Признаки глагола и наречия у деепричастия




Признаки глагола у деепричастия. Деепричастия могут быть возвратными и невозвратным: вытираясь полотенцем (возвратное: имеет суффикс: сь) —вытирая полотенцем (невозвратное: не имеет суффикса -сь). Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида: решая задачу (несов. в.) — отвечает на вопрос что делая?; решив задачу (сов. в.) — отвечает на вопрос что сделав? Деепричастия распространяются, как глаголы: читать книгу — читая книгу; встретиться с товарищем — встретившись с товарищем. Частица не с деепричастиями (как и с глаголами) пишется раздельно: Ответил не задумываясь. Признаки наречия у деепричастия. 1. Деепричастия — неизменяемые слова. 2. В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.


2. Сложноподчинённое предложение. Виды придаточных в СПП.

Сложноподчинённое предложение — это вид сложного предложения, для которого характерно деление на две основные части: главную и придаточную. Подчинительная связь в таком предложении обуславливается зависимостью одной части от другой, то есть главная часть предполагает обязательное продолжение мысли. Например: Я не тот, кто тебе нужен. Обе части сложноподчинённого предложения связываются союзами и союзными словами. В данном примере имеет место изъяснительный союз кто.

Виды придаточных предложений:

· определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или

субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных

слов который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];

· изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену

главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];

· времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложений,

отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки];

· места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении,

присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность);

· образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном

предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);

· меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении,

присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться);

· причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному

предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно);

· цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному

предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?);

· условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к

главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю);

· сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному

предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы);

· уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в

главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно];

· следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи

союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);

· присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному

предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).

Билет №7

1. Однородные члены предложения и знаки препинания при них

Члены предложения, которые обычно отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом, называются однородными.

Однородными могут быть любые члены предложения:

1) Высоко в небе парил не то коршун, не то ястреб.

2) Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

3) Нигде не было видно ни воды, ни деревьев.

4) Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья.

5) Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения: Не железным ключом открывается сердце, а добротой.

Однородные члены предложения могут быть распространенными и нераспространенными: Осенней свежестью, листовою и плодами благоухает сад.

Однородные члены выражаются словами не только одной части речи, но и словами разных частей речи. В однородный и фразеологизмы: Говорил Жухрай ярко, четко, простым языком.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов: Пушкин собирал песни и сказки и в Одессе, и в Кишинёве, и в Псковской губернии.

Запятая ставится:

1) Между однородными членами перед противительными союзами:

Меня поразилизвукистранной, но чрезвычайно приятной музыки.

О, но О.

2) Перед второй частью составных союзов:

Сказканужна не только детям, но и взрослым.

О, но и О.

У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

Как О, так и О.

3) При повторяющихся союзах после каждого однородного члена:

Надо и знать, и любить, и беречь свою землю.

И О, и О, и О.

Запятая не ставится:

1) Перед одиночным соединительным или разделительным союзом:

Мореловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

О и О.

2) Пред союзом, которые объединяет однородные члены а пары:

Счастье и горе, радость и боль – всё это было.

О и О, О и О.

Если два однородных члена предложения (обычно антонимы), соединённые повторяющимися союзами и или ни – ни, образуют устойчивое сочетание: и день и ночь, и смех и грех, ни взад ни вперёд, ни да ни нет, ни два ни полтора и др.

Двоеточие перед перечислением ставится, если:

необходимо предупредить читателя, что далее следует перечисление:
Между тем здесь есть много своих фабрик и заводов: шляпных, стеклянных, бумажных) и т. п. (И. А. Гончаров)

перечислению предшествует:

§ обобщающее слово: В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

§ вводное слово (как-то, а именно, например и т. п.), при этом вводное слово отделяется запятой: Для торговли

эти промыслы едва доставляют несколько неважных предметов, как-то: шкур, рогов, клыков.

Тире ставится после перечисления, находящегося в середине предложения, если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения: От дома, от деревьев, от голубятни - от всего побежали длинные тени. Двоеточием и тире выделяется перечисление, находящееся в середине предложения, если этому перечислению предшествует обобщающее слово, а после перечисления предложение продолжается: И много у него добра: мехов, атласа, серебра - и на виду и под замками.

Внимание! В разных рядах запятая перед перед "и" невозможна!
Запомните, что:

· если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие;

· если обобщающее слово стоит после однородных членов, то после обобщающего слова ставится тире;

· если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то, как Вы уже знаете, после него ставится

двоеточие; но если после перечисления предложение продолжается, то после однородных членов необходимо поставить тире.

Например: Все: дети, взрослые, собаки - смешались в одну кучу.

2. Функциональные стили речи. Характерные особенности

Стилистика — это особый раздел лингвистики, изучающий стили и стилистические ресурсы.

Стили — это разновидности языка, обусловленные различиями в сферах общения и основными функциями языка. Сферы общения, или речевые ситуации, и их разновидности: а) бытовая; б) наука; в) право; г) политика; д) искусство

Основные функции языка: а) общение; б) сообщение; в) воздействие.

Разновидности стилей, выделяемые в зависимости от речевых ситуаций и функций языка:

а) разговорный стиль (бытовая сфера, функция общения, реже — сообщения);

б) научный (сфера науки, функция сообщения);

в) официально-деловой (сфера права, функция сообщения);

г) публицистический (сфера политики, искусства, функции сообщения и воздействия);

д) художественный (сфера искусства, функция эмоционального воздействия).

Стилистические ресурсы языка:

а) стилистически окрашенная лексика (украсть — нейтральное, похитить — книжное, стащить — разговорное);

б) стилистически окрашенные морфемы (мужичье, офицерье, шоферня, солдатня — разг., попри задуматься, насобирать — разг., возрадоваться, возлюбить — книжн.);

в) стилистические возможности частей речи (пять килограммов апельсинов — книжн., пять килограмм апельсин — разг., в отпуске — книжн., в отпуску — разг., на диван-кровати — разг., на диване-кровати — книжн.);

г) стилистические средства в синтаксисе (вследствие засухи урожай был низкий (книжн.) — из-за засухи... (нейтр.); задание, выполненное учащимися (книжн.) — задание, которое выполнили учащиеся (нейтр.).

Функциональные стили.

Функциональный стиль – это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении.

Каждый стиль имеет свои особенности. Мы будем рассматривать функциональные стили последующим параметрам:

- сфера применения (каждый литературный стиль отражает определенную сторону общественной жизни, имеет свой круг тем);

- условия общения (официальные, неофициальные, непринужденные);

- каждый стиль имеет общую установку, главную задачу речи;

- форма речи (преобладает устная или письменная речь, диалог или монолог);

- нормы функционального стиля: лексические, синтаксические и др. (стилевые нормы определяют употребление в нем слов, форм);

- жанры (общая функция стиля реализуется в жанрах, которые приспособлены для выполнения внутренней задачи, установки стиля);

- употребление невербальных средств общения.

Каждый функциональный стиль – это своеобразный язык в миниатюре: язык науки, язык искусства, язык законов, язык дипломатии. А все вместе они составляют то, что мы называем русским литературным языком.

1) Разговорный стиль: слова, употребляемые в повседневной обиходной речи, имеют характер непринужденности. Бытовая лексика, диалог, неполные предложения.

Стилевые чертынепринужденность, непоследовательность.

Сфера примененияобщение в быту.

2) Научный стиль: Специальные слова, термины, специальная фразеология, сложные синтаксические конструкции. Монографии, диссертации, доклады, рефераты.

Стилевые чертыстрогость, точность, логичность.

Сфера примененияучебники, учебные пособия, статьи.

3) Официально-деловой стиль: законы, постановления, деловые документы, государственные акты, договора, юридические законы, служебная переписка. Употребляются особые слова и словосочетания: указ, мандат, возбудить дело. Употребляется в общении граждан с учреждениями и учреждений между собой.

Стилевые чертыобъективность выражений, стандартизированность.

Сфера примененияделопроизводство.

4) Публицистический стиль: Общественно-политическая лексика, слова и обороты, окрашенные эмоциями торжественности, сочувствия, иронии, фразеологические сочетания, пословицы, риторические вопросы. Используется для осмысления общественно-значимых событий и фактов, эмоционального воздействия на читателя.

Стилевые чертыпризывность, собирательность, оценочность.

Сфера применениярадио, телевидение, газеты.

5) Художественный стиль: язык произведений художественной литературы. Оказывает на читателя эстетическое воздействие.

Стилевые чертыобразность, экспрессивность, эмоциональность.

Сфера примененияхудожественная литература.

Билет №8

1. Причастие. Действительное и страдательное причастия.

Глаголы имеют особую форму – причастие.Причастие – это такая форма глагола, которая обладает признаками как глагола, так и прилагательного. Подобно прилагательному, причастие обозначает признак предмета. Но в отличие от прилагательного причастие обозначает такой признак предмета, который указывает на действие или состояние предмета: работающий человек, т. е. тот человек, который работает.

Причастие имеет ряд признаков глагола:

1) причастие бывает настоящего и прошедшего времени: работающий – настоящее время, работавший – прошедшее время;

2) причастие может быть совершенного и несовершенного вида: работавший – несовершенный вид, поработавший – совершенный вид;

3) причастие может быть возвратным: моющийся;

4) причастие требует того же падежа, что и другие глагольные формы: читающий (что?) книгу

С другой стороны, причастие имеет ряд признаков прилагательного:

1) причастие изменяется по родам и числам, как прилагательное: работающий, работающая, работающее.

2) причастие склоняется, как прилагательное: работающий, работающего, работающему и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: