Преимущества лекции как метода обучения




1. Лекция идеальна для использования в больших группах.

Разговор со значительным числом людей может оказаться сложным и обременительным делом. Лекция — единственный действенный способ быстрого и эффективного общения с большой группой. Есть только два фактора, которые ограничивают число слушателей лекции, — это вместительность помещения, в котором проводится лекция, и его акустика.

2. Не требует больших затрат.

Возможность прочитать лекцию для большой группы людей делает ее очень экономичным видом обучения. С финансовой точки зрения гораздо выгоднее прочитать одну лекцию для пятидесяти человек, чем провести в те же сроки пять тренингов, в каждом из которых примут участие десять человек.

3. Содержание поддается структурированию.

Сам факт подготовки к лекции вселяет в нас уверенность, что информация будет некоторым образом структурирована и представлена в логической последовательности. Чем более логичен материал, тем легче понять и усвоить его.

4. Позволяет контролировать содержание.

Одно из преимуществ логической структуры'- возможность контролировать содержание лекции и планировать, какие вопросы стоит в нее включить, а какие лучше не затрагивать. Это означает, что Тренер может заранее определить пункты, заслуживающие особого внимания, и Порядок изложения информации, без риска что-то упустить или, наоборот, представить избыточно.

5. Возможность точно распределить время.

Недостатки лекции как метода обучения

1. Пассивность обучения.

Самое главное ограничение применения лекций — минимальное вовлечение аудитории в процесс работы с информацией. С этой проблемой можно справиться, устраивая после лекции сессию вопросов и ответов.

2. Отсутствие подкрепления.

Следствием отсутствия межличностного взаимодействия является затруднение в оценке того, и то поняла и усвоила аудитория.

3. Требования к тренеру.

Лекция, по сравнению с остальными методами тренинга, предъявляет самые серьезные требования к личностным качествам тренера. Именно эти качества определяют успешность данного метода.

Выступление блестящего лектора будет создавать мотивацию обучению, способствовать размышлениям и сохранению информации в памяти. Если же он будет не столь талантлив, это скорее всего, приведет к недостаточному вниманию, рассеянности и низкой запоминаемости.

Лекция — процесс ответственный, требующий усилий со стороны тренера и со стороны аудитории.

Применение

Практически любой вопрос можно сделать темой лекции или беседы. Однако лекций следует избегать в случае, если группе требуется активная работа или если обучение осуществляется посредством обмена опытом.

 

Метод кейсов: правила проведения, преимущества и недостатки метода.

 

Описание

Использование метода кейсов в качестве средства обучения в тренинге стало чрезвычайно популярно в последние годы. В большинстве случаев, при использовании этого метода участникам предоставляют запись набора обстоятельств, которые могут основываться на реальной либо воображаемой ситуации.

Подход

Существуют три основных варианта применения метода кейсов:

1. Диагностика проблемы.

2. Диагностика одной или нескольких проблем и выработка участниками методов их разрешения.

3. Оценка участниками предпринятых действий по решению проблемы и их последствий (проблема и ее решение сообщаются в инструкции).

Как только выбран подходящий вариант применения, можно принимать решение, будет ли метод кейсов включать одну задачу или серию задач.

В зависимости.от сложности этих задач метод будет применяться или в виде короткого упражнения на 30-60 минут, или в более развернутом виде.

В некоторых случаях вокруг исследования какой-либо важной ситуации может быть выстроен целый курс, длящийся несколько дней.

В каждом из этих вариантов обучение происходит через изложение информации в виде проблемы или серии проблем. Эта информация может быть изложена в документальной форме (например, сообщение) или может представляться при помощи вербальных или визуальных средств (таких, как видео и/или показ слайдов).

Как только группа получает ряд данных для проверки, начинается процесс их анализа и дальнейшей детализации.

Тренер может обеспечивать контроль посредством –

o увеличения либо уменьшения времени работы;

o установки определенных рамок, внутри которых должна действовать группа, например: "не нужно пользоваться никакой дополнительной информацией" или "группа должна предпринять любые дополнительные изыскания";

o ограничения или расширения требований к выполнению задачи, например: подробный доклад, важнейшие рекомендации, презентация и т. д.;

o увеличения или уменьшения давления, инициирования соревнования между группами, введения неожиданных элементов и т. д. В конце упражнения группе необходимо собраться, обсудить причины своих действий и обобщить полученный опыт.

Советы и методы

1. Выбор подходящего материала.

Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать проблемы, с которыми участники могут столкнуться в реальности. Он должен содержать такое количество деталей, чтобы группа имела в своем распоряжении все необходимые данные, но не чувствовала себя перегруженной информацией. Дополнительные сведения всегда можно предоставить позже. Это может происходить или автоматически или в зависимости от требований группы.

2. Наличие альтернатив.

Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватывать различные стороны специализации участников и иметь различные решения. Проблемы, имеющие лишь один "правильный" ответ наименее пригодны для использования в этом методе.

3. Небольшое число участников в группе.

Чем больше группа, тем более громоздким и неуклюжим может стать упражнение. Чтобы получить оптимальные результаты при помощи метода кейсов, ограничивают число людей в группе до десяти человек. Если группа большая, ее делят на несколько малых, каждая из которых будет заниматься одним аспектом заданной проблемы. Можно ввести соревновательный элемент, предложив каждой группе попробовать разрешить проблему быстрее соперников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: