для студентов средних медицинских учебных заведений




 
2015-2016
II семестр

Морфологические нормы (продолжение)

Занятие №1

§ 13 Имя прилагательное. Нормативное образование и употребление прилагательных. Способы исправления ошибок в образовании и употреблении прилагательных.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

Гемофил`ия, гемотерап`ия, гемоф`обия

Орфографическая разминка

Раскройте скобки, допишите окончания. Различайте части речи, от этого зависит слитное или раздельное написание следующих слов.

Посмотрел (в)даль – вглядывался (в)даль полей; свет не проникает (в)глубь – нырнул (в) глубь реки; (с)начала осмотрись – (с)начала года; смотреть (в) бок – кольнуть (в) бок; костюм (в) пору – (в) пору становления; действовать (на) удачу – надеяться (на) удачу; (в)виду необходимости – иметь (в) виду; (в) течени… часа – (в) течени… реки; (в) следстви… болезни – (в) следстви… по делу; (в) продолжени… суток – (в) продолжени… книги; (не) смотря на трудности – (не) смотря по сторонам.

Пунктуационная разминка

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм.

2.Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

У больных гем…филией всякое оперативное вм…шательство сопр…жено со значительным риском для жизни (по)этому оно должно применя(тся,ться) в исключит…льных случаях и только после т(сч,щ)ат…льной предварит…льной подг…товки б…льного.

Блок информации

I.Нормативное употребление форм имени прилагательного

1) При полной форме имени прилагательного, употребленной в им.п. в роли составного сказуемого, не могут, как правило, быть управляемые слова, а при краткой форме – могут.

 

Неправильно: он больной ангиной.

Правильно: он болен (чем?) ангиной (ангиной управляемое или зависимое слово).

Или: Он больной.

2) Не употребляются в качестве однородных членов полная и краткая формы имени прилагательного.

 

Неправильно: Он богатый и умен.

Правильно: он богатый и умный.

Или: Он богат и умен.

 

Практика

 

Упражнение 1

Найдите ошибку в употреблении прилагательного, объясните, в чем она состоит. Предложите вариант исправления.

1.Ученик был способный к математике.

2.Этот мальчик был глухой от рождения.

3.Сюжет рассказа интересный во многих отношениях.

4.Он из тех людей, которые способные на самопожертвование.

5.Ученик всегда подтянутый, всегда одет по форме, культурный в обращении.

6.Стихи были удачные и по форме, и по содержанию.

7.Жизненный путь героя тяжел и трагичный.

8.Мой брат очень талантлив и способный.

9.Эта женщина всегда милая и очаровательна.

II.Нормативное образование степеней сравнения имен прилагательных

 

  сравнительная превосходная
Простая форма К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЕ, ЕЙ,Е,ШЕ Например: Красивый - красивее Тяжелый - тяжелей Громкий - громче Тонкий - тоньше К основе исходного имени прилагательного прибавляются следующие суффиксы: ЕЙШ, АЙШ Например: Красивый - красивейший Тонкий - тончайший
Составная форма Состоит из двух слов: БОЛЕЕ + начальная форма прилагательного Например: Красивая - Более красивая Тонкий - Более тонкий Состоит из двух слов: САМЫЙ + начальная форма прилагательного НАИБОЛЕЕ + начальная форма прилагательного Например: Красивая - САМАЯ красивая Умный - НАИБОЛЕЕ умный

 

Следует избегать ошибок при образовании степеней сравнения имен прилагательных. Нельзя смешивать простую и составную формы сравнения.

Ошибочными являются следующие образования:

1) Она более умнее, чем он.

Употребление частицы БОЛЕЕ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.

Правильные варианты построения этого предложения:

Она более умная, чем он.

Она умнее, чем он.

2) Это самая высочайшая в городе башня.

Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным, а само сочетание квалифицируется как плеоназм.

Правильные варианты построения этого предложения:

Это самая высокая башня в мире.

Это высочайшая башня в мире.

3) Не употребляются формы слов более лучший, более худший и т.п., так как второе слово само по себе уже выражает значение сравнительной степени. Надо говорить: лучший, худший или лучше, хуже.

4) В современном русском литературном языке употребляются такие формы сравнительной степени: бойч е, звонч е, ловч е, сла ще, хле стче, а не бойчее, ловчее, звончее, слаже, хлеще.

Практика

 

Упражнение 2

От данных прилагательных образуйте простую сравнительную степень. Выделите суффиксы сравнительной степени.

Красивый, богатый, звонкий, бойкий, горький, сладкий, крутой, твердый, мягкий, длинный, строгий, резкий, хрупкий, редкий, гладкий, отлогий, тонкий.

Упражнение 3

Определите ошибки в образовании степеней сравнения. Перепишите в исправленном виде.

1.Мы шли по самому кратчайшему пути.

2.На уроке был самый строжайший порядок.

3.Альпинисты готовились к самому труднейшему переходу.

4.Зимний снег более ярче весеннего.

5.Малина более слаще крыжовника.

6.Разработка этого месторождения является наиболее важнейшей задачей.

7.Невский проспект - самое оживленнейшее место в Ленинграде.

8.Мы были в более худших условиях, чем наши соперники.

9.Партия была отложена в более лучшем положении для белых фигур.

10.Это произведение более худшее, чем предыдущее.

11.Первый ученик отвечал бойчее, чем второй.

 

Блок информации

III.Образование краткой формы имен прилагательных.

Образование краткой формы имен прилагательных с помощью суффиксов – ен и – енен.

- ен -енен
  1. Современная форма.
  2. Если ударение не падает на –енн в полной форме имени прилагательного.
Например: Есте ' ственный – ест`ествен.
  1. Устаревшая форма.
  2. Если ударение падает на –енн в полной форме имени прилагательного.
Например: Неизме ' нный – неизм`енен.  

 

Исключения:

Своевр менный – своевр м енен

Блаж нный блаж `ен

Практика

Упражнение 4

Допишите недостающий суффикс - ЕН или - ЕНЕН.

1.Оратор говорил с большим чувством, и тон его речи был очень приподнят и торжеств…

2.Вначале казалось, что темп его увертюры слишком медл…

3.Молодой человек был хорошо воспитан, безукоризн… в своих манерах

4.Голос его был спокоен, взгляд смел, вид безбоязн…

5.Мальчик в детстве был слаб здоровьем и болезн…

6.Памятник старины должен быть неприкоснов…

7.Подобный ответ бессмысл…

8.Помогало чувство, что ты не единств...

9.День был ярок и немного ветр…

10.Его вклад в работу был существ…

11.Ваш приход своеврем…

Проверь себя

Самостоятельная работа

Найдите ошибки в употреблении прилагательных. Перепишите в исправленном виде.

1.Кто ответств… за проведение новогоднего вечера?

2.В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест.

3.Нет ничего более худшего, чем ложь и грубость, допускаемые взрослыми.

4.Комната была низкая для такой мебели.

5.Выход из создавшегося положения естеств…

6.Ловчее его никто не забрасывал мяч в кольцо.

7.Метод исследования правилен и соответств… сложности самой проблемы.

8.Более красивее девушки я не видел.

9.Мех норки благороден и красивый.

10.Приход врача к заболевшему ребенку был весьма своеврем…

11.Этот перевал наиболее опаснейший для перехода в зимнее время.

12.Ртуть более тяжелее железа.

13.Цифры - самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

Контрольные вопросы к §13

1.Расскажите об ошибках в употреблении прилагательных и способах их устранения.

2.Расскажите об образовании краткой формы имени прилагательного.

Домашнее задание:

1.§ 13 – Блок информации

2.Контрольные вопросы к § 13

3.Упражнения 4

4.Самостоятельная работа «Проверь себя»

5.Словарная работа к занятию №1: выучить значение слов; составить с ними предложения или небольшой связный текст.

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 7

Нормативное образование и употребление прилагательных


Занятие № 2, 3

§ 14 Нормативное употребление глаголов. Способы исправления ошибок в употреблении глаголов.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

1.Отоларинг`олог, от`ит, гаймор`ит, фаринг`ит, рин`ит.

2.Ларинг`ит, тонзилл`ит, аден`оиды, аф`акия, аудиом`етрия.

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы:

1)в окончание глаголов 2 лица единственного числа:

постел…шь, наде…шься, огранич…шь, леч…шь, лепеч…шь, задерж…шься, слыш…шь.

2)в окончание глаголов 3 лица единственного числа:

дремл…т, тащ…т, выскоч…т, выгор…т, бре…т, кле…т, бор…тся, терп…т.

3)в окончание глаголов 3 лица множественного числа:

ла…т, обид…т, кол…т, леч…т, смотр…т, хлопоч…т, стро…т.

 

Пунктуационная разминка

1.Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, объясните правописание орфограмм.

2.Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

1. Проце (с, сс) (аудио) метрии проходит следу…щим образом через наушники вам под…ют чистые звуковые тоны.

2. Р…зультаты такого теста пр…дставляются (в) виде графика называемого (аудио)гра(м,мм)ой.

3. Когда вы слыш…те очередной тон вы наж…маете кнопку на спец…альном пульте.

Блок информации

Нормативное употребление глаголов

I.Особенности образования формы первого лица единственного числа.

Некоторые глаголы в русском языке не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности. К ним относятся дерзить, дудеть, затмить, очутиться, ощутить, победить, пылесосить, тузить, убедить, убедиться, чудить, шкодить, родиться, течь.

В тех случаях, когда все-таки оказывается необходимым употребить форму 1 лица единственного числа этих глаголов в зависимости от ситуации можно прибегнуть к следующим приемам:

1) Произвести замену глагола совершенного вида глаголом несовершенного вида:

Я победю - так говорить нельзя.

Правильно:

Я побеждаю – замена глаголом несов.в. в зависимости от контекста.

2) Произвести замену глагола, не имеющего 1 лица ед.ч., другим глаголом, который имеет 1 лицо ед.ч.:

Я ощутю или ощущу - так говорить нельзя.

Правильно:

Я почувствую - замена другим глаголом

3) Произвести замену глагола совершенного вида, не имеющего формы 1 лица ед.ч., составным глагольным сказуемым, в котором личную форму образует вспомогательный глагол, а глагол, не имеющий формы 1 лица ед.ч., будет стоять в неопределенной форме:

Хочу (смогу, надеюсь) убедить

Попытаюсь ощутить

Должен победить

Могу очутиться.

При употреблении глаголов необходимо руководствоваться литературной нормой и избегать просторечных и диалектных слов.

Практика

Упражнение 5

Поставьте глаголы в скобках в форму настоящего или простого будущего времени. Объясните, почему это не всегда удается сделать. Предложите свой вариант необходимой передачи информации.

1. Я (ощущить) это, когда сам испытаю нечто подобное.

2.Я (убедить) его в правильности принятого решения.

3.Если так будет продолжаться, я (очутиться) в затруднительном положении.

4.Я (обезопасить) себя и своих близких, поставив металлическую дверь.

5.Я (колесить) по городу уже целый час.

6.Когда я захожу в глубь леса, я всегда (трусить).

7.Я (пылесосить) ковер раз в неделю.

8.Я каждый день (лазать) на чердак – там стоит старый бабушкин сундук.

9.Купив «Комбат», я (победить) тараканов.

10.Получив международную премию, я (учредить) фонд поддержки молодых писателей.

11.Завтра я (утвердить) договор, подготовленный моими сотрудниками.

12.Я (гудеть) уже пять минут, а водитель впереди не обращает внимания.

 

Блок информации

II.Особенности образования форм повелительного наклонения от некоторых глаголов.

1. Литературными считаются следующие формы повелительного наклонения высунь, выставь, выправь, высыпь, почисть, не порть, не корчь, не морщь, уведомь, лакомься, закупорь, откупорь, взгляни, выйди, не кради, положи, а не высуни, выстави, выправи, высыпи, почисти, не порти, не корчи, не морщи, уведоми, лакомися, закупори, откупори, взглянь, глянь, выдь, не крадь, положь.

2. Существуют также определенные трудности при образовании форм повелительного наклонения от следующих глаголов:
глядеть
гляди, глядите, но не глянь, гляньте;
ехатьпоезжай, поезжайте, езжай и езжайте, но не ехай, ехайте,едь,едьте;

ездить - езди, ездите, но ездь, ездий, ездийте, ездьте;
лечьляг, лягте, но не ляжь,ляжьте;
трогатьтрогай, трогайте, но не трожь, трожьте.

бежать - беги, а не бежи; бегите, а не бежите;

лазать - лазай, а не лазь; лазайте, а не лазьте;

положить – положи, а не положь; положите, а не положьте;

класть – клади, а не ложи; кладите, а не ложьте.

3. В парах видеть – видать, слышать – слыхать, мучить – мучать, лазить – лазать, мерить – мерять первые глаголы – книжные, а вторые – разговорные.

Недопустимо при изменении формы литературных глаголов II спряжения мучить, мерить, лазить добавлять перед окончанием лишнюю букву.

Надо говорить мучу, мучишь, мучит, мучим, мучите, мучат, а не мучаю, мучаешь, мучает, мучаем, мучаете, мучают.

4. Литературными считаются следующие формы глаголов в 3 л.ед.ч. наст.вр. полощет, машет, плещет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает а не полоскает, махает, плескает, колыхает, кликает, кудахтает, мурлыкает, мяучит. Обратите внимание на произношение этих глаголов и в других формах.

5. У глаголов сыпать, трепать, щипать во всех формах перед окончанием необходимо добавлять Л.

Например: сып л ю, сып л ешь, сып л ет, сып л ем, сып л ете, сып л ют, а не сыпю, сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпют.

6. Более распространенными в современном русском языке считаются следующие формы глаголов: сох, кис, мок, глох, чах, иссяк, привык, поник, погас, окреп, замерз, а не сохнул, киснул, мокнул, глохнул, чахнул, иссякнул, привыкнул, поникнул, погаснул, окрепнул, замерзнул.

7. Глаголыс корнем – лож – употребляются только с приставкой во всех формах: возложить, выложить, доложить заложить, наложить, низложить, обложить, отложить, переложить, положить, подложить, разложить, расположить, сложить, уложить. Ни в коем случае нельзя говорить ложу, ложишь, ложит, ложим, ложите, ложат.

8. Глагол класть употребляется только без приставки: кладу, кладешь, кладет, кладем, кладете, кладут, а не укладу, укладешь, укладет, укладем, укладете, укладут.

9.Глагол ужареть является диалектным, так говорить недопустимо. Надо говорить: Мне стало жарко.

10. Нормативным является следующее образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Ездить - я езжу, ты ездишь, он ездит, мы ездим, вы ездите, они ездят (неправильно: я ездию, ты ездиешь и т.п.);

Жечь - я жгу, ты жжешь, он жжет, он жжет, мы жжем, вы жжете, они жгут (неправильно: ты жгешь, он жгет и т.п.);

Печь - я пеку, ты печешь, он печет, мы печем, вы печете, они пекут (неправильно:ты пекешь, он пекет и т.п.);

Беречь - я берегу, ты бережешь, он бережет, мы бережем, вы бережете, они берегут(неправильно: ты берегешь, он берегет и т.п.);

Стеречь - я стерегу, ты стережешь, он стережет, мы стережем, вы стережете, они стерегут (неправильно: ты стерегешь, он стерегет и т.п.).

11. Нормативное употребление глаголов кушать и есть:

Глагол «кушать» приторно вежливый и употребляется только для приглашения гостей к еде (Кушать подано) или при обращении к ребенку (Машенька, кушать будешь?). В остальных случаях употребляется глагол «есть». Поэтому не рекомендуется говорить о себе «Я кушаю», правильно будет сказать: «Я ем». Лучше так не говорить: «Вы уже кушали сегодня?». Нормативное употребление: «Вы уже ели сегодня?»

12. Не следует использовать в речи следующую конструкцию: «Я извиняюсь». Это можно понять так: «Я извиняю себя», именно такое значение придает возвратному глаголу суффикс «СЯ». В этом случае надо говорить: «Извините (Простите) меня ».

13.Нормативное употребление глаголов закончить - окончить.

Запомните: закончить работу, дело; но окончить школу, университет. Не следует употреблять выражение «закончить школу».

14.Особенности спряжения глаголов типа выздороветь, обессилеть.

Затруднения в речи часто вызывает спряжение глаголов выздороветь, опостылеть, опротиветь. Необходимо помнить, что при спряжении этих глаголов перед личным окончанием нужно прибавлять :

выздороветь опостылеть опротиветь
выздоров е ю выздоров е ешь выздоров е ет выздоров е ем выздоров е ете выздоров е ют опостыл е ю опостыл е ешь опостыл е ет опостыл е ем опостыл е ете опостыл е ют опротив е ю опротив е ешь опротив е ет опротив е ем опротив е ете опротив е ют

По этому же принципу изменяются непереходные глаголы с приставками обез- /обес - и некоторые другие:

обезводеть, обезводеешь, обезводеет и т.п.
обезголосеть, обезголосеешь, обезголосеет и т.п.
обезножеть, обезножеешь, обезножеет и т.п.
обезуметь, обезумеешь, обезумеет и т.п.
обескроветь, обескровеешь, обескровеет и т.п.
обеспамятеть, обеспамятеешь, обеспамятеет и т.п.
обессилеть, обессилеешь, обессилеет и т.п.
обессмыслеть, обессмыслеешь, обессмылеет и т.п.

15. В пределах одного предложения или небольшого текста необходимо соблюдать видовременное единство глаголов. Если один глагол совершенного вида (или несовершенного), то и другой глагол должен быть совершенного вида (или несовершенного). Если один глагол употребляется в настоящем (или прошедшем) времени, то и другой глагол должен быть настоящего (или прошедшего) времени. Только в художественной литературе возможно смешение времени при необходимости (рассказ о событиях, происходивших с героем в прошлом).

Например:

1) Он мечтает (наст. вр.) посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил (прош. вр.) занятие литературой.

Правильно:

Он мечтал (прош.вр.) посвятить себя литературной деятельности, но задуманная им пьеса так и осталась неоконченной, и он бросил (прош.вр.) занятие литературой.

2) Чтобы правильно составить (сов. в.) документы, необходимо тщательно изучать (несов. в.) делопроизводство.

Правильно:

Чтобы правильно составить (сов. в.) документы, необходимо тщательно изучить (сов. в.) делопроизводство.

Или:

Чтобы правильно составлять (несов. в.) документы, необходимо тщательно изучать (несов. в.) делопроизводство.

 

Практика

Упражнение 6

Укажите спряжение у данных глаголов. Проспрягайте их в единственном и множественном числе.

Мерить, мучить, ездить.

Упражнение 7

Образуйте формы прошедшего времени от глаголов:

Глохнуть, крепнуть, мокнуть, поникнуть, ослепнуть, застынуть, постигнуть, отвергнуть, зябнуть, меркнуть, исчезнуть, остыть, заворожить, завораживать, увести, кивнуть, прыгнуть, сохнуть, закипать, закипеть.

Упражнение 8

Выберите форму глагола, стоящего в скобках. Обоснуйте свой выбор. Дайте стилистическую характеристику этих глаголов.

1.Она так и (сыпет, сыплет) деньгами на каждом углу, желая приобрести все безделушки мира.

2.Сегодня точно пойдет дождь: воробьи барахтаются в песке, ветер (колебает, колеблет) кусты, тучи сгущаются на небе.

3.Как ни приду к Татьяне, она то полы моет, то белье (полоскает, полощет).

4.Сергей, оглядываясь, долго еще видел, как она (махает, машет) платком ему вслед.

5.На поляне лошадь (щипает, щиплет) траву.

6.Лежа на диване, кот Борис (мурлычет, мурлыкает) и щурится.

7.Как только я (выздоровлю, выздоровею), я продолжу тренировки.

8.Сказав правду, я ему сразу (опротивлю, опротивею) и прощай моя карьера!

9.Я не стал дожидаться, когда совсем (обессилею, обессилю), и присел отдохнуть.

Упражнение 9

Найдите ошибки в образовании и употреблении глаголов. Исправьте их.

1.Он часто ложит вещи на стол.

2.Смотри, твой автобус! Едь!!!

3.Не трожь меня, а то получишь.

4.В этом пуховике ребенок ужареет.

5.Я закончила школу в 1990 году.

6.Ляжьте на спину, сделайте глубокий вдох.

7.Больной обескровет, если не оказать ему срочную помощь.

8.Укладу ребенка спать и приду.

9.Не порти мебель, ставя на стол горячий чайник.

10.Напрасно вы жгете траву на участке.

11.Не корчи из себя умника.

12.Почисти ковер и вынеси мусор.

13.Берегет он эту вещицу как зеницу ока.

14.После окончания школы Ковалев поступает работать на завод, где за короткое время приобрел квалификацию токаря.

15.Покойный писатель выступает с заявлением протеста против фальсификации.

16.Он откликается на события окружающей жизни и отмечал зарождающиеся в ней явления.

17.Измученный, он забылся коротким сном, но вдруг просыпался от резкого толчка вагона.

Блок информации

Нормативное употребление глаголов на …ся.

Некоторые глаголы на –… ся имеют двоякое значение – страдательное и возвратное, что создает неясность смысла.

Например: Выпускники направляются в разные уголки нашей страны(сами хотят поехать? или их направляют?).

В подобных случаях возможны следующие формы исправления:

1) устранение у глагола суффикса – ся с одновременной перестройкой предложения в односоставное неопределенно-личное:

Выпускников направляют в разные уголки нашей страны.

2) замена возвратного глагола другим, подходящим по смыслу :

Выпускники едут в разные уголки нашей страны.

Практика

Упражнение 10

Укажите речевые ошибки в употреблении глаголов (немотивированное обращение к возвратным формам). Запишите предложения в исправленном виде.

1.Машина за машиной подъезжали и нагружались овощами.

2.Продолжали вестись капитальные исследования в области теории животноводства.

3.Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно заносился на Доску почета.

4.Теперь наш участок занялся под жилье.

5.Работы выполняются с высоким качеством.

6.Спектакль ставился на сцене 18 лет подряд. За это время старились зрители, но, мне кажется, настроение в зале не изменилось.

7.В течение года план неоднократно корректировался, некоторые темы разнообразились.

8.После лекции слушатели нередко задерживаются в аудитории.

9.Небо охватывается заревом, и становится жутко.

10.Магазин закрывается продавцом ровно в восемь вчера.

11.Летящий самолет среди плотного скопления облаков управляется опытным пилотом.

Контрольные вопросы к § 14

1.От каких глаголов нельзя образовать форму 1 лица ед.ч.?

2.Расскажите об образовании форм повелительного наклонения (трудные случаи).

3.Расскажите об особенностях спряжения глаголов в ыздороветь, обессилеть.

4.Расскажите об особенностях употребления глаголов с суффиксом - ся.

Домашнее задание:

1.§ 14 - Блок информации

2.Контрольные вопросы к §14

3.Словарная работа к занятию №2,3: выучить значение слов; составить с ними предложения или небольшой связный текст.

4.Упражнение 10

5.Подготовьте сообщение с употреблением опорных слов на тему: «Общение с пациентами, имеющими нарушения в работе органов слуха». Подумайте, каким должен быть стиль и тип речи вашего сообщения?


Занятие № 4

§ 15 Нормативное употребление глагольных форм (причастий и деепричастий). Способы исправления ошибок в образовании и употреблении глагольных форм.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

Реаним`ация, реанимат`олог, анестези`олог

 

Орфографическая разминка

Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание.

Вер…вший, разве…нный, слыш…мый, изуча…мый, подстрел…нный, завис…мый, закручива…мый, предвид…щий, обид…вшийся, колебл…мый, увид…нный, закач…нный, стел…щийся, развеш…нный, пил…щий, бор…щийся.

Пунктуационная разминка

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Если р анимационным ож…влением зан…мается один человек то он должен делать (не)прямой ма(с, сс)аж сер…ца, об…зательно ч…редуя его с и(сс,с)ку(с,сс)твенным дыханием.

Блок информации

Нормативное употребление глагольных форм

1. Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий.

Например:

читая (несов. вид) статью и отметив (сов.вид) нужный материал, я всегда делаю выписки.

Правильно:

читая (несов.вид) статьюи отмечая (несов.вид) нужный материал, я делаю выписки.

Или:

Прочитав (сов.вид) статью и отметив (сов. вид) нужный материал, я сделал выписки.

2. Недопустимо вместо действительных причастий употреблять страдательные причастия и наоборот. Так же, как вместо причастий настоящего времени, нельзя употреблять причастия прошедшего времени, а вместо причастий прошедшего времени – причастия настоящего времени.

Например: Солдаты, сражающиеся (дейст.прич. наст.вр.) на улицах города, захватили (гл. прош.вр.) здание почты.

Правильно: Солдаты, сражавшиеся на улицах города, захватили здание почты.

Или: Дверь, открывающаяся (дейс.прич.наст.вр.) автоматически, сломалась.(Дверь не может сама себя открывать; ее открывает кто-то)

Правильно: Дверь, открываемая автоматически, сломалась.

 

 

Практика

Упражнение 11

Спишите, выбирая в зависимости от смысла одну из форм причастий, объясните свой выбор. Устно.

1.Советские воины, (защищающие, защищавшие) Брестскую крепость, с великим мужеством переносили лишения.

2.Мемориальный музей-квартиру А.С. Пушкина на набережной реки Мойки в Ленинграде посещают люди, (приезжающие, приезжавшие) со всех концов нашей страны.

3.В музее бережно хранятся материалы, (рассказывавшие, рассказывающие) о последнем периоде жизни и творчества поэта.

4.Ребята, (расположенные, расположившиеся) на лужайке, с интересом слушали рассказ вожатого.

5.Цистерна, (расположенная, расположившаяся) на новом мостике, оказалась изрешеченной осколками.

6.(Затянувшееся, затянутое) тучами небо черным полотном повисло над просекой.

7.Близилась непогода, и официанты поспешно закрывали тяжелые (запыленные, запылившиеся) окна.

Упражнение 12

Подберите к действительным причастиям однокоренные синонимичные формы страдательных причастий. Определите, имеют ли эти формы различия в оттенках значения, какие из форм в каждом словосочетании наиболее употребительны.

Издавшиеся в прошлом году книги; закрывающаяся на зиму выставка; выполнявшиеся заводом заказы; построившийся на линейку отряд; рассказ Чехова, ранее не включавшийся в собрание сочинений; отворяющаяся автоматически дверь; отворявшаяся со скрипом дверь; изучавшийся на прошлом уроке материал; выносившийся на обсуждение.

Упражнение 13

Назовите ошибки, возникшие при употреблении причастий и деепричастий.

Отредактируйте предложения, используя замену причастия (форма, вид, число, падеж) или деепричастия.

1.В руках у режиссера кадры из новой кинокартины, снимающейся на студии «Мосфильм».

2.В этом году произошло событие, важное для всего предприятия: мы стали выпускать обувь, удостоившуюся Знака качества.

3.Лица, попытающиеся ночью пройти к причалу, встретятся с вооруженной охраной.

4.На фабрике есть немало работников, охотно занимавшихся в группах здоровья.

5.Особое внимание нужно уделить имевшимся недостаткам в вопросах качества консервов и колбасных изделий.

6.Отдельные предприятия, в прошлом пользующиеся большой популярностью, в настоящее время ухудшили работу.

7.В ближайшее время будет показана новая постановка, создающаяся силами обновленной труппы театра.

8.Наша регулярно выпускающая стенгазета сообщает интересные сведения о жизни коллектива.

9.Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, быстро соскочили на землю и, наскоро раздевшись, бросились в воду.

10.Получа радостное известие от друга, брат повеселел.

11.Бежа по улицам европейского города, некоторые спортсмены вздыхают: «Ох, здесь бы жить!»

 

Проверь себя

Самостоятельная работа

Найдите ошибки в употреблении глаголов, причастий и деепричастий, исправьте их.

1.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.

2.Монтаж турбины был выполнен на месяц раньше намечаемых планом сроков.

3.Внук часто одевается бабушкой.

4.Циклон грозился наводнением.

5.Ты на какой машине ездиешь?

6.Что же ты меня мучаешь?!

7.Граждане, не ложьте вещи на сидения.

8.Ученики, напишущие слабо домашнее сочинение, должны будут его переделать.

9.Надо помогать молодежи расти и проявить свои способности.

10.Трепют и трепют нервы своей музыкой!

11.После такого лечения ваши пациенты непременно выздоровют.

12.Я победю в зимней олимпиаде, чего бы мне это ни стоило.

13.Собранный урожай отправляется по железной дороге.

14.Лучше всего он чувствовал себя в кругу учеников, которым постоянно и бескорыстно помогает.

15.Поникнул Иван-царевич головушкой, пригорюнился.

Контрольные вопросы к § 15

Какие ошибки возможны при употреблении деепричастий и причастий?

Домашнее задание:

1.§ 15 – Блок информации

2.Контрольные вопросы к §15

3.Словарная работа к занятию № 4: выучить значение слов; составить с ними предложения или небольшой связный текст.

4.Самостоятельная работа «Проверь себя».

5.Индивидуально – аналитическое задание:

Составьте небольшой связный текст с употреблением опорных слов, причастных и деепричастных оборотов на тему: «Функции медсестры в реанимационном (операционном) блоке».

Итоговый контроль

Самостоятельная работа № 8

Нормативное употребление глаголов и глагольных форм


Занятие № 5

§ 16 Местоимение. Нормативное употребление местоимений. Способы исправления ошибок в употреблении местоимений.

Словарная работа

Произнесите слова, соблюдая акцентологические нормы. Выясните значение этих слов. Запомните правописание этих слов.

Невр`олог, невропат`олог, неврол`огия, невропатол`огия, депр`ессия, невр`оз

Орфографическая разминка

Вспомните правописание наречий: слитно, раздельно или через дефис.

 

И(з,с)по(д,т)тишка, и(с,з)подлобья, (видимо)невидимо, смотреть (в)даль, (по)прежнему, когда(нибудь), где(то), (в)лево, (в)третьих, (из)редка, (в)бок, бок (о) бок, (в)двоем, сидеть (в)(пол)оборота, прыжок (в)(пол)оборота, (по)одиночке, (в)одиночку, сжечь (до)тла, мало(по)малу, чере(с, з)чур, (по)двое, (на)тощак, нести (под)мышкой, (в)(пол)голоса, сделать (во)время.

Пунктуационная разминка

Расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

См…трите на все фил…софски словно сторо(н,нн)ий наблюдатель (не) только изб…гая к…нфликтных с…туац…й но и сдерж…вая эмоции сп…койно р…агируя на все.

 

Блок информации

I.Трудности формообразования

1. Одной из особенностей личных местоимений он, она, оно, они является то, что после простых предлогов (без, в, для) и ряда предлогов наречного происхождения (возле, вокруг) в косвенных падежах употребляются не обычные падежные формы этих местоимений (его, ее, их), а особые варианты, начинающиеся с н-: говорить с ней, думать о нем, вокруг них.

2. После предлогов, образованных от существительных и деепричастий, начальное н- не прибавляется: не в пример ему, в отношении его, благодаря им.

3. Грубой ошибкой в речи считается прибавление падежного окончания имени прилагательного к притяжательным местоимениям его, ее, их. Необходимо говорить: ее тетрадь, их решение (не ихний, ихняя).

4. Нужно обратить внимание на употребление глаголов тосковать, скучать, грустить, стрелять и др. с личными местоимениями 1 и 2 лица. Эти местоимения должны стоять в форме предложного падежа: скучаю о\по вас, тоскую о\по нас (не нам, вам), стреляют по на



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: