Google и Facebook предлагают работать стоя




Практически у любой профессии есть свои характерные заболевания. Те, кто много работает с компьютером, нередко страдают от проблем с глазами и синдрома запястного канала. В начале девяностых годов работники фирм, которым приходилось проводить много времени, сидя за компьютером, страдали от болей в спине. Со временем эту проблему частично удалось решить, разработав относительно недорогие эргономичные кресла, а также особые упражнения для позвоночника.

Однако удобные кресла, не смогли полностью избавить офисных сотрудников от целого ряда жалоб на плохое самочувствие и болезней, которые уже стали характерными для людей вынужденных длительное время сидеть на рабочем месте. К сожалению, сидячий образ жизни порождает всё новые специфические заболевания, к числу которых относится и ожирение.

Возможно, именно это стало причиной появления новой тенденции в наиболее продвинутых IT компаниях. Сотрудники Google и Facebook в последние годы предпочитают работать стоя. Все чаще и чаще они отказываются от классических рабочих мест и кресел в пользу столов и табуретов на высоких ножках.

Большинство работников этих фирм проводят за компьютером не менее восьми часов. При этом они утверждают, что работать стоя им гораздо удобнее. Теперь в место длительного сидения они предпочитают в течение рабочего дня лишь изредка присаживаться на высокий табурет установленный рядом со специальным столом, высота которого регулируются и позволяет трудиться в положении стоя.

 

Сидячий образ жизни опасен для здоровья

До недавнего времени в мировой науке широко не исследовались взаимосвязи между различными видами серьёзных заболеваний поразивших современное общество и его обездвиженностью, которая была вызвана повсеместной автоматизацией труда людей во всех областях их жизнедеятельности.

Однако в начале 21 го века интерес к этому вопросу значительно возрос во многих государствах мира. В связи с этим в США, Канаде и в ряде стран Европы были организованы масштабные исследования, результаты которых являются актуальными и имеют практическую пользу для многих людей, образ жизни которых малоподвижен в силу их профессиональной деятельности.

Доктор Эмма Уилмот клинический научный сотрудник из Англии при Университете Лестера, проанализировала результаты 18 исследований, в течение проведения которых в общей сложности было обследовано 794 577 участников. Ей удалось выявить чёткие взаимосвязи между малоподвижным образом жизни и различными серьезными последствиями для здоровья людей.

Вот лишь некоторые данные, которые могут поменять ныне привычное отношение в обществе к такому обыденному на сегодняшний день явлению как работа в положении сидя за столом:

· Риск возникновения сердечно- сосудистых заболеваний возрастает на 147%;

· Риск развития диабета увеличивается на 112%;

· Вероятность смертности, связанной с проблемами в сердечно- сосудистой системе увеличивается на 90%.

При этом было установлено, что болезни связанные с малоподвижным образом жизни в равной степени опасны для людей различного социального статуса. Они могут коснуться каждого, без учёта его возрастных особенностей, культурной, половой и политической принадлежности.

Сегодня длительное сидение в США и Канаде воспринимается как болезнь, которая поразила большую часть общества, затронув при этом детей и подростков. По данным Центра по контролю за болезнями связанными с детским ожирением, который расположен в США, только за последние 30 лет количество детей страдающих ожирением увеличилось вдвое, при этом число подростков со схожими проблемами утроилось.

Количество детей в возрасте 6-11 лет в Соединённых Штатах страдающих ожирением, увеличилось с 7% в 1980 году до почти 18% в 2010 году. Аналогичным образом, число подростков в возрасте 12-19 лет, которые страдали ожирением, увеличилось с 5% до 18% по сравнению с аналогичным периодом.

Таким образом к 2010 году более трети детей и подростков имели избыточный вес, причём ожирение уже в этом юном возрасте могло вызвать для них ряд проблем, которые раньше наблюдались лишь среди взрослого населения (диабет, повышенное кровяное давление, чрезмерное количество жира вокруг талии, ненормальный уровень холестерина, а так же сердечно- сосудистые заболевания).

То, что тема обездвиженности и длительного сидения становиться всё более актуальной для людей по всему миру свидетельствуют заголовки статей в различных средствах информации. Вот несколько примеров с ссылками на первоисточник:

· Сидение это новое курение, "сидячая болезнь"
Sitting is the new smoking, "The Sitting Disease"
https://smartcitieshealthykids.com/sitting-is-the-new-smoking-the-sitting-disease/

· Болезнь сидения реальна. Слишком много времени проведённого в кресле может испортить ваше здоровье. Вот то, что вы должны знать о болезни сидения.
The sitting disease is real. Hours of excessive time in your chair can mess up your health. Here's what you should know about the sitting disease.
https://www.canadianliving.com/health/prevention/the_sitting_disease_is_real.php

· Как сберечь ваших детей от сидячей болезни?
How Safe Are Your Kids From The Sitting Disease?
https://myupdesk.com/blog/how-safe-are-your-kids-from-the-sitting-disease-

· Раковая бомба: обездвиженные дети перед экранами
The cancer timebomb: Parents sentencing their children to disease by
letting them sit in front of TV and computer screens for hours on end,
warn experts

https://www.dailymail.co.uk/health/article-2258817/Cancer-warning-Doctors-urge-parents-cut-childrens-TV-time-cut-risk-disease-later-life.html#ixzz2gTU0BAqf

 

Проблема обездвиженности людей актуальна в России

Интересно заметить, что активным изучением малоподвижного образа жизни и его влиянием на здоровье человека начали заниматься российские (советские) учёные задолго до того как на западе их коллеги обратили на это внимание. Глубокое изучение вопросов связанных с обездвиженностью в России началось ещё в 1970 –х годах 20-го века. В то время в СССР стремительно развивалась космическая программа.

 

 

1 июня 1970 года стартовал космический корабль «Союз-9». Шёл 10 год пилотируемых космических полётов. Космонавты Андриан Николаев и Виталий Севастьянов работали на орбите 18 суток. По тем временам это был рекордный по продолжительности полёт. Но в историю мировой космонавтики и медицины он вошёл прежде всего своим неожиданным результатом, так как сразу после приземления у космонавтов резко ухудшилось самочувствие и возникла угроза их жизни. Любая, даже минимальная двигательная активность для них была крайне тяжёлым испытанием. Они даже не могли самостоятельно стоять на ногах. Свои первые шаги они смогли сделать только через неделю после прохождения специального курса реабилитации.

Как известно, отбор в космонавты осуществлялся по очень жёстким медицинским критериям. В физическом и психологическом отношении их готовили особенно тщательно, с большим запасом прочности. У экспертов возник вопрос: «Почему очень тренированные люди Андриан Николаев и Виталий Севастьянов оказались на краю гибели? Что же произошло во время их полета?».

Из интервью с лётчиком-космонавтом Виталием Севастьяновым: «Огромной неожиданностью для всех нас стали результаты глубокого обследования нашего здоровья после приземления. Ведь мы первые шаги смогли сделать самостоятельно только после прохождения недельной реабилитации. Однажды, когда я находился медицинской палате, ко мне зашёл Вишневский (главный хирург армии). Тогда он был членом медицинской комиссии в состав которой входили ведущие специалисты в различных сферах медицины. Обращаясь ко мне, он сказал: «Виталий, ноги у вас с Андрианом превратились в два хвоста. Периметр бедра уменьшился на 5,5 см., периметр голени на 3,5 см., а тонус мышц ног упал на 78%. Тряпочки, а не мышцы».

Дальнейшие сравнительные исследования рентгенограммы до полёта и после показали, что площадь моего сердца уменьшилась на 18,5%, объем сердца уменьшился на 28%, а интенсивность работы сердца (объем крови перекачиваемый сердцем в течении 1 минуты) уменьшилась в 2,5 раза. Все эти данные убедительно доказывали, что так летать нельзя».

После опубликования этих официальных медикодиагностических заключений в мировой космонавтике было признано, что 17 суток это максимальный срок, в течение которого человек может находиться в космическом полёте.

Ведущие специалисты в различных областях медицины работающие до этого полёта с космонавтами не предполагали таких тяжёлых последствий для их жизни.

Казалось, что пилотируемая космонавтика не может дальше развиваться. Но выход был найден. Решение оказалось простым. Оказалось, что необходимо систематически нагружать человека в космосе физическими упражнениями и попытаться максимально компенсировать ему их отсутствие, возникающее в условиях невесомости.

По утверждению Козловской Инессы Венедиктовны (физиолог, заведующая отделом сенсомоторной физиологии и профилактики Института медико-биологических проблем РАН, член корреспондент РАН): «Если физически не нагружать тело в условиях невесомости то мышцы атрофируются полностью, кости теряют кальций, жесткость и упругость. Ведь то, что не используется, теряет свои свойства».

Через 5 лет после своего первого полёта лётчики-космонавты Андриан Николаев и Виталий Севастьянов вновь оказались на орбите. В этот раз они были в космосе в течении 63 суток, при этом они проводили на себе испытания комплекса средств защиты человека в условиях невесомости. В его состав входили различные тренажёры, среди которых особо важное значение отводилось беговой дорожке и велоэргометру.

 

 

В дальнейшем выяснилось, что 2-х часовой ежесуточной нагрузки на скелетно-мышечную систему оказалось достаточно, чтобы обеспечить безопасное пребывание человека на орбите в течение года. Именно этот комплекс физических упражнений, обеспечивавший необходимые нагрузки на различные группы мышц был взят за основу защиты космонавтов от разрушительных последствий гиподинамии в невесомости. Благодаря ему пилотируемая космонавтика получила вторую жизнь.

Из интервью с лётчиком-космонавтом Виталием Севастьяновым: «По окончанию нашего второго полёта, после того как мы приземлились, меня извлекли из космической капсулы и поставили на землю. Каково же было моё удивление, когда я устоял на своих ногах. Сделав один шаг, а затем другой, я попробовал развернуться. Всё удалось. Далее я самостоятельно смог пройти около 400 м в скафандре, да ещё мне удалось нагнуться и у земли колосок сорвать. Он у меня до сих пор дома храниться. После нашего успешного испытания комплекса средств защиты, состоялось множество других длительных пилотируемых космических полётов, в том числе и полугодовых и годовых. Валерий Поляков пролетал 438 суток, установив абсолютный мировой рекорд по продолжительному пребыванию на орбите. Это всё смогло осуществиться только благодаря этим средствам защиты. Они оказались очень эффективными».

Ещё одним ярким примером и убедительным доказательством того, что отсутствие достаточной двигательной активности может стать реальной угрозой для здоровья человека, является стойкая тенденция ухудшения здоровья детского населения России (так же как и во всех союзных республиках) за период школьного обучения.

Эту закономерность выявили ведущие российские учёные, начиная с середины 1980-ых годов. К сожалению, данная динамика продолжает сохраняется спустя несколько десятилетий. Несмотря на принимаемые различные программы оздоровления по официальным данным относительно здоровыми являются всего 3-5% выпускников школ. Интересно отметить, что подобная ситуация наблюдается практически во всех странах мира.

 

Общее развитие и здоровье детей в период школьного обучения

О том, какие новые поколения народа получает Россия за 10-12 лет «образования», доложил обществу и власти Президент РАМН, академик РАМН М.М. Давыдов ещё в 2006 году: «У нас больше не осталось здоровых выпускников школ» (из выступления на объединенном собрании шести Академий наук).

На этот счёт уже в течение почти 2-х десятилетий директор Научного Центра Здоровья детей РАМН, ведущий педиатр России академик А. А. Баранов утверждает: «Идет физическая деградация детей» («АиФ», №48,2010).

Из послания Президента РФ Федеральному собранию РФ («Российская газета» 06.11.2008 г.): «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая… Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения… Уверен: если приоритет здорового образа жизни будет в полной мере реализован в школе, то мы гораздо легче справимся и с формированием современной системы здравоохранения в целом».

В настоящее время ни у кого из ведущих специалистов, имеющих отношение к сохранению и укреплению здоровья детей, не осталось сомнений относительно того, что укоренившийся разрушающий здоровье механизм образовательной системы ведёт к сверх-смертности и сверх-заболеваемости нашего народа.

На этот счёт имеются тревожные заключения ведущих специалистов, проводивших исследования в этом направлении, а так же заявления официальных представителей министерств здравоохранения и образования РФ. Вот некоторые из них:

В процессе обучения у 70-83% школьников возникают признаки психических расстройств:

· У 2/3 школьников – сосудисто-мозговые расстройства

· У 90-100% – различная патология позвоночника

· У 2/3 девушек и юношей – деградация детородной сферы

После окончания школы лишь несколько процентов выпускников школ оказываются годными для службы в армии по группе 1А.

В результате целого ряда исследований было установлено, что именно в процессе применения существующих «традиционных» подходов обучения в школе происходит деградация здоровья учащихся и их «эмоциональное выгорание».

Ну а далее по закону «от худого семени не жди доброго племени». В поколениях начинается цепная реакция угасания жизнеспособности и дегенеративного распада.

 

Суть проблемы

Роль позвоночника (телесной вертикали) и мышцы (двигательной активности) в учебно-производственном процессе человека

Движение необходимое условие жизни. Роль двигательной активности в жизни любого человека огромна. И речь сейчас идёт не только жизнедеятельности человека труд которого связан с физическими нагрузками. Всемирно известный русский учёный гений Иван Михайлович Сеченов, фундаментальные труды которого были связаны с изучением головного мозга научно доказал и обосновал прямую взаимосвязь между умственной деятельностью и физической активностью человека. Вот одна из его цитат: «Мысль рождается и заканчивается на мышце. … Регулярные систематические мышечные нагрузки способствуют более качественному восприятию и усвоению информации…».

Таким образом, прослеживается прямая связь между качеством и уровнем трудоспособности человека, деятельность которого связано с умственным трудом и его двигательной активностью.

Однако, не только двигательная активность играет важную роль в жизни каждого человека. Не меньшее значение отводиться осанке (телесная вертикаль: прямохождение и прямостояние), которая тысячелетиями играла фундаментальную роль в формировании здоровья каждого человека, особенно в ранние периоды его жизни.

Именно телесная вертикаль является видовой, т.е. присущей только человеку разумному, как психогенетическому типу. Только она обеспечивает такое положение тела, при котором все системы и органы человека работаю в оптимальном режиме.

Позвоночник, являясь основным энергетическим стержнем в организме человека (по позвоночнику проходят тысячи энергетических каналов, питающих все органы и системы жизнеобеспечения человека), определяет степень здоровья человека. Любое, даже незначительное искривление позвоночника влияет на работоспособность тех или иных органов в организме человека. Таким образом, патологии позвоночника, приобретенные в раннем детстве, в период детсадовского и школьного возраста, формируют целый ряд серьёзных заболеваний, которые нередко переходят в хронические (не излечимые) формы, доставляя тем самым человеку ряд проблем на протяжении всей его дальнейшей жизни.

За последние 100 лет по всему миру появилось множество научных трудов, которые подтверждают что мышечная активность и телесная вертикаль (прямостояние и прямохождение) обеспечивают стабильную работу не только головного мозга и основных систем организма человека, но и его генофонда в целом.

Обездвиженность - главная причина “болезней цивилизации”

В XX веке стремительный технический прогресс, привёл к повсеместной автоматизации труда в производстве и быту. Это стало причиной того, что объем мышечных усилий в работе человека, составляющий 100 лет назад 96%, сократился в наши дни до 1%.

 

 

Основная часть современного человечества прочно село на стул, диван и кресло. Человек прямоходящий стал человеком сидящим. Современные люди по части функциональной, эргономической и физической выносливости, а так же по координационной реактивности и жизнетворной энергии далеко отстали от своих предков. Это условие явилось основной причиной взрывного роста так называемых «болезней цивилизации».

Многочисленные исследования во всём мире выявили, что сидячая работа в разы увеличивает риск возникновений целого ряда хронических заболеваний

Последние такие масштабные исследования (с охватом около 900 тыс. человек) проводились в Австралии, Великобритании и США.

 

Справка. Роль кровоснабжения в организме человека

Как известно, наш организм – это сложнейшая система, для нормального развития которой необходимы соответствующие условия. Одним из таких условий является хорошее кровоснабжение его органов и тканей.

Наверняка каждый человек испытывал дискомфорт во время длительной обездвиженности тела вне зависимости от его положения в пространстве (стоя, лёжа или сидя), который проявлялся в через боль, скованность мышц, онемение конечностей и покалывание в них. Одной из причин этого не лучшего самочувствия является проблемы с кровоснабжением.

Как известно питание тканей и органов кислородом и необходимыми веществами в организме происходит благодаря движению потока крови по кровеносным сосудам и капиллярам. Если же их частично или полностью перекрыть на длительное время, то проявятся выше перечисленные симптомы. При этом все они быстро проходят, если принять более правильное и удобное для циркуляции крови положение.

При длительной обездвиженности тела находящегося в положении сидя, особенно во время письма или чтения, нарушение кровоснабжения происходит сразу в нескольких его отделах (шейном, грудном, поясничном, крестцовом, копчиковом), что затрудняет работу целого ряда групп внутренних органов.

Всё начинается с детства

Сегодня привычка сидячего образа жизни для каждого человека начинает формироваться с детства. В детском саду, в школе и даже дома создаётся среда противоречащая природе психофизиологии развития человека.

К сожалению, большинство родителей, воспитателей и педагогов не имеют представления о том, какой колоссальный вред они наносят детям, регулярно усаживая их за красивые столики на удобные стульчики.

По официальным данным в России более чем у 80% детей к окончанию детского сада разрушен позвоночник. Эта информация была опубликована в «МК» от 20.03.2002 г. Цитата: «Детская диспансеризация на предмет выявления сколиоза регулярно проводится на западе Первопрестольной уже в течение пяти лет. И с каждым годом число малышей и подростков, страдающих этим недугом, катастрофически растёт. Так, в 2000 году из 42 тысяч обследованных ребятишек нарушение осанки было обнаружено у 84%, а в 2001-м - уже у 87% детей. В некоторых же детсадах и школах округа количество сколиозных детишек в настоящее время вплотную приблизилось к 100%. Причина столь быстрого распространения сколиоза - в малоподвижности нынешних тинейджеров.”

Основной причиной этого явления стала очередная реформа системы образования в середине 90-х гг. В результате которой дошкольные учреждения были преобразованы в образовательные. После чего в них стал делаться упор не на развитие детей, как это было ранее, а на их обучение. Это привело к тому, что детей стали лишать природой данной им двигательной активности, усаживая при этом на стул, что бы дать «очередную порцию образовательного материала».

Вместе с тем, существует второй, более опасный период формирования человека-хроника. Школьный. Принятая во всём мире модель обучения характеризуется прежде всего, преобладанием режима, при котором учащиеся систематически удерживаются в течение длительного времени в скованном положении сидя (то есть в состоянии вынужденной гипокенезии, которое, по данным специальных исследований, в десятки раз превышает их физиологические потребности), сгорбившись над столом (при письме и чтении), в итоге их движения (как свобода жизни и развития) просто пресечены.

Вынужденная гипокенезия обуславливает состояние перманентного стресса, а затем и дистресса, созданного эмоциональным перенапряжением в условиях нефизиологичной двигательной депривации. В ряде случаев это явление сопровождается вытеснением эмоционального перенапряжения на психосаматический и психоневролгический уровень реагирования, с чем, по-видимому, может быть связано увеличение количества нервно-психических дисфункций среди школьников.

Организация рабочего места и всего пространства учебного помещения, их эргономика, в основном определяются доминантным обездвижено-закрепощённым режимом проведения занятий. Однако, можно утверждать и обратное – традиционная мебель и среда не позволяют применять других режимов обучения, лишая учащихся и педагогов права выбора.

Установлено, что устоявшаяся модель обучения в режиме сидя приводит к необратимому недоразвитию и угасанию здоровья, в т.ч. репродуктивного, у новых поколений детей и молодёжи. Она же способствует возникновению обширной группы заболеваний опорнодвигательного аппарата (в первую очередь – сколиоз), зрения (близорукость), сердечно-сосудистой системы, репродуктивной системы, нервно-психические расстройства и др.

О том, что эти заболевания являются сугубо школьными давно установлено современной медициной.

Таким образом, за период обучения у школьников появляется не только ряд серьёзных болезней (нередко хронических), но и формируется устойчивый стереотип поведения связанный с привычкой сидеть. Сформировавшись в школе, привычка человека сидеть продолжает укореняться дома, в институте, на работе.

В итоге, при отсутствии представлений об альтернативных способах организации своей жизнедеятельности, у людей возникает сильнейшая зависимость (схожая с курением) от этой вредной привычки сидеть.

К сожалению, за последнее столетие мировой наукой так и не были предприняты действенные шаги к изучению механизмов влияния устоявшейся модели обучения в режиме сидя на качество развития и здоровья сменяющих друг друга новых поколений народа. В итоге ситуация с телесным и психическим здоровьем от одного поколения к другому всё больше и больше ухудшается.

 

Решение проблемы обездвиженности

В 70-х годах ХХ столетия в НИИ медицинских проблем Севера Сибирского Отделения АМН СССР группой исследователей под руководством д.м.н. В.Ф. Базарного была создана научная теория сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения в основе гармоничного развития ребёнка.

 

СПАРВКА: Базарный Владимир Филиппович - русский учёный, врач и педагог-новатор. Автор разработчик нового направления в образовании – здоровье - развивающая педагогика. В настоящее время разработанная им система является наиболее эффективной для сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе.

 

Главной целью учёных и медиков, которые составляли основу нучно-исследовательской группы, стал поиск решений, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей в процессе обучения. Ведь проблема деградации психофизического здоровья детей в ходе образовательного процесса звучит всемирным набатом уже почти 2 столетия.

В ходе проведённых исследований были установлены главные факторы и механизмы, блокирующие свободное здоровее развитие детей, а так же подрывающие здоровье у взрослых, занятых сидячим зрительным трудом.

Назовём лишь некоторые из основных факторов, подрывающих здоровье детей / взрослых в учебном и производственном процессах:

· Переориентация видовой телесной вертикали, на которую подключёна работа не только органов чувств, но и, как экспериментально доказано данной группой исследователей, генофонда на чуждый природе ребёнка (человека) сидячий динамический стереотип.

· Систематическое пребывание тела в обездвиженности и, как следствие, формирование косно-закрепощённого динамического стереотипа (детей «овощей» - на этапе детства).

· Угнетение активности генофонда на фоне подавления симпатической и доминирования эмбриональной парасимпатической активности в режиме согбенного тела с опущенной книзу головой.

· Дезорганизация пространственной синхронизации электрических потенциалов коры головного мозга.

· Дезорганизация скоординированной целостности тела («собранности»), угасание произвольно – волевых целенаправленных способностей и, как следствие, нарастание статических нейро - мышечных напряжений (стрессов – по Ганс Селье, 1936).

· Возрастающие в поколениях статические нейро-мышечные напряжения и, как следствие, выгорание полевого генома.

· Пресечение в режиме «близорукого» узкоформатного зрения свободы работы базового психогенетического механизма – зрительного сканера; распад утилизированных в память чувств образов мира.

· Хроническая сенсорная депривация (депрессия).

В.Ф.Базарный данные изменения определил как эволюционно – регрессивный синдром инфантильно дегенеративной инволюции (СИДИ).

Таким образом, впервые в мировой науке было убедительно доказано, что современный сидяче - обездвиженный учебный/производственный процесс ведёт к угнетению развития детей и подростков / взрослых людей на генетическом и клеточном уровне, ведёт деформации развития позвоночника, деградации психомоторной и психической сфер, истощению эндокринной и других систем, обеспечивающих полноценное развитие и здоровье.Был раскрыт механизм деградации детородного тела в условиях доминирования «книжно-седалищной» модели образования детей. В этих условиях исподволь, от поколения к поколению, через детский сад (который превратится в образовательное учреждение) и школу, через неблагополучную семью воспроизводятся молодые люди, которые после себя оставляют все менее и менее жизнеспособное потомство. И это характерно для всех стран, особенно для развитых государств, где действующая модель образования господствует уже 200 лет.

Благодаря исследованиям группы учёных под руководством В.Ф. Базарного, стало ясно, что истоки массового нездоровья молодых поколений народов, а также первично-профилактические и здравоукрепляющие подходы, надо искать не в поликлиниках и в больницах. Всё это следует искать в пространстве образовательных учреждений, т.к. существующая система воспитания и обучения детей сориентирована против моторной и эмоционально-волевой природы ребёнка.

Стало понятно, что для спасения последующих поколений учащихся от обвального угасания их жизнеспособности, порождаемой сегодняшним образом школьной жизни, необходима разработка не столько индивидуально - коррекционных педагогических приёмов, сколько популяционно - ориентированных здоровье развивающих технологий, восстанавливающих тот фундамент, на котором тысячелетиями взрастала и держалась природная телесная, эмоциональная и психомоторная конституция человека.

 

Решение проблемы обездвиженности для учащихся в школе

Опираясь на результаты исследований В.Ф. Базарным, его коллегами и последователями была разработана система перевода образовательных учреждений страны на здоровье развивающую основу. С её помощью стало возможным коренным образом перестроить исторически сложившиеся деструктивные учебно - воспитательные режимы и технологий, которые до недавнего времени повсеместно применялись в образовательном процессе.

Одной из основных составляющих этой системы, явилась возможность поддержания малых форм двигательной активности учащихся и смены динамических поз в процессе обучения во время урока в применением специальной учебной мебели - конторок Базарного.

 

 

Эффективность введения в учебный процесс режима динамических поз (чередование положений стоя-сидя-лежа) с использованием конторок в учебном процессе в 80-е годы ХХ столетия были изучены по поручению Минздрава РФ Горьковским НИИ педиатрии и Ивановским НИИ охраны материнства и детства.

Полученные положительные заключения от этих авторитетных центров, а так же от НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова послужили основанием для издания Минздравом РФ методических указаний, рекомендующих внедрение режима динамических поз (с использованием конторок) во все детские сады и школы страны.

Наряду с организационными вопросами, в программу вошли сообразные природе ребёнка педагогические здоровье развивающие технологии и технические средства дидактики, защищённые 44 патентами и авторскими свидетельствами на изобретения и полезные модели, имеющие положительные заключения научных центров РАН и РАМН.

Данная программа в 1989 году была утверждена Минздравом России в качестве методических рекомендаций и получила официальное название: «Массовая первичная профилактика школьных форм патологии или развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах».

 

СПРАВКА. Впервые в мировой педагогической практике широкое применение специализированных конторок (конструкция которых была специально разработана В.Ф. Базарным для их использования на академических уроках в образовательных учреждениях) в школах было подкреплено серьёзными научными исследованиями, неоднократно доказавшими высокую эффективность технологии их применения (автор и разработчик технологий В.Ф. Базарный).

Разработанные образовательные технологии в конце 80-х годов прошедшего века были включены в союзную и республиканскую правительственные программы, связанные с развитием образования и профилактического здравоохранения, однако, из-за последующих социальных катаклизмов не были массово реализованы на практике.

Повторно санитарно-гигиеническая экспертиза была выполнена в 2000-2001 году авторитетным коллективом ученых из НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного Центра здоровья детей РАМН, НИИ глазных болезней им. Гельмгольца, НИИ детского ортопедического института им. Г.И. Турнера. Итогом данной работы явилась выдача департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России гигиенического заключения №77.99.95.3.Т.000674.07.01, разрешающего использовать данную технологию во всех образовательных учреждениях.

 

Решение проблемы обездвиженности для трудящихся в офисе

Вполне естественно, что принципы использующиеся для сохранения и укрепления здоровья детей в образовательном процессе стали всё чаще применяться среди сотрудников трудовая деятельность которых связана с минимальной двигательной активностью (длительным сидением за компьютером или работой с документацией).

В одном случае наиболее активные и информированные сотрудники по собственной инициативе пытаются изменить условия труда обездвиживающие их на рабочих местах, тем самым, закрепощающие их физический, интеллектуальный и как следствие творческий потенциал. Не дожидаясь пока руководство фирмы обратит внимание на существование закономерных взаимосвязей между длительным сидением сотрудников, их физическим недомоганием и низкой работоспособностью, они сами начинают оптимизировать свои рабочие места, приобретая специализированную мебель позволяющую работать стоя и сидя.

В другом случае, руководители некоторых наиболее современных динамично развивающихся компаний стали внедрять для своих сотрудников здоровье развивающие технологии и централизованно закупать оборудование, позволяющее в процессе работы сотрудников менять им динамические позы (стоя/сидя). При этом не редко высшее руководство тактично настаивает на проведении соответствующей информационной работы со стороны отделов занимающихся развитием персонала, одновременно показывая преимущества такой работы на собственном примере.

В настоящее время существуют различные варианты и модификации здоровье- развивающей мебели, которая позволяет работать в положении стоя сидя. К такой мебели относятся:

· Офисные конторки В.Ф. Базарного, которые регулируются по высоте, тем самым настраиваются под индивидуальный рост пользователя, а так же могут менять угол наклона рабочей поверхности от 0 до 16 градусов.

 

· Универсальные столы для работы стоя за компьютером и другой деятельности как с фиксированной высотой, так и регулируемой при помощи электропривода (под работу стоя / сидя).

 

 

 

Интересно заметить, что принятые в Европе и России стандарты в области эргономики требуют при создании рабочего места обеспечить возможности изменения позы. Европейский стандарт ЕН 614-1-95 (ГОСТ Р ЕН 614-1 2003). Однако прошло 19 лет в Европе и 11 лет в России после принятия данных стандартов, но ситуация кардинально не изменилась.

Некоторые выдержки из стандарта ЕН 614-1-95 относительно э ргономических принципов конструирования рабочего места:
п. 4.1.2. Поза тела

Поза тела оператора не должна наносить вред здоровью. При конструировании оборудования следует учитывать следующие принципы:
а) неестественные позы, например, искривлённые или согнутые, а также однообразная деятельность должны быть исключены. Должна быть предусмотрена возможность для изменения позы;
б) оборудование должно быть сконструировано так, чтобы позволить оператору выбирать рабочие позы, чередующиеся с сидением, стоянием и хождением.

п. 4.1.3. Движения тела

Рабочее оборудование должно быть сконструировано так, чтобы движения тела или его частей соответствовали естественным ритмам и способам выполнения… При конструировании рабочего оборудования следует учитывать следующие принципы:

а) при использовании рабочего оборудования следует избегать неподвижных поз оператора...

Можно сделать выводы, что данные стандарты просто игнорируют. С одной стороны чиновники на местах и руководители крупных компаний. Ведь если им действовать в соответствии с международными стандартами в области эргономики, то тогда потребуется нести значительные финансовые затраты на переоборудование рабочих мест своих сотрудников. С дру



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: