Русская культура в первые годы советской власти




(1917–1920 гг.)

Общие условия развития культуры. Октябрьская революция и гражданская война в России до предела обострили международную обстановку, усилили политический и экономический кризис внутри страны.

В очень трудном положении оказалось население российских городов. Биолог Б.Е. Райков так описывает революционный Петроград: «Выдача хлеба по карточкам снизилась до 200 граммов на человека, временами вместо хлеба выдавали немолотый овес… Торговля совершенно прекратилась, лавки были пусты и заколочены. В домах не было ни света, ни воды, так как водопровод и канализация замерзли, а электростанции бездействовали... В городе свирепствовал сыпной тиф. Случаи голодной смерти получили массовый характер. Люди разбегались, стремясь попасть в более теплые и сытые места страны. Но уехать было крайне трудно, поезда ходили редко... Население Петрограда за три года сократилось с двух миллионов до 800 тысяч человек».

Резко возросла преступность. М. Горький писал, что успех революции был связан и с тем, что она обратилась к самым низменным инстинктам, которые так легко разбудить в человеке. Хозяевами жизни почувствовали себя люмпенские слои. «Грабь награбленное» – под таким девизом совершались бесконечные «экспроприации».

В первые революционные годы практические шаги большевиков определялись необходимостью удержания власти в своих руках и уверенностью, что сразу после пролетарской революции можно перейти к коммунистическим отношениям, которые предполагали отсутствие частной собственности, прямое распределение материальных ценностей вместо товарно-денежных отношений, плановость хозяйства, всеобщность труда. Отсюда – национализация, продразверстка, политика «военного коммунизма», заключение Брестского мира, подавление мятежа «левых эсеров», разгон Учредительного собрания – меры, которые вызывали недовольство у той или иной части населения, а чаще всего у абсолютного большинства. Не случайно, появлялись настроения «неуравновешенности, неопределенности, отчаяния, безверия», что усиливало хаос и политическое противостояние.

Одной из важнейших составляющих политики советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения; организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя.

Школы, библиотеки, музеи, театры, институты, лаборатории, художественные галереи, клубы, все богатство культуры объявляется народным достоянием.

Единодушно большевики выступили против церкви, январским декретом 1918 года она была отделена от государства. В феврале 1921 г. появился декрет об изъятии церковных ценностей. Закрывались монастыри.

Новая власть решительно поддерживала разрушение традиционной народной морали. Молодежные лидеры организовывали дискуссии об отмирании любви, как пережитке капитализма. Было создано общество «Долой стыд». Преследование церковных обрядов (венчание, крещение) шло на государственном уровне, взамен предлагались «новые» традиции – «октябрение» (крещение), когда ребенка с пеленок принимали в комсомол и давали революционное имя.

Вообще в годы революции появилось немало мягко говоря странных имен, мода на которые очень быстро прошла. Популярными были имена типа – Революция, Диктатура, Гегемона, Ледат (Л.Д. Троцкий), Вилен (В.И. Ленин), Вектор (Великий коммунизм торжествует), Тролезин (Троцкий, Ленин, Зиновьев), Ясленик (Я с Лениным и Крупской).

Власти старались привлечь на свою сторону представителей прежней российской интеллигенции. Правда, только тех, кто мог принести пользу в области естествознания, техники, практического производства. Изыскивались средства на материальную поддержку ученых.

Большое внимание уделялось и улучшению материальной базы научно-исследовательской деятельности. Отпускаются необходимые средства Институту экспериментальной медицины, Институту труда и другим научным учреждениям. За годы гражданской войны было создано много новых научных подразделений, среди которых следует назвать Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) под руководством профессора Н.Е. Жуковского, радиолабораторию в Нижнем Новгороде (руководитель – М.А. Бонч-Бруевич), оптический, физический, физико-технологический институты.

Судьба не технической интеллигенции оказалась куда более драматичной. В 1921 г. была репрессирована профессорская группа, так называемой Петроградской боевой организации, куда попали люди никаких террористических действий против власти не принимавшие, в т.ч. был расстрелян поэт Н. Гумилев, активно помогавший советской власти.

Осенью 1922 г. в административном порядке были высланы 200 ученых, философов, историков, литераторов. Среди пассажиров «Философского парохода» были Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, Ф.А. Степун, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин, А.А. Кизеветтер, Ю.И. Айхенвальд, М.А. Осоргин, С.Н. Прокопович.

Идеологический критерий становится основным в оценке качества любого «продукта» творческой интеллигенции. Система образования, общественные науки, литература, искусство и театр превращались в инструменты воспитательного воздействия Советской власти на широкие народные массы.

Образование. До октябрьских событий 1917 года три четверти населения страны оставались безграмотными.

В октябрьские дни 1917 был создан Народный комиссариат по просвещению (Наркомпрос), во главе с А.В. Луначарским. В 1918 г. – Конституция законодательно закрепила право для всех на «полное, всестороннее и бесплатное образование». В 1919 году Совнарком принял декрет, согласно которому все население России в возрасте от 8 до 50 лет обязывалось обучаться грамоте на родном или русском языке. Была создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, а осенью 1923 г. – добровольное общество «Долой неграмотность!» (ОДН), во главе с М.И. Калининым.

По всей стране, включая самые отдаленные уголки появляются школы грамоты, избы-читальни, кружки по ликвидации безграмотности. Обучение ведется за счет государства. Всех слушателей освобождали от работы на два часа с сохранением заработной платы. Советам предоставлялось право привлекать все гражданские слои населения к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности.

Необходимо подчеркнуть, что тяга к знаниям была действительно велика. Не хватало бумаги, учебников, писали на побеленных стенах углем, чернила делали из свеклы, учились при лучине, восковых свечах. В Красной Армии грамоту осваивали при любых условиях. С.М. Буденный вспоминал, что в одном из полков 1-й Конной Армии, когда красноармейцы шли строем на передовую линию фронта комиссар на спины кавалеристов, пришпиливал ленты бумаги, на которых крупно были написаны буквы алфавита. В годы первой пятилетки комсомольцы объявили культурный поход под девизом: «Грамотный, обучи неграмотного!».

В короткие сроки были созданы буквари для взрослых не только на русском, но и на национальных языках народов РСФСР. Всего с 1920 по 1940 г. было обучено 50 млн. мужчин и женщин.

С середины 1918 по 1920 год число школ увеличилось почти наполовину, а учащихся – на 3 млн. человек.

Резкие изменения произошли и в системе высшего образования. В основном они заключались в его пролетаризации. В августе 1918 г. были введены новые правила приема в вузы. Для привлечения в состав студентов рабоче-крестьянской молодежи этими правилами отменялись вступительные экзамены, плата за обучение, устанавливались стипендии для студентов из пролетарских слоев.

Создаются так называемые рабочие факультеты (рабфаки) – общеобразовательные учебные заведения, осуществляющие подготовку в вузы.

В учебные программы, как школ, так и вузов вводился обязательный блок марксистских дисциплин.

Основные направления и тенденции в литературе и искусстве. Художественное творчество, разумеется, переживает коренную ломку. Оно должно было теперь вписаться в предложенную систему ценностей.

Литература. Горячо на революционные события откликнулась поэзия. Стихотворениям, поэмам, «сверхповестям» В. Хлебникова (одного из «отцов» кубо-футуризма) присущи гуманизм, дух свободы, оптимизм. Хлебников гордился тем, что заранее назвал 1917 г. как время крушения Российской империи.

Поначалу, предельно совпали интересы руководителей партии большевиков и В. Маяковского.

М. Горький откровенно заявил о том, что он не разделяет позиции большевиков, что «вооруженные и безоружные люди превратились в стадо баранов», «здоровые силы страны погибают, истребляя друг друга». Писатель призывает к бережному отношению к национальным богатствам и наследию прошлого.

Театр. Наряду с профессиональными театрами появляется множество студий, организованных совсем неопытной молодежью, для которых театр был единственной политической трибуной (радио не было, газеты выходили очень маленькими тиражами).

 

Будущий кинорежиссер С. Эйзенштейн создает первый театр «Пролеткульта».

Поскольку никто не знал что такое «пролетарское искусство» старые пьесы ставили на новый лад. В классику вмонтировали аттракционы, акробатические этюды, включали злободневные политические диалоги, песенки и куплеты.

Кино. Новое правительство сразу же усвоило, что кино – «важнейшее из всех искусств». В августе 1919 г. «Старые» фильмы сразу же запретили, поскольку они оказались совершенно непригодны по своей идеологической направленности.

Для создания собственной кинопродукции правительство привлекает крупнейших писателей и поэтов – А. Толстого, А. Серафимовича, В. Брюсова, А. Белого, М. Горького, А. Блока. В 1919 г. начала работать Московская государственная школа кинематографии во главе с режиссером В. Гардиным. Первый советский художественный фильм назывался «Серп и молот» и был посвящен проблеме укрепления союза города и деревни. Экранизировались классические произведения, но только те, которые показывали бесправие трудящихся в царской России. М. Горький составил детальный план инсценировок по истории культуры и сам написал сценарий из жизни первобытного общества. Главное место занимали, конечно, агитационные фильмы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: