При матричном подходе несколько этапов жизненного цикла подлежат оценке их потенциальному воздействию на ОС.
Система оценки экологически ответственных продуктов обладает следующими характеристиками:
1. возможность оценивания ранжируемых продуктов;
2. возможность использования разными группами оценщиков;
3. охватывает все основные стадии ЖЦ и все экологические проблемы;
4. достаточно простая и недорогая для оценивания.
Рассматриваются основные пять этапов ЖЦ:
· Добыча ресурсов;
· Производство;
· Доставка;
· Использование;
· Этап окончания жизненного цикла.
Матрица оценивания экологически ответственного продукта представляет собой м атрицу 5х5, одно измерение которой – этап ЖЦ, другое – экологические проблемы (табл.4.1).
Оценщики изучают проектирование, производство, упаковку, среду использования, сценарий утилизации и приписывают каждому элементу матрицы соответствующее значение от 0 до 4.
0 – худшая оценка, наибольшее воздействие.
4 – лучшая оценка, минимальное воздействие.
Таблица 4.1. Матрица экологически ответственного оценивания продуктов.
Этап жизненного цикла | Экологическая проблема | ||||
Выбор материалов | Использование энергии | Твердые отходы | Жидкие отходы | Газообразные отходы | |
Добыча ресурсов | 1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 |
Производство | 2.1 | 2.2 | 2.3 | 2.4 | 2.5 |
Доставка | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 |
Использование | 4.1 | 4.2 | 4.3 | 4.4 | 4.5 |
Ремонт, рециклизация, утилизация | 5.1 | 5.2 | 5.3 | 5.4 | 5.5 |
Приписывание целых значений кажется субъективным, но по исследованию разных групп оценивания, технологов, проектировщиков, специалистов по охране ОС рейтинги продуктов различаются менее чем на 15 %.
Когда оценивание каждого элемента матрицы произведено, вычисляется общий рейтинг экологически ответственного продукта:
25 элементов матрицы, Þ Rобщ = 100.
Пример матрицы оценивания экологически ответственного промышленного продукта представлен в таблице 4.2.
Таблица 4.2. Матрица оценивания экологически ответственного промышленного продукта
Этап жизненного цикла | Экологическая проблема | |||||
Выбор материалов | Использова-ние энергии | Твердые отходы | Жидкие отходы | Газообраз-ные отходы | Итого | |
Добыча ресурсов | ||||||
Производство | ||||||
Доставка | ||||||
Использование | ||||||
Ремонт, рециклизация, утилизация | ||||||
Итого |
Для более краткого и наглядного представления результатов оценивания служат диаграммы – мишени. Для удобства ценность каждого элемента показана под определенным углом.
Удачный продукт показывается набором точек, расположенных ближе к центру, как на оружейной мишени, если выстрелы производить прицельно.
Преимущества:
1. Диаграмма упрощает поиск точек сильно удаленных от цента и отмечает их как вопросы, требующие особого внимания со стороны проектировщиков.
2. Диаграмма позволяет сравнить экологическую ответственность альтернативных проектов.
Упрощенный анализ жизненного цикла рассмотрим на примере оценивания автомобилей 50-х годов и 2000-го года. Автомобиль оказывает вредное воздействие на окружающую среду во время производства и использование бензина дает выбросы из выхлопной трубы. Однако, существуют и другие аспекты воздействия на окружающую среду: рассеивающее использование нефти и других смазочных материалов, конечная утилизация автомобилей и т.д.
Для оценки этих факторов были проведены экологически ответственные оценки автомобилей 50-х и 2000-х годов. Автомобиль 50-х годов был тяжелее, менее экономичен, склонен к большому рассеиванию рабочих жидкостей и выхлопных газов и имел менее долговечные детали.
Матрица оценивания экологически ответственного продукта для среднестатистических автомобилей 1950-х и 2000-х годов представлена в таблице 4.3. Цифра перед слешем показывает оценку автомобиля 50-х годов, а вторая – автомобиля 2000-х годов. После составления матрицы для наглядного представления результатов данные наносят на диаграммы–мишени (рис. 4.1).
Таблица 4.3. Матрица оценивания экологически ответственного продукта для среднестатистических автомобилей 1950-х и 2000-х годов
Этап жизненного цикла | Экологическая проблема | |||||
Выбор материалов | Использова-ние энергии | Твердые отходы | Жидкие отходы | Газообраз-ные отходы | Итого | |
Добыча ресурсов | 2/3 | 2/3 | 3/3 | 3/3 | 2/3 | 12/15 |
Производство | 0/3 | 1/2 | 2/3 | 2/3 | 1/3 | 6/14 |
Доставка | 3/3 | 2/3 | 3/3 | 4/4 | 2/3 | 14/16 |
Использование | 1/1 | 0/2 | 1/2 | 1/3 | 0/2 | 3/10 |
Ремонт, рециклизация, утилизация | 3/3 | 2/2 | 2/3 | 3/3 | 1/2 | 11/13 |
Итого | 9/13/20 | 7/12/20 | 11/14/20 | 13/16/20 | 6/16/20 | 46/68 |
а) Диаграмма–мишень для оценивания автомобилей 1950-х годов
б) Диаграмма–мишень для оценивания автомобилей 2000-х годов
Рис. 4.1. Диаграммы–мишени для оценивания автомобилей 1950-х и 2000-х годов
По данным диаграммам можно сделать вывод, что у автомобиля 2000-х годов большее количество точек расположены ближе к центру диаграммы, это говорит о его наименьшем отрицательном воздействии на окружающую среду по сравнению с автомобилями 2000-х годов.