Личностные реакции заикающихся детей пятилетнего возраста.




Волкова Г. А.

Целесообразно определение задач в деле социальной реабилитации заикающихся. Учет личностных особенностей при заикании важен потому, что развитие личности заикающегося происходит в стесненных ус­ловиях. Наличие сложного речевого расстройства нарушает процесс формирования личности и может изменить систему ее потребностей, целей, мотивов,, а также эмоционально-волевых качеств. В свою очередь, личностные особенности заикающе­гося начинают сказываться и на собственно речевом рас­стройстве.

Наши исследования показали, что у заикающихся детей 4—7 лет помимо заикания имеются нарушения звуко-произношения, членораздельной речи, разной степени выра­женности общее недоразвитие речи. Предрасположением для речевых расстройств являются специфические вредности (за­икающиеся родители, ближайшие родственники в настоящем или раннем возрасте, нервно-психические состояния родителей, речевая патология), а также диффузные легкие мозговые на­рушения натального и постнатального периодов (тяжелые беременности, сложные роды, инфекционные заболевания с высокой температурой). Отмеченные в анамнезе отклонения развития, обусловленные указанными вредностями, не преодо­леваются в равной мере, что позволяет говорить о дисгармо­ничном развитии заикающихся детей. Оно выражается пре­имущественно в неравномерном, то замедленном, то ускорен­ном развитии отдельных функций на ранних этапах онтогене­за, в частности, в задержке появления и автоматизации мотор­ных навыков (общедвигательных и тонких произвольных дви­жений) и неровном развитии их в последующем. Заикающимся детям раннего возраста — 2—3 лет по сравнению с хорошо говорящими и принятой литературной нормой на начальных этапах онтогенеза свойственны отставание в формировании импрессивной речи и дисгармоничное развитие экспрессивной речи. В последующем у заикающихся детей 4—7 лет отмеча­ются значительные отклонения в развитии таких качеств лич­ности, как подражательность, общительность, активность; у большинства из них не сформированы или нарушены общественные отношения.

В целях изучения особенностей личностных реакций заика­ющихся детей в сравнении с незаикающимися сверстниками, а также явлений полового диморфизма нами обследовано 30 заикающихся мальчиков и 30 заикающихся девочек в возрасте от 4 лет 6 мес. до 5 лет 5 мес. В исследовании использовался модифицированный вариант методики С. Розенцвейга — в нашей терминологии «тест-конфликт» — и нормативы лич­ностных реакций здоровых детей 5 лет. Для выявления наибо­лее типичных форм поведения испытуемого в состоянии фру­страции, т. е. при наличии трудности, препятствия, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни, детям предъяв­лялись 30 конфликтных ситуаций, изображенных на слабо структурированных картинках (30 — для мальчиков, 30 —для девочек). Для того чтобы исключить самокритическую уста­новку и перебор ответных реакций с целью выбора наиболее социально приемлемых, испытуемому предлагалось сказать, как бы поступил в этой ситуации человек, изображенный на картинке (не ты), и дать первый же пришедший на ум ответ. Благодаря подобной инструкции и временному ограничению достигается достаточно высокий уровень идентификации с субъектом, изображенным на картинке. После объяснения ин­струкции и подтверждения ребенком ее понимания все 30 картинок предъявлялись поочередно. Ответы протоколи­ровались. С помощью специально разработанной системы условных обозначений фиксировалась интонация ответа ребен­ка, например, угрожающая, требовательная, просительная, оправдывающаяся, извиняющая, восклицательная, безразлич­ная, протестующая и пр.

Обработка экспериментального материала проводилась раздельно по трем типам конфликтных ситуаций. I тип: субъ­екта обвиняют, и по сюжету наиболее вероятно, что он сам виновен в возникшей трудности; II тип: субъекта обвиняют, но имеется достаточная вероятность, что в данном конфликте виновато другое лицо, то, которое выступает «обвинителем»; III тип: субъекта обвиняют, а наиболее вероятной причиной конфликта является случай, обстоятельство.

Раздельный анализ материала по трем типам ситуаций позволил выявить степень адекватности поведения ребенка по следующим видам реакций: а) агрессия личная; б) агрессия безличная; в) признание собственной вины; г) стремление разрешить конфликт собственными усилиями; д) стремление разрешить конфликт с помощью других; е) обсуждение ситу­ации с усилением ее значимости; ж) принятие конфликта; з) отрицание конфликта; и) обсуждение ситуации — вид ре­акции «вопрос»; к) поиск причины конфликта в обстоятельст­вах; л) отрицание своей вины.

Превалирование той или иной личностной реакции и сте­пень ее адекватности причине конфликта определялись путем вычисления показателей следующих коэффициентов: коэффи­циент негативизма (КН) есть отношение суммы реакций лич­ной (а) и безличной (б) агрессии к общему числу реакций ис­пытуемых. Коэффициент адекватности негативизма (КАН) определяется как отношение суммы реакций личной и безлич­ной агрессии во II типе ситуаций — в конфликте виновно дру­гое лицо — к общей сумме личных и безличных агрессивных реакций испытуемых. Коэффициент агрессивности (КА) есть отношение личной агрессии (а) к сумме реакций личной и безличной агрессии («а» плюс «б»). Для определения адекватно­сти разных видов агрессии вычисляются коэффициент адек­ватности открытой агрессии (КААо) и коэффициент адекват­ности скрытой агрессии (КААс); в первом случае это отноше­ние личной открытой агрессии, проявляющейся в ситуации II (а II), к реакциям открытой агрессии во всех трех типах ситу­аций (а), во втором — отношение скрытой, безличной агрес­сии, также проявляющейся в ситуации II (б II), к реакциям скрытой, безличной агрессии по трем типам ситуации (б). Признание собственной виновности оценивается по двум пара­метрам— коэффициенту виновности (KB): процент ответов «я виноват» к общему количеству реакций и коэффициенту адек­ватности виновности (КАВ): отношению количества реакции «я виноват» в ситуации I (в I) к числу, реакций вины в трех типах ситуаций (в). Коэффициент активности (КАк) отра­жает отношение реакций разрешить конфликт собственными усилиями (г) и с помощью другого (д) к общему числу реак­ций испытуемых. При анализе параметра активности в тесте раздельно оценивались те реакции, когда испытуемый сам принимает решение исправить или сам исправляет ситуацию, и реакции, когда он обращается к кому-либо за помощью. Чем больше первых реакций по сравнению со вторыми, тем больше самостоятельности проявляет испытуемый. Коэффициент самостоятельности (КС) выведен как отношение реак­ций «г» к сумме реакций «г» и «д». Анализ реакций, усиливаю­щих эмоциональную окраску конфликта, позволил определить коэффициент эмоционального переживания (КЭП) как отно­шение реакций обсуждения ситуации с усилением ее значи­мости (е) к общему числу реакций испытуемых. Анализ ре­акций, свидетельствующих о том, что ребенок смиряется с. тем ущербом, который ему наносится, позволил вычислить коэф­фициент принятия конфликта (КПК): в знаменателе дроби — количество реакций принятия конфликта (ж), в числителе — общее число реакций испытуемых. Отрицание конфликта, све­дение его значимости к нулю (реакции «з») может свидетельствовать об определенной внутренней стабильности; отсюда коэффициент внутренней стабильности (КВС) представляет собой отношение реакций «з» к общему числу реакций. Ана­лиз четвертой группы реакций из обсуждения типа «вопрос» (и), а также реакций, в которых конфликт объясняется обсто­ятельствами (к) или вообще отрицается собственная вина (л), проводится через отношение указанных видов реакций к об­щему числу реакций испытуемых.

Наиболее частой формой реакции, независимо от харак­тера конфликта, у заикающихся детей, так же как и у хорошо говорящих, была негативная реакция: агрессия открытая, на­правленная на определенное лицо, и агрессия скрытая — со стояния, аналогичные реакциям.активного и пассивного про­теста (см. таблицу). Негативные реакции составляют 45,3% (52,2%) от всех видов реагирования. На втором месте по частоте реагирования было обсуждение самой ситуации — 33,4% (25,5%), затем принятие вины на себя — 11,7% (9,5%), далее стремление разрешить конфликт — 6,3% (9,4%). Еще реже поиск причины в обстоятельствах — 2,8% (2,5%) я отри­цание собственной вины — 0,4% (0,8%).

Реакции негативизма проявляются у детей 5 лет чаще, чем стремление разрешить конфликт собственными усилиями или с помощью другого лица более чем в 7 раз — 45,3% против 6,3%. Объяснить это можно тем, что в этом возрасте превали­руют эволюционно запрограммированные реакции активного и пассивного протеста. Ребенок еще не успел приобрести не­обходимые знания о возможных способах реагирования, пу­тях разрешения конфликта, исправления или преодоления трудности. Такие знания приобретаются с жизненным опытом, ив более старшем возрасте, возможно, изменится и вид реак­ции на трудную ситуацию. Пока же пятилетние заикающиеся еще не могут учесть и такого факта, что в трудной ситуации может быть никто не виноват, а виноваты обстоятельства. Не­дооценивая это, они полагают, что «если я не виновен и не может быть так, чтобы никто не был виноват, то виновно лицо, участвующее в конфликте». Отсюда количество реакций протеста увеличивается также за счет проявления их и в си­туациях III типа.

Анализ результатов показал, что заикающиеся дети 5 лет по сравнению с хорошо говорящими сверстниками менее не­гативны в своих реакциях на конфликт, причем коэффициент негативизма у заикающихся мальчиков гораздо ниже, чем у незаикающихся — 43,6% (59%), а у заикающихся девочек несколько выше, чем у девочек без заикания — 47% (45%). Все дети с заиканием ведут себя более адекватно причине конфликта—47,7% (46%), но при этом заикающиеся мальчи­ки более адекватны в поведении—49,8% (43,6%), а заикаю­щиеся, девочки менее адекватны — 45.8% (49%).

Как указывалось выше, характер реакций протеста неод­нозначен. Активные реакции протеста являются в собствен­ном смысле агрессивными, поскольку направлены на опреде­ленное лицо с целью нанесения ему морального, материаль­ного, физического ущерба. Это либо обвинение лица в каком-то неблаговидном поступке («Ты разбила мою самую краси­вую куклу»), либо оскорбление («Ты-мокрая курица!»), либо неподчинение его воле («Я не пойду спать раньше»). Подоб­ная реакция— открытая агрессия. Пассивные реакции про­теста выражаются чаще всего в форме резкой, вызывающей, угрожающей или протестующей интонации типа «Ну и не надо!» Хотя эта реакция и не направлена прямо на участника конфликта, но своим содержанием и интонацией она указы­вает на недружественное, недоброжелательное отношение ре­бенка к этому лицу. Это скрытая агрессия. Заикающиеся дети 5 лет более агрессивны, чем хорошо говорящие — 41,1% (37,4%) —как мальчики — 41% (38,7%), так и девочки — 41,3% (35,7%); при этом скрытая агрессия преобладает над открытой и у заикающихся детей, и у детей без заикания.

Следующей отличительной реакцией детей является обсуж­дение ситуации, когда индивид не предпринимает никаких действий для ее разрешения и не ищет причины для ее объяснения. Этот вид реагирования встречается у заикающихся де­тей в полтора раза реже, чем негативизм. Вероятная причина этого в отличительных чертах реакции обсуждения, которая носит пассивный характер. Сюда вошли реакции: эмоциональ­ное переживание конфликта типа «Как жаль!» (е); принятие ситуации типа «Ладно, хорошо» (ж); отрицание конфликта или сведение его значимости к нулю типа «Это пустяки» (з) и реакции, которые мы условно отнесли к типу реакция-воп­рос» (и), когда ребенок без выраженного эмоционального от­ношения к происходящему задает вопросы «почему?», «за­чем?» Заикающиеся дети 5 лет по сравнению с хорошо гово­рящими чаще обсуждают ситуацию, нежели разрешают ее — 33,4% (25,5%). i

Анализ реакций, усиливающих эмоциональную окраску конфликта (коэффициент эмоционального переживания — КЭП), показал, что они не занимают большого места в реак­циях хорошо говорящих детей, но КЭП в 20 раз выше у заикающихся детей—6,0% (0,3%)—как у мальчиков—6,2% (0,3%), так и у девочек —5,8% (0,3%). Нарастание эмоционального переживания конфликта заикающимися детьми наблюдается в последовательности от ситуации I: виноват сам испытуемый — 2,0%, к ситуации II: виноват другой —4,5%, и к ситуации III: виновато обстоятельство—11,6%. Не понимая, что причиной конфликта может быть не субъект, а стечение обстоятельств, случай, заикающиеся дети эмоционально усиливают значимость ситуации, так как не могут найти социально приемлемых способов ее разрешения.

У заикающихся детей высок показатель коэффициент принятия конфликта (КПК): 15,3% (7,8%), он почти в 2 раза выше, чем у хорошо говорящих детей — у мальчиков — 15,6% (5%), У девочек—15% (10,6%). Возможно, в силу имеющегося заикания дети проявляют недостаточную активность в трудных жизненных ситуациях. Неумение сориентироваться но взаимоотношениях с участниками конфликта, правильно понять причину конфликта, невозможность объяснить ее вследствие трудностей общения приводит к тому, что степень пассивности, смирения с нанесенным ущербом у заикающихся детей выше, когда причиной трудности является либо обстоятельство — 23,8%, либо они сами—17,1%, а при возникновении конфликта по вине другого лица удельный вес ЭТОЙ реакции примерно в 3—4 раза меньше — 5,1%, чем в первых двух случаях.

Реакции отрицания конфликта, т.е. сведение его значимос­ти к нулю, могут свидетельствовать об определенной внутрен­ней стабильности: «Ну и что ж», «Ну и пускай будет мазней». «И не приглашай на день рождения, да я и сам не приду», «Ну и не надо», «И не играйте со мной, я без вас обойдусь», «Ну и качайся». Коэффициент внутренней стабильности (КВС) у заикающихся детей ниже, чем у хорошо говоря­щих—7,8% (12,6%) — у мальчиков —7,3% (10,5%), у дево­чек 8,3% (14,8%).

Реакции типа «вопрос» составляют примерно разное для всех детей и с заиканием и без заикания число — 4,3% (4,7%)—у мальчиков—5,4% (5,1%), у девочек—3,2% (4,4%). У заикающихся детей в случаях собственной виновности (I тип ситуаций) этот показатель меньше в 4,2 раза, чем в ситуации II, и в 4,6 раза, чем ситуации III. Ребёнок чаще всего задает вопрос тогда, когда причина конфликта для него внеш­няя, особенно если в основе трудности лежит стечение обстоя­тельств (III тип ситуаций). Заикающимся детям 5 лет слож­нее разобраться в подобном конфликте, жизненно более знакомы им ситуации I и II, в которых виноваты или они сами или их сверстники.

Третья по частоте реагирования реакция — признание соб­ственной вины. Заикающиеся чаще признают себя виновными в конфликте, нежели хорошо говорящие дети— 11,7% (9,5%), за счет высокого показателя коэффициента виновности у за­икающихся мальчиков—13% (8,4%), девочки с заиканием и без заикания в равной мере чувствуют свою вину—10,4% (10,6%). Признание вины, как и положено, особенно велико в ситуации I, когда виновен сам испытуемый,—у заикающихся и у хорошо говорящих детей —28,6% (22,4%), у мальчиков — 30,6% (20,0%), у девочек — 26,6% (24,7%). Это свидетельст­вует об адекватности реакции причине конфликта в данной си­туации. Но уже во II ситуации нет необходимости признавать себя виновным, так как причиной конфликта является другое лицо. Однако заикающиеся дети по-прежнему чаще, чем незаикаюшиеся, демонстрируют чувство вины — 6,3% (5,6%) за счет высокого коэффициента виновности у мальчиков — 8% (4,6%), у заикающихся девочек поведение более адекватно ситуации — 4,7% (6,5%). В III ситуации, когда нет основания для признания своей вины, поскольку в конфликте виновно обстоятельство, заикающиеся дети правомерно показывают низкий процент виновности—0,2% (0,6%) — мальчики—0,3% (0,6%), а девочки вообще не признают себя виновными в по­добной ситуации — 0 (0,6%). Нужно заметить, что хорошо говорящие дети все-таки реже признают себя виноватыми, чем заикающиеся. Возможно, это объясняется тем, что дети пытаются избежать наказания, так как в процессе воспитания выработано (к сожалению, раньше, чем усвоены ими нормы поведения), что за проступком должно следовать наказание. Можно думать, что у заикающихся детей появление речевого нарушения в раннем возрасте обусловило создание со сто­роны окружающих более щадящего, внимательного отношения к ребенку, что в какой-то мере снимает у него чувство страха перед наказанием за совершенный проступок.

Исходя из того, что реакция признания вины адекватна только в ситуации I, вычисляется коэффициент адекватности виновности (КАВ). Заикающиеся дети более адекватны в ре­акциях признания вины —81,5% (78,3%'), чем незаикающиеся, особенно девочки — 85 % (77,6 %).

Стремление разрешить конфликт собственными усилиями или с помощью других по частоте реагирования находится на четвертом месте. Объясняется это тем, что для разрешения конфликта, исправления или преодоления трудности необхо­димы знания о возможных способах и путях реагирования. Эти знания ребенок 5 лет еще не успел приобрести в таком объеме, чтобы принять адекватное решение для преодоления любой возможной трудности. Такие знания приобретаются с жизненным опытом и в процессе направленного воспитания. Анализ этого способа реагирования оценивается по двум па­раметрам: коэффициенту активности и коэффициенту самос­тоятельности.

Заикающиеся дети менее активны, чем их хорошо говоря­щие сверстники—6,3%' (9,4%)—и мальчики—5,7% (7,9%), и девочки —6,9% (11%). Для определения степени адекватно­сти этих реакций мы предположили, что чаще всего стремле­ние исправить ситуацию должно быть в тех случаях, когда ис­пытуемый сам виноват в случившемся (I), затем в ситуациях, когда конфликт произошел случайно (III), и реже, когда при­чиной конфликта является лицо, обвиняющее испытуемого (II). Фактическое распределение полностью отличается от ожидаемого: и заикающиеся и незаикающиеся дети чаще все­го проявляют активность не тогда, когда они сами виноваты в случившемся, а тогда, когда конфликт произошел случай­но — 14,1 % (21,8%)—мальчики — 13,2% (18,4%), девоч­ки—15% (25,2%). Возможно, это связано с усвоенными нормами поведения: если виноват, то следует признать свою вину, а не проявлять активность, а возможно, исправление по­ложения в тех случаях, когда причиной конфликта является сам испытуемый, рассматривается им как косвенное призна­ние вины со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями (виновность — наказание).

При анализе активности раздельно оценивались те реак­ции, когда испытуемый сам принимает решение исправить или сам исправляет ситуацию, и реакции, когда он обращается к кому-либо за помощью. Выражением соотношения этих реак­ций является коэффициент самостоятельности (КС). Заика­ющиеся дети более самостоятельны в разрешении всех типов конфликта—64,9% (43,8%)— как мальчики —63,4% (47,9%), так и еще больше девочки — 66,1 % (40,7%), особенно в ситуации I: виноват сам испытуемый — 100% (84,2%)— мальчи­ки—100% (92,8%), девочки — 100% (79,1%). У хорошо го­ворящих детей самостоятельность поведения резко снижается во II ситуации: причиной конфликта является другое лицо, а заикающиеся дети сохраняют достаточный уровень самостоятельности и в этом случае —53% (32,1%), мальчики— 66,6% (46,1%), девочки —45,4% (20%). Даже в III типе ситуаций (причиной трудности является случай) заикаюшиеся дети, возможно, и "недопонимая сути конфликта, разрешают его сами или с помощью других — 69,3% (38,3%)—мальчики — 57,5% (41,5%), девочки—66,6% (36%), со значительной раз­ницей в показателях коэффициента самостоятельности по сравнению с незаикающимися.

Анализ реакций поиска причины конфликта в обстоятель­ствах (по частоте они занимают пятое место) показал, что в этом способе реагирования нет заметной разницы между за­икающимися и хорошо говорящими детьми — 2,8% (2,5%) — мальчики —2,5% (1,9%), девочки —3% (3%). Чаще всего дети 5 лет, особенно заикающиеся, ищут причину конфликта в обстоятельствах при их собственной виновности (I)—6,8% (5;6о/о) —мальчики — 6,3% (3,3%), девочки —7,3% (7,9%). По сути дела, ответы детей «Я нечаянно», «Я ненарочно», «Я опоздал, так как меня задержали», «Кукла сама сломалась» свидетельствуют о стремлении детей снять с себя вину. Это не что иное, как защитная реакция, которая в целом выражена более у девочек и заикающихся и незаикающихся, чем у маль­чиков.

Последний вид реакции детей в ситуациях трудности — от­рицание своей вины — у заикающихся менее выражен — 0,4% (0,8%), у мальчиков —0,5% (1,4), у девочек —0,3% (0,3%). Реакция отрицания вины также встречается чаще в ситуации I, когда испытуемый действительно виновен. Это преобладание характерно для всех детей, но особенно для незаикающихся — 1,3% (2,3%) —для мальчиков—1,6% (3,7%), для девочек — 1% (0,8%). В ситуации II эта реакция у хорошо говорящих детей в 11,5 раза реже, чем в ситуации I, а у заикающихся де­тей вообще отсутствует. В ситуации III эта реакция отсутст­вует у всех испытуемых. По своему содержанию ее также сле­дует отнести к защитным, аналогично поиску причины конф­ликта в обстоятельствах.

Результаты исследования показали, что частота и после­довательность реагирования на различного рода жизненные трудности у заикающихся детей та же, что и у хорошо говоря­щих. Это говорит о том, что выявленные реакции личности, развивающейся в нормальных и в стесненных, при наличии речевого нарушения, условиях, являются возрастными харак­теристиками. Разница между заикающимися и незаикающимися детьми 5 лет заключается в различных количественных соотношениях видов реакции по трем типам ситуаций. При­чем, в одних случаях эти показатели свидетельствуют о пра­вильном и своевременном развитии качеств личности, в дру­гих — об их дисгармоничном развитии.

Личность заикающихся мальчиков по сравнению с личнос­тью хорошо говорящих сверстников характеризуется следую­щим: заикающиеся мальчики менее негативны, и их негати­визм более адекватен причине конфликта. Они несколько бо­лее агрессивны, но и более адекватны в проявлении открытой и скрытой агрессии. В то же время чаще демонстрируют чув­ство виновности, которое так же, как и в норме, адекватно си­туации. Заикающиеся мальчики менее активны и в разреше­нии трудных жизненных ситуаций предпочитают уклониться, уйти от конфликта, но если начинают действовать, то показы­вают достаточно высокий уровень самостоятельности. Им свойственно эмоционально повышенное отношение к трудно­сти: их коэффициент эмоционального переживания (КЭП) в 20 раз выше, чем КЭП нормально говорящих. Для них харак­терны реакции защитного характера, так они в 3 раза чаще принимают конфликт, т. е. мирятся с причиненным им ущер­бом, менее самоуверенны, пытаясь объяснить причину конф­ликта обстоятельствами, почти в 3 раза реже отрицают свою вину, что свидетельствует о недостаточной сформированности у них общественного поведения.

Личность заикающихся девочек по сравнению с личностью хорошо говорящих сверстниц отличает следующее: заика­ющиеся девочки более негативны, и негативизм их менее адек­ватен причине конфликта. Они также более агрессивны и ме­нее адекватны в выражении открытой и скрытой агрессии. Од­нако чувство вины в трудных ситуациях у них проявляется соответственно причине конфликта. Заикающиеся девочки не столь активны в разрешении конфликта, как хорошо говоря­щие, но если начинают действовать, то стараются преодоле­вать трудности самостоятельно, не прибегая ни к чьей помо­щи. Они слишком эмоционально переживают конфликтные ситуации, чаще мирятся с причиненным им ущербом, гораздо менее уверены в себе.

Все заикающиеся дети по сравнению с хорошо говорящи­ми детьми пятилетнего возраста менее негативны, и их нега­тивизм более адекватен ситуации. Они более агрессивны, од­нако адекватны в проявлении только открытой агрессии. Ча­ще признают себя виновными в возникшей трудности, и их ви­новность соответствует причине ситуации. Заикающиеся дети менее активны в разрешении конфликта, стараются его обой­ти, объяснить, но если принимают решение действовать, то проявляют самостоятельность в преодолении конфликта. Однако при этом они в 20 раз острее эмоционально переживают возникшую конфликтную ситуацию. Заикающимся детям свойственны защитные реакции: они в 2 раза чаще принимают конфликт и мирятся с наносимым им ущербом, менее само­уверенны и социально незрелы. Почти не отличаются от хоро­шо говорящих в реакциях объяснения причины конфликта об­стоятельствами, несколько реже отрицают свою вину в возник­шей трудности.

Результаты исследования показали, что некоторые лично­стные реакции заикающихся детей 5 лет в силу их дисгармо­ничного развития имеют более высокий уровень сформирован­ное™, чем у гармонично развивающихся хорошо говорящих детей. Так, они менее негативны, чаще и адекватно ситуации проявляют чувство виновности, более самостоятельны в разрешении конфликта. В то же время другие личностные реак­ции заикающихся детей сформированы недостаточно: дети с заиканием в конфликтных ситуациях ведут себя более агрес­сивно, менее активно, слишком эмоционально переживают все виды конфликта во всех ситуациях, мирятся с наносимым им ущербом, пассивно отступая перед жизненными трудностями, отстраняясь от их разрешения. Они менее самоуверены во взаимоотношениях с участниками конфликта, у них не в полной мере сформировано понимание общественных правил поведе­ния. Можно думать, что в процессе развития заикающихся детей в стесненных условиях, при наличии речевого наруше­ния, у них не проявились необходимые в данном возрасте ка­чества личности в силу того, что формирование личности за­икающегося, так же как и его речи, происходит дисгар­монично.

Исследование позволило выявить некоторые различия в личностных реакциях заикающихся мальчиков и заикающихся девочек 5 лет.

Девочки более негативны, особенно в ситуации 5, когда в конфликте виновен сам испытуемый. Не пытаясь разрешить, преодолеть трудность, не принимая вины на себя за содеянное, девочки выражают протест, причем неадекватно причине кон­фликта. В общем проявлении агрессии по всем трем типам ситуаций различия нет, однако агрессивность девочек резко возрастает в ситуациях I и III. Это указывает на неадекват­ность поведения девочек причине конфликта и на недооценку ими вероятности маловероятных событий, которые являются причиной такого рода конфликта, когда в трудности никто не виноват.

Девочки менее адекватно проявляют открытую агрессию, т. е. без достаточных на то оснований открыто выражают не­приязнь, недоброжелательность, недружественное, иногда уг­рожающее отношение к участнику конфликта, но не отличаются от мальчиков по адекватности выражения скрытой агрес­сии. Поскольку девочки более агрессивны, то они меньше, чем мальчики, склонны признавать себя виновными даже в том конфликте, причиной которого являются они сами, гораздо реже признают себя виновными в ситуации II, когда в конф­ликте виноват другой, и совершенно не испытывают чувства виновности в ситуации III. Девочки более активны в разреше­нии встречающихся жизненных трудностей, при этом меньше, чем мальчики, эмоционально переживают конфликт, не при­дают ему особого значения и в связи с этим реже мирятся с причиненным им ущербом: моральным, материальным, физи­ческим, реже принимают конфликт, а чаще сводят значимость его к нулю, что свидетельствует о достаточном запасе «проч­ности» девочек к внешним возмущающим факторам, об ус­тойчивости и надежности их системы взглядов, позиций. От­сюда девочки реже прибегают к такой пассивной личностной реакции, как «вопрос», когда, не умея разрешить конфликт, испытуемый спрашивает: «А почему надо идти спать раньше?» или «Зачем ты сломала куклу?»

У девочек несколько более выражена такая защитная ре­акция, как поиск причины конфликта в обстоятельствах: «Я нечаянно»,—говорит Аня С, 5 лет 1 мес, протокол № 11, в ответ на замечание матери: «Сколько раз я тебе говорила, чтобы ты не брала конфеты без спроса!» Или в ответ на оскор­бительное утверждение участницы конфликта «Я буду качать­ся весь день» она же отвечает: «Все равно тебя позовут до­мой». Или на укор матери «Ты невоспитанный ребенок. Ты оборвала мои цветы» Таня К., 4 года 7 мес, протокол № 18, отвечает: «Я хотела букет тебе собрать».

Другая защитная реакция — отрицание своей вины — у де­вочек менее выражена и почти не отличается в количествен­ном отношении от мальчиков. Девочки реже говорят «Это не я разбила куклу» или «Это не я» на замечание «Твоя постель опять мокрая, ты ведешь себя хуже младшей сестры». Для них закономернее ответы: «Я сама починю» «Нет, это ты раз­била куклу», «Я больше не буду», или «Нет, не мокрая, это младшей сестры постель мокрая», «Ну и что ж, что мокрая», «Я сама все выстираю и высушу», «Извини меня, пожалуй­ста» и т. д.

Половой диморфизм выразился в том", что заикающиеся девочки внутренне стабильнее, чем мальчики, они активны в преодолении трудностей и в своей активности показывают до­статочный уровень самостоятельности. Но эти же девочки, по сравнению с мальчиками, более негативны, неадекватны в проявлении открытой агрессии, менее склонны признавать себя виновными в конфликте, несколько чаще ищут причину конфликта в обстоятельствах, т. е. прибегают к защитным реакциям, чтобы избежать наказания, и т. д.

Проведенное исследование позволяет говорить об отличи­тельных особенностях личностных реакций детей 5 лет с заи­канием и без заикания и о явлениях полового диморфизма. Исследование показало, что в личностных реакциях всех заи­кающихся детей, в явлениях полового диморфизма проявля­ется неравномерность формирования личности заикающегося в процессе его развития в стесненных условиях, ее неустойчи­вость в разрешении и преодолении различных трудностей. Во­зможно, что некоторые особенности, в структуре личности за­икающихся детей могут способствовать возникновению заика­ния, такие, как личная агрессия, повышенное чувство винов­ности, бурно проявляющиеся эмоциональные переживания, со­циальная незрелость, использование защитных реакций в труд­ных жизненных ситуациях. Исследование показало также, как внешние воздействия, преломись через систему внутрен­них условий, через установку личности, переплетаются с ними и в результате выявляются особенности личности заикающегося ребенка 5 лет.

Мы не анализировали личностные реакции заикающихся детей 5 лет с точки зрения особенностей заикания у них, воз­можную зависимость личностных реакций от степени, формы, локализации судорог, от общей картины выраженности ре­чевого расстройства. Это задача дальнейшего исследования личности заикающегося ребенка.

Выводы

1. Выявленные личностные реакции испытуемых 5 лет без заикания и с заиканием являются возрастной характеристи­кой детей этого возраста.

2. Различные по содержанию личностные реакции заикаю­щихся детей отличаются от личностных реакций незаикаю­щихся в количественном отношении.

3. У заикающихся детей наряду с высоким уровнем сформированности некоторых личностных реакций прослеживают­ся и такие качества личности, как агрессивность, эмоциональ­ная ранимость, пассивные оборонительные реакции и другое, свидетельствующее о дисгармоничности в формировании лич­ности.

4. В некоторых личностных реакциях заикающихся детей 5 лет прослеживается половой диморфизм, так же как и у нормально говорящих детей этой возрастной группы.

Исследованные личностные реакции заикающихся детей пятилетнего возраста позволят определить содержание коррекционного целенаправленного воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: