Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2009 года




 

Вопрос: Следует ли в случае оспаривания действий, постановлений судебного пристава-исполнителя привлекать к участию в деле обе стороны исполнительного производства? Возможно ли привлечение к участию в деле в качестве заинтересованных лиц иных лиц, права которых могут затрагиваться вынесенным решением?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).

Из частей второй и третьей данной нормы следует, что заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подаётся в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов, и рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными указанной статьёй.

Статья 246 ГПК РФ предусматривает, что дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судьей по общим правилам искового производства с особенностями, установленными этой главой, главами 24 – 26 Кодекса и другими федеральными законами.

В свою очередь из положений ч. 1 ст. 257 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.

Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой данной статьи лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления (ч. 2 ст. 257 ГПК РФ).

Таким образом, стороны исполнительного производства должны быть извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

Если заявленное требование непосредственно касается кого-либо из лиц, не участвующих в деле, и решение по делу затрагивает его права и обязанности, то привлечение такого лица к участию в деле в качестве заинтересованного лица является обязательным.

 

 

Приложение № 3.

 

Боннер А.Т.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений: (автореф. дисс. … канд. юрид. наук)

(Москва, 1966)

 

Можно ли гражданина и орган государственного управления, участвующих в административном деле, назвать сторонами в процессе? Термин «сторона» является обобщающим понятием в делах по спорам о праве. В делах, возникающих из административно-правовых отношений, суд разрешает спор о праве административном. Наличие правового спора предполагает наличие сторон, между которыми этот спор ведется. Поэтому существование понятия «сторона» и в делах, возникающих из административно-правовых отношений, вполне правомерно. Лица, участвующие в административных делах, пользуются правами и несут обязанности сторон за отдельными изъятиями, предусмотренными законом.

 

В.А. Рязановский

ЕДИНСТВО ПРОЦЕССА

(Харбина, 1924)

 

..., что касается специальных судебно-административных коллегий по делам административной юстиции, то их устройство вызывает серьезные возражения теоретического характера, а их практическая деятельность усиливает эти возражения.

Чиновники в роли административных судей не пользуются судебной самостоятельностью, независимостью и несменяемостью. Они подчинены начальству, подвержены влиянию последнего. Таким образом, администрации открыта широкая возможность влияния на административный суд.

Чиновники в роли административных судей обычно соединяют с судебными функциями и функции чисто административные. Это 1) создает нежелательное смешение активной администрации с юстицией (в вышеотмеченном худшем ее виде возложения на администрацию судебных функций); 2) приводит к тому, что администрация является судьей в собственном деле (как вообще, так нередко и в частности). Так, предоставление разрешения жалоб на администрацию (исков к последней) административным же коллегиям делает последних судьями в собственном деле. В частности, жалобы, приносимые на действия должностных, имеют нередко ввиду такие действия последних, которые совершены по приказу членов судебно-административных коллегий, как администраторов, или вызваны общими распоряжениями последних, или же соответствуют общему направлению их административной деятельности, с которой подчиненные сильно считаются. Во всех этих случаях члены судебно-административных коллегий (французских префектур, прусских уездных и окружных комитетов) являются судьями непосредственно в собственном деле.

И практика подтверждает эти опасения, например, деятельность французских советов префектур. Члены этих советов назначаются министром, находятся под начальством и в полной зависимости от префекта, который является и председателем совета. Вся их дальнейшая карьера зависит от префекта. И деятельность советов префектур вызывает серьезные нарекания во французской литературе, в парламенте. В законодательные палаты вносилось много проектов их реформ, но все эти проекты разбивались о сопротивление администрации. Как метко и правильно замечает Дайси о французской системе административной юстиции, «административные суды поддерживаются потому, что они всегда действуют в интересах администрации».

 

Д.М. Чечот

Административная юстиция: Теоретические проблемы.

(Ленинград, 1973)

 

Если, решая проблему обеспечения законности в области государственного управления, больше всего думать об интересах граждан (а только так и нужно поступать), то следует признать, что граждане всегда заинтересованы в минимуме судебных учреждений и инстанций. В их интересах получить защиту субъективного права в едином и наиболее близком к населению народном суде. Далее. Опыт функционирования административных судов в некоторых странах показывает, что одной из наиболее сложных и острых проблем является проблема разграничения компетенции административных и общих судов, споры по этому поводу, неизбежная в связи с этим волокита и ущемление интересов граждан. Необходимо, наконец, иметь в виду и определенные традиции. Советский народный суд с самого начала своего возникновения рассматривал дела самых различных категорий, в том числе административные дела. Вряд ли это нужно считать плохой традицией. Вот почему задача, на наш взгляд, состоит в том, чтобы, максимально усовершенствовав и расширив производство по делам, возникающим из админстративно-правовых отношений, использовать и далее общие суды для обеспечения законности в области государственного управления.

 

 

Приложение № 4.

Вносится Верховным Судом Российской Федерации

 

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Федеральный конституционный закон

 

О ФЕДЕРАЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ СУДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


Статья 1.

Административные дела рассматриваются судами общей юрисдикции, включая федеральные административные суды и соответствующие судебные коллегии по административным делам.

 

Статья 2.

К федеральным административным судам относятся: Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
федеральные окружные административные суды; судебные коллегии по административным делам верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, которые образуются президиумами этих судов по мере необходимости; федеральные межрайонные административные суды.

 

Статья 3.

1. Федеральные административные суды входят в систему судов общей юрисдикции.
2. Верховный Суд Российской Федерации является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным окружным административным судам.
3. Федеральные окружные административные суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по административным делам, рассмотренным входящими в судебный округ верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов.

4. Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

5. Федеральный межрайонный административный суд является вышестоящей судебной инстанцией по административным делам, рассмотренным мировыми судьями.

 

Статья 4.

1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и вступившие в силу решения и определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам на невступившие в силу решения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
3. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
1) об оспариваний нормативных и ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
2) о приостановлении и прекращении деятельности общероссийских, а также международных общественных объединений, действующих на территории Российской Федерации, в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации;
3) об оспариваний решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);

4) по разрешению споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Президентом Российской Федерации Верховному Суду Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;
5) иные административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, если они не могут быть рассмотрены в нижестоящих судах.
4. Федеральными конституционными законами к подсудности Верховного Суда Российской Федерации в качестве суда первой инстанции могут быть отнесены и другие административные дела.

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

 

Статья 5.

1. Федеральный окружной административный суд рассматривает административные дела в качестве суда первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
2. Федеральный окружной административный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

1) об оспариваний нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в судебных округ;
2) об обспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органов;
3) об оспариваний решений и действий (бездействия) избирательной комиссии республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, окружной избирательной комиссии по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих комиссий референдума, должностных лиц этих комиссий (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения, действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума);
4) по спорам между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в судебных округ. В случае возникновения спора между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в различные судебные округа, подсудность дела определяется Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
3. Федеральным конституционным законом к подсудности федерального окружного административного суда в качестве суда первой инстанции могут быть отнесены и другие административные дела.

4. Федеральный окружной административный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции административные дела по жалобам на не вступившие в силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов.

Вариант: часть четвертую исключить.

 

Статья 6.

1. Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области автономного округа рассматривает дела по протестам на кассационные определения этих судов, на вступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных судов.
2. Судебная коллегия по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает дела по жалобам на невступившие в силу решения и определения федеральных межрайонных судов.
3. Судебная коллегия по административным делам верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:
1) связанные с государственной тайной, кроме дел, подсудных вышестоящим судам;
2) об оспариваний нормативных правовых актов органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации (за исключением дел, отнесенных к подсудности федерального окружного административного суда);
3) об оспариваний ненормативных актов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (за исключением актов, связанных с внутренними вопросами администрации субъекта федерации);

4) о приостановлении и прекращении деятельности межрегиональных и региональных общественных объединений в случаях нарушения ими законодательства Российской Федерации.
4. Федеральным конституционным законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в качестве суда первой инстанции могут быть отнесены и другие административные дела.
5. Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

6. Верховный суд республики краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией к федеральным межрайонным административным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

Статья 7.

Федеральный межрайонный административный суд рассматривает административные дела за исключением дел, перечисленных в статьях 4-6 настоящего Федерального конституционного закона.

 

Статья 8.

Подсудность административных дел военным судам определяется Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации».

 

Статья 9.

Создать в нижеследующих центрах федеральные окружные административные суды, юрисдикция которых распространяется на территории субъектов Российской Федерации, входящих в судебные округа, расположенные в пределах соответствующих федеральных округов:

Центральный федеральный округ:

г. Брянск - Брянская область. Калужская область. Орловская область, Смоленская область;
г. Воронеж - Белгородская область. Воронежская область. Курская область Липецкая область, Тамбовская область;

г. Москва - Московская область, г. Москва; г. Рязань - Владимирская область. Рязанская область. Тульская область;

г. Ярославль - Ивановская область. Костромская область. Тверская
область. Ярославская область;

Северо-Западный федеральный округ:

г. Архангельск - Республика Коми, Архангельская область, Вологодская область. Ненецкий автономный округ;

г. Санкт-Петербург - Республика Карелия, Калининградская область, Ленинградская область. Мурманская область. Новгородская область, Псковская область, г. Санкт-Петербург;

Южный федеральный округ:

г. Астрахань - Республика Дагестан, Астраханская область, Волгоградская область;
г. Ростов-на-Дону - Республика Адыгея (Адыгея), Краснодарский край. Ростовская область;
г. Ставрополь - Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край;

Приволжский федеральный округ:

г. Нижний Новгород - Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Кировская область. Нижегородская область;

г. Пермь - Удмуртская Республика, Пермская область, Коми-Пермяцкий автономный округ;
г. Самара - Республика Башкортостан, Оренбургская область, Самарская область. Саратовская область;
г. Ульяновск - Республика Татарстан (Татарстан), Чувашская Республика - Чаваш республики. Пензенская область. Ульяновская область;
Уральский федеральный округ:

г. Екатеринбург - Курганская область, Свердловская область, Тюменская область. Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ;

Сибирский федеральный округ:

г. Барнаул - Республика Алтай, Республика Хакасия, Алтайский край. Кемеровская область;
г. Иркутск - Республика Бурятия, Иркутская область. Читинская область, Агинский Бурятский автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ;
г. Красноярск - Республика Тыва, Красноярский край. Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ. Эвенкийский автономный округ;
г. Новосибирск - Новосибирская область, Омская область. Томская область;

Дальневосточный федеральный округ:

г. Владивосток - Приморский край. Сахалинская область; г. Хабаровск - Республика Саха (Якутия), Хабаровский край, Амурская область. Камчатская область. Магаданская область. Еврейская автономная область. Корякский автономный округ. Чукотский автономный округ.

 

Статья 10.

Границы судебных округов могут быть изменены только федеральным законом.
Территория, на которую распространяется юрисдикция федерального межрайонного административного суда, устанавливается и изменяется федеральным законом.

 

Статья 11.

1. Председатели, заместители председателей и судьи федеральных окружных административных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
2. Полномочия председателей, заместителей председателей и судей федеральных окружных административных судов могут быть приостановлены или прекращены только по решению Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
3. Судьи федеральных межрайонных административных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.
4. Назначение судьи районного суда на должность судьи федерального межрайонного административного суда производится Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации.
5. Председатели и заместители председателей федеральных межрайонных административных судов назначаются на должность и освобождаются от должности председателей и заместителей председателей этих судов Председателем Верховного Суда Российской Федерации или его заместителем на основании заключения квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации.

 

Статья 12.

Административные дела в федеральных межрайонных административных судах рассматриваются судьей единолично, а в вышестоящих судах - в составе трех профессиональных судей.

 

Статья 13.

Не вступившие в законную силу судебные решения мировых судей по административным делам рассматриваются в апелляционном порядке единолично судьей федерального межрайонного административного суда, а если такой суд не создан - единолично судьей соответствующего районного суда.

 

Статья 14.

Установить, что наряду с лицами, имеющими право принесения протеста на вступившие в законную силу решения, определения и постановления по административным делам, такое право имеет председатель федерального окружного административного суда, который приносит протесты в порядке надзора в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: