Матрица сравнения долговременных и многофакторных




систем управления [2, с. 9]

Параметры Бюджетирование Долгосрочное планирование Стратегическое планирование Стратегический менеджмент
Допущения Прошлое повторяется Тенденции сохраняются – экстраполяция Новые явления / тенденции предсказуемы Частичная предсказуемость по слабым сигналам
Тип изменений Медленнее реакции фирмы Сравним с реакцией фирмы Быстрее реакции фирмы
Процесс Циклический Реальное время
Основа управления Контроль отклонений, комплексное управление Предвидение роста, основ и возможностей Изменение стратегических планов Учет развития рынка и внешней среды
Акцент в управлении Стабильность / реактивность Предвидение ситуации Исследование ситуации Творчество
Период 1900 г. –1950-е гг. 1950-е –1970-е гг. 1970-е –1990-е гг. 1990-е –2010-е гг.

Современная внешняя среда предприятий диктует необходимость осуществления стратегического управления. Сейчас можно говорить о том, что предприятия, занимающиеся любым видом деятельности, сталкиваются с нарастающим темпом изменений в экономике. Подстраиваясь под все изменения, предприятие, не имеющее стратегии, в итоге может потерять цель своего развития. В погоне за покупателями предприятие вынуждено часто обновлять свой ассортимент, поскольку по ряду товаров определяющим является не физический, а моральный износ. Любое изменение товарной продукции требует значительных материальных затрат, вместе с тем выведение на рынок новых товаров – процесс, связанный с большим количеством рисков (прежде всего, невостребованность продукции). Одной из отличительных черт современной экономики является ее функционирование в условиях глобализации. Это вынуждает выстраивать управление с учетом конкуренции не только с национальными производителями, но и импортерами. Однако процесс глобализации дает больше возможностей для формирования стратегии предприятия (выбор иностранных поставщиков, партнеров и т.д.).

При осуществлении стратегического управления необходимо помнить о том, что оно имеет ряд особенностей.

Стратегический менеджмент всегда ориентирован на долгосрочную перспективу. В отличие от других систем управления стратегическое управление начинается с определения стратегии предприятия. От нее будут зависеть все дальнейшие шаги предприятия. Так как предприятия зачастую вынуждены работать в условиях неопределенности, то стратегия формулируется широко и достаточно размыто. Если предприятие хочет достичь уникальных результатов, то и стратегия у него должна быть уникальной. Несмотря на то, что стратегическое управления является самостоятельным направлением в менеджменте и во многом содержит в себе много неточности и развернутых формулировок, оно не может обходиться без планирования. Планирование - основа стратегического управления на начальных этапах. Планирование помогает определить цели предприятия. Достижение стратегии зависит от достижения поставленных целей. В отличие от стратегий цели должны быть конкретными, количественно измеримыми, с точными временными рамками. Цели должны быть изменяемыми, причем предприятие должно быть готово быстро реагировать на изменившуюся внешнюю среду. В качестве целей могут быть выбраны такие показатели как: положение на рынке, производительность, прибыльность, персонал, инновации и др.

Стратегическое управление имеет также свои особенности при применении на практике. При стратегическом управлении в отличие от стратегического планирования в области рассмотрения находятся также реализация стратегии, ее оценка и контроль. Все эти этапы не имеют четких границ и осуществляются в непосредственной взаимосвязи друг с другом. В процессе реализации стратегии постоянно происходит оценка эффективности, после чего происходит корректировка стратегии.

Стоит отметить, что в сравнении с другими системами управления формирование стратегического управления не осуществляется исключительно сверху или снизу. С одной стороны, определение стратегии предприятия идет от руководства, с другой стороны планы разрабатываются на данных, приходящих от оперативных руководителей. Таким образом, реализация стратегического управления на предприятии требует взаимодействия всех структурных подразделений.

Как ни при каком другом виде управления при стратегическом управлении определяющее значение имеет руководитель, его управленческие знания и даже интуиция. При стратегическом управлении предприятием особое внимание руководство отводится, в том числе и стратегическому развитию персонала. В идеале стратегия должна создавать предпосылки для творческой работы сотрудников.

В отличие от исторически предыдущих систем управления стратегический менеджмент нацелен во многом не на внутренние возможности предприятия, а на его взаимодействие с внешней средой, поэтому анализу внешней среды при стратегическом управлении уделяется особое внимание.

Исходя из выше названных особенностей стратегического управления, можно выделить ряд ограничений при его осуществлении:

1. С помощью стратегического управления нельзя детально представить будущее состояние предприятия, возможно лишь задать желаемое его состояние.

2. Определяющая роль управленца: стратегический менеджмент – набор инструментов для управления, но применение правильной их комбинации зависит от ситуации, складывающейся на каждом отдельном предприятии.

3. Реализация стратегического управления требует предварительной подготовки.

4. Возможно возникновение ошибок при реализации данного управления (например, при составлении стратегического плана предприятия).

В итоге можно говорить о том, что одним из основных инструментов формирования, поддержания на должном уровне и всестороннего развития стратегического потенциала современного предприятия, несомненно, является стратегическое управление. Особенности стратегического управления определяют его уникальность и актуальность как управленческого инструмента, но параллельно создают определенные сложности на пути его эффективного использования.

 

Список использованной литературы

1. Панов А.И. Стратегический менеджмент/ Панов А.И., Коробейников И.О., Панов В.А.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 302 c.

2. Воронин А.Д. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Воронин А.Д., Королев А.В.— Электрон. текстовые данные.— Минск: Вышэйшая школа, 2014.— 176 c.— Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/35549.— ЭБС «IPRbooks», по паролю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: