Теория А. В. Петровского




Новый материал.

Ваш класс сидит передо мной. Какие процессы происходят в ваших межличностных отношениях? Представим графически.

Межличностная совместимость.

Обсуждение вопросов с классом:

- как вы понимаете выражение «межличностная совместимость»?

- какую роль по вашему мнению играет в жизни?

-что лежит в основе совместимости?

 

Г.М. Андреева пишет, что совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой её функций, что её члены могут взаимодействовать.

 

Основы совместимости:

-бесконфликтное общение;

-согласованность действий.

Также межличностная совместимость может быть на основе:

-эмоциональной составляющей;

-деловой составляющей;

-срабатываемости.

 

Как вы считаете, что может повлиять на уровень совместимости группы?(по мере выслушивания версий на доске появляются записи)

Факторы, влияющие на уровень совместимости: тип личности, ценностные и социальные установки, интересы, мотивы, потребности, характер, темперамент.

А теперь наоборот предположите какие факторы могут привести к несовместимости? (Аналогично появляются записи на доске).

Факторы, приводящие к несовместимости в группе: различие ценностных ориентаций, неприятие друг друга, значительные различия во внимании, мышлении и других свойствах личности.

 

Существуют следующие уровни совместимости:

Низкий (совместимость лишь темпераментов и характеров членов группы)

Высокий (согласованность функционально-ролевых ожиданий)

Высший (взаимная референтность членов группы)

 

Абсолютной совместимости не существует!!!

 

Групповая сплоченность.

Критерием межличностной совместимости является сплоченность группы. Групповая сплоченность – степень притягательности группы для ее членов.

Существуют различные подходы к изучению сплоченности. Рассмотрим некоторые из них.

Первый подход: эмоциональное явление и определяется эмоциональной оценкой. Они рассматривают: 1) уровень взаимной симпатии; 2) степень привлекательности членов группы; 3) степень удовлетворенности потребностей, т.е. мотивационная сплоченность.

Второй подход: сплоченность рассматривается как результат согласия, сходства ценностных ориентаций и взглядов.

- Как вы думаете, какую роль играет групповая сплоченность? (По мере обсуждений появляются записи на доске).

Положительные результаты групповой сплочённости:

· Повышается самооценка;

· Снижается тревожность;

· Появляется чувство личной защищенности.

 

Факторы, способствующие развитию сплоченности группы:

· Осуществляемая деятельность;

· История успеха в совместной деятельности;

· Личностные характеристики членов группы;

· Система стимулов, существующая в группе;

· Социальные нормы, ценности, ориентации, традиции и ритуалы.

Предположим, что создана сплоченная группа. Какими чертами она обладает? Изобразим в виде схемы.

Конформность

Боязнь людей быть не такими как все, «белой вороной», получить наказание за несогласие с общим мнением достаточно часто встречается в нашей жизни. Это явление в науке получило название конформность.

Конформность – изменение в поведении и установках людей, направленное на содействие действиям и поведению других.

Суть конформности: если существует конфликт между мнением индивида и мнением группы и он решается в пользу группы. Конформность =приспособленчество.

 

Бывает внешняя и внутренняя конформность.

Внешняя связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться её членом. Она предполагает лишь внешнее согласие с группой, при котором не затрагивается внутренняя позиция человека, т.е. уступчивость.

Внутренняя связана с реальным одобрением, согласием человека с мнением группы, ее требованиями.

 

Роль конформности:

Позитивная: способствует исправлению ошибочного мнения человека или его поведения.

Негативная: мешает утверждению собственного независимого поведения или мнения. Отсюда вытекает такое понятие «нонконформизм».

Нонконформизм (от лат. non — не, нет и conformis — подобный, сообразный) — стремление во что бы то ни стало перечить мнению большинства и поступать противоположным образом, не считаясь ни с чем. Нонконформизм — синоним понятия "негативизм", антоним конформности.

 

Мы познакомились и проанализировали явление конформизма и нонконформизма. Как вы думаете, следует или не следует подчиняться мнению и давлению группы? (В ходе обсуждения должны прийти к понятию «разумный конформизм»).

 

Итак, мы поняли, что степень конформности бывает разной. Она связана с новизной группы, социальным статусом и привязанностью к группе, личностными характеристиками (интеллект, внушаемость и т.д.), культурой, представителем которой является человек и степенью сплоченности группы.

 

Итог урока.

- Какое совместное дело может увеличивать сплоченность вашего класса?

- Известно, что каждый коллектив складывается постепенно. Обсудите, на какой ступени развития находится ваш класс.

Домашнее задание.

Выучите параграф 35, создайте мини-проект «Наше полезное дело».

 

4. Разработка семинарского занятия.

Тема занятия: Малые группы

ФИО преподавателя: Лапшина Мария Сергеевна

Место занятия: школьный кабинет.

Форма занятия: урок лабораторного типа (семинар)

Целевая аудитория: 10 класс.

Цели занятия:

1. Объяснить понятия и термины «малая группа», «условная группа», «референтная группа», «групповая интеграция», «дружеские отношения», «групповые нормы», «социометрия», «деиндивидуализация»;

2. Ознакомить с особенностями малой группы;

3. Описать виды малых групп;

4. Выявить особенности межличностных отношений в малых группах;

5. Развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

6. Способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.

Методы:

1. Практический.

2. Работа с учебником.

3. Формирование умений и навыков.

4. Творческая деятельность.

5. Закрепления.

6. Проверка ЗУН.

Литература:

1. Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2. 10 кл. / [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Ю.Лазебникова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2004

 

 

Организационный момент. Человек-существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека, его удовлетворённость жизнью во многом определяется его положением в тех группах, в которых он существует – в малых группах. Именно они оставляют огромный след в жизни человека. Что же они собой представляют и как следует строить отношения в этих коллективах?

 

Тема нашего урока: «Малые группы». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Что такое «малая группа»?

2. Классификация малых групп.

3. Референтные группы.

4. Интеграция в группах разного уровня развития.

 

С малыми группами человек тесно связан с самого рождения. Именно в них человек получает информацию о мире, строит свои отношения с другими людьми, организует свою деятельность и усваивает ценности и нормы данного общества. Эта тема очень интересная. Рассмотрим её. Для более эффективной работы разобьемся на 5 групп.

 

Группа 1 работает с п. 1 «Что такое «малая группа» параграф 34

Группа 2 работает с п. 2 «Какими бывают группы» параграф 34

Группа 3 работает с п. 3 «Референтные группы» параграф 34

Группа 4 работает с п. 4 «Межличностные отношения в группах» параграф 34

Группа 5 работает с п. 5 «Интеграция в группах разного уровня» параграф 34

Вопросы и задания для группы №1.

1. Что такое Малая группа?

2. Какими характеристиками она обладает?

3. Назовите основную характеристику малой группы.

4. Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?

5. Дайте характеристику малой группы как системы.

Представить все в виде схемы, с ней выступить с пояснениями.

Схема. Что такое «малая группа»?

       
   
 
 

 


Вопросы и задания для группы 2.

1. Выделите и охарактеризуйте различные виды малых групп.

2. Составьте таблицу «Классификация малых групп». Выступите с пояснениями.

 

Схема «Классификация малых групп»

Вид Сущность
Условные Группы,в которых объединяют людей, не имеющих непосредственных отношений и контактов друг с другом. Признаки отнесения к таким группам: характер деятельности, пол, возраст, национальность и т.д.
Реальные Действительно существующие группы людей, связанных между собой определенными отношениями и осознающих свою принадлежность к ней. Возникают: в связи с потребностями общества либо по желанию людей, включенных в эту группу. Примеры (семья, класс, студенческая группа и т.д.)
Лабораторные Создаются специально социальными психологами для выполнения экспериментальных заданий.
Естественные Возникают в ходе развития общества (большие и малые, первичные и вторичные)
Первичные Группы, в которых между людьми существуют непосредственные контакты. Её отождествляют с малой группой.
Вторичные Непосредственных контактов между членами нет, а для общения используются различные посредники.
Формальные Создаются определенными организациями с определенными задачами по достижению каких-либо целей. В ней четко распределены роли, статусы ее членов, система лидерства и подчинения.
Неформальные Добровольные сообщества людей на основе общих интересов, дружеских связей, симпатий. Иногда возникают вопреки желанию формальных структур, а также внутри самих структур. Ни статусы, ни роли четко не прописаны, но существуют свои неписанные правила и нормы.

Вопросы и задания для группы 3

1. Что является основанием для выделения референтных групп?

2. Что такое группа членства?

3. Определение референтной группы.

4. Функции референтных групп.

5. Выполните небольшое творческое задание. Определите свои индивидуальные цели участия в различных группах. Какие для вас являются группами членства, а какие – референтными группами. Представьте графически.

Вопросы и задания для группы 4

1. Охарактеризуйте психологическую обстановку в группе.

2. Какие виды отношений складываются в группе?

3. Что такое «социометрия»?

4. Составьте схему «Межличностные отношения в малой группе». Выступить с пояснениями.

Схема «Межличностные отношения в малой группе».

Официальные. Возникают на должностной основе. Устанавливаются нормами и правилами
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 
 
Межличностные отношения – это сложная система связей личности с группой и каждым ее членом.

 


Вопросы и задания для группы 5.

1. Что такое «групповая интеграция»?

2. С чем связана степень групповой интеграции?

3. В чём сущность теории Петровского о 3х слоях групповой интеграции?

4. Показатели групповой интеграции.

5. Факторы групповой интеграции.

6. Какие процессы способствуют групповой интеграции?

7. Каковы последствия групповой интеграции?

8. Составьте обобщенную схему «Интеграция в группах и её последствия». Выступить с пояснениями.

 

Схема «Интеграция в группах и ее последствия»

Групповая интеграция – состояние группы, характеризующееся признаками психологического единства, ее целостности как социальной общности.

Теория А. В. Петровского


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: