период от возникновения проблемной ситуации до момента реализации принятого решения не должны происходить необратимые изменения, делающие решение ненужным;

ü Непротиворечивости—решение должно согласовываться с принципами управления и ранее принятыми решениями;

ü Эффективности—решение должно обеспечивать достижение поставленной цели при минимальных затратах;

ü Выполнимости;

ü Законности;

ü Простоты и ясности изложения.[3]

литература

1. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

2. Кошелев А.Н., Иванникова Н.Н. Основы менеджмента: Учебник.-М.: Издательство «Экзамен», 2007.

3. Тележников В.И. Менеджмент: Учебное пособие.-Мн.: БГЭУ, 2008.

4. Янчевский В.Г. Основы менеджмента: Учебное пособие.-Мн.: ТетраСистемс, 2004.

 

31.10.2011 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: