Основные этапы развития Конституции РФ.




План:

Понятие и сущность Конституции РФ. Виды конституций.

Основные этапы развития Российской Конституции. Конституции России 1918, 1925, 1937, 1978 г.: особенности содержания и структуры.

Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.

Структура и содержание Конституции РФ 1993 г.

 

1 вопрос: Понятие и сущность Конституции РФ.

Виды конституций.

 

Термин «конституция» происходит от латинского «constitutio» и означает установление.

Данный термин был известен еще рабовладельческому и феодальному обществу. В Древнем Риме так именовались отдельные акты императорской власти. Но появление конституций в современном их значении – как основных законов государства и общества относится к периоду буржуазных революций.

Впервые определение понятия «конституция» в современном его значении было дано в ст. 16 французской Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г.: «Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции».

С тех пор конституция стала рассматриваться как основной закон государства, определяющий его государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности органов власти, основные права и свободы граждан.

Конституция РФ – важнейший юридический, политический и идеологический нормативный правовой акт, занимающий особое место в правовой системе российского демократического государства.

В отечественной и зарубежной научной литературе существует немало различных определений конституции. Вот некоторые из них.

Конституция – основной закон государства, закрепляющий главные начала общественного и государственного устройства, избирательной системы, устанавливающий порядок, принципы организации и деятельности представительных органов, права и обязанности граждан, государственные символы3.

Конституцию трактуют также как правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности и,

в известном смысле, общества в целом; юридический документ государственной и общественной жизни; главный источник

национальной системы права4. Конституция сама по себе как закон закладывает основы стабильности существования страны, позволяя мировому сообществу относиться к такой стране как к сильному государству и надежному партнеру в политическом и экономическом отношении.

Конституцию определяют и как микромодель общества, его юридический каркас, в рамках и на основе принципов и норм которого функционируют власть, весь государственный механизм, обеспечиваются и защищаются права и свободы граждан, предопределяются многие сферы общественного развития1.

Мы сформулируем следующее определение:

Конституция РФ – это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Через понятие конституции раскрываются те общие черты, которые ставят ее на особое место в иерархии нормативных правовых актов, а сущность конституции позволяет определить, чью волю она выражает.

В науке конституционного права по вопросу о сущности конституции разработаны различные теории, выводы которых далеко не одинаковы.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Согласно теологической теории конституция есть воплощение божественной воли, она содержит идеи высшей справедливости, разума.

Теоретикам школы естественного права конституция представляется как акт, реализующий многовековой опыт признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека, данных ему от рождения, принципов его взаимодействия с обществом и государством.

Имеются и теории, отрицающие народный характер конституции и связывающие ее сущность с государственной волей, согласно которым конституция выступает в роли ограничителя воли органов государственной воли.

Марксистско-ленинская (классовая) теория основывалась на принципах конституционного закрепления воли не всего общества, а только господствующего класса, т.е. является классовой по своей сущности. Все советские конституции были классовыми по своей сущности, открытая форма которой по своей сущности отражалась в каждой из них в большей или меньшей степени.

Неприменима к Конституции РФ 1993 г. и трактовка конституции как общественного договора, который требовал поголовного, единого, всеобщего согласия всех для принятия конституции, а несогласными даже предписывалось покинуть государство или считать себя иностранцами.

Действующая Конституция РФ не восприняла постулата и о классовой сущности конституции.

В сущности Конституции 1993 г. заложены другие начала – не классовые, а общедемократические. По своему источнику она является народной конституцией, поскольку принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Классификация конституций (виды)

Значительное сходство конституций разных стран мира по структуре, внешним формальным признакам дает возможность их классифицировать.

Классификация конституций, позволяет ориентироваться в их многообразии, помогает лучше их различать, сопоставлять друг с другом, а также уяснять особенности их содержания и структуры. Классификация облегчает восприятие общей картины конституционного законодательства в мире.

Классификация ведет к четкому оформлению знаний о конституции.

В то же время классификация конституций, как и любая классификация вообще, имеет довольно условный характер, поскольку конституции отличаются друг от друга спецификой принятия, историческими и национальными традициями и другими особенностями.

Классификацию конституций можно производить по ряду оснований.

В зависимости от формы:

 

а) писаная конституция;

б) неписаная конституция.

Писаная конституция – это особый законодательный акт, который официально провозглашен основным законом страны, обладающий высшей юридической силой. Например, конституции Франции, Австрии, Дании, Италии, России.

Неписанная конституция – это совокупность различных законов, судебных прецедентов и обычаев.

Неписанные конституции представляют собой редкое исключение. В настоящее время они существуют только в Великобритании и Новой Зеландии.

По порядку их установления (издания):

 

а) октроированные (дарованные, монархические) конституции;

б) неоктроированные конституции.

Октроированные – это конституции, издаваемые главой государства без участия представительных органов или дарованные властью монарха.

Неоктроированные конституции – это конституции, принятые высшим законодательным органом власти, учредительным собранием или путем референдума.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений:

 

а) гибкие;

б) жесткие;

в) смешанные.

Гибкие конституции изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные законы.

Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем принятый для обычной законодательной процедуры.

Жесткость конституций имеет своей целью обеспечить их стабильность, которая в свою очередь, способствует укреплению их авторитета и относительному постоянству конституционного строя.

Жесткость конституции не означает, что ее текст останется неизменным. Конституционные поправки – явление, порождаемое самой жизнью. Усложненный порядок принятия изменений и дополнений в конституцию не исключает их, а лишь предъявляет повышенные требования к их обоснованности.

Жесткими являются конституции США, Италии, Японии, Дании и др.

В конституциях смешанного типа различные их части изменяются по-разному.

Например, в Конституции РФ пересмотр положений глав 1,2 и 9 возможен только по решению специально созываемого в этих целях органа – Конституционного Собрания РФ.

Поправки к гл 3-8 Конституции РФ принимаются порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, но нуждаются в дополнительном одобрении органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ.

В зависимости от времени действия:

 

а) постоянные;

б) временные.

Постоянная конституция – это такая конституция, в которой не устанавливается заранее каких – либо хронологических границ ее действия.

Временная конституция ограничивает срок своего действия или устанавливает условия, при наступлении которых она заменяется постоянной конституцией.

В зависимости от реальности конституционных норм:

 

а) юридические конституции;

б) фактические конституции

Юридическая (или формальная) конституция – это правовой документ, обладающий определенными особенностями формы и содержания, порядка принятия и изменения, а также особой юридической силой. Конституция стоит во главе системы источников отрасли конституционного права и содержит его исходные начала.

Однако юридическая конституция по своей сути это просто документ, бумага, при ее реальном применении в жизни возникает масса проблем и неясностей, разрешить которые призваны конкретные законодательные акты, принимаемые различными органами власти во исполнение положений конституции. Так, в Конституции РФ прямо указана необходимость принятия ряда конституционных законов.

Фактическая конституция – это реально существующие основы общественного и государственного строя, правового положения личности, система социально-экономических и политико-правовых отношений, которые оказывают непосредственное воздействие на юридическую конституцию.

Таким образом, нормативные правовые акты, конкретизирующие положения конституции, можно назвать фактической конституцией данного государства.

В идеальном, эталонном правовом государстве юридическая и фактическая конституции должны полностью совпадать. Но такого государства не существует, поэтому не наблюдается и совпадения юридической и фактической конституций.

 

2 вопрос: Основные этапы развития Российской Конституции. Конституции России 1918, 1925, 1937, 1978 г.: особенности содержания и структуры.

 

В России до 1917 года так и не была принята конституция. Как известно, первые попытки создания конституции в России принадлежат декабристам – П. Пестелю и Н. Муравьеву. Судьба их абитуриентам известна, но один трагикомический факт все же вспомним. На Сенатской площади в Петербурге в 1825 году пришедшие на бунт солдаты,

не слишком разбираясь в тонкостях права и междуцарствия, кричали: «Да здравствует Константин1 и его жена Конституция». Вот так и повелось с тех пор: Конституция – что-то важное, желанное, но чуждое,

не применявшееся в быту, далекое и нереальное. В России с середины ХIХ века, особенно в период царствования Александра II –

царя реформатора, – реально начался процесс становления конституционного строя. И хотя урезанные, половинчатые формы парламентаризма в виде Государственной Думы появились позднее, после революционных событий 1905-1906 годов, уже в 50-60-х годах

XIX века было заложено три крупных блока реальных конституционных порядков. Это, во-первых, правовое закрепление свободы крестьян;

во-вторых, автономное муниципальное самоуправление (земство);

в-третьих, демократическая судебная система.

Серьезнейшая, конструктивная работа эта к концу царствования Александра II вылилась в первый конституционный проект – конституцию М. Лорис-Меликова (1879-1880 г.). Умный император сам своей властью намеревался даровать стране выборный парламент, который ограничивал бы его же властные полномочия. Однако нетерпение экстремистов бомбой оборвало жизнь Александра II за

три дня до подписания манифеста о введении конституционного

строя в России. К чему привел этот террористический акт?

Террористов казнили, а на престол вступил Александр III, который

свел на нет почти все слабые, хрупкие демократические реформы предыдущих лет2.

Следующая попытка перейти к конституционной монархии была предпринята в революционном 1905 году, когда царским манифестом

(17 октября) было предписано самоограничение самодержавной власти. Первый конституционный документ – Манифест 1905 года – не был воплощен в привычную форму конституции североамериканского или западноевропейского типа и не послужил основой объединения общества. Затем последовали Основные законы 1906 года

о Государственной Думе и Государственном Совете. Хотя термин «конституция» еще не употреблялся, тем не менее с их принятием Россия получила своего рода конституционную хартию. Но это было лишь начало сложного и противоречивого пути.

Стала ли монархия в России конституционной после принятия Основных государственных законов? По этому поводу мнения специалистов-правоведов и политологов разделились. Одни говорили, что и после принятия Основных государственных законов, учреждения Государственного Совета и Государственной Думы власть монарха

в России по-прежнему осталась неограниченной. Другие утверждали, что монархия в России преобразовалась в конституционную, ограниченную, что образ правления стал конституционно-монархическим. Царь, например, не мог самостоятельно отменить Манифест 17 октября, ему для этого теперь нужно было согласие Думы. Ни один закон с тех пор

не мог быть принят (создан) иначе как с согласия народного представительства (Государственной Думы)1.

Во время революции 1917 года, в мае-октябре был подготовлен проект конституции Российской Республики. Согласно ему органом законодательной власти предполагался двухпалатный парламент, полномочия которого происходят от верховной власти народа. Однако этой конституции не суждено было реализоваться.

Установилась Советская власть, и 10 июля 1918 года на

V Всероссийском съезде Советов была принята Конституция РСФСР.

В этой Конституции открыто, без всякой маскировки были записаны важнейшие положения, характеризующие наше государство как диктатуру пролетариата; указывалось, что эксплуататорские классы лишаются политических прав. Наше государство конституционно закрепило открыто выраженный классово-пролетарский характер социалистической демократии.

В 1922 году в жизни Советского государства произошло важное событие. Четыре республики: Российская Федерация, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация объединились в федеративное государство – Союз Советских Социалистических Республик. 30 декабря 1922 года в Москве на I Съезде Советов СССР были подписаны Декларация и Договор об образовании СССР, которые легли в основу Конституции СССР 1924 года. Конституция СССР была окончательно утверждена II Всесоюзным съездом Советов 31 января 1924 года.

На основе Конституции СССР 1924 года в 1925 году принимается Конституция РСФСР, в которой прямо говорится о диктатуре пролетариата.

Следующая российская конституция – «конституция победившего социализма» была принята в 1937 году, после принятой Конституции СССР 5 декабря 1936 года, что совпало с пиком ужасной волны репрессий и беззакония.

Конституция СССР 1936 года и Конституция РСФСР 1937 года, будучи на первый взгляд, «по букве», весьма демократичными и рациональными (всеобщее избирательное право, введение Верховных Советов вместо системы Съездов), на самом деле создавали в известной мере демократический фасад государству, за которым скрывались беззаконие и террор. По существу, тогда произошел государственный переворот и окончательно установлен режим личной власти. Конституция абсолютно не отражала реальное положение дел.

Раскрывая этот важный тезис, студент может привести известные ему из истории и публицистики факты, доказывающие возможность расхождения юридического и фактического.

В дальнейшем, в течение длительного периода, происходили существенные изменения на международной арене. Сложился лагерь социализма, который в значительной мере определял климат в области международных отношений. Все эти глубокие изменения вызвали необходимость принятия новой конституции СССР, которая была призвана отразить новый, более высокий этап развития Советского государства и общества. Сначала 7 октября 1977 года Верховным Советом СССР принимается Конституция СССР, а затем через

6 месяцев – 12 апреля 1978 принимается Конституция РСФСР.

Конституция СССР 1977 года и Конституция РСФСР 1978 года содержали немалый демократический потенциал, который мог быть

с успехом использован в интересах общества. Однако этот прогрессивный потенциал не был реализован, а сами Конституции все больше стали ассоциироваться в сознании людей с периодом застоя. Более того, завышенные оценки достигнутого этапа развития общества характеризовали разрыв между словом и делом, порождали неверие

в провозглашенные идеалы. Торжественное обещание «конституция создана не для декорации» было опровергнуто всей практикой того периода. Очень многие конституционные установления остались лишь

на бумаге. Справедливости ради надо отметить, что для реализации многих конституционных норм не было экономических и политических условий.

Начавшаяся в 1985 году перестройка, а затем и распад СССР, наконец, провозглашение I Съездом народных депутатов России в июне 1990 года государственного суверенитета Российской Федерации на всей ее территории и выдвижение принципа разделения властей в качестве основополагающего в системе организации государственной власти требовали немедленного внесения в текст действующей Конституции существенных изменений и дополнений.

Конституция РСФСР 1978 года просуществовала в неприкосновен-ности одиннадцать с половиной лет: с 12 апреля 1978 года по октябрь 1989 года. Предыдущий состав депутатов (до 1990 года) «поправил» ее лишь раз, в 1989 году, внеся 25 поправок. Новый корпус депутатов, избранный в 1990 году, пошел дальше. На первом съезде депутатов Российской Федерации была образована Конституционная комиссия по выработке нового проекта конституции России и по выработке законов об изменениях и дополнениях действующей Конституции. В 1990 году было внесено 53 поправки, в 1991 году – 29 поправок. В апреле 1992 года было внесено сразу 177 изменений, а на Съезде народных депутатов РСФСР в декабре этого же года внесено около 90 изменений. На этом перестройка Основного закона не завершилась, и на очередном Съезде народных депутатов в 1993 году было внесено множество поправок.

За три года Конституция значительно видоизменяется. Правда, процесс этот шел непросто, иногда противоречиво. Так, уже после распада СССР упоминания о нем были убраны из Конституции, но не отовсюду, поскольку поправки об их исключении не получили требуемого большинства голосов. Конституцию не без оснований стали называть «лоскутной».

 

3 вопрос: Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.

 

Конституция 1978 г. с таким содержанием сразу стала входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 г. В 1989 г. законом был учрежден новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР. За этим последовала серия изменений и поправок, в частности государство стало называться Российская Федерация – Россия, был введен пост Президента.

Главный недостаток Конституции 1978 г., которая постоянно порождала кризисы и конфликты между законодательной и исполнительной властью, состоял в отсутствии ясно изложенного принципа разделения властей.

Верховный Совет имел по Конституции 1978 г. необычный парламентский статус: он был органом Съезда. В самом Верховном Совете две его палаты (Совет Республики и Совет Национальностей) не обладали независимостью, т.к. они управлялись одним органом – Президиумом Верховного Совета.

Такой парламент, имеющий необычную для демократического государства двухзвенную структуру высших органов законодательной власти (Съезд и Верховный Совет), постепенно становился тормозом политических и экономических реформ. Депутаты принимали поправку за поправкой к Конституции 1978 г. с целью ограничить полномочия Президента и держать исполнительную власть под своим контролем.

Согласно Конституции Президент был наделен немалыми правами, но в решающих вопросах он оказывался под контролем двухзвенного парламента.

В обстановке острой политической борьбы в Конституцию была введена (декабрь 1992 г.) ст. 126, согласно которой в случае роспуска или приостановления деятельности любых органов государственной власти полномочия Президента подлежали немедленному прекращению. Антипрезидентские силы готовились к использованию ст. 121, которая предусматривала отрешение Президента от должности.

С марта 1993 г. началось резкое обострение отношений Президента с Верховным Советом.

24 марта Президент издал Указ о назначении на 25 апереля референдума о доверии Президенту и 60% участвовавших в голосовании выразили доверие Президенту.

Такое развитие событий ясно указывало на то, что несовершенство Конституции постоянно приводит к кризисам, но не содержит способов их преодоления.

Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами.

На I Съезде народных депутатов РСФСР 22 июня 1990 г. была образована Конституционная комиссия, которой предстояло разработать проект Конституции, где были закреплены новая социальная система и модель организации государственной власти.

Возглавлял комиссию Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин, его заместителем стал Р.И. Хасбулатов, а ответственным секретарем – О.Г. Румянцев.

Для работы над проектом была сформирована рабочая группа, куда вошли депутаты разных фракций и эксперты. Кроме этого на разных этапах в работе Конституционной комиссии участвовали авторитетные ученые-правоведы (Тихомиров, Савицкий, Морщакова и т.д.)

Первый проект Конституции РФ был подготовлен уже к осени 1990 г. Сразу же развернулось его широкое обсуждение в средствах массовой информации, в государственных органах, учебных и научных учреждениях.

В апреле 1992 г. VI Съезд народных депутатов одобрил общую концепцию и основные положения проекта Конституции. К концу 1992 г. резко обострилась борьба за власть, что изменило весь ход конституционной реформы. Каждая из противоборствующих сторон – Президент и Верховный Совет РСФСР, преследуя свои интересы, стремилась переиначить текст проекта Конституции на свой лад.

За время работы Конституционной комиссии, участники которой находились в центре пересечения интересов различных политических сил, текст проекта, вплоть до октябрьских событий 1993 г., постоянно дорабатывался. Работа Конституционной комиссии постепенно заходила в тупик.

В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положения о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопросах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трактовался в строну уменьшения полномочий Президента, и сохранялась все та же советская форма правления.

Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета. И в самом Верховном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Президента от власти, это был откровенный вызов Президенту и оппозицию не останавливало даже то, что в ходе референдума, проведенного 25 апреля 1993 г большинство избирателей поддержали легитимность Президента.

Надо сказать, что проект, представленный Конституционной комиссией, был не единственным, помимо него были разработаны так называемые альтернативные проекты. Например, проект рабочей группы С.М. Шахрая (в котором не было раздела о гражданском обществе, и в целом его можно охарактеризовать как государственный, а не общественный); проект народных депутатов-коммунистов (отличительная черта которого исключение института президентства).

Кроме этих проектов, у Президента был собственный проект Конституции. 12 мая 1993 г. Президент РФ принял указ о созыве Конституционного совещания и завершения подготовки проекта Конституции РФ. Речь шла о доработке президентского проекта Конституционным совещанием. Эти события очень усугубили противостояние между Верховным Советом и Президентом России. Некоторые депутаты и большая часть экспертов перешли на строну Президента и приняли участие в работе Конституционного совещания.

Многие положения президентского проекта были подвергнуты критике участниками Конституционного совещания, например за то, что проект не содержал характеристики Российского государства как социального. В нем не был выдержан принцип равноправия субъектов РФ. Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей.

Конституционное совещание работало больше месяца, в результате в первоначальный проект было внесено свыше 500 поправок, около 40 принципиально новых норм – фактически все статьи были изменены. 12 июля 1993 г. проект был одобрен Конституционным совещанием.

Примерно в те же дни, когда Конституционное совещание завершило подготовку президентского проекта, свой вариант представала и Конституционная комиссия. Оба проекта были направлены в регионы для согласования, результаты которого оказались неожиданными – большинство регионов поддержало проект Конституционной комиссии.

С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект Конституции. Достижение согласия стало невозможным.

В тех условиях проект, подготовленный Конституционным совещанием стал уже не альтернативным, а основным. Но Конституционная комиссия в сильно усеченном составе, продолжала работу над проектом Конституции, намереваясь представить его на референдум наряду с проектом Конституционного совещания.

В это же время Президент РФ ввел в действие Положение о федеральных органах власти на переходный период. Верховный Совет РСФСР оценил действия Президента РФ как государственный переворот. Президиум Верховного Совета, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ.

Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия. 4 октября пролилась первая кровь, руководство Верховного Совета РСФСР арестовано. В Москве было введено чрезвычайное положение, был приостановлен выпуск некоторых газет.

Президент России сконцентрировал в своих руках всю полноту государственной власти, и работа над проектом Конституции возобновилась. Естественно, о проекте, подготовленном Конституционной комиссией, равно как и о других, речи уже не шло.

Президент РФ Б.Н. Ельцин 15 октября 1993 г издал Указ о проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г. В этот же день прошли выборы депутатов федерального парламента.

На референдуме Конституция РФ получила требуемое большинство голосов. З принятие проекта проголосовало 58, 4%, против 41, ﻵ%. Таким образом, за Конституцию РФ проголосовала фактически лишь четверть россиян.

Новая конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 г. Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны.

 

4 вопрос: Структура и содержание Конституции РФ 1993 г.

 

Под формой конституции принято понимать способ организации заключенного в ней материала.

В настоящее время принято различать три вида формы конституции:

консолидированные (таких конституций в мире большинство, к этому же виду относится и Конституция РФ);

неконсолидированные;

комбинированные.

 

Консолидированные конституции представляют собой единый нормативный правовой акт, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой (Конституция РФ 1993 г., Конституция Польши 1997 г.).

Неконсолидированные конституции представляют собой совокупность нескольких актов, принятых в разное время и провозглашенных в качестве Основного закона. Совокупность таких актов также наделяется высшей юридической силой. Такие конституции существуют в Швеции, Финляндии, Канаде, Израиле.

Комбинированные конституции состоят из законов, судебных прецедентов и конституционных обычаев. Такие конституции в Великобритании, Новой Зеландии.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения.

Конституция РФ 1993 г. включает преамбулу, 2 раздела: раздел первый состоит из 9 глав и 137 статей, раздел второй содержит «Заключительные и переходные положения» и состоит из 9 пунктов.

Преамбула Конституции РФ – это вводный текст, имеющий обычно политическую направленность. Текст преамбулы невелик по объему, но содержит принципиальные положения, объясняющие цель принятия Конституции, отражающие идеи приоритета прав и свобод человека и гражданина, сохранения исторически сложившегося государственного единства России.

Раздел первый Конституции РФ не имеет названия, включает 9 глав:

Основы конституционного строя

Права и свободы человека и гражданина

Федеративное устройство

Президент РФ

Федеральное Собрание

Правительство РФ

Судебная власть

Местное самоуправление

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

 

Раздел второй конституции также не имеет названия, содержит «Заключительные и переходные положения».

В истории российской конституции появился впервые. Нормы второго раздела определяют основания, на которых осуществляется процесс перехода от прежней конституции к функционированию новой. Раздел второй определяет порядок применения законодательства, принятого до вступления Конституции в силу. Многие положения этого раздела уже потеряли свою силу, поскольку Россия миновала переходный период, существенно обновлено текущее законодательство.

Рассматривая форму и структуру российской Конституции, нельзя не сказать о том, что федеративная природа нашего государства обуславливает наличие наряду с федеральной Конституцией также конституций республик, входящих в состав РФ. Ст. 5 Конституции РФ предусматривает, что республики имеют свою конституцию и законодательство.

Содержание республиканских конституций во многом предопределяется принципами Конституции РФ, в связи с чем, многие из них воспроизводят значительное число норм последней. В то же время республиканские конституции содержат гарантии развития национальных обычаев и традиций, языков, самобытной культуры.

Конституции республик должны соответствовать федеральной Конституции, не должны ей противоречить. Это вытекает из принципа верховенства Конституции РФ на всей территории Федерации. В реальности отдельные республиканские конституции содержат нормы, противоречащие Конституции РФ. Это, прежде всего, связано с тем, что при подписании Федеративного договора в 1992 г. республики настояли на том, чтобы они были названы суверенными, и до сегодняшнего дня лидеры некоторых республик исходят из их государственного суверенитета. Но Конституция РФ не признает суверенитета республик, более того, в ч. 4 п. 1 заключительных и переходных положений устанавливается, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции России.

Верховенство федеральной Конституции, ее ведущее место в российской системе права должно обеспечиваться юридическими гарантиями, важнейшими из которых представляются:

1) признание Конституционным Судом РФ не соответствующими Конституции РФ норм республик, поскольку конституционные коллизии, содержащиеся в них, являются правонарушениями;

2) применение мер ответственности, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», которые заключаются в возможности досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Федерации и его высшего должностного лица.

Введение с 2000 г. института полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе также расширяют возможности для контроля за соблюдением Конституции РФ в правовых актах субъектов Федерации.

Но, прежде всего, сами субъекты РФ в лице своих органов государственной власти должны привести свои конституции в соответствие с Конституцией РФ путем внесения в них изменений, поправок либо путем обращения в Конституционный Суд РФ.

 

3 Бабаев В. К., Баранов В. М., Гойман В. И. Словарь категорий и понятий общей теории права. – Н. Новгород, 1992. – С. 32.

4 Михалева Н. А. Государственное право РФ: курс лекций / под ред. акад. РАЕН

О. Е. Кутафина. – М., 1993. – Т. 1. – С. 47.

1 Торопкин Б. М. Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. – М.,

1990. – С. 4.

1 Константин должен был по закону престолонаследия занять престол вместо Николая I.

2 См.: Конституция и судьба России. // Известия. – 1992. – 30 марта.

1 Цит. по: Никитин А. Ф. 200 вопросов и ответов по основам государства и права. – М., 1996. – С. 20-21.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: