Информационное обеспечение процесса управления предприятием. Классификация информации




Дмитровский институт непрерывного образования

 

 


Кафедра экономики и управления

 

 

ОТЧЕТ

о прохождении учебной практики:

Практики по получению первичных профессиональных умений и навыков

 

Выполнила: студентка 2 курса группы 0415-ЭУ(з)у

Направления 38.03.02 «Менеджмент»

Профильная направленность образовательной программы «Экономика и управление организацией»

Кузьмина Юлия Олеговна

Место прохождения учебной практики: практики по получению первичных профессиональных умений и навыков

филиал ДИНО государственного университета «Дубна»

Сроки практики с «01 » июня2017 г. по «26 » июля2017 г.

 

Руководитель практики от принимающей организации д.э.н. профессор Иванова Е.В.     Научный руководитель практики филиала «ДИНО» государственного университета «Дубна» д.э.н. профессор Иванова Е.В. ст.преподаватель Зубова О.О.
(ФИО, должность)   (ФИО, должность)
(рекомендуемая оценка)     (итоговая оценка)  
(дата, подпись)     (дата, подпись)

Дмитров, 2017

 

 

Содержание

Введение. 3

1. Информационное обеспечение процесса управления предприятием. Классификация информации. 6

2............................. Внутренняя (внутрифирменная) и внешняя информация. 17

Заключение. 30

Список использованных источников. 31

 

 

Введение

Учебная практика помогает закрепить знания и умения, приобретаемые в результате освоения теоретических курсов, вырабатывает практические навыки у студента и способствуют комплексному формированию профессиональных компетенций.

Опираясь на тему индивидуального задания, в данном отзыве будут описаны попытки и результат выбора информационного обеспечения управления для данной организации.

Актуальность темы состоит в том, что для современных микроэкономических структур обладание полной информацией весьма значимо, так как существенно возросла неопределенность в окружающей среде, что нередко приводит к сбоям в деятельности предприятий. Необоснованное или несвоевременное принятие решений на уровне руководства может обернуться для хозяйствующих субъектов непоправимыми отрицательными последствиями.

Целью учебной практики являются:углубление и закрепление теоретических знаний, и получение практических умений и навыков в выборе информационного обеспечения управления для организации.

Задачами учебной практики являются:

1. подготовка студента к выполнению индивидуального задания в условиях реального управленческого процесса ключевого вида профессиональной деятельности менеджера – организационно-управленческой;

2. развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию систем управления в организации в области информационного обеспечения;

3. формирование базовых компетенций исполнителя и координатора в сфере организационного управления в области информационного обеспечения.

Эффективность управленческой деятельности зависит от многих факторов. Одним из главных является умение менеджера организовать работу с информационными ресурсами. Кто владеет информацией, тот владеет миром в целом и конкретным бизнесом в частности. Руководителю, для того чтобы принимать решения, осуществлять контроль над их выполнением, формировать имидж организации, отслеживать лояльность персонала, необходима разнообразная информация. В информационном процессе, каким является управленческая деятельность, информация выступает как один из важнейших ресурсов наряду с энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми. Информационное обеспечение управления, его структура, функции и возможности должны быть хорошо известны менеджеру вне зависимости от того, на каком иерархическом уровне управленческой структуры и в какой сфере или отрасли деятельности он работает. Управление можно рассматривать как процесс целенаправленной переработки информации и выработки направления действий. Итак, следует обратить внимание на информационный ресурс как один из важнейших элементов и факторов производственной системы предприятия.

В настоящее время на многих предприятиях существует, наряду с другими, общая проблема - проблема управления информацией. Руководству предприятия приходится оперировать огромным количеством информации и принимать своевременные и важные решения. От степени информированности руководителя, от скорости поступления актуальной информации, от степени доступа к «качественной» информации зависит своевременное принятие эффективных управленческих решений.

Можно обозначить и другую сторону проблемы. В настоящее время предприятия в своей деятельности пытаются активно привлекать внешние источники в целях финансирования своего бизнеса. Однако при этом зачастую забываются очевидные способы повышения эффективности в работе фирмы за счет внутренних ресурсов. Все усилия становятся направленными лишь на поиск внешних источников, поиск надежных инвесторов, а работа по внутреннему перераспределению ресурсов отходит на дальний план. Одной из причин этого «уклона» может являться отсутствие «под рукой» или недостаточное владение необходимой информацией. В связи с этим, построенное определенным образом движение информационных потоков, четкое обозначение (фиксация) так называемых опорных (контрольных) пунктов сбора информации позволят переместить акцент в управлении и на внутренние резервы предприятия. Именно комбинированием двух указанных направлений изысканий источников и резервов можно добиться максимального экономического результата.

Таким образом, проблема управления информацией приводит к необходимости отладить информационное обеспечение организации и научиться максимально эффективно использовать экономическую информацию в ней.

Информационное обеспечение процесса управления предприятием. Классификация информации

Информацию можно трактовать как совокупность сведений, сообщений, материалов, данных, определяющих меру потенциальных знаний менеджера о процессах или явлениях в их взаимосвязи.

Суть информации составляют только те данные, которые уменьшают неопределенность интересующих менеджера событий. Информация в менеджменте - сумма нужных, воспринятых и осознанных сведений, необходимых для анализа конкретной ситуации, дающая возможность комплексной оценки причин ее возникновения и развития, позволяющая определить ряд альтернативных решений, из которых реально (исходя из конкретной ситуации) найти оптимальное управленческое решение, осуществить контроль за его выполнением. Информация, следовательно - необходимая предпосылка соединения и последующего органического срастания процессов труда и развития личности.

Одним из важнейших направлений научно-технического прогресса является информатизация, основанная на широком применении микроэлектронной вычислительной техники, средств связи, автоматизированных банков данных, взаимоувязанных между собой в информационно-вычислительные системы. Информатизация облегчает овладение накопленными обществом знаниями, находящими отражение в источниках информации. В современных условиях информатизация, осуществляемая с помощью современных средств вычислительной техники, получила название компьютеризации. Система автоматизированной обработки информации включает ее сбор, интерпретацию, хранение, преобразование и передачу.

Внедрение корпоративных информационных систем как основы для комплексной автоматизации деятельности предприятий направлено на поддержку принятия управленческих решений менеджерами высшего звена корпорации. А это предполагает, что предварительно должны быть решены задачи автоматизации рабочих мест, связанных с выполнением текущих производственных функций и оперативным управлением производственными процессами на уровне нижнего и среднего звена менеджеров. До последнего времени существовало два подхода к решению задачи комплексной автоматизации деятельности предприятия:

1.Поэтапная разработка корпоративной системы собственными силами (включая использование готовых или заказных программных продуктов сторонних фирм и организаций, позволяющих автоматизировать отдельные рабочие места или производственные процессы) и

2.Внедрение готовой информационной системы корпоративного уровня

Преимущество первого подхода состояло в том, что в создаваемой собственными силами системе в наибольшей степени можно было учесть потребности и специфику работы конкретного предприятия. Хотя, следует отметить, не всегда это качество является достоинством - достаточно сослаться на известную книгу Хаммера и Чампи «Реинжиниринг корпорации». В этой книге обоснованно утверждается, что автоматизация плохо организованных бизнес-процессов способна только ухудшить ситуацию на предприятии. Поэтому, разработке информационной системы должен предшествовать анализ, а если необходимо, то и реинжиниринг производственной деятельности. Кроме того, «эволюционный» характер постепенных улучшений с возможностью поэтапного финансирования разработок во многих случаях выглядит более привлекательно по сравнению с риском кардинальных преобразований и значительных затрат, связанных с внедрением готовых систем. К сожалению, этот путь решения проблемы автоматизации оказывается слишком растянут во времени, часто превращаясь в «постоянный процесс разработки», когда разработчики не успевают за изменениями, происходящими в организации.

Корпорации, располагающие необходимыми финансовыми средствами, отдают предпочтение готовым программным системам. Однако, успех от внедрения такой системы, в значительной степени зависит от готовности (и возможности) корпорации работать по «правилам», диктуемым приобретаемой информационной системой. «Готовая» информационная система имеет модульную архитектуру и процесс внедрения такой системы может быть выполнен по этапам - начиная с модулей, автоматизирующих наиболее критичные участки работы. При этом, обеспечивается «целостность» системы, позволяющая воспользоваться на соответствующих рабочих местах новыми функциями подключаемых модулей.

Опыт разработки «готовых» информационных систем позволил сформировать новый подход к созданию корпоративных информационных систем, основанный на «сборке» систем из программных «компонент» различных фирм-производителей. Компонентная архитектура корпоративных информационных систем стала возможной благодаря поддержке ведущими производителями программного обеспечения общих стандартов на проектирование, разработку и технологию компонентной «сборки» информационных систем, реализуемых на различных программно-аппаратных платформах.

На современном этапе развития информационных технологий компонентная технология создания корпоративных информационных систем выглядит наиболее привлекательной и перспективной. Действительно, она объединяет гибкость в выборе необходимых компонент информационной системы, свойственную разработке системы собственными силами, с надежностью кода и функциональной полнотой, проверенными многократным использованием, характерным для коммерческих программных продуктов. Более того, компонентная технология позволяет оперативно вносить изменения в существующую информационную систему не нарушая ее работоспособности. При этом, новые приложения могут работать с новыми модулями, а старые - с прежними модулями, которые остаются в системе. Снимается проблема «унаследованных» систем - нет необходимости их замены для изменения или расширения функциональности, а значит уменьшаются затраты на сопровождение и модернизацию информационной системы.

За последние несколько лет информационно-аналитическая деятельность в российских государственных и коммерческих учреждениях получила существенное развитие. Это объясняется рядом причин. Переход к рыночной экономике возможен только при условии возрождения предпринимательства. В немалой степени успех любого дела зависит от того объема информации, которым владеет лицо, принимающее решение. Важно не просто получить информацию, но и иметь ее в таком виде, который бы обеспечивал ее однозначную интерпретацию и был нагляден для восприятия. На первый взгляд, информации в окружающем мире настолько много, что, кажется, недостатка в ней не испытывает никто. Однако нынешнее состояние экономики в значительной степени связано с острой информационной недостаточностью.

Для принятия адекватных ситуации решений на всех уровнях управления нужна оперативная, доступная и качественная информация. Информация должна поступать к руководителю в тщательно обработанном и подготовленном для анализа виде. Таким образом, возникает задача установки некоего «информационного фильтра» на нескольких ветвях информационной «магистрали». Частично данная задача решается за счет наличия в фирме референта. Частичность решения заключается в том, что один референт может просмотреть только часть из поступающего потока информации и выделить из него наиболее важные моменты, другая же часть информационного потока остается невостребованной. О каком-либо оперативном получении дополнительных сведений, разнообразном анализе, планировании и прогнозировании здесь не может быть и речи. Кроме этого референт ориентирован только на высшее руководство, и при этом совершенно не учитывается заинтересованность рядового сотрудника в оперативном получении необходимой ему информации. В качестве «улучшенных фильтров» выступает информационная служба.

Сегодня все крупные и процветающие коммерческие структуры развитых государств имеют в своем штате подразделения, которые занимаются информационной деятельностью. В одних фирмах - это информационно-аналитический отдел, в других - отдел маркетинга, на который руководство фирмы наряду с другими возлагает и информационно - аналитические задачи, в третьих - отдел коммерческой разведки. Часто все зависит от степени понимания руководством фирмы степени важности информационно - аналитической работы для безопасности всех сторон деятельности любой коммерческой структуры.

Вся поступающая в информационную службу информация может рассматриваться как маркетинговая, поскольку она отбирается в интересах предприятия. Задача информационной службы - квалифицированно обработать ее и распределить по потребителям, то есть обслужить внутренний рынок информационной продукции и услуг на предприятии. При этом происходит специфический переход информационной службы из состояния участника маркетинга продукции предприятия, его информационных аспектов, в производителя информации, осуществляющего маркетинг информационной продукции и услуг.

Основная цель - это обеспечение оперативного получения руководителем и другими службами максимального объема качественной и конкретной информации, необходимой им для принятия более обоснованных и взвешенных решений, адекватного реагирования на происходящие события, а также получения своевременных рекомендаций и предложений. Наличие качественной информации у руководства помогает не только при принятии каких-либо решений, но может сыграть в его пользу при проведении переговоров или дискуссий.

Как и в маркетинге любых товаров, важным является повышение качества информационной продукции и услуг и снижение издержек информационного производства, предоставление специалистам предприятия возможности выгодного сотрудничества с информационной службой, предпочтительного по сравнению с другими каналами коммуникации.

Поэтому маркетинг информационной продукции и услуг на предприятии должен преследовать, как минимум, две цели:

1. реализация задач маркетинга продукции предприятия в части его информационных аспектов

2. обеспечение эффективной деятельности информационной службы предприятия в условиях рыночной экономики.

Для достижения первой цели необходимо:

А) создать и вести информационную базу, включающую информацию о сильных и слабых сторонах своего предприятия и его продукции, а также сведения о конкурентах

Б) обеспечить поступление на предприятие необходимой научно-технической и конъюнктурно-экономической информации

обеспечить переработку и распределение этой информации «по принадлежности» между подразделениями предприятия

в) создать коммуникации для свободной циркуляции идей всех участников маркетинга до потребителя с целью координации усилий в создании продукции, удовлетворяющей потребности данного сегмента рынка.

Для достижения второй цели необходимо провести:

А) определение возможностей информационной службы и номенклатуры выполняемых работ и услуг

Б) исследование и сегментацию рынка информационной продукции и услуг на предприятии

В) рекламу информационных работ и услуг, мероприятия по стимулированию сбыта

Г) мероприятия по уменьшению издержек информационного производства

Д) оценку эффективности мероприятий маркетинга информационной продукции и услуг на предприятии с последующей корректировкой плана маркетинга.

Таким образом, весьма важно, чтобы наряду с количественными оценками в информации содержались также качественные характеристики. Особенно ценны сведения прогнозного характера, дающие представление о намечающихся структурных изменениях и новых тенденциях и имеющие принципиальное значение для выработки стратегий маркетинга.

Информация имеет ценность и смысл, она обладает способностью снижать энтропию, позволяет принимать более просчитанные, менее рискованные решения. Однако, информация нуждается в наблюдателе, в воспринимающей, осознающей системе, для которой эта информация будет иметь ценность.

Одни и те же факты и сведения могут быть как очень ценны, так и совершенно бесполезны для разных людей или машин.

В операциях с данными ярче всего проявляется такое свойство информации, как нелинейность. При воздействии на результат между количественными и качественными характеристиками информации отсутствует прямая зависимость. Значительный объем полученных данных может не оказать на ход событий ровным счетом никакого влияния, тогда как единичное краткое сообщение способно радикальным образом изменить его.

Информация принципиально неисчерпаема, она может использоваться неограниченным числом субъектов неограниченное количество раз, в том числе из разных мест и одновременно. Однако существенную роль в оценке информации является ее новизна, то есть неизвестность до момента получения.

Система сбора внешней текущей информации обеспечивает руководителей о самых последних событиях. Руководители собирают внешнюю текущую маркетинговую информацию, читая книги, газеты, журналы и специализированные издания, беседую с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы, а также обмениваясь сведениями с другими управляющими и сотрудниками самой фирмы. Хорошо организованные фирмы принимают дополнительные меры, чтобы повысить качество и увеличить количество собираемой внешней текущей маркетинговой информации.

Во-первых, они обучают и поощряют продавцов фиксировать происходящие события и сообщать о них. Ведь торговые агенты - это - «глаза и уши» фирмы. Они находятся в исключительно выгодном положении для сбора сведений, которых не получишь никакими другими методами.

Во-вторых, фирма поощряет дистрибьюторов, розничных торговцев и прочих своих союзников передавать ей важные сведения. В некоторых фирмах специально назначают специалистов, ответственных за сбор внешней текущей маркетинговой информации. В частности, фирмы высылают на места так называемых мнимых покупателей, которые следят за персоналом розницы. О конкурентах можно многое узнать:

1. приобретая их товары;

2. посещая «дни открытых дверей» и специализированные выставки;

3. читая публикуемые ими отчеты и присутствуя на собраниях акционеров;

4. беседуя с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, дистрибьюторами, поставщиками и агентами по фрахтовым операциям;

5. собирая их рекламу.

В-третьих, фирма покупает сведения у поставщиков текущей информации.

В-четвертых, ряд фирм имеют специальные отделы по сбору и распространению текущей маркетинговой информации. Сотрудники этих отделов просматривают наиболее важные издания в поисках актуальных новостей и рассылают управляющим по маркетингу специально подготовленные информационные бюллетени. В этих отделах помогают управляющим в оценке вновь поступающей информации. Подобные службы позволяют резко повысить качество информации, поступающей к управляющим по маркетингу.

Перспективная информация - это информация, которая имеет значение для принятия управленческих решений на длительный период. Вот характерный пример, относящийся к любой организации.

В рамках разработки стратегических производственных планов информация не должна и не может ограничиваться ролью инструмента. Поэтому вся информационная деятельность должна быть ориентирована на стратегические задачи управления, направленные на достижение стратегических целей предприятия.

Для того чтобы процесс управления на предприятии осуществлялся с помощью внутрифирменной информационной системы, необходимо также выполнение группы задач, отражающих оперативный и административный характер управления, в состав которых включены:

- задачи технического характера - организации информационной системы управления на предприятии, состоящие в разработке и эксплуатации системы поддержки управления (менеджмента), технических и программных средств и систем коммуникаций (внешние и внутренние связи) на предприятии, а также методики и проекты организации работ;

- консультирование пользователей информационной системы и информационных технологий; методическая помощь потребителям управленческой информации, необходимость которой вызвана спецификой информационных технологий;

- определение и систематизация (обобщение) действительных информационных потребностей аппарата управления предприятия;

- приобретение, ввод в действие и эксплуатация технических и программных средств в течение всего их жизненного цикла;

- создание и структурирование системы управления базами данных (СУБД); осуществление защиты данных (информации) и их надежность;

- приобретение данных из внешнего информационного пространства и их обработка;

- управление кадрами, подбор специалистов, их использование;

- руководство, планирование и контроль исполнения информационных процессов; обеспечение устойчивой работы информационной системы управления в экстремальных ситуациях, от чего может зависеть судьба предприятия.

Из представленной выше группы задач особое значение имеют задачи технического характера, связанные с организацией информационной системы управления на предприятии. Так, система поддержки управления (СПУ) предназначена для помощи руководителям различных уровней в оперативном решении проблем, возникающих в процессе организации и управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия и не имеющих предопределенных решений. Эта система позволит устранить дублирование и обеспечить многократное использование информации, установить определенные интеграционные связи, уменьшить объем информационных потоков, повысить степень использования информации.

Кроме того, хорошо организованная система коммуникаций (внешние и внутренние связи) с помощью информационных потоков, сеть которых создает реальную инфраструктуру предприятия, способствует его взаимодействию с внешней средой и позволяет продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия управленческого персонала для достижения общих целей.

Необходимо отметить также, что важной задачей, стоящей перед информационной системой управления, является определение и систематизация действительных информационных потребностей аппарата управления предприятия для эффективного выполнения возложенных на них функций. При этом определение потребностей каждого руководителя в необходимой ему конкретной информации - это трудная задача, и ее решение зависит не только от опыта и функций руководителя и его полномочий в принятии управленческих решений, а также от успешной организации внутрифирменной системы информации.

Сбор информации должен стать важной функцией в компании. Только при наличии выраженной информационной функции в компании регулярно будут поступать сведения надлежащего качества. Неотъемлемая часть хорошо налаженной системы информационного обеспечения компании - это механизм внутрифирменного информирования между подразделениями.

Таким образом, всем предприятиям, стремящимся достичь преимуществ полного владения экономической информацией, необходимо отладить систему своего информационного обеспечения. В общем виде направления оптимизации управления потоками экономической информации выглядят следующим образом. Чтобы охватить всю информацию и организовать работу с информационными ресурсами, необходимо, во-первых, четко определиться, как и где зарождается экономическая информация (в рамках производственной системы предприятия). Затем, определившись с целями, которые ставятся перед каждым ее блоком, и определенным образом «профильтровав» ее, следует создать механизм фиксации информации. Далее, на основе структурирования информации, становится возможной обработка информации с использованием математических методов и, соответственно, программных продуктов. Такая обработка позволяет осуществлять любое планирование или анализ с наибольшей точностью, так как изначально не теряется никакая значимая информация. Планирование на основе достаточно полной, достоверной и точной информации принесет ощутимую экономию всех видов ресурсов. Останется только подсчитать экономический эффект, сопоставив экономию с затратами на все оптимизационные мероприятия, включая внедрение информационных технологий.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: