Объяснение нового материла
Выполнение упр. 61
Дети рассказывают о том, как они относятся к маме, как выражают свою любовь к ней, с какими ласковыми словами обращаются к самому дорогому человеку.
Записав предложения, учащиеся определяют падеж имен прилагательных, сравнивают вопросы к ним и окончания.
Вывод: имена прилагательные женского рода в винительном падеже отвечают на вопрос какую? и имеют окончание -ую, а в творительном падеже отвечают на вопрос какой? и имеют окончание -ой. Обращается внимание на характер согласных перед окончаниями записанных прилагательных и предлагается употребить в названных падежах словосочетание ближняя родня. Устанавливается, что после мягких согласных имена прилагательные в винительном падеже имеют окончание -юю, в творительном — -ей.
Закрепление изученного материала
Выполнение упр. 62
Ученики выписывают словосочетания, определяют падеж прилагательных, обозначают окончание.
¾ Вспомните ситуации, когда мама помогла вам узнать что-то новое, и опишите эти ситуации с использованием опорных слов:
1. Однажды...
2. Мама объяснила...
3. Я навсегда запомнил...
Выполнение упр. 63.
Ученики сначала читают фразы и объясняют написание пропущенных падежных окончаний имен прилагательных женского рода. Затем детям предлагается составить рассказ (устно) о любящем сыне (любящей дочери), который (которая) заботится о маме и старается помочь ей, порадовать ее.
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: упр. 64.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
Цели: проверить знания учащихся по теме «Имя прилагательное»
Организационный момент
Контрольная работа
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Спиши, подчеркни имена прилагательные волнистой линией. Молчаливый, молчать, молчун, зелень, зелёный, зеленеть, тихо, затихать, затишье, тихий. | 1. Спиши, подчеркни имена прилагательные волнистой линией. Красота, красивое, покраснеть, молодой, помолодеть, молодость, холодная, холодно, холод, похолодеть. |
2. Замени выделенные слова именами прилагательными. Запиши словосочетания. Листьяклёна - _____________,кольцо иззолота - _______________,погодаосенью - _______________. | 2. Замени выделенные слова именами прилагательными. Запиши словосочетания. Каша изперловки - _________________,лапы ели - ______________,озеро влесу - ___________. |
3. Спиши предложение. Выпиши словосочетания «прилагательное + существительное», определи падеж прилагательных. Утреннее солнце осветило зимний лес. | 3. Спиши предложение. Выпиши словосочетания «прилагательное + существительное», определи падеж прилагательных. Пушистый снег укрыл заячий след. |
4. Спиши. Определи число и род прилагательных. Старая крепость (), берёзовые почки (), лёгкое облако (), верхний этаж (), синее небо (), в осенние дни (). | 4. Спиши. Определи число и род прилагательных. Поздняя ночь (), вкусные яблоки (), жёлтый песок (), древняя легенда (), добрый человек (), в глубоких реках (). |
5. Допиши и выдели окончания имён прилагательных. Сверху обозначь их падеж. Бежать по мокр… траве, читать интересн… рассказ, радоваться тёпл… весенн… солнышку, в блеске утренн… солнца. | 5. Допиши и выдели окончания имён прилагательных. Сверху обозначь их падеж. Гулять в морозн… зимн… день, встретить у син… озера, умываться чист… водой, луч солнечн… света. |
Проверка работ
Вариант 1 |
1. Спиши, подчеркни имена прилагательные волнистой линией. Молчаливый, молчать, молчун, зелень, зелёный, зеленеть, тихо, затихать, затишье, тихий. |
2. Замени выделенные слова именами прилагательными. Запиши словосочетания. Листьяклёна - _____________________,кольцо иззолота - __________________________,погодаосенью - ________________________________. |
3. Спиши предложение. Выпиши словосочетания «прилагательное + существительное», определи падеж прилагательных. Утреннее солнце осветило зимний лес. _______________________________ - ______ п. _______________________________ - ______ п. |
4. Спиши. Определи число и род прилагательных. Старая крепость (), берёзовые почки (), лёгкое облако (), верхний этаж (), синее небо (), в осенние дни (). |
5. Допиши и выдели окончания имён прилагательных. Сверху обозначь их падеж. Бежать по мокр… траве, читать интересн… рассказ, радоваться тёпл… весенн… солнышку, в блеске утренн… солнца. |
Вариант 2 |
1. Спиши, подчеркни имена прилагательные волнистой линией. Красота, красивое, покраснеть, молодой, помолодеть, молодость, холодная, холодно, холод, похолодеть. |
2. Замени выделенные слова именами прилагательными. Запиши словосочетания. Каша изперловки - __________________________,лапы ели - ________________________,озеро влесу - ________________________. |
3. Спиши предложение. Выпиши словосочетания «прилагательное + существительное», определи падеж прилагательных. Пушистый снег укрыл заячий след. _______________________________ - ______ п. _______________________________ - ______ п. |
4. Спиши. Определи число и род прилагательных. Поздняя ночь (), вкусные яблоки (), жёлтый песок (), древняя легенда (), добрый человек (), в глубоких реках (). |
5. Допиши и выдели окончания имён прилагательных. Сверху обозначь их падеж. Гулять в морозн… зимн… день, встретить у син… озера, умываться чист… водой, луч солнечн… света. |
РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Склонение имен прилагательных во множественном числе
Цель: познакомить со склонением имен прилагательных во множественном числе, упражнять в определении их падежей.
Организационный момент
Минутка чистописания
кн книга
ет лето
• Пропишите сочетания букв и слова.
Выполните упражнение для пальчиков: кончиками пальцев обеих рук напишите на столе букву т, максимально сильно надавливая, опустите руки вниз и встряхните 2 раза. Упражнение повторите 3—5 раз.
Полки для кни.. –
стол из дер..ва -
в..ч..ра з..мой -
• Прочитайте. Обведите слова, дописывая необходимую букву. Данные словосочетания замените словосочетаниями с прилагательными. Запишите. У прилагательных выделите окончание.