Этапы подготовки и проведения тренинга.




Организация тренинга включает следующие вопросы:
1. Продолжительность тренинга.
2. Количество встреч и время одной встречи.
3. Периодичность встреч.
4. Количество участников.
5. Комплектование группы тренинга.
6. Составление программы тренинга.
Продолжительность тренинга — это общее количество часов, предусмотренных программой для достижения, поставленных целей. Обычно продолжительность тренинга составляет 28-32-40 часов, значительное уменьшение общей продолжительности тренинга не целесообразно, потому как для прохождения группой всех стадий и этапов работы требуется достаточное количество времени. Свертывание программы тренинга может приводить к отступлению от общих теоретических предпосылок групповой работы, что снижает его эффективность и ведет к несоответствию основного предназначения данного вида психологической работы.
Каждая встреча делится на сессии, продолжительностью 1,5 часа с 10-15 минутными перерывами и одним большим перерывом.
Количество встреч.
Обычно общее количество часов разделяют на 5-7 встреч, отсюда рассчитывается и время одной встречи, обычно оно составляет 6-8 часов.
Периодичность встреч.
1. Интенсивная работа — предполагает 4-5 встреч по 7-8 часов.
2. Менее интенсивная работа — строится из расчета 1 встреча в неделю по 4-5 часов.
3. Марафоны — встречи бывают редкими, но долгими — весь день или круглые сутки с небольшими перерывами для отдыха и сна.
Обычно программа включает 3-х дневный режим работы; 1-й и 2-й дни по 8-12 часов, 3-й день — 24 часа. Марафон — это экстремальный вариант групповой работы, предложенный Фредом Столлером и Джорджем Бахом, работавшими в психоаналитически ориентированных группах, где экспериментировали с различными нетрадиционными терапевтическим методами. В «марафонских» группах с большей легкостью создается атмосфера открытости и взаимного доверия. Кроме того, при длительной работе каждый член группы может получить толику внимания, так как, кто во время коротких групповых сеансов склонен пассивно самоустраняться, в «марафонских» группах вступает в конфронтацию и вовлекается в работу группы. Трудно остаться незаметным для людей, с которыми на протяжении дня или двух постоянно сталкиваешься нос к носу! Более того, длительные занятия позволяют подробно обсудить чувства членов группы, поэтому участники получают возможность полностью разобраться со своими проблемами. Неизбежная при недостатке сна и продолжительном эмоциональном напряжении усталость ослабляет психологическую защиту и повышает склонность к риску. Однако вызывает сомнения способность утомленных людей обобщить полученный в группе опыт и внести существенные изменения в свою повседневную жизнь. Снижение уровня психологической защиты действительно может способствовать ломке ригидных схем поведения и выявлению слабых сторон личности, но для того чтобы воспринять и усвоить полученный опыт, требуется определенная работоспособность. Более того, сохранение некоторых защитных реакций необходимо, так как суждения уставшего человека могут быть не вполне верными по причине неполного осознания им собственных потребностей. В настоящее время при проведении «марафонских» занятий все эти обстоятельства в большинстве случаев учитываются. Такие занятия проводятся с перерывами на отдых, а не превращаются в нон-стоп.

Комплектование группы.
У американцев при комплектовании группы действуют основные 2 принципа: добровольность и информированность.
Количество участников.
Оптимальное количество участников 10-14 человек.
Останавливаясь на организационных моментах тренинга нужно отметить, что они могут иметь различные вариации, дополнения и допущения. Это в каждом конкретном случае будет определяться:
• спецификой задач и целей, поставленных в тренинге;
• содержанием и методами групповой работы;
• возможностями участников.
Основные критерии формировании тренинговой группы:
1. Численность группы: допустимая — 6-25 человек, оптимальная — 8-12.
2. Возраст: допустимый — 18-60, оптимальный — 20-40.
3. Желательно, чтобы участники тренинга принадлежали к одной возрастной группе: 17­30 лет, 23-45 лет, 40-60 лет. Если в одной группе окажутся участники 17 и 50 лет, то это вызовет несимметричность отношений, что не способствует успешному общению и работе группы. Людей старше 60 лет не рекомендуется привлекать к тренингам, кроме групп для специально пожилых людей.
4. Пол.
5. Рекомендуются гетерогенные группы по полу, лучше, когда мужчин и женщин поровну. Возможно, когда в группе все мужчины или все женщины. Нежелательно все мужчины и одна женщина, и наоборот.
6. Статусное положение участников.
7. Рекомендуется подбирать группы гомогенные по статусному составу. Не рекомендуется включать в группу лиц, находящихся в прямом подчинении (чем выше формальный статус, тем выше будет и социометрический).
8. Социальный слой.
9. Участники тренинга по возможности должны принадлежать к одному социальному слою.
10. Интеллект.
11. Группа должна быть однородной по интеллектуальному уровню. Особенно это важно для групп интеллектуального тренинга.
12. Степень знакомства.
Желательно участие в группе незнакомых людей.
На ход группового процесса влияет национальность членов группы, в одной национальной группе больше взаимопонимания.
Не рекомендуется включать в группу:
1. лиц, лечившихся и наблюдавшихся у психиатра;
2. супругов, близких родственников, лиц устойчиво ненавидящих или обожающих друг друга;
3. невротиков;
4. лиц с пониженным интеллектом.
При комплектовании групп возможны индивидуальные беседы с каждым участником с уточнением следующих вопросов:
1. что вы ждете от тренинга?
2. есть ли у вас проблемы в общении?
3. пожелания относительно направленности работы.
Для выявление индивидуальных психологических особенностей: возможно использование методик Тимоти-Лири, опросника Кеттела, методики УСК (уровень субъективного контроля), проективные тесты. В некоторых случаях, если у консультанта возникает ощущение, что участник имеет отклонения в психике и поведении используется карточный вариант ММРТ (Миннесотский многопрофильный личностный опросник).

Требования к составлению программы СПТ.
1. Определение названия тренинга.
2. Определение целей тренинга.
3. Определение задач тренинга, которые конкретизируют цели тренинга.
4. Определение этапов тренинга. Основной принцип тренинга — принцип поэтапности развития группы и постепенности понимания участниками самих себя, своих проблем, взаимоотношений, стереотипов, установок. Принцип поэтапности включает то, что каждая встреса логически вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.
5. Определение количества встреч и целей каждой встречи.
6. Наполнение каждой встречи конкретным содержанием.
В каждую встречу включаются определенные процедуры-упражнения:
• психогимнастические;
• игровые;
• дискуссионные.
В каждой процедуре обозначается:
1. цель или назначение;
2. информационная вставка, проводимая от лица ведущего;
3. содержание процедуры;
4. примечания для ведущего;
5. обсуждение в группе (рефлексия).
В конце каждой встречи можно провести социометрию, дать домашнее задание, предложить вести дневник. Новая встреча начинается с рефлексии предыдущей, обсуждения домашнего задания.
В программе может быть указана:
• оснащенность помещения,
• требования к помещению,
• порядок проведения организационного этапа.
В программе необходимо указать:
• продолжительность тренинга в часах;
• количество встреч и продолжительность каждой встречи;
• периодичность встреч;
• количество участников.

М. Форверг и Т. Альберг разработали теорию социально-психологического тренинга поведения. Они работали в направлении обучения участников группы различным социально-положительным формам поведения. В ходе данной работы стало очевидно, что тренинговая группа в процессе работы проходит определенные фазы развития. На основе анализа материала, полученного в ходе проведения различных СПТ поведения М. Форверг предложил структурную схему организации СПТ.
Он выделил такие фазы процесса СПТ:
1. Фаза разминки.
2. Фаза активизации группы.
3. Фаза лабилизации.
4. Фаза введения ориентировочных основ, или когнитивных схем.
5. Фаза овладения новыми приемами поведения.
6. Фаза окончания.
Необходимо отметить, что предложенная структура тренингового процесса разрабатывалась в рамках теории СПТ поведения. Особенно специфичными в этом плане являются фаза введения ориентировочных основ и фаза овладения новыми приемами поведения. Но в то же время данная структура тренинговой группы несет в себе характеристики, черты и проявления, присущие различным видам групп.
При этом нужно учитывать, что фазы тренинговой группы условны и не всегда следуют в таком порядке. В то же время ведущему легче работать, ориентируясь на эти фазы.
Остановимся на характеристике каждой фазы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: