РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ




Экономика Башкортостана отличается многоотраслевой структурой с высоким уровнем комплексного развития, наличием мощного промышленного потенциала, развитым сельским хозяйством и строительным комплексом, богатыми природными ресурсами, динамично развивающимися финансово-кредитной и научно-технической сферами.

Поступательному развитию республики способствует выгодное географическое положение и развитая сеть транспортной инфраструктуры.

Башкортостан располагается на границе Европы и Азии, на пересечении важнейших водных, железнодорожных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть Российской Федерации с Уралом, Сибирью и среднеазиатскими государствами.

Прошедший 2011 год характеризовался, прежде всего, как год серьезных структурных изменений, которые после достижения в экономике определенной стабилизации должны создать стартовые условия для устойчивого роста в 2012г. и последующие годы.

Ситуация с занятостью населения в республике неотрывна от положения в экономике и на сегодня она остается достаточно сложной и напряженной.

В 2010г. снижение численности работающих на крупных и средних предприятиях в 1,5 раза превысило сложившиеся в последние годы темпы и составило около 55 тыс.человек. Ежегодно численность занятых в производственной сфере снижалась в периоде 2002-2007г. в среднем на 30-35 тыс. человек. При этом наибольшие потери численности занятых приходятся на промышленность, сельское хозяйство и строительство. Отток рабочей силы происходит в основном из государственных и муниципальных предприятий из-за неудовлетворенности условиями труда и длительных задержек выплаты заработной платы. В то же время увеличивается число работников системы образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и органов управления.

В истекшем 2010 году работодателями уволено по различным причинам почти 290 тыс. человек, из них 70% - по собственному желанию. Наиболее высокий процент сохраняется в строительстве (28,9%), в учреждениях информационно-вычислительного обслуживания (19,3%), науки и научного обслуживания (18%).

Сохраняются значительные объемы неполной занятости. Численность работающих в режиме неполного рабочего времени составила в конце года 58,8 тысяч человек. Наибольшие масштабы отмечались в промышленности, на транспорте, в строительстве, торговле и общественном питании. В течение года 165,4 тыс. человек (232тыс.чел. в 20066 году) находились в вынужденных административных отпусках, более половины из них без денежной компенсации. Средняя продолжительность этих отпусков, в течение последних трех лет составила на одного работника около 30 дней.

Общее количество неотработанного времени персоналом, работавшим по инициативе администрации неполное рабочее время и находившихся в административных отпусках, за 2010 год составило более 7 млн.человеко-дней (10 млн.чел.-дней в 2009г.), что равнозначно ежедневному невыходу на работу около 30 тыс. человек (47 тыс.чел. в 2009г.).

Растет социальное напряжение на рынке труда. Численность граждан, состоящих на учете, увеличилась в период с 2007 года в 6,7 раза и составила 61322 человека. В 32 городах и районах произошел рост числа ищущих работу, а в городах Благовещенске, Межгорье, в Альшеевском, Караидельском, Чишминском районах их число увеличилось более чем вдвое.

В составе ищущих работу более половины (82,5% в 2007г. и 59% в 2008г.) - женщины; соответственно 38,7% и 43% - молодежь в возрасте 16-29 лет; 7,6% и 26% - впервые ищущие работу и столько же имеют длительный (более года) перерыв в работе.

Из зарегистрированных безработных трудоустраивались 26,3% в 2007г. и 38,7% в 2010г., что является положительной тенденцией в сфере трудоустройства.

Уровень безработицы в целом по республике за 4 года вырос с 0,5% до 3,74% от численности занятых в экономике.

При этом, если по России в целом и в соседних регионах уровень регистрируемой безработицы снижается, то в Башкортостане он продолжает расти, хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы.

По состоянию на 1 февраля 2008г. в 17 городах и районах уровень безработицы превысил среднереспубликанский показатель. Наиболее высокий уровень безработицы зарегистрирован в городах Агидель (15,63%); Ишимбае (8,90); Кумертау (8,27); Белорецком районе (8,81%), также высоким он остается в городах Бирске, Дюртюли, Мелеузе, Нефтекамске, Салавате.

В течение прошедших лет напряженность на рынке труда была неоднозначной и зависела, прежде всего, от наличия вакансий. Начиная с 2003 года потребность в работниках, заявленная предприятиями уменьшилась. В начале 2007 года на одну заявленную в органы службы занятости вакансию претендовали 11 зарегистрированных незанятых граждан. Для летнего периода характерно наличие в целом по республике довольно большого количества вакансий, что значительно смягчает напряженность на рынке труда. Однако, в декабре ситуация с наличием свободных рабочих мест изменилась, вследствие чего на одну вакансию было 9 претендентов. При этом в 30 городах и районах этот показатель более чем в 2 раза превысил среднереспубликанский и составил от 19 человек на одно вакантное место до 180 (Калтасинский район).

В органы службы занятости ежемесячно поступали сведения о наличии на предприятиях и в организациях в среднем 8,8 тыс. вакансий (в 2007 году 7,4 тысячи).

Всего в течение года смогли трудоустроиться около 49,0 тыс. человек (рост по сравнению с 2006 годом в 1,3 раза). В целом по республике трудоустроено более четверти (28,0%) от числа ищущих работу. В Бакалинском районе этот показатель самый высокий (в 2 раза выше среднереспубликанского), а в Межгорье и Белорецком районе - самый низкий (в 2,5 раза ниже, чем в среднем по республике).

Учитывая, что организация профессионального обучения и переобучения граждан - одно из приоритетных направлений работы органов службы занятости, объемы переобучения были сохранены на уровне прошлых лет, несмотря на финансовые трудности. Так, направления на учебу получили 7,3 тыс. человек или 5,8% от численности зарегистрированных безработных. A Мишкинском и Благоварском районах этот показатель самый высокий и составляет соответственно 21,3 и 19,6%., а в городах Межгорье и Янауле, Альшеевском, Калтасинском, Краснокамском и Татышлинском районах он не достиг и 1,5%.

Более 300 безработных было направлено на обучение в целях организации собственного дела. Подготовку в качестве будущих предпринимателей проходили безработные городов Уфы, Белебея, Кумертау, Мелеуза, Октябрьского, Стерлитамака, Туймазы, Бураевского. Бижбулякского, Иглинского районов.

С ростом напряженности на рынке труда возрастают и потребности населения в профориентационных услугах. Их получили в органах службы занятости 113 тысяч человек, что почти на 20 тысяч больше, чем за 2006 год.

В связи с ростом неплатежеспособности предприятий нарастает их задолженность по обязательным отчислениям в Государственный фонд занятости населения Республики Башкортостан. В результате число территорий, нуждающихся в дотации, возросло за прошедший год вдвое и достигло 50. Средств, поступающих в Фонд занятости на их территории, недостаточно даже для выплаты пособий безработным.

Характер и динамика происходящих процессов на рынке труда не обещают улучшения положения с занятостью населения в 2008 году. Однако нелишне будет рассмотреть положение на рынке труда в первом квартале 2008 года.

Несмотря на рост безработицы, сложности в финансировании деятельности органов службы занятости, удельный вес обучаемых от общего числа состоящих на учете безработных граждан (2,8%) сохранился на уровне соответствующего периода прошлого года.

Молодежь остается наиболее активной в приобретении новых профессий, пользующихся спросом на рынке труда. Доля ее среди получивших первоначальное обучение составила 88,1%.

В январе-марте текущего года, как и в 2012 году, остается высоким процент направленных на профобучение к общей численности безработных в Благоварском районе (18,9%). В 25 городах и районах республики этот показатель выше среднереспубликанского. В то же время в Архангельском, Мечетлинском, Татышлинском районах на профобучение не было направлено ни одного безработного.

После прохождения профессионального обучения по направлению органов службы занятости 1,7 тыс.человек нашли работу или доходное занятие, что на 500 человек больше, чем за аналогичный период прошлого года. Трудоустройство после обучения за указанные периоды возросло с 67 до 83%.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Государство осуществляет регулирование национального рынка посредством установления цен, предоставления льгот, субсидий, компенсаций. Это позволяет достичь определённого равновесия как на макро так и на микроуровне.

Через систему налогообложения, дотаций и пошлин государство воздействует на процесс рыночного ценообразования и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену равновесия и уменьшает равновесное количество выпуска, а установление дотации на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и повышает равновесный объем продаж. Однако и в том, и другом случаях возникают чистые потери общества, так как при введении налога сокращение суммарного излишка потребителей и производителей превышает сумму налоговых поступлений, а при установлении дотаций сумма последних становится больше приращения суммарных излишков участников рыночных сделок.

К снижению экономической эффективности использования производственных ресурсов ведет и директивное установление цен. Если верхний предел цены ниже ее равновесного значения, то возникают потери, связанные с образованием «черного» рынка и снижением качества продукции, а с введением нижнего предела цены выше ее равновесного значения государство вынуждено покрывать расходы на производство продукции сверх равновесного объема.

В России в переходный период роль государства в регулировании цен снизилась. Она проявляется скорее в косвенном воздействии, чем в прямом вмешательстве в ценообразование.

Осуществляя регулирование заработной платы государство осуществляет меры, направленные на реализацию принципа соответствия меры труда и меры его оплаты, обеспечения равной оплаты за равный труд. Государственное регулирование заработной платы производится посредством рационального разделения функций между государственными органами и предприятиями (объединениями) и включает:

- планирование заработной платы путем распределения между отраслями народного хозяйства денежных средств, выделенных на оплату труда и материальное стимулирование работников, управление этими средствами;

- установление тарифных ставок и должностных окладов, порядка образования поощрительных фондов, основных принципов премирования, нормативов затрат труда, применение которых в совокупности обеспечивает единство в оплате всех видов труда;

- устранение уравнительности и необоснованных выплат;

- определение прав и обязанностей различных органов по установлению конкретизации и применению условий оплаты труда (выработка положений о порядке начисления и сроках выплаты заработной платы, гарантийных выплат и др.);

- государственный контроль за соблюдением законодательства по вопросам оплаты труда.

В условиях рыночной экономики государственное регулирование заработной платы должно базироваться на принципах социально ориентированной рыночной экономики, строиться с учетом особенностей переходного периода, а также необходимости принять эффективные меры по оздоровлению экономики и устранению накопившихся за последние годы проблем в области оплаты труда. Политика государства должна быть направлена на повышение покупательной способности и обеспечение своевременной выплаты заработной платы, увеличение ее доли в валовом внутреннем продукте и доходах населения, устранение перекосов в ее уровнях по предприятиям и категориям персонала.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мальцев В. ФРГ: что влияет на размер заработной платы работника // Человек и труд. 2008. № 4. - С. 58–60.

2. Киселев И. Я. Сравнительное трудовое право. М., 2009. - С. 186–192.

3. Малютина Н. Н. Минимальная заработная плата в странах Центральной и Восточной Европы // Труд за рубежом. 2006. № 4. - С. 67.

4. Лушников А.М., Орлова Е.И. Значение государственных гарантий заработной платы в условиях финансово-экономического кризиса // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2009. № 2. - С. 24-30.

5. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. – М.: Изд-во Банки и Биржи, 2006. – С. 148.

6. Экономическая теория. Камаев В.Д.– М.: Изд-во ВЛАДОС, 2006. – 378 с.

7. Ценообразование: учебник / И.К. Салимжанов. - М.: КНОРУС, 2007.- С. 140.

8. Салимжанов И.К. Рынок и регулирование цен // Финансы. - 2009. - №7. - С. 68-70.

9. Коломейченко О.В. Естественные монополии в субъектах Федерации: особенности государственного регулирования // Статья в сборнике Государственное регулирование естественных монополий (опыт, проблемы, перспективы). СПб., 2000.

10. Российская экономика в 2009 году. М.: ИЭПП, 2010; Мау В. Глобальный кризис: опыт прошлого и вызовы будущего // Экономическая политика. 2009. № 4; Мау В. Экономическая политика 2009 года: между кризисом и модернизацией // Вопросы экономики. 2010. № 2.

11. Юдаева К. New Normal для России // Экономическая политика. 2010. № 6.

12. Николаева Т.Е. Проблемы использования регулируемых цен в практике российских предприятий // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2006. - №4

13. Токсанбаева М.С. Неоднородность трудовых ресурсов в «зеркале» распределения заработной платы // Экономическая наука современной России. – 2007. - №1.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Указ "О минимальной заработной плате в Республике Башкортостан".

Минимальный размер оплаты труда с 1 января 2011 года в Башкортостане составит 5500 рублей

9 ноября 2010 года Президент Башкортостана Рустэм Хамитов подписал Указ "О минимальной заработной плате в Республике Башкортостан".

Согласно Указу Правительству Башкортостана поручено внести на рассмотрение республиканской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений предложение о подписании Соглашения о минимальной заработной плате в Республике Башкортостан, устанавливающего для работников, работающих на территории Республики Башкортостан с 1 января 2011 года минимальную заработную плату в размере 5500 рублей.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: