Семиотический подход к коммуникациям.




Вопросы, рассмотренные на лекциях.

1. Предмет социологии коммуникаций. Основные средства передачи информации. Технические дисциплины, изучающие коммуникационный процесс.

2. Общение, коммуникация, речевая деятельность.

3. Онтологический аспект социальной коммуникации.

4. Гносеологический аспект коммуникации.

5.Социологические концепции изучения коммуникаций. (Символический интеракционизм, Релятивизм, Феноменологическое направление, Структурный функционализм, Диалектика, Марксизм, Неомарксизм)

6. Конструктивные методологические принципы и социальная коммуникация.

7. Социологические доминанты коммуникации. Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Коммуникативные роли, сферы, ситуации, установки.

8. Формальные признаки и соотношение с дискурсом. (Локальный параметр, Временной параметр, Участники коммуникации, Коммуникативная установка).

9. Оценочная группа социологических доминант коммуникации.

10. Оценка смысловой информации.

11. Теория В.А. Лефевра

12. Функциональная группа социологических доминант коммуникации.

Вопросы, рассмотренные на семинарских занятиях.

Предмет и методы социологии коммуникаций.

1. Этапы формирования социологии коммуникаций.

2. Экстерналистские основания становления социокоммуникативной тематики во второй половине ХХ века: возникновение информационного общества и экспансия СМК, укрепление социальных государств, развитие идеологии толерантности и социального партнерства, формирование куль-туры постмодернизма и др.

3. Интерналистские основания становления социокоммуникативной проблематики: интегративные процессы в развитии научного знания, возникновение нового этапа в эволюции системной и междисциплинарной методологии, появление информационного подхода, акцентуация коммуникативной тематики в социогуманитарном знании в контексте концепций социального взаимодействия, феноменологической и герменевтической традиции и др.

4. Взаимосвязь с другими науками: семиотикой, информатикой, философией, культурологией, этологией, этнографией, психологией, лингвистикой, менеджментом.

5. Структура социальных коммуникаций: формы коммуникации (вербальная и невербальная), уровни коммуникации (внутриличностная, межличностная, групповая, публичная, массовая коммуникация), виды коммуникаций (бизнес-коммуникация, политическая коммуникация, коммуникация в культуре) и др.

Информационно-кибернетический подход к коммуникациям.

1. Корреляция информационного и системного подходов.

2. Коммуникативные системы, коммуникативный акт, коммуникативное действие.

3. Роль коммуникации в организации социального порядка.

4. Теория Е.А. Седова.

5. Модели коммуникативного процесса К.Шеннона, Г. Лассвелла, Р. Якобсона и др.

6. Понятие «информационный канал». Типы каналов (презентационные, репрезентационные, технические).

7. Базовые модели коммуникации (линейная, интеракционная, трансакционная). Их использование в практике PR-деятельности, СМИ, межличностной, групповой и публичной коммуникации.

Семиотический подход к коммуникациям.

1. Семиотика как наука о свойствах знаков в коммуникации.

2. Структурно-знаковая модель Ч. Пирса.

3. Концепция мифа Р. Барта.

4. Технологии конструирования мифов в рекламе и PR

5. Типология кодов: презентационные и репрезентационные, сложные и простые, массовые и специальные, логические и условные.

4.) Социобиологические основания коммуникации.

1. Проблема коммуникаций в сравнительной этологии: коммуникации как способ формирования устойчивых форм биологической общности и групповой иерархии.

2. Внутривидовая агрессия в этологии, ее формы и основные функции (лидерство и конкуренция, борьба за ресурсы влияния, определение ранговых позиций).

3. Социальные аналоги агрессивной коммуникации (клановые отношения, отношения в тюремно-уголовной среде, подростковая агрессия и др.)

8. Феминность и маскулинность как типы социального поведения и как коммуникативные технологии.

5. Проблема коммуникаций в объективистской и субъективистской социологии.

1. Основные методологические традиции в социологии, используемые для исследования коммуникативных процессов: системный метод, социологический эволюционизм, структурно-функциональный анализ, неомарксизм, теория рационального действия, символический интеракционизм, феноменология, социальный конструктивизм.

2. Объективистская социология о социальных коммуникациях.

3. Эволюционистская традиция и современный неоэволюционизм.

4. Технологический детерминизм о коммуникациях в информационном.

5. Футурологические прогнозы и социальная реальность информационного общества

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: