ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практическое занятие № 1




ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Практическое занятие № 1

Тема: Языкознание как наука.

- Место языкознания среди других наук.

- Разделы и состав языкознания.

- Понятие направления в науке.

- Понятие школы в науке.

- Промежуточные лингвистические дисциплины: социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

Практическое занятие № 2

Тема: Введение в историю языкознания. Развитие языкознания в России.

- Предмет истории языкознания.

- Зарождение языкознания в древнем мире.

- Языкознание в средневековой Европе.

- Попытки установления родства языков.

- Теория «трех штилей» М.В. Лoмоносова.

- Труды братьев Шлегелей.

- Возникновение германистики и славистики.

- Московская лингвистическая школа.

- Казанская лингвистическая школа.

- Советское языкознание.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 3

Тема: Диахронический и синхронический подход в изучении языка.

- Дихотомия синхронии и диахронии.

- Ось последовательности и ось одновременности.

- Язык как синхронная система в любой момент его существования.

- Диахрония и сравнительно-историческое языкознание.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 4

Тема: Структура языка. Язык как система. Понятие языкового знака.

- Знаковая концепция языка.

- Язык как система и его главные характеристики.

- Понятие единицы языка.

- Система и структура языка.

- Теория знака Ч.Пирса.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, раскрывающую положения теории Ч.Пирса.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 5

Тема: Происхождение и формы существования языка.

- Представления древних о происхождении языка, теологический подход.

- Современные теории происхождения языка: теория трудовых выкриков, теория междометий, теория социального договора, теория звукоподражания.

- Формы существования языка.

- Понятие диалекта и варианта языка.

- Стилистическая дифференциация языка.

- Внешняя и внутренняя речь.

- Устная и письменная форма речи.

- Язык и речевая деятельность.

- Теория речевых актов.

- Современная теория текста.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

 

Выполните следующие задания:

С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 2.

теоретические вопросы 3-8, 12, 14-15, 26-32, 38, 40,42

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 6-7

-Тема: Письменность. Виды письма.

- Понятие письма как условно-письменного изображения звучащей речи. - Виды письма.

- Происхождение письма.

- Развитие письма от пиктографического до звукобуквенного.

- Развитие языковой графики.

- Фонематический, идеографический, просодический аспекты речи.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте мультимедийную презентацию, иллюстрирующую известные виды письма.

 

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 4

теоретические вопросы 1,5, 7,10, 21, 30-31

практические задания 1, 4-5, 14-15

 

2. Фонетическое письмо значительно легче орфографического письма, так, например, в английском языке сочетание букв –ough может иметь шесть различных вариантов произношения (для англ. групп: проиллюстрируйте данное утверждение). Приведите подобные примеры из немецкого/французского языков.

 

3. Приведите примеры иероглифического письма в русском и изучаемом языках.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 8

Тема: Как развиваются языки. Язык и мышление.

- Язык как принадлежность общества и принадлежность индивида.

- Связь исторического изменения языка с историей народа – его носителя.

- Неравномерность исторического развития языка.

- Эволюция и совершенствование языка.

- Дихотомия языка и речи.

- Двухаспектная функциональная природа языка: служить средством формирования мыслей и средством обмена мыслями в общении.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

Практическое занятие № 9-10

Тема: Классификации языков. Факторы языкового родства. Языки мира. Основы типологии.

- Критерий определения языкового статуса.

- Социолингвистика, ее предмет.

- Язык и культура.

- Язык и национальная идентификация человека.

- Язык в межкультурной коммуникации. Проблема общения в многоязычном мире.

- Понятие родства языков. Учение о родстве языков. Языковая семья, ветвь. Языковые группы, подгруппы.

- Генеалогическая классификация языков мира. Факторы языкового родства. Языки родственные, близкородственные, неродственные.

- Типологическая классификация языков.

- Взаимная дополнительность типологической и генеалогической классификаций.

- Аналитический и синтетический строй языков.

- Агглютинация и фузия. Изолирующие языки.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, иллюстрирующие генеалогическую классификацию языков мира.

 

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел1.

теоретические вопросы 1-5, 11-12

практические задания 3, 7-9, 12-15

2. Сравните следующие английские слова с соответствующими словами из любых двух индоевропейских языков: foot, head, father, mother, water. Прокомментируйте их сходства и различия. Приведите собственные примеры из известных вам индоевропейских языков, иллюстрирующие их родство.

 

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 11

Тема: Синтагматика и парадигматика в изучении языка. Универсалии и уникалии в системе языка.

- Синтагматика и парадигматика в теориях современного языкознания. -- Иерархия языковых уровней.

- Язык как совокупность парадигматических систем.

- языковые универсалии и их типы.

- языковые уникалии.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 12-13

Тема: Основы теоретической фонетики.

- Понятие фонетического строя.

- Две главные стороны фонетического строя: фонематика и просодика. --- Понятие фонемы. Звук и буква. Фонема и ее варианты. Фонематические оппозиции.

- Позиционные изменения.

- Системы гласных и согласных фонем.

- Интонация и просодия.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, отображающие систему гласных звуков.

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание».Раздел3.

Тема 1: теоретические вопросы 2, 4,12-14, 14-16

практические задания 1-5, 8-9, 14

Тема 2: теоретические вопросы 1-3, 5-9, 13, 15-18, 22, 24

практические задания 2-8, 13

Тема 3: теоретические вопросы 2-5, 7-10, 12, 16-17

практические задания 1-6, 12, 14, 18

Тема 4: теоретические вопросы 4, 9, 12-13, 15-18

практические задания 1, 4

Тема 5: теоретические вопросы 1-3, 8-9, 13, 17-18, 20

практические задания 6-7 (только рус.яз.)

Тема 6: практические задания 1-4 (в соотв. с изучаемым языком)

2. Приведите примеры разного прочтения диграфов в изучаемом языке.

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 14-16

Тема: Основы теоретической грамматики.

- Предмет грамматики.

- Понятие грамматической формы и грамматического категории.

- Грамматические способы языков.

- Грамматические свойства морфемы.

- Части речи и их деление на служебные и знаменательные.

- Проблемы выделения частей речи в отдельных языках.

- Предложение: простое, сложное.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы. Подготовьте компьюторные графические материалы, иллюстрирующие грамматические способы языков, типологию частей речи в русском и изучаемом языках.

 

Выполните следующие задания:

1..С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 5.

Тема 1: теоретические вопросы 1-8, 10-12, 15

практические задания 1-6, 8-11, 14, 16-19

Тема 2: теоретические вопросы 1-3, 7-8, 11-13

практические задания 1-2, 6-8

Тема 3: теоретические вопросы 1, 3-6, 8, 11

практические задания 1-3, 9, 11

Тема 4: теоретические вопросы 1-2, 4-5

практические задания 2

Тема 5: теоретические вопросы 1-3, 6-7, 9, 12

 

практические задания 1, 6-7

Тема 6: теоретические вопросы 1-2, 4-7, 10-16

практические задания 5, 11

2. Во многих языках существует явление так называемой синтаксической омонимии. Репортеры мухами облепили мост. – как? или чем?

Он умеет заставить себя слушать. – кого заставить? или кого слушать?

Он прислан к нам инспектором. – кто прислал? или в качестве кого?

3. Приведите примеры синтаксической омонимии в изучаемом языке.

- Приведите примеры суффиксов, характерных для определенных частей речи в изучаемом языке, проиллюстрируйте примерами.

- Решите следующие лингвистические задачи.

4. Даны некоторые зулусские слова, заимствованные из английского языка, и соответствующие им английские слова:

ipilizi – a pill - таблетка

amapilizi – pills - таблетки

isokisi – a sock - носок

amasokisi – socks - носки

ibalekisi – a barrack - казарма

amabelikisi – barracks -казармы

Как образуется в языке Зулу множественное число?

5. Определите, как было заимствовано русское слово зулус: непосредственно из языка зулу или через посредство английского языка, если известно, что зулус по-английски – aZulu, а зулусы на языке зулу – amaZulu.

6. Даны в упрощенной записи (без грамматического показателя) зулусские слова, заимствованные из европейских языков (главным образом из английского): pikiniki, pulezidenti, palagilafu, siginali, Tilansivali, kilasi, gilamu, pulani, asipilini, apendikisi, palafini, atilasi, balikoni.

Определите, что эти слова могут означать.

7. Установите, как будут выглядеть в зулусской передаче английские слова:

film– фильм

clinic– больница

tram– трамвай

box- коробка

8. Сосчитайте количество морфем в следующем тексте на русском языке. Подберите текст с тем же количеством слов на английском (немецком / французском) языке, подсчитайте количество морфем, объясните результат исследования.

Поскольку проблема значения имеет общенаучный характер, то в специальных науках в отсутствие общей теории значения создавались частные теории значения, не претендовавшие на универсальность, но полезные для целей той или иной научной дисциплины или концепции. Эти специальные теории проясняли определенные аспекты значения и косвенно демонстрировали его сложность и многосторонность. В особенности много таких теорий создается в философии, логике, лингвистике и семиотике, за которыми следуют психология и теория информации, а также ряд других наук, таких, как антропология, сравнительная культурология, этнография и др. Понятно, что разработка специальных аспектов не снимает потребности в общей теории значения. Частные концепции должны согласовываться с общетеоретическими представлениями, иначе... (100 слов)

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

 

 

Практическое занятие № 17-18

Тема: Основы лексикологии и лексикографии.

- Словарный состав и его системность.

- Основной словарный фонд и периферия.

- Форма слова и его семантическое содержание.

- Проблема определения слова.

- Многозначность слова.

- Семантическая структура слова.

- Понятие лексемы.

- Синонимия, антонимия, омонимия.

- Табуированные слова, эвфемизмы.

- Этимология слова.

- Терминология.

- Фразеология. Идиоматика.

- Словосочетание.

- Проблемы определения и классификации словосочетаний.

- Лексикография. Типы и функции словарей.

Задание: Подготовьте письменный конспект сообщения по указанным выше темам. Подготовьте выступление на 5-7 минут. Будьте готовы обсудить в классе предложенные вопросы.

Выполните следующие задания:

1. С.И.Калабина Практикум по курсу «Введение в языкознание». Раздел 6.

Тема 1: теоретические вопросы 1-2, 7-9,12

 

практические задания 3, 7

Тема 2: теоретические вопросы 1-4, 9-16, 18-26

практические задания 1, 6-7,10, 14, 15

Тема 3: теоретические вопросы 1, 5-7, 9 11, 12-14, 17-18

практические задания 1, 3, 5,14-16

Тема 4: теоретические вопросы 2-3, 5, 8, 11-16

практические задания 1, 4, 6-14

Тема 5: теоретические вопросы 1-7, 11-13

практические задания 1, 6(дайте еквиваленты из изучаемого языка)

Тема 6: теоретические вопросы 1, 4-6

практические задания 1

2. Приведите примеры паронимов в изучаемом языке.

3. Приведите примеры соответствующей сочетаемости в изучаемом языке: стадо коров, табун лошадей, стая волков, косяк рыбы, рой пчел,толпа людей; кусок хлеба,сахара, мыла,лимона.

 

4. Семантические конверсивы (прийти – уйти, дать – взять, купить – продать, и т.д.) часто вызывают затруднения при изучении иностранного языка. Приведите примеры семантическихконверсивов в изучаемом языке.

 

5. В процессе заимствования слов одного языка другим появляются лекические единицы, похожие по звучанию, но разные по значению (англ. paragraphозначает не параграф, а абзац; болгарск. диня – не дыня, а арбуз; чешск. zapometi– не запомнить, а забыть; сербскохорватск. олово – не олово, а свинец; польск. uroda – красота). Приведите примеры «ложных друзей переводчика» из известных вам языков.

 

*При подготовке к занятию используйте тексты лекций, основную и дополнительную литературу, интернет ресурсы (см. справочные ресурсы)

Вопросы к экзамену

 

1. Языкознание как наука. Предмет, задачи, методы, разделы. Связь с другими науками.

2. История развития языкознания. Развитие языкознания в России. Сравнительное Языкознание.

3. Диахронический и синхронический подходы к изучению языка.

4. Сущность и формы существования языка. Общественные функции языка.

5. Соотношение языка и речи. Формы речи. Теория речевых актов.

6. Язык как система знаков. Свойства знака. Типы знаков (Ч.Пирс)

7. Первые представления о происхождении языка. Теории происхождения языка (звукоподражания, междометий, трудовых выкриков, социального договора)

8. Развитие языков мира. Язык и мышление.

9. Языки мира. Сравнительно-исторический метод в языкознании. Генеалогическое сходство и языковая семья.

10. Языки мира. Ареальное сходство и языковой союз.

11. Типологическое сходство и языковой тип. Типологическая классификация языков.

12. Парадигматический и синтагматический аспекты языка.

13. Что такое фонетика. Звуки речи. Классификация гласных и согласных звуков.

14. Позиционные изменения. (Ударение. Редукция. Аккомадация. Ассимиляция. Диссимиляция.) Система фонем и фонетическая система.

15. Предмет лексикологии. Равноименность и ее разновидности. (Полисемия. Омонимия. Синонимия. Антонимия. Паронимия.) Лексикализация и идиоматика. (В.В.Виноградов)

16. Предмет лексикологии. Словарный состав языка. Лексикография.

17. Что такое грамматика. Продуктивные и непродуктивные модели в языке. Грамматическое значение.

18. Что такое грамматика. Агглютинация и фузия. Синтетический и аналитический строй языков.

19. Грамматические категории. Части речи. Предложение.

20. Грамматические способы языков.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Сравните следующие английские слова с соответствующими словами из любых двух индоевропейских языков: foot, head, father, mother, water. Прокомментируйте их сходства и различия. Приведите собственные примеры из известных вам индоевропейских языков, иллюстрирующие их родство.

 

2. Сосчитайте количество морфем в следующем предложении на русском языке. Будет ли совпадать количество морфем в предложении на английском / немецком / французском языке, состоящее из того же количества слов? Обоснуйте ответ.

 

Поскольку проблема значения имеет общенаучный характер, то в специальных науках в отсутствие общей теории значения создавались частные теории значения, не претендовавшие на универсальность, но полезные для целей той или иной научной дисциплины или концепции. (34 слова)

 

3. Фонетическое письмо значительно легче орфографического письма. Проиллюстрируйте данное утверждение. Приведите примеры фонетического письма из изучаемого языка. Приведите примеры разного прочтения диграфов в изучаемом языке.

 

4. Дайте определение иероглифического письма. Приведите примеры иероглифического письма в русском и изучаемом языках.

 

5. Во многих языках существует явление так называемой синтаксической омонимии. Приведите примеры синтаксической омонимии в русском и изучаемом языках.

 

6. Назовите основные отличия корневой морфемы и суффикса. Приведите примеры суффиксов, характерных для определенных частей речи в изучаемом языке, проиллюстрируйте примерами.

 

7. Даны некоторые зулусские слова, заимствованные из английского языка, и соответствующие им английские слова:

 

ipilizi – a pill – таблетка amapilizi – pills - таблетки

isokisi – a sock – носок amasokisi – socks - носки

ibalekisi – a barrack – казарма amabelikisi – barracks - казармы

 

Как образуется в языке Зулу множественное число?

Определите, как было заимствовано русское слово зулус: непосредственно из языка зулу или через посредство английского языка, если известно, что зулус по-английски – a Zulu, а зулусы на языке зулу – amaZulu. Объясните свой вывод.

 

8. Даны некоторые зулусские слова, заимствованные из английского языка, и соответствующие им английские слова:

ipilizi – a pill – таблетка amapilizi – pills - таблетки

isokisi – a sock – носок amasokisi – socks - носки

ibalekisi – a barrack – казарма amabelikisi – barracks - казармы

 

Как образуется в языке Зулу множественное число?

Установите, как будут выглядеть в зулусской передаче английские слова:

film – фильм

clinic – больница

tram – трамвай

box - коробка

 

9. Паронимы часто вызывают затруднения при изучении иностранного языка. Что такое пароним? Приведите примеры паронимов в изучаемом языке.

10. Семантические конверсивы часто вызывают затруднения при изучении иностранного языка. Что такое семантический конверсив? Приведите примеры семантических конверсивов в изучаемом языке.

 

11. В процессе заимствования слов одного языка другим появляются лекические единицы, похожие по звучанию, но разные по значению. Приведите примеры «ложных друзей переводчика» из известных вам языков.

 

12. №1 с. 57 Выделите грамматические показатели из приведенных ниже словоформ. Укажите, какие частные и категориальные грамматические значения ими выражены:

Светает, деревьями, работаем, красивого, меня, шли, лба, пишущий, сделанный, будешь знать, сильнее.

№14 с.51 Немецкое слово die Losung – женского рода. Русское слово лозунг восходит к этому немецкому слову.

Определите, почему слово лозунг стало относится в русском языке к мужскому роду.

 

13. №2 с.57 Выделите из приведенных словоформ те, которые обладают нулевым показателем. Обоснуйте свое решение и укажите, какие грамматические значения этими показателями выражены:

стол, еще, коров, лучи, вперед, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, дал, миг, такси, пять, вчера, положá.

№14 с.51 Немецкое слово die Losung – женского рода. Русское слово лозунг восходит к этому немецкому слову.

Определите, почему слово лозунг стало относится в русском языке к мужскому роду.

 

14. № 11 с.51 Действием какого грамматического закона можно объяснить появление следующих просторечных форм:

местов, (у) метрá, пóльта, красивше, ширьше, колебаюсь, плакаю, дремает, бечь вместо мест, (у) метро, пальто, красивее, шире, колеблюсь, плачу, дремлет, бежать.

 

 

15. №4 с.48 Аналогичен ли морфемный состав следующих слов:

а) большой, пой, домой, стеной, твой, строй, отбой; б) дай, май, стай; в) воробей, грей, милей, полей, пашней, щей, коней, мышей.

 

16. №14 с.46 Разделите на морфемы следующие слова и дайте полную характеристику каждой морфеме. Членение производится путем подбора слов, содержащих те же морфемы.

забор, петь, ловля, убеждаю, киевлянин, сидевший, лить, объявление, накормленный

 

17. №14-15 с. 44 Имя великого английского физика XVII в. Его русские современники произносили и писали Невтон (ср.: «И будет собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать» в оде М.В.Ломоносова), в настоящее время мы пишем и произносим Ньютон. На чем основано старое написание и на чем современное? Приведите аналогичные примеры двойственного написания одного и того же имени (или слова) и объясните их.

Почему одно и то же английское имя по-русски пишется (и произносится) двояко: Вильям и Уильям?; Гаррис и Харрис.

 

18. №1 с.41 Сколько видов графического письма представлено в приведенных ниже записях? Что это за виды? Какую из записей можно назвать пиктографической? В чем вы видите преимущества и недостатки каждого из видов?

I, II, III; 1, 2, 3; один, два, три; one, two, three; eins, zwei, drei; un, deux, trois.

19. №1 с.22 Нижеследующие слова разделите на две группы: а) слова с полной ассимиляцией, б) слова с частичной ассимиляцией. Укажите, по каким признакам произошла ассимиляция. Выделите слова, в написании которых ассимиляция отражена.

сделать, отдать, свадьба, бесстрашный, косьба, ложка, иссякший, отбить, сбруя, изжога, сшитый

 

20. №13 с.20 Определите, какие звуки различают следующие пары слов, с помощью каких признаков эти звуки противопоставлены друг другу.

там-дам; мал-мял; ночь-дочь; пыл-пыль; дом-дым; жар-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: