Научный руководитель Е.А. Харитонова




к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление организацией»

Самарского государственного технического университета, г. Самара

 

В статье рассматривается такое современное явление как «Социальное предпринимательство», а также выявляются проблемы становления данного явления, и проводится исследование, которое показывает осведомленность граждан РФ о «Социальном предпринимательстве».

Ключевые слова: социальное предпринимательство, фонд, информационная поддержка, граждане РФ, исследования.

 

Социальное предпринимательство в РФ ещё достаточно неразвито, по сравнению с другими странами, социальное предпринимательство в России находится на стадии становления и закрепления на законодательном уровне.

Сам термин «Социальное предпринимательство» в РФ возник в 2000-х годах, а в зарубежных странах он появился в 60-70-е гг. прошлого века, широкое же распространение за рубежом данный термин получил в 1980-1990-х годах.

Социальное предпринимательство – инновационный способ решения социальных проблем средствами бизнес-организации, при котором полученная прибыль направляется на реализацию социальных целей организации [3].

Причиной возникновения социального предпринимательства в РФ стали многочисленные проблемы в социальной сфере, с которыми государство не справляется. Такими проблемами являются безработица, уровень жизни, образование и просвещение, социализация инвалидов, развитие института семьи, здоровье, спорт и многие другие.

На 2016 год в законодательстве Российской Федерации, к сожалению, отсутствует общеправовой раздел о социальном предпринимательстве, отсутствует достаточная законодательная база, которая смогла бы полностью решить все вопросы, касающиеся социального предпринимательства.

Социальное предпринимательство включает в себя три основных составляющих, которые взаимодействуют между собой:

– это деятельность, которая отличается экономической устойчивостью;

– это деятельность, которая предназначена для решения социальных проблем, либо уменьшения их остроты;

– это деятельность, которая носит инновационный характер, либо предлагает новую услугу или новый продукт для решения проблемы.

Одним из главных отличий социального предпринимательства от других некоммерческих организаций заключается в том, что оно не зависит от благотворительности и грантов, а также оно отличается и от бизнеса в социальной сфере тем, что прибыль направлена на социальную цель, а не на прибыль акционерам [2].

Главным фондом, который дал продвижение социальному предпринимательству в РФ является фонд региональных социальных программ «Наше будущее», созданный в 2007 году Вагитом Алекперовым.

Фонд «Наше будущее» отбирает наиболее перспективные и инновационные идеи, проекты, а также их качественную реализацию на практике. Такой отбор осуществляется через Всероссийский конкурс проектов «Социальный предприниматель», заявки на такой конкурс принимаются каждый год. За все время своей работы фонд поддержал более 143 проектов.

Фонд предоставляет информационную и консалтинговую помощь социальным предпринимателям, а также занимается разработкой законодательных инициатив и образовательных программ в области социального предпринимательства.

Главное назначение фонда «Наше будущее» – быть катализатором позитивных социальных изменений в РФ [4].

В настоящее время, социальное предпринимательство все более активно изучается научным сообществом. Исследовательская группа «ЦИРКОН» провела исследования по данной теме. И выводы были таковы, что среди граждан РФ наблюдается отсутствие понимания такого нового явления, как «социальное предпринимательство». В большей степени, это связано с тем, что на законодательном уровне понятие «социальное предпринимательство» не закреплено, что указывает на несформированность этого явления.

Гражданам РФ задали вопрос «Знаете ли Вы, что-либо слышали или слышите сейчас впервые словосочетание «Социальное предпринимательство»? (Рисунок 1).

Рис. 1. Информированность граждан РФ о социальном предпринимательстве – отсутствие роста

Проанализировав все ответы, можно сделать следующий вывод, что за 2008 – 2015 гг. не наблюдается рост информированности граждан Российской Федерации о социальном предпринимательстве. Причины такой динамики могут быть заложены в отсутствие информационной и просветительской работы со стороны государственных органов, а также СМИ, либо, из-за того, что данный вопрос не решен на законодательном уровне.

Был задан и такой вопрос: «Как Вы думаете, возможно ли появление в России таких предпринимателей, которые будут создавать предприятия и вести свой бизнес не столько с целью получения прибыли, а с целью решения социальных проблем в стране?». Результаты ответов, представлены ниже (рисунок 2):

Рис. 2. Мнение о возможности появления социального предпринимательства в РФ – рост позитивных ожиданий

Следовательно, можно сделать вывод о том, что наблюдаются некоторые позитивные моменты в ответах респондентов – выросло количество опрошенных, которые вполне допускают, что такие предприниматели в РФ уже есть, либо появятся в скором времени [1].

Чтобы решить эти проблемы, необходимо провести информационную поддержку социального предпринимательства, представить презентации по данной теме, закрепить на законодательном уровне понятие «социальное предпринимательство», сформировать позитивный образ этого явления.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы по проблеме становления социального предпринимательства в РФ:

– у граждан Российской Федерации, согласно социологическим опросам, отсутствует понимание и представление о социальном предпринимательстве, его значении и роли в жизни всего общества;

– очень важным препятствием для развития социального предпринимательства является его не закрепленность на законодательном уровне.

Чтобы решить проблему становления этого феномена необходима активная поддержка со стороны государственных и местных органов власти, публикации позитивных примеров проведения проектов социального предпринимательства в СМИ, проведение форумов, встреч, круглых столов, лекций по данной теме.

Информационная поддержка социального предпринимательства способна привлечь внимание общественности к данному феномену, сделать его узнаваемым, сформировать позитивное отношение граждан РФ к социальному предпринимательству, показать его значимость.

Список использованной литературы

1. Исследовательская группа «ЦИРКОН». – https://www.zircon.ru/

2. Мартин Р. Л., Осберг С. Социальное предпринимательство нуждается в точном определении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ep-digest.ru/wp-content/uploads/2014/10/Social-Entrepreneurship.pdf

3. Московская А.А. Социальное предпринимательство в России и в мире:
практика и исследования. М.: Изд. дом высшей школы экономики, 2013.

4. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». – https://www.nb-fund.ru/

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: