КАТЕГОРИЯ БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ.
МОНИСТИЧЕСКИЕ И ПЛЮРАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЫТИЯ.
КАРТИНА МИРА
Термин «картина мира» был введен впервые Л. Витгенштейном(1889–1951) в «Логико-философском трактате» (1921). Это выражение означает, что возможен общий взгляд на мир, что человек пытается осмыслить мир в целом и нарисовать в своем сознании некую картину, отображающую мир.
Наиболее ранними картинами мира были мифическая и религиозная. В последние столетия сформировалась научная картина мира. Ученые в результате своих исследований выяснили, что собой представляет окружающий мир. Они определили, что наша Земля существует 4,5 млрд лет, а наша часть Вселенной существует не менее 13–14 млрд лет, что границы Метагалактики отстоят от нас где-то на расстоянии 15–18 млрд световых лет. Физики установили, что в основе всех процессов, взаимодействий нашей части Вселенной лежат четыре фундаментальных взаимодействия: электромагнитное, гравитационное, сильное (ядерное), слабое. Они также установили, что вещество состоит из молекул и атомов, атомы – из элементарных частиц: электронов, протонов и нейтронов, а те, в свою очередь, состоят из кварков, субэлементарных частиц с дробным электрическим зарядом. Однако научная картина мира изначально является фрагментарной, т. к. она опирается на совокупность данных, получаемых в разных науках в результате наблюдений и экспериментов. Нет одной, синтетической науки, которая бы исследовала и объясняла мир в целом. Ведь наблюдения и эксперименты по самому своему существу касаются лишь отдельных частей или сторон мира. Мир в целом, в принципе, ненаблюдаем и с ним в таком качестве нельзя проводить эксперименты.
Философия в отличие от науки не связана с какими-то отдельными наблюдениями и экспериментами. Философская картина мира использует язык категорий – фундаментальных понятий, в которых сконцентрирован индивидуальный и общественно-исторический опыт человека. Эти категории являются отражением связей и отношений объективной действительности в ее целом и выражают ее всеобщие закономерности. Специфика философской картины мира и состоит в том, что она является категориальной картиной мира.
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия».
Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема, бытия - одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философии в первую очередь заинтересовались онтологией, пытались понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.
Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория «бытия». Бытие — самое широкое и самое абстрактное понятие. Бытие означает «наличествовать, существовать».
Каково же содержание философской категории «бытие»?
Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:
· окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
· окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения всамом себе;
· природа, общество, человек, мысли, идеи разно существуют; различные по способам и формам своего существований, они прежде всего, благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, тo есть они сосуществуют;
· материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием «субстанции» — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, бытие — это реально существующая, стабильная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата к субстанции. Субстрат — это то, из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» — это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством которого они существуют. Учение, принимающее за основу всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоит дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь какие-либо два равноценных начала.
В истории философии преобладает монистический подход, но существуют две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности; материалистический монизм (материя — первооснова мира).
Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений, независимо от сознания человека.
Бытие — есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в этой схеме — это точка пересечения субъективной и объективной реальности. В этом смысле человек — центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом.
Основными формами бытия являются: материальное, идеальное, человеческое и социальное бытие. Также выделяются: ноуменальное бытие (бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны) и феноменальное бытие (кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект).
МАТЕРИЯ
Конкретизация понятия "бытие" осуществляется, в первую очередь, в понятии "материя". Проблемы материи, разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами
В материалистической философии материя выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.
" Материя - философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин).
В этом определении утверждается существование объективной реальности, которая не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос философии - вопрос о соотношении материи и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к. сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно.
Основной вопрос философии затрагивает проблему познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.
Элементами структуры материи являются: неживая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микротела, планеты, галактики, Вселенная и мир), живая природа (ДНК, РНК, белки, клетка, организмы, виды, популяции, биоценоз, биосфера), общество (вид, семья, группа, коллектив, этнос, раса, общество, государство, союз, человечество).
Материалистическая философия утверждает, что движение - атрибут материи.
Атрибут - это неотъемлемое свойство, без которого не может существовать объект.
Характерной чертой материи является движение - пространственное перемещение тел.
Формы материи: физическая, химическая, биологическая, социальная.
Движение материи является ее всеобъемлющим свойством, т.к. движется все. Все формы движения материи взаимосвязаны. Движение постоянно, прекращение одних форм движения заменяется другими, но никогда движение не сменяется абсолютным покоем. Покой - это тоже движение, но такое, при котором не нарушается качественная специфика предмета, его пространственное расположение и форма.
Движение и развитие
Всякое изменение и взаимодействие материи в философии называется движением.
Формы движения материи
• Механическое движение – перемещение (Например, передвижение шара по плоскости)
• Физическое движение (Например, ядерная реакция)
• Химическое движение (Например, химическая реакция окисления)
• Биологическое движение (Например, деление клетки)
• Психическое движение (Например, ощущение или мышление)
• Социальное движение (Например, социальная революция)
• Космическое движение (Например, расширение межгалактического пространства вселенной)
Развитие
Это направленные, качественные, необратимые изменения сложных природных и социальных объектов.
Виды развития
· Прогресс – вид развития, при котором наблюдается переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным формам.
· Регресс (деградация) – вид развития, при котором наблюдается переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным формам.
· Эволюционный вид развития – это плавное изменение природной и социальной системы, когда количественные изменения накапливаются медленно и постепенно.
· Революционный вид развития – резкое, быстрое, скачкообразное, качественное изменение системы.
Самоорганизация - способность к самосозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне. В результате колебаний и отклонений материя приобретает новое состояние, новый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоорганизации материи называется синергетикой.
Время - форма бытия материи, которая характеризует длительность существования материальных объектов и их изменение в процессе развития.
Пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.
Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Отражение бывает: физическим, механическим, химическим.
Домашнее задание:
1. Расшифруйте следующие термины: картина мира, онтология, бытие, субстанция, субстрат, монизм, дуализм, реальность, объективная реальность, материя, атрибут, движение, покой, развитие, прогресс, регресс, эволюция, революция, самоорганизация, синергетика, время, пространство, отражение.
2. Что входит в структуру материи?
3. Перечислите формы движения материи.
4. Когда мы напряженно работаем, время летит быстро. Когда бездельничаем, оно тянется медленно. Потом, когда мы вспоминаем насыщенные работой дни, они кажутся нам длинными, а дни безделья – одним мгновением. Может быть, для того чтобы жизнь казалась долгой, надо меньше бездельничать?