Сообщение темы и целей урока




Текст сказки о споре Кота и Плота (упр. 134) помога­ет детям убедиться в том, что неодушевленные имена суще­ствительные в именительном и винительном падежах склоняются одинаково — отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковую форму: И. п. (что?) плот; В. п. (что?) плот. Одушевленные имена существительные склоняются в этих падежах по-разному — отвечают на разные вопро­сы и имеют разную форму: И. п. (кто?) кот; В. п. (кого?) кота. Детям сообщается, что им придется столкнуться с определенными трудностями при разграничении именитель­ного и винительного падежей неодушевленных имен су­ществительных. Как преодолеть эти затруднения? Как на­учиться правильно определять именительный и винительный падежи неодушевленных имен существительных — тема урока.

Отработка умения различать именительный и винительный падежи имён существительных

Выполнение письменного задания к упр. 134

В ходе проверки выполнения упражнения учащиеся от­вечают на вопросы: что обозначает имя существительное в именительном падеже? В винительном падеже? (Вспом­нить значения имен существительных в именительном паде­же можно, обратившись к с. 60—61, а в винительном — на с. 72). Каким членом предложения является (существитель­ное в именительном или в винительном падеже)? Употребля­ется ли с предлогом?

Чтение правила на с. 84

Учитель может предложить и другой путь различения именительного и винительного падежей — тот, что описан в сказке «Как поспорили Кот и Плот»: вме­сто неодушевленного существительного в словосочетание подставить одушевленное. Если оно не изменяет началь­ную форму — это именительный падеж: растет (что?) лес, (кто?) брат. Если оно меняет начальную фор­му — это винительный падеж: люблю (что?) лес, (кого?) брата.

Выполнение упр. 135

Герой шуточного стихотворения Э. Успенского «Па­мять» хвалит сам себя и самоуверенно утверж­дает, что любое предложение повторит без ошибок. Уча­щиеся отмечают комический эффект, который возникает в результате нетвердого запоминания текста, а также нахо­дят ошибку, свидетельствующую о невнимании героя к ре­чевым нормам (в последней строке он пытается изменить наречие зря).

Дети списывают стихотворение (по вариантам), обозначают падеж имен существительных (для сравнения именитель­ного и винительного падежей достаточно определить падеж имен существительных Ваня и кактус), объясняют, по ка­ким признакам определяли падеж неодушевленного имени существительного кактус. Первый путь — значение, роль в предложении; второй — сравнение с одушевленными именами существительными: мыла (что?) кактус, мыла (кого?) Ваню.

5. Закрепление умения опре­делять именительный и винительный падежи неодушевлен­ных существительных.

Выполнение упр. 136

Учащиеся устанавливают, что су­ществительные в форме именительного падежа обозначают предметы, которые сами совершают действие, а в форме ви­нительного падежа — предметы, на которые направлено дей­ствие.

Выполнение упр. 137- самостоятельно

Дети читают текст «Синицы», выписывают словосочетания с именами существительными в винительном падеже и доказывают правильность своего выбора.

Подведение итогов урока

Отработка умения определять падежи имён существительных

Игра «Задание для то­варища».

Это задание дети готовят дома. Каждый ученик выписывает на листок пять словосочетаний с именами существительными. На уроке со­седи по парте обмениваются листками и определяют па­деж имен существительных в словосочетаниях, подобран­ных товарищем. После выполнения работы организуется взаимопроверка.

7. Домашнее задание: упр. 138.

 

 


 

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Винительный и родительный падежи

Цели: познакомить с приемами распознавания вини­тельного и родительного падежей имен существительных; развивать умение определять эти падежи.

Организационный момент

Минутка чистописания

___________________________________________________

• Рассмотрите узор. Какие буквы входят в состав узора? Про­пишите эти буквы в воздухе глазами. Какие звуки может обозна­чать буква т? Приведите примеры. Обведите и пропишите узор, поэтапно ускоряя темп письма.

Выполните упражнение для пальчиков: напишите на столе большими пальцами левой и правой руки элемент буквы ц — ____, затем опустите руки вниз и встряхните кистями, напишите на сто­ле указательными пальцами элемент буквы ц, встряхните кистя­ми рук и т.д.

___________________________________

___________________________________

• Прочитайте словосочетания. Устно к существительным по­ставьте вопрос. Как определить падеж слова отца в каждом сло­восочетании? Запишите словосочетания.

Кого поймал рыболов? (Щ…ка)

Кого пр..гл..тила щ..ка? (Плотвич..ка)

• Прочитайте вопросы. Ответьте на них, используя слова в скоб­ках. Объясните написание пропущенных букв. Запишите, встав­ляя пропущенные буквы там, где это необходимо. Определите падеж имён существительных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: