Виды государственного регулирования кризисных ситуаций




 

Виды государственного регулирования кризисных ситуаций:

1. Нормативно – законодательная деятельность. Основным документом является ГК РФ ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», введенный в действие с 1 марта 1993 года.

Защита интересов гос-ва как собственника в отношении федеральных предприятий, в уставном капитале которых есть доля гос-ва, была возложена на Федеральное управление по делам несостоятельности (банкротства) при Госкомимуществе России (Мингосимущество России).

К числу важных нормативных актов, направленных на преодоление кризисных ситуаций, следует отнести Указ Президента РФ от 20 марта 1993 года «О деятельности исполнительных органов по преодолению кризиса власти» и др. акты.

Закон, нормативно-правовая деятельность должны максимально содействовать интеграции социальных стимулов развития общественного производства – служить удовлетворению потребностей людей.

2. Финансовое регулированиеэто управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или гос-ва, источники доходов, статьи расходов, порядком их формирования и использования. Финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями.

Бюджетная система определяется рядом факторов:

1. использование бюджетной политики как средства реализации общих задач и целей экономических преобразований;

2. обеспечение минимальной в условиях кризиса управляемости экономики и экономического процесса в целом;

3. разрешение или смягчение остроты социальных противоречий, возникших в результате смены общественного строя, порожденных ходом реформ;

4. развитие новых отношений бюджетного федерализма.

Бюджетная политика реализует цели - концентрация и централизация финансовых ресурсов, воздействие на экономический рост и занятость, обеспечение экономических и политических функций гос-ва.

Дефицит бюджета гос-во покрывает за счет операций с ценными бумагами получения иностранных кредитов. В регионах напряженность финансовой ситуации снижают за счет продажи недвижимости, объектов незавершенного производства, пакетов акций, прав долгосрочной аренды земельных участков.

Государственный долг связан с государственным рынком ценных бумаг, а именно с выпуском государственных краткосрочных облигаций (ГКО). Кредитование бюджета посредством ГКО приобретает большое макроэкономическое значение. В конечном итоге бюджет стал работать исключительно на ГКО, что в конечном итоге обернулось экономическим дефолтом и крушением пирамиды государственного долга. Так в 1998 г. потерпела крах осуществления долговая модель российской экономики. Неконтролируемая девальвация рубля и вызванная ею высокая инфляция разом обесценили потенциал сбережений страны.

В развитых странах денежная масса состоит из кредитных денег, т.е. денег, выпускаемых в обращение по каналам кредита и регулируемых состоянием производства и конъюнктуры. Гос-во может оказывать существенное влияние на темпы роста денежной массы и другие параметры денежного оборота.

Преодоление финансового кризиса требует принятия в качестве следующих мер:

Ø разделить функции бюджетной системы и деятельность ее организационных структур в части формирования доходов и обеспечения режима финансирования, в соответствии с законом о бюджете.

Ø поставить бюджетное финансирование расходов субъектов РФ по всем статьям в рамки жесткой зависимости от установленных законов сроков и объемов финансирования;

Ø ввести в законодательно-правовое русло процесс использования денежной эмиссии;

Ø пресечь практику неограниченных заимствований на бесплатной и безвозвратной основе средств фондов социального страхования, пенсионного фонда и других для покрытия текущих расходов бюджета;

Ø сбалансировать распределение налогового бремени между отраслями;

Ø поставить политику смещения налоговой нагрузки с предприятия на население в четкую зависимость от роста доходов основной массы населения;

Ø преодолеть сложившееся за годы реформ массового потребителя к гос-ву.

3. Производство. Преодоление кризисного состояния требует создания материальной основы для повышения уровня жизни населения. Двигателем здесь выступает производительность. Управляет ею НТП, который находится под влиянием истории, культуры, образования, интеллектуальных факторов и политики. Обеспечить решение этой задачи может только гос-во.

Государственное регулирование в области производства сводится к активной промышленной политике, основу которой составляют следующие принципы:

Ø обеспечение учета интересов всех участников ее осуществления;

Ø социально-экономическая направленность;

Ø сочетание мер гос-го регулирования и рыночных механизмов;

Ø создание благоприятных условий для повышения уровня жизни населения;

Ø система договорных отношений и конкурсная основа для участников процесса преобразований в промышленности;

Ø обоснованная централизация ресурсов в целях обеспечения развития производства;

Ø развитие мотивации роста спроса на рынках труда, капитала, товаров и услуг и др.

Меры функционирования предприятий в условиях кризиса:

· реструктуризация задолженности предприятий перед бюджетом и внебюджетными фондами;

· выделение централизованных финансовых ресурсов на обслуживание и поддержку мобилизованных производств и объемов гос-го резерва;

· защита отечественных товаропроизводителей от бесконтрольного ввоза импортных товаров путем введения квот и повышения таможенных пошлин на ввозимую из-за рубежа продукцию, аналогичную конкурентоспособной продукции российских товаропроизводителей;

· введение дифференцированных тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом.

· эффективной рекламной поддержки отечественных конкурентоспособных товаров.

В регионах созданы советы по антикризисным программам, которые:

ü Разрабатывают и утверждают концептуальные подходы к финансовому оздоровлению предприятий;

ü Анализируют ход выполнения антикризисных программам, содействуют осуществлению мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий;

ü Ведут мониторинг формирования портфеля инвестиционных проектов и подготовки антикризисных бизнес-планов;

ü Заслушивают сообщения территориальных органов по делам несостоятельности, о применении процедур финансового оздоровления или банкротство предприятий.

4. Перераспределение дохода. Кризис сопровождается неэффективным размещением труда и капитала, резким падением объемов производства в гос-ном секторе экономики. В таких условиях стратегия социальная политика гос-ва должна предусматривать регулирование рыночных цен, которое позволяет решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и для организации процесса перераспределения доходов (предотвращение бедности населения).

Необходимость гос-го финансирования медицинского страхования диктуется потребностью производства общественных благ, и обеспечения широкого доступа населения к услугам здравоохранения (программы ваксинации и др.)

В результате кризиса 1998 г. неселение, которое стало жить за чертой бедности увеличилось в два раза, среднеобоспеченные слои общества уменьшилось в полтора раза.

Вывод: государственное регулирование призвано стимулировать позитивные социальные процессы, ограничивать и предотвращать рост рыночных цен, и т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: