емья как социальный институт




В современной социологии семья понимается в двух зна­чениях — как социальный институт и как малая социальная группа. За каждым из них стоит своя реальность и совокупность понятий, отображающих эту реальность. В своем докладе я постараюсь раскрыть сущность семьи как социального института. Рассмотрение же семьи как малой социальной группы является темой для отдельного доклада.

Прежде чем давать определение семьи как социального института, я хочу кратко остановиться на определении самого понятия «социальный институт». Отечественный социолог Альберт Иванович Кравченко считает, что это понятие широко используется для описания социальной практики, которая регулярно и продолжительное время повторяется, санкционирована и поддерживается специальными нормами. Подобно социальной роли, это понятие имеет отношение к установлению образцов поведения. Но институт рассматривается как единица более высокого порядка, куда входит множество ролей. Американский социолог Нейл Смелзер, в свою очередь, под социальным институтом понимает совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности. В целом же понятие института используется в социологии часто без точного определения. Различные социологические школы трактуют его по разному. Функционалисты, например, могут рассматривать институт как удовлетворение «потребностей» индивидов или общества, в то время как феноменологи могут концентрировать внимание на способе, каким люди создают или адаптируют институты. Я же в своем докладе буду придерживаться точки зрения Альберта Ивановича Кравченко и характеризовать семью исходя из смыслового содержания понятия «социальный институт» данного именно этим ученым-социологом.

При анализе социального института обычно используются такие понятия, как цели института, функции института по от­ношению к личности, обществу и другим институтам, со­циальные нормы, поддерживаемые данным институтом, социальные санкции, которые применяются в случае невыпол­нения подобных норм, социальные нормы, которые выполняют индивиды в соответствии с их статусами и предписываемыми институтом образцами поведения. Социологов интересуют прежде всего образцы семейного поведения, распределение ро­лей и власти в семье, специфика формальных и неформальных норм, а также санкций, применяемых в сфере семейно-брачных отношений. Процесс формирования семьи, с институциональ­ной точки зрения, предстает как растянутый во времени про­цесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регули­рующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супру­гов.

Что же такое семья? Семья — это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей. Таким образом, институциональный аспект семьи не ограничивается только семьей как институтом. В него включены такие явления, как институт брака, институт родства, институт материнства и от­цовства, институт собственности, институт социальной защиты детства и опеки и некоторые другие.

Институт брака не охватывает всю сферу семейной жизни и уж тем более все многообразие отношений между родствен­никами — близкими и дальними. Он подразумевает совокуп­ность норм и санкций, которые регулируют отношения супру­гов. Одни нормы носят юридический характер и регламенти­руются законодательством, другие относятся к культурным и регламентируются морально — обычаями и традициями. Эти нормы регулируют две главные фазы — заключение и расторже­ние брака.

Поскольку юридические и культурные нормы брака изме­няются во времени, социологи придают важное значение эво­люции форм брака и семьи в различных обществах — начиная с первобытного времени и кончая современным индустриальным и постиндустриальным обществом. Исторический аспект лучше разработан этнографами и антропологами, у которых социологи позаимствовали типологии брака, семьи и родства. Так, нап­ример, понятия экзогамии и эндогамии, моногамии, поли­гинии, патриархальности, матрилинейности и некоторые другие пришли в социологию из родственных ей дисциплин. Другие понятия, к примеру, нуклеарная и расширенная семья, брак по расчету, семья происхождения и прокреационная семья, одно- и многодетная семья и ряд других придуманы социологами.

Различие между браком и семьей социологи проводят следующим образом. Брак — это институт, регулирующий отношения между полами, а семья — институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Институт семьи различается в каждом обществе по своим задачам, устройству, социальной роли. Но для всех обществ характерно нечто общее. Семья возникла потому, что у челове­ческих детенышей, в отличие от всех других видов животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15—18 лет. В этот период он нуждается в ма­териальной и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полноценно только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвое­ние знаний (в этом процессе семью может заменить школа). Но также присвоение имени, прав наследования имущества или собственности, социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т. е. генеа­логию. Никто и ничто помимо семьи не способны обеспечить молодому человеку признанную законом адресность — социаль­ную "прописку" в данном обществе.

Семья, брак и родство — тесно связанные друг с другом понятия. Родством называется совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Антропологи, эт­нографы и социологи разработали несколько типологий, вклю­чающих описание всех трех понятий либо каждого из них от­дельно. В типологии семей выделяют консангвинальные семьи (основаны на родстве) и конъюгальные семьи (основаны на браке), семью происхождения (родительская семья) и прокреационную семью (созданную взрослыми детьми), расширенную (многопоколенную) и нуклеарную (двупоколенную) семью. Ученые выделяют два типа родства — классификационную систему (первобытное об­щество) и описательную систему (современное родство).

Различают следующие типы бра­ка. Моногамия — брак одного мужчины и одной женщины. Полигамия — означает много жен или много мужей. Если один мужчина женат на нескольких женщинах, такой брак назы­вается полигинеей. Напротив, когда одна женщина имеет не­сколько мужей, подобный брак называется полиандрией. Груп­повой брак подразумевает брачный союз нескольких мужчин и женщин. Моногамия — самый распространенный и предпочтительный тип брака. Антропологам известны общества, где разрешены аб­солютно все типы брака, но большинство людей почему-то выбрали моногамию. Ученые полагают, что поступить так их вынуждают экономические соображения.

Соотношение или взаимосвязь культурных ролей членов семьи по отношению друг к другу называются семейной сис­темой. Важнейшую часть семейной системы составляют отно­шения субординации между супругами. В патернальной семье доминирует мужчина, в матернальной — женщина. Отсутствие доминирования того или другого, равновесие ролей формирует эквилитарную (эголитарную) семью.

Таковы основы классификации семьи и брака, принятой в современной науке

Функции семьи

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпо­хи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предпи­сывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кон­чая дальними, место поселения и генеалогию.

Универсальность семьи как института раскрывается в поня­тии "функции семьи". Под социальными функциями подразумева­ются базисные потребности общества и людей, которые удов­летворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упо­рядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что зако­нодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может сущест­вовать, если нет налаженной системы замещения одного поко­ления другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям только в про­цессе социализации. Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку, защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения че­ловека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к кото­рым принадлежит родительская семья. Она же определяет со­циальный статус индивида.

В настоящее время семья как социальный институт теряет свои позиции. Это происходит, вследствие, эволюционного развития социума и появления очень большого количества новых социальных институтов. Если в первобытном человеческом стаде такими институтами были семья, род и религия, то в современном информационном обществе их насчитывается десятки и даже сотни. Многие из этих социальных институтов стали выполнять традиционные функции семьи. В связи с этим ученые забеспокоились, что в будущем семья как социальный институт может вообще исчезнуть. На мой взгляд, семье как одному из древнейших социальных институтов в современном обществе приходится «делиться» частью своего функционального назначения, что присуще и другим таким институтам, например, религии. Это же вовсе не значит, что семья потеряла свою значимость для человека. Происходит нормальный процесс её адаптации к современным условиям путём изменения и трансформации некоторых, ранее только ей присущих, функций. Следует заметить, что семья по-прежнему остаётся тем «местом», где человек начинает и заканчивает свою жизнь, где он делится своим счастьем и находит поддержку в случае неудачи, здесь он воспитывает детей и отдыхает, вместе с другими членами семьи зарабатывает деньги и вмести с ними он их тратит. Несмотря ни на что семья продолжает оставаться основной ячейкой общества.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: