Виды государственного регулирования кризисных ситуаций:
1. Нормативно – законодательная деятельность. Основным документом является ГК РФ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», введенный в действие с 1 марта 1993 года.
Защита интересов гос-ва как собственника в отношении федеральных предприятий, в уставном капитале которых есть доля гос-ва, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (Мингосимущество России).
К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций, следует отнести Указ Президента РФ от 20 марта 1993 года «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти» и др. акты.
Закон, нормативно-правовая деятельность должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства – служить удовлетворению потребностей людей.
2. Финансовое регулирование – это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или гос-ва, источники доходов, статьи расходов, порядком их формирования и использования. Финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.
Бюджетная система определяется рядом факторов:
1. использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;
2. обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;
3. разрешение или смягчение остроты социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, порожденных ходом реформ;
4. развитие новых отношений бюджетного федерализма.
Бюджетная политика реализует цели - концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций гос-ва.
Дефицит бюджета гос-во покрывает за счет операций с ценными бумагами получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного производства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков.
Государственный долг связан с государственным рынком ценных бумаг, а именно с выпуском государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Кредитование бюджета посредством ГКО приобретает большое макроэкономическое значение. В конечном итоге бюджет стал работать исключительно на ГКО, что в конечном итоге обернулось экономическим дефолтом и крушением пирамиды государственного долга. Так в 1998 г. потерпела крах осуществления долговая модель российской экономики. Неконтролируемая девальвация рубля и вызванная ею высокая инфляция разом обесценили потенциал сбережений страны.
В развитых странах денежная масса состоит из кредитных денег, т.е. денег, выпускаемых в обращение по каналам кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Гос-во может оказывать существенное влияние на темпы роста денежной массы и другие параметры денежного оборота.
Преодоление финансового кризиса требует принятия в качестве следующих мер:
Ø разделить функции бюджетной системы и деятельность ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования, в соответствии с законом о бюджете.
Ø поставить бюджетное финансирование расходов субъектов РФ по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законов сроков и объемов финансирования;
Ø ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;
Ø пресечь практику неограниченных заимствований на бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социального страхования, пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;
Ø сбалансировать распределение налогового бремени между отраслями;
Ø поставить политику смещения налоговой нагрузки с предприятия на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;
Ø преодолеть сложившееся за годы реформ массового потребителя к гос-ву.
3. Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет ею НТП, который находится под влиянием истории, культуры, образования, интеллектуальных факторов и политики. Обеспечить решение этой задачи может только гос-во.
Государственное регулирование в области производства сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:
Ø обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;
Ø социально-экономическая направленность;
Ø сочетание мер гос-го регулирования и рыночных механизмов;
Ø создание благоприятных условий для повышения уровня жизни населения;
Ø система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;
Ø обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства;
Ø развитие мотивации роста спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг и др.
Меры функционирования предприятий в условиях кризиса:
· реструктуризация задолженности предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами;
· выделение централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и поддержку мобилизованных производств и объемов гос-го резерва;
· защита отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной продукции российских товаропроизводителей;
· введение дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.
· эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных товаров.
В регионах созданы советы по антикризисным программам, которые:
ü Разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к финансовому оздоровлению предприятий;
ü Анализируют ход выполнения антикризисных программам, содействуют осуществлению мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;
ü Ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и подготовки антикризисных бизнес-планов;
ü Заслушивают сообщения территориальных органов по делам несостоятельности, о применении процедур финансового оздоровления или банкротство предприятий.
4. Перераспределение дохода. Кризис сопровождается неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в гос-ном секторе экономики. В таких условиях стратегия социальная политика гос-ва должна предусматривать регулирование рыночных цен, которое позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и для организации процесса перераспределения доходов (предотвращение бедности населения).
Необходимость гос-го финансирования медицинского страхования диктуется потребностью производства общественных благ, и обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения (программы ваксинации и др.)
В результате кризиса 1998 г. неселение, которое стало жить за чертой бедности увеличилось в два раза, среднеобоспеченные слои общества уменьшилось в полтора раза.
Вывод: государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и предотвращать рост рыночных цен, и т.д.