Конституционное право.
1. Конституционные обязанности человека и гражданина№1
Правовой статус человека и гражданина характеризуется не только его правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают многообразные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.
Конституционное право закрепляет круг обязанностей лица как субъекта конституционно-правовых отношений — обязанности лица как избирателя, депутата, члена различных органов государственной власти, обладателя многих других конституционно-правовых статусов.
Вместе с тем конституционное право закрепляет основные обязанности человека и гражданина, которые носят всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица, закрепляются на высшем, конституционном уровне. К таким обязанностям отнесены те, осуществление которых обеспечивает нормальное функционирование самого государства, а тем самым и жизнедеятельность общества.
Причем в зависимости от своей специфики одни обязанности обращены к каждому, другие — только к гражданину Российской Федерации.
Основные обязанности — это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляющиеся каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.
Важнейшей обязанностью гражданина, так же, как и любого лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов Российской Федерации. Эта обязанность в отношении граждан Российской Федерации зафиксирована в главе об основах конституционного строя Российской Федерации (ст. 15).
Однако обязанность соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации не ограничивается требованием не нарушать их предписаний. Каждый гражданин должен содействовать претворению в действительность принципов, основ Конституции, положений законодательства.
Конституционно закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). В условиях свободы предпринимательства, различных форм экономической деятельности, наличия различных не контролируемых и не учитываемых государством источников доходов уплата налогов уже связана с инициативой человека, обязанного сообщать о своих доходах в налоговые службы, заполнять декларации о доходах. От добровольного исполнения этой обязанности в значительной мере зависит возможность выполнения государством своей социальной роли, иных видов государственной деятельности, охраны его суверенитета, обороноспособности.
Законодательство устанавливает для граждан дифференцированные ставки налогов, что содействует в возможной степени сбалансированию доходов различных категорий граждан.
Конституция Российской Федерации закрепляет обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Природа как внешняя среда обитания человеческого общества в век научно-технического прогресса требует особых мер охраны. За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмосферного воздуха, животного мира. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных правил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц.
В статье 59 Конституции Российской Федерации закреплено, что защита Отечества — долг и обязанность гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет воинскую службу в соответствии с федеральным законом. Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и другие факторы.
Конституция Российской Федерации закрепляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы, однако до настоящего времени закон об альтернативной гражданской службе не разработан, что существенно ограничивает права граждан уже закрепленных конституцией.
Понятие конституции: ее сущность, юридическая природа, классификация конституций.№2
Термин "конституция" происходит от латинского слова "constitutio" - "устанавливаю, учреждаю". Появление конституций как основных законов государства связано с демократическими революциями XVII-XVIII вв., полномасштабным переустройством власти.
Конституция представляет собой единый нормативно-правовой акт, выражающий волю учредившего его народа, обладающий высшей юридической силой в государстве и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина, территориальное устройство государства, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
Конституция является ядром правовой системы, базой для развития законодательства. Она определяет развитие законодательства в государстве. Ее принятие или изменение автоматически влечет широкую реформу законодательных актов. Более того, Конституция определяет, какие конкретно нормативные правовые акты должны быть приняты в развитие конституционных положений.
Основания классификации конституций различны.
1. В зависимости от формы выделяют писаные и неписаные конституции. Под писаной конституцией понимается принятый в особом порядке единый кодифицированный основной закон, обладающий высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам
2. По времени действия конституции подразделяют на постоянные и временные. Постоянные конституции принимаются на неограниченный срок.
3. В зависимости от порядка принятия разграничивают октроированные и неоктроированные конституции. Октроированные конституции утверждаются и обнародуются властью монарха. Неоктроированные конституции, могут приниматься народом непосредственно - путем референдума либо от его имени - высшим органом законодательной власти либо специально созванным учредительным собранием.
4. По способу изменения основного закона и внесения в него поправок конституции классифицируются на жесткие и гибкие. Гибкой считается конституция, изменяемая и дополняемая, как и обычные законы данного государства.
В науке выделяются и другие основания классификации конституций: по форме правления - на монархические и республиканские; по форме государственного устройства, закрепленного конституцией, - на федеративные и унитарные (при этом в федеративных государствах помимо федеральной конституции могут существовать и конституции субъектов федерации); по закрепленному политическом режиму - демократические, авторитарные и тоталитарные.