Закрепление изученного материала




Выполнение упр. 151 (с комментиро­ванием)

Образец: дочка — имя существительное жен­ского рода с окончанием -а в начальной форме, относится к первому склонению и т. д.

¾ Какие сведения необходимы для определения склонения имени существительного?

Вывод: имена существитель­ные женского рода могут относиться к разным склонениям в зависимости от того, какие окончания они имеют в начальной форме.

¾ Какие имена существительные женского рода относятся к первому склонению? К третьему склонению?

Выполнение упр. 152

Дети читают мужские имена— неполные и с уменьшительно-ласкательным значением, подбирают к ним полные имена, записывают их в два столбика, обозна­чая окончания. Затем определяют, к какому склонению от­носятся существительные каждого столбика.

¾ Что нужно знать, чтобы определить склонение имени существительного?

¾ К какому склонению могут относиться существительные мужского рода?

¾ Какие из них относятся к первому склонению? Ко второму скло­нению?

Чтение правила на стр. 96

Учащиеся читают правило, приводят свои при­меры.

Подведение итогов урока

Упражнение в определении скло­нения имен существительных (на материале словарных слов)

7. Домашнее задание: упр. 153.


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Три склонения имен существительных

Цель: познакомить учащихся с алгоритмом определения склонения имени существительного в предложении; прак­тиковать в определении склонения имени существительно­го, упражнять в использовании алгоритма при определении склонения конкретных имен существительных.

Организационный момент

Минутка чистописания

сосна солнце свирель

• Прочитайте слова. Определите склонение имён существи­тельных. Запишите слова. Выделите окончания. Назовите бук­ву в этих словах, которая обозначает согласный звонкий парный мягкий звук. Пропишите букву в в воздухе ручкой. Составьте и пропишите в воздухе глазами узор с буквой в.

Всякому семени св..ё время.

• Прочитайте. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Спи­шите, вставляя пропущенную букву. Определите склонение имён существительных.

Где смелость, там и победа.

•Прочитайте. Как вы понимаете эту пословицу? Продолжи­те пословицы.

Кто дрожит... (тот бежит). У страха... (глаза велики).

Спишите пословицу. Определите склонение имён существи­тельных.

Сообщение темы и целей урока

Упражнение в определении склонения имён существительных

Выполнение упр. 154

Дети читают текст упражнения, определяют его тему, подбирают заголовок. Затем находят в тексте имена суще­ствительные, записывают их в начальной форме, обознача­ют окончания и указывают склонение. Отмечается, что для определения склонения имени существительного в предло­жении необходимо сначала поставить имя существительное в начальную форму.

Чтение вывода на с. 97 и соединение его с правилом на с. 96.

Полный алгоритм действий по определению склонения имени существительного:

1) по­ставить имя существительное в начальную форму,

2) опре­делить род,

3) выделить окончание,

4) по роду и окончанию определить склонение: имена существительные мужского и женского рода с окончаниями -а, -я — 1-го склонения; муж­ского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окон­чаниями -о, -е — 2-го склонения; имена существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце) — 3-го склонения.

Выполнение упр. 155 (выполняется в соответствии с заданиями к нему.)

Списывание текста сопровождается уст­ным комментированием, тогда дети много раз проговорят ал­горитм определения склонения имени существительного: по­ставить в начальную форму, определить род, выделить окон­чание, по роду и окончанию определить склонение.

Выполнение упр. 156

Чтение стихотворения

Учащиеся на­ходят в тексте требование («Не забудь про воробья») и объ­ясняют, как они его понимают.

Детям предлагается по­слушать последние строчки стихотворения В. Приходько:

Он на юг не зван, не прошен.

Видно, родственников нет.

В холода насыплешь крошек воробьишке на обед?

¾ Найдите просьбу-вопрос, ко­торая содержится в тексте.

¾ Расскажите о том, как вы зимой помогаете птицам.

¾ Найдите в тексте имена существительные и выпишите их в три столбика — по склонениям.

Учащиеся обосновывают свои действия, применяя алгоритм опре­деления склонения имени существительного.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: упр. 157.


РУССКИЙ ЯЗЫК

Тема: Контрольная работа по теме «Имя существительное»

Цели: проверить качество усвоения изученного грамматического материала по теме «Имя существительное»

Организационный момент

Контрольная работа

Вариант 1 – 54 слова Вариант 2 – 53 слова
1. Выпиши имена существительные Добрый, краснеть, доброта, бег, ребёнок, бегать, разговоры, друзья, аромат, дружный, пингвин, дружба, теннис. 9 1. Выпиши имена существительные. Солнечный, белеть, солнышко, белизна, ход, страница, ходить, встречи, встречать, телевизор, охота, охотник, абрикос. 9
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму. По дороге шагает человек с рюкзаком за плечами. 4 2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму. Все деревья на лесной опушке укрылись инеем, точно набросили кружевные шали. 4
3. Спиши предложение. Обозначь род и число имён существительных. Лес заиграл яркими красками, наполнился птичьими голосами. 7 3. Спиши предложение. Обозначь род и число имён существительных. С деревьев дождём сыпались тяжёлые листья. 6
4. Спиши имена существительные, сверху обозначь склонение. Школа, ученик, правило, учитель, радость, неделя, папа, Вася, победа, озеро. 10 4. Спиши имена существительные, сверху обозначь склонение. Метель, мороз, вьюга, снежинка, дедушка, Петя, слякоть, поле, декабрь, одеяло. 10
5. Спиши текст. Обозначь падежи имён существительных. Кончилась тёплая летняя ночь. Над лесом всходило яркое солнце. Лёгкий туман плыл над лесными полянами. Листва на деревьях покрыта росой. Уже проснулись певчие птицы. 24 5. Спиши текст. Обозначь падежи имён существительных. Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. В низине побежал весёлый ручеёк. Он наполнил до краёв глубокую лужу и направился в лес. 24

Проверка работ


 

Вариант 1
1. Выпиши имена существительные Добрый, краснеть, доброта, бег, ребёнок, бегать, разговоры, друзья, аромат, дружный, пингвин, дружба, теннис.
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму. По дороге шагает человек с рюкзаком за плечами. ___________________________________________________________________  
3. Спиши предложение. Обозначь род и число имён существительных.   Лес заиграл яркими красками, наполнился птичьими голосами.
4. Спиши имена существительные, сверху обозначь склонение.   Школа, ученик, правило, учитель, радость, неделя, папа, Вася, победа, озеро.
5. Спиши текст. Обозначь падежи имён существительных.   Кончилась тёплая летняя ночь. Над лесом всходило яркое солнце. Лёгкий туман плыл над лесными полянами. Листва на деревьях покрыта росой. Уже проснулись певчие птицы.

 

 

Вариант 1
1. Выпиши имена существительные Добрый, краснеть, доброта, бег, ребёнок, бегать, разговоры, друзья, аромат, дружный, пингвин, дружба, теннис.
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму. По дороге шагает человек с рюкзаком за плечами. ___________________________________________________________________  
3. Спиши предложение. Обозначь род и число имён существительных.   Лес заиграл яркими красками, наполнился птичьими голосами.
4. Спиши имена существительные, сверху обозначь склонение.   Школа, ученик, правило, учитель, радость, неделя, папа, Вася, победа, озеро.
5. Спиши текст. Обозначь падежи имён существительных.   Кончилась тёплая летняя ночь. Над лесом всходило яркое солнце. Лёгкий туман плыл над лесными полянами. Листва на деревьях покрыта росой. Уже проснулись певчие птицы.

 

 

Вариант 1
1. Выпиши имена существительные Добрый, краснеть, доброта, бег, ребёнок, бегать, разговоры, друзья, аромат, дружный, пингвин, дружба, теннис.
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму. По дороге шагает человек с рюкзаком за плечами. ___________________________________________________________________  
3. Спиши предложение. Обозначь род и число имён существительных.   Лес заиграл яркими красками, наполнился птичьими голосами.
4. Спиши имена существительные, сверху обозначь склонение.   Школа, ученик, правило, учитель, радость, неделя, папа, Вася, победа, озеро.
5. Спиши текст. Обозначь падежи имён существительных.   Кончилась тёплая летняя ночь. Над лесом всходило яркое солнце. Лёгкий туман плыл над лесными полянами. Листва на деревьях покрыта росой. Уже проснулись певчие птицы.
Вариант 2
1. Выпиши имена существительные. Солнечный, белеть, солнышко, белизна, ход, страница, ходить, встречи, встречать, телевизор, охота, охотник, абрикос.
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму. Все деревья на лесной опушке укрылись инеем, точно набросили кружевные шали. _______________________________________________________________________________  
3. Спиши предложение. Обозначь род и число имён существительных.   С деревьев дождём сыпались тяжёлые листья.
4. Спиши имена существительные, сверху обозначь склонение.   Метель, мороз, вьюга, снежинка, дедушка, Петя, слякоть, поле, декабрь, одеяло.
5. Спиши текст. Обозначь падежи имён существительных.   Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. В низине побежал весёлый ручеёк. Он наполнил до краёв глубокую лужу и направился в лес.

 

Вариант 2
1. Выпиши имена существительные. Солнечный, белеть, солнышко, белизна, ход, страница, ходить, встречи, встречать, телевизор, охота, охотник, абрикос.
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму. Все деревья на лесной опушке укрылись инеем, точно набросили кружевные шали. _______________________________________________________________________________  
3. Спиши предложение. Обозначь род и число имён существительных.   С деревьев дождём сыпались тяжёлые листья.
4. Спиши имена существительные, сверху обозначь склонение.   Метель, мороз, вьюга, снежинка, дедушка, Петя, слякоть, поле, декабрь, одеяло.
5. Спиши текст. Обозначь падежи имён существительных.   Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. В низине побежал весёлый ручеёк. Он наполнил до краёв глубокую лужу и направился в лес.

 

Вариант 2
1. Выпиши имена существительные. Солнечный, белеть, солнышко, белизна, ход, страница, ходить, встречи, встречать, телевизор, охота, охотник, абрикос.
2. Выпиши имена существительные, поставив их в начальную форму. Все деревья на лесной опушке укрылись инеем, точно набросили кружевные шали. _______________________________________________________________________________  
3. Спиши предложение. Обозначь род и число имён существительных.   С деревьев дождём сыпались тяжёлые листья.
4. Спиши имена существительные, сверху обозначь склонение.   Метель, мороз, вьюга, снежинка, дедушка, Петя, слякоть, поле, декабрь, одеяло.
5. Спиши текст. Обозначь падежи имён существительных.   Пригрело весеннее солнце. На лесной полянке начал таять снег. В низине побежал весёлый ручеёк. Он наполнил до краёв глубокую лужу и направился в лес.

 

_________________________

Тема «Изменение имен существительных по падежам»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: