Духовно-нравственное воспитание как социальное и педагогическое явление




Глобальные трансформации на рубеже XX—XXI вв., переживаемые Россией, привели к кризисным явлениям в социально-экономической и духовной жизни общества. Угрозу духовной безопасности современного российского общества представляют манипулирование общественным сознанием со стороны средств массовой информации, недооценка обществом и государством значения науки, образования, культуры в становлении личности.

Вопрос о духовно-нравственном воспитаниии затрагивался ещё в древние времена. Демокрит считал что, «мы должны приучить себя к добродетельным делам и поступкам». Для того чтобы приобрести духовно нравственное воспитание нужно сочетать в себе как духовность, так и нравственнось (где духовность выступает в качестве веры в Бога, а нравтсвенность даёт направление на чистые и правильные поступки).

Римский император – философ Марк Аврелий говорил: «Я называю духом в человеке то начало, которое имеет самостоятельную жизнь в самом себе и возбуждает человека к сознательной жизни». Это значит, что человек осознаёт совершаемые поступки, основываясь на внутреннем «духе», то есть на нравственности.

Л.Н. Толстой по поводу духовного начала сказал следующее: «Люди же, не принимающие духовного начала, берут в руководство связь физическую, ту самую, которая так сложна, что мы никогда не можем знать её, так как каждое следствие есть следствие следствия. И потому такие люди не могут иметь твердого основания для своих поступков». Таким образом, прибегая к использованию физической силы, люди ограничены в понимании своих действий.

Философ В. С. Соловьев на основе своей книги «Добро от Бога» вывел духовно-нравственные правила, получившие название «Имей в себе Бога». Это является предписанием религиозной нравственности, кооторая поможет духовно возвысится человеку.

А. С. Арсеньев определяет нравственность как психическую характеристику личности, принимающей или отвергающей систему норм, правил поведения, сформированных в человеческом обществе, воспринимающей или отрицающей эти правила и проявляющей тем самым свою внутреннюю позицию.[1]

Есть разные точки зрения на определение что такое «духовно-нравственное воспитание». Сама нравственность рассматривается как внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. [2]

Духовно-нарвственное воспитание - содействие духовно-нравственному становлению ребенка, подростка, молодого человека, формирование у него системы базовых гуманитарных ценностей, ориентированных на приоритет прав и обязанностей человека, межкультурный диалог, активное участие детей, подростков и молодежи в общественной жизни; готовности к свободному выбору пути своего развития и ответственности за него...[3]. По мнению Т. И. Петраковой, в педагогическом обиходе духовность характеризуется как проявление «человеческого в человеке». [4]Духовность возвышает личность над физиологическими потребностями, это то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовность –это самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Она даёт нам вектор, который направляет нас к избранным целя и ценностям. Своим пересечением духовность и нравственность, утверждает Петракова, образуют как бы невидимый крест, являющийся основой личности. «Духовность – это не вещь в себе, а лишь особое восприятие жизни, приоритет в нем сложного над простым, высокого над низким, развитого над неразвитым»[5] такой взгляд на соотношение нравственности и духовности имеют академики РАО доктор психологических наук С. К. Бондырева и доктор медицинских наук Д. В. Колесов. Они считают, что духовность так такавая не содержит в себе человеколюбия и несёт только отрицательную черту.

Традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания.Во многих регионов России Образовательное пространство функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности показана в работах И. А. Ильина, Я. А. Коменского, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, А.И. Пирогова, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

В различных психолого-педагогических исследованиях представлены различные направления и концепции духовно-нравственного воспитания. Цели, задачи, содержание, формы и методы нравственного воспитания раскрыты в работах Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, В.В. Воронова, И:И; Зарецкой, A.C. Макаренко, Н.И; Болдырева; B.C. Селиванова, И.Ф. Харламова, и др.

 

Таблица 1 Сущность духовно-нравственного воспитания, раскрытая в работах различных авторов.

Автор работы Сущность духовно-нравственного воспитания с точки зрения автора
  Ю.К. Бабанский Юрий Константинович сформулировал важнейшие теоретические представления: об обучении как целостной системе; о критериях оптимизации и оптимальности; о мерах, обеспечивающих достижение оптимальных результатов в обучении, воспитании и развитии школьников. Главная особенность теории заключается в ее ярко выраженной гуманистической направленности.[1]
  О.С. Богданова Формирование нравственного сознания подразумевает усвоение понятий и представлений, являющихся нравственными знаниями, которые присваиваются личностью в процессе деятельности и общения. Конечной целью формирования нравственного сознания и чувств считается способность сделать нравственно верный выбор в ситуации.
  Н.И. Болдырев Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми.
  В.В. Воронов Одной из задач нравственного воспитания в формировании личности младшего школьника является воспитание культуры межнационального общения. Современная школа, должна обучаться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам.
  И.И. Зарецкая Высказываются идеи об использовании культурологического подхода в учебном процессе как компонента его содержания
  И. А. Ильин И.А. Ильин рассматривал семью как связующее звено между индивидуально-личностным, социокультурным и общесоциальным компонентами развития личности и относил семейное воспитание к числу приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания. Ученый называл семью оплотом национальной жизни, школой социального чувствования и мышления хранительницей традиций народа и считал, что разрушение семьи несет катастрофические последствия как для отдельного человека, так и для общества в целом.
  Я.А. Коменский Коменский объявляет главными добродетелями воспитанного человека мудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать у детей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность и аккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.Одно из самых больших мест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери и отца.Управление человека собой является, одной из трех целей воспитания. Оно достигается нравственным воспитанием.
  A.C. Макаренко Основные задачи нравственного воспитания: 1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения.
  И.Г. Песталоцци Центром всего воспитания является формирование нравственности человека; «деятельная любовь к людям» — вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том, чтобы развить все природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоническим. Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, — это согласие с природой.
  А.И. Пирогов «Быть человеком — вот к чему должно вести воспитание» Он восстает против ранней, преждевременной специализации детей, которая суживает их кругозор и тормозит их нравственное развитие. «К чему променивать так скоро выгоды общечеловеческого образования на прикладной, одностороннийспециализм? Не спешите с вашей прикладной реальностью. Дайте созреть и окрепнуть внутреннему человеку»
  Ж.Ж.Руссо Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, которые основываются на собственной труда каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость. Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Основная задача нравственного воспитания, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка. Естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, которое происходит через самостоятельное накопления им жизненного опыта
  B.C. Селиванов Самое лучшее и самое современное в педагогике как науке и методике воспитания основано на достижениях прошлого. Успех производственной деятельности во многом зависит от постоянства, устойчивости рабочего коллектива, от организации делового и личностного сотрудничества его членов.
  В.А. Сухомлинский Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Василий Александрович учит детей чувствовать красоту природы, красоту искусства и постепенно приводит воспитанников к пониманию высшей красоты: красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Усвоение моральной культуры, по его мнению, невозможно без освоения общечеловеческих норм нравственности – «азбуки морали» и в первую очередь таких, как любовь и сердечность, доброта и отзывчивость, щедрость души и бескорыстие и др.
  К. Д. Ушинский Признание семьи как основного института формирования личности, одного из важнейших микрофакторов социализации человека. Взгляды этого ученого отличают признание ведущей роли семьи и семейной нравственности в процессе воспитания гражданственности, формирования правильного отношения к ближним, к своему народу, обществу, Отечеству.
  И.Ф. Харламов Убеждение как важнейший метод воспитания Это такой метод воспитания, который выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств.

 

Духовно-нравственное воспитание может быть рассмотрено и как социальное воспитание, которое проявляется в единстве целенаправленного и стихийного воздействия на личность, ибо в процессе социализации формируются и развиваются духовные потребности личности, не заданные человеку от рождения. Результативность духовно-нравственного воспитания как процесса социализации, то есть адаптации и интеграции человека в общество с целью саморазвития и самореализации, будет значительнее при условии снижения негативного, неуправляемого влияния среды, усилении ее положительного воздействия, использовании всего арсенала воспитательных средств.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработанной А.Д. Данилюком, А.М. Кондаковым, В.А. Тишковым и являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, о рганизация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе: нравственного примера педагога;социально-педагогическогопартнёрства;индивидуально-личностногоразвития;интегративности программ духовно-нравственного воспитания;социальной востребованности воспитания.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание — это интегральный, стратегический ресурс общества, обеспечивающий ему духовную безопасность, а осмысленные, усвоенные человеком духовно-нравственные ценности выступают не только в качестве руководства к общественно приемлемому поведению, но и как основание самоопределения и самореализации личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: