Парламентская республика, ее признаки и особенности




Варианты заданий для контрольных работ по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» (2012-2013 уч. год)

Вариант № 1.

1. Государственные режимы в зарубежных странах. Характеристика на примере ряда стран.

Дайте понятие и определите сущность категории «государственный режим». Соотнесите понятия «государственный режим» и «политический режим». Перечислите государственные режимы, характерные для различных видов республик и монархий, опишите их особенности, а также определите различия между ними. Ответ обоснуйте примерами из конституций зарубежных стран.

2. Конституционный контроль в США и ФРГ: сравнительный анализ.

Определите цель конституционного контроля вообще и целесообразность его судебной формы в частности. Укажите, какие судебные органы осуществляют конституционный контроль в обеих странах, в чем проявляются сходство и различие этой деятельности. Сопоставьте порядок назначения судей, управомоченных на осуществление конституционного контроля, срок их полномочий, компетенцию органов конституционного контроля. Сравните с конституционным контролем в Республике Беларусь, указав некоторые черты сходства и различия с органами конституционного контроля в США и ФРГ.

3. Жители штата Иллинойс избрали трех граждан США в Сенат – верхнюю палату Конгресса США. Один из избранных граждан (31 год) приобрел американское гражданство в порядке натурализации за 7 лет до выборов и все это время проживал в штате Иллинойс. Другой избранный (29 лет) являлся гражданином США по рождению и в течение последних 10 лет проживал в штате Иллинойс, однако за год до выборов перехал на постоянное жительство в соседний штат Миссури. Третий гражданин США (40 лет) на момент избрания являлся жителем штата Индиана.

Какие допущены ошибки в описанной ситуации? Ответ обоснуйте нормами Конституции США.

 

Вариант № 2.

1. Виды и формы ответственности правительства, применяемые в зарубежных странах.

Раскройте назначение и сущность правительственной ответственности. Укажите все виды ответственности правительства и охарактеризуйте каждую из них. По каждому виду ответственности приведите примеры. Рассмотрите формы политической ответственность правительства и укажите их зависимость от формы правления в государстве. Раскройте смысл и значение понятий «вотум доверия» и «вотум недоверия», «конструктивный вотум недоверия», «интерпелляция», указав при этом примеры их практического использования в политической борьбе партий в зарубежных странах.

2. Взаимоотношения президента с парламентом в США и Франции: сравнительный анализ.

Вначале следует уяснить понятия «форма правления», «глава государства», «парламент», «разделение властей». Работу следует начинать с указания различий в основных параметрах форм правления, характеризующих эти два государства. Ответ должен опираться на конституционный материал, который следует излагать в сравнительном плане. В частности, с учетом форм правления необходимо выявить сходство и провести различие в полномочиях президентов США и Франции по отношению к парламенту, рассмотрев такие институты, как участие парламента в выборах президента, право роспуска парламента президентом, право созыва парламента, право законодательной инициативы, право формирования правительства и ответственность последнего перед парламентом.

3. а) Председатель Национального собрания Франции назначил одним из членов Конституционного совета депутата Национального собрания.

б) Бундестаг и Бундесрат ФРГ совместно избрали в Конституционный суд одного из федеральных министров.

в) Президент Италии назначил одним из судей Конституционного суда адвоката, стаж работы которого 21 год.

Оцените данные ситуации. Правомерны ли действия указанных субъектов по формированию органов конституционного контроля? Может ли судья Конституционного суда Италии продолжать заниматься адвокатской деятельностью? Обоснуйте ответ соответствующими конституционными нормами.

 

Вариант № 3.

1. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами: сравнительный анализ.

Опишите модели разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами. Определите отличительные признаки американской, германской, индийской и австрийской моделей регламентации компетенции. Какие процедуры конституционно устанавливаются для разрешения конфликтов между федерацией и ее субъектами в зарубежных странах? Приведите примеры по всем рассматриваемым вопросам. Раскройте понятие «остаточная компетенция».

2. Местное управление и самоуправление во Франции и Польше: сравнительный анализ.

Перечислите и дайте характеристику местным органам Франции и Польши, определите, какие из них относятся к местному управлению, а какие – к самоуправлению. К какой модели местного самоуправления относятся данные государства? Какие формы контроля за деятельностью местных органов существуют в каждой из этих стран?

3. В ходе законодательного процесса во Франции возникли разногласия между Национальным собранием и Сенатом. После двух чтений в каждой из палат законопроект не был принят.

Как вправе поступить в данной ситуации Премьер-министр Франции? Обоснуйте ответ соответствующим конституционными нормами.


Вариант № 4.

1. Смешанная республика: сравнительный анализ.

Дайте понятие, перечислите признаки, а также выявите особенности взаимоотношения государственных органов в смешанной республике, учитывая возможность существования различных вариантов данной формы правления. Каковы современные тенденции эволюционирования смешанной республики? Для обоснования ответа приведите примеры из конституций зарубежных стран. Рассмотрите конкретную страну с такой формой правления и определите на основе конституции, какие имеются признаки от президентской, а какие – от парламентарной республики.

2. Двухпалатная структура парламента в Соединенном Королевстве и США: сравнительный анализ.

Для сравнения выбраны две страны, имеющие разные формы правления и территориального устройства. В начале работы следует рассмотреть причины существования двухпалатной парламентской структуры в унитарных государствах, а затем – в федеративных. Необходимо провести сравнение порядка формирования соответственно нижних и верхних палат парламентов указанных государств, а затем сопоставить полномочия нижних и верхних палат, сделав необходимые выводы.

3. На очередных президентских выборах в США кандидаты на пост Президента и Вице-президента не были избраны выборщиками.

Как может поступить Конгресс в данной ситуации?

А – президента изберет Палата Представителей;

Б – президента изберет Сенат;

В – Конгресс назначает новые выборы;

Г – конституционный тупик;

Д – вице-президента изберут выборщики;

Е – вице-президента изберет Сенат;

Д – иное решение.

Ответ обоснуйте нормами Конституции США.

 

Вариант № 5.

1. Мажоритарная и пропорциональная избирательные системы: сравнительный анализ на примере ряда стран.

Определите суть, основополагающие принципы основных избирательных систем: мажоритарной и пропорциональной. Перечислите достоинства и недостатки каждого вида избирательных систем. Определите отличия системы единственного непередаваемого голоса и системы единственного передаваемого голоса. Охарактеризуйте понятия «связанные» и «свободные» списки, «преференциальное голосование», «панаширование». Приведите примеры по всем рассматриваемым понятиям.

2. Конституционные личные (гражданские) права и свободы в Италии и Германии: сравнительный анализ.

В начале работы нужно выяснить, каков состав этой категории прав и свобод, каково ее место среди других прав и свобод, сопоставить их перечень в Конституции Италии и Основном законе Германии. Укажите гарантии этих прав и свобод, возможность их ограничения. Проанализируйте объем личных прав и свобод, закрепленных на международном и национальном конституционном уровнях Италии и Германии. Проведенный сравнительный анализ следует завершить собственными выводами.

3. Президент США отказался промульгировать поправку к Конституции, принятую Палатой представителей большинством в 2/3 голосов от присутствующих депутатов. При этом, он обосновал свой отказ, ссылаясь на недопустимость принятия поправок, затрагивающих четвертый параграф девятого раздела первой статьи Конституции.

Правильно ли поступил Президент? Какие действия необходимо предпринять, чтобы принять поправку к Конституции?

 

Вариант № 6.

1. Унитарное государство: характеристика основных признаков.

Дайте определение унитарного государства. На примере ряда стран раскройте признаки унитарного государства, а также охарактеризуйте его виды. Раскройте содержание понятий «регионалистское государство», «государство автономий», «централизованное унитарное государство» и «децентрализованное унитарное государство», перечислите их признаки, приведите примеры таких государств.

2. Срочное (временное) замещение поста главы государства во Франции, США, Индии.

Используя содержание статей конституций, опишите порядок срочного (временного) замещения поста главы государства другим лицом или органом при возникновении требующих того обстоятельств в указанных странах. Какие основания предусматриваются в зарубежных странах для временного замещения поста главы государства. Отличаются ли они в монархиях и республиках?

3. Лицо, состоящее в браке с гражданином США в течение трех лет, обратилось в Службу иммиграции и натурализации с заявлением о приобретении гражданства, однако получило отказ по причине недостаточного срока постоянного проживания. В обосновании была указана норма Акта об иммиграции и гражданстве 1952 г., где устанавливается необходимый срок проживания на территории США – не менее пяти лет непосредственно перед обращением с заявлением о натурализации.

Правомерен ли отказ в приобретении гражданства? Изменится ли решение, если данное лицо будет являться членом коммунистической партии России? Какие процедуры приобретения гражданства существуют в США? Ответ обоснуйте нормами соответствующего закона.

 

Вариант № 7.

1. Автономия в зарубежных странах.

Дайте определение автономии, раскройте ее назначение, перечислите и раскройте ее признаки. Укажите виды автономии и дайте им характеристику. На примере ряда стран проведите сравнительный анализ различных видов автономий, опишите специфику их правового статуса. Раскройте понятия «национально-культурная автономия», «национально-территориальная автономия», «административная автономия», «политическая автономия».

2. Исполнительная власть в Италии и Японии: сравнительный анализ.

Для сравнения выбраны страны с различными формами правления. Вначале необходимо дать определение исполнительной власти, указать ее задачи и функции, а также назвать органы, которыми она осуществляется при различных формах правления. Проведите сравнительный анализ конституционных положений о порядке формирования, полномочиях и ответственности органов исполнительной власти в обеих странах, сделав соответствующие выводы. Раскройте понятие «контрасигнатура».

3. Конгресс США принял решение вынести вотум недоверия правительству и проголосовал за него 2/3 от полного состава каждой палаты. В ответ на это Президент распустил Палату представителей и назначил внеочередные выборы.

Законны ли действия всех указанных субъектов? Ответ обоснуйте соответствующими конституционными нормами.

 

Вариант № 8.

1. Президентская республика, ее признаки и особенности.

Дайте понятие и охарактеризуйте признаки президентской республики. Укажите, в чем заключаются ее особенности. На примере ряда стран проведите различие в порядке формирования и взаимоотношениях главы государства, правительства и парламента в президентской республике и иных ее разновидностях. Раскройте понятия «административный премьер», «импичмент».

2. Конституционное регулирование экономических, социальных и культурных прав и свобод в ФРГ и Франции: сравнительный анализ.

В начале работы следует дать понятие экономических, социальных и культурных прав и свобод, указать место этих институтов в общей системе прав и свобод. Необходимо перечислить данные права и разъяснить, что собой представляет каждое право или свобода. Проведите сравнение перечней названных прав и свобод в конституциях Германии и Франции и конституционных условиях их реализации. После каждого сопоставления сделайте выводы.

3. Союзный президент Швейцарии во второй раз был избран прямым голосованием народа на 5-летний срок.

Соблюдены ли правила избрания Союзного президента в Швейцарии? Может ли быть избрана Союзным президентом женщина?

 

Вариант № 9.

Парламентская республика, ее признаки и особенности

Дайте понятие и охарактеризуйте признаки парламентской республики. Укажите, в чем заключаются ее особенности. На примере ряда стран проведите различие в порядке формирования и взаимоотношениях главы государства, правительства и парламента в парламентской республике и иных ее разновидностях. Раскройте понятия «вотум недоверия», «резолюция порицания».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: