“Если бы саморегулирование было постоянной заботой журналистского сообщества, то сегодня не было бы поводов для таких регуляторов, которые пытаются создать политические силы”.
“Журналист должен думать о саморегулировании не только в смысле защиты от давления государства, но и с точки зрения защиты общества от самого себя и своего сообщества”.
Два суждения из экспертного опроса журналистов – пример попытки понять место и роль саморегулирования профессии. И хотя здесь еще не прочитывается прямой «заказ» профессиональной этике, сам выход профессионалов на идею саморегулирования – свидетельство идентификации своей деятельности как профессии.
Роль кодексов в саморегулировании профессии несомненна – поэтому, в частности, мы отводим теме кодексов отдельную главу нашей монографии. Но «заказ» профессиональной этике в связи с таким признаком профессии, как саморегулирование, к теме кодексов не сводится. И даже выстраивание системы саморегулирования, одним из элементов которой и являются кодексы, само по себе не есть решение профессионально-этической задачи.
Разумеется, очень важно представить эту систему в ее полноте, увидеть, что саморегулирование включает в себя множество институциональных механизмов, являясь системой обеспечения ответственности профессии. В своей работе К.-Ж. Бертран перечисляет свыше 30 различных механизмов. Попытка классифицировать их позволяет выделить три группы. В первую группу входят документы: этические кодексы; внутренние меморандумы; колонки в газете, содержащие письма с критикой в адрес СМИ; публичные заявления; теле- и радиоэфир; информационные бюллетени для читателя о том, что происходит в газете и т.п. Вторую группу составляют люди или группы людей – это штатный критик, этическая комиссия, инструктор по вопросам этики, омбудсмен, бюро жалоб, советы по делам прессы, различные фонды и т.п. Третья группа представляет собой процессы, под которыми понимаются обучающие семинары, опросы, исследования и т.п.. Кроме того, автор предлагает и другую классификацию в зависимости от того, кто участвует в «системе обеспечения ответственности СМИ» (СООС): внутренние СООС (саморегулирование в узком смысле слова), внешние СООС (СМИ можно призывать к ответу и без их согласия) и кооперативные СООС (работники прессы, специалисты и общественность могут работать вместе во имя обеспечения качества).
Несмотря на широкий спектр возможных институциональных механизмов саморегулирования, в нашей отечественной практике саморегулирования наиболее известны: из первой группы – профессионально-этические кодексы, из второй – Большое жюри, а обучающие семинары за редким исключением не понимаются как формы саморегулирования.
Правда, в последние годы в России изучается и получает свое теоретическое развитие такая форма саморегулирования профессии, как медиакритика. А.П. Короченский называет медиакритику такой областью журналистики, которая осуществляет «критическое познание и оценку социально значимых, актуальных культурно-творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства в средствах массовой информации с акцентом на творческую сторону медийного содержания».
Тем не менее и глубокое понимание системы механизмов саморегулирования профессии само по себе еще не является решением профессионально-этической задачи.
Более того, недостаточно просто сказать, что самостоятельное место темы саморегулирования в концепции профессиональной этики связано с тем, что саморегулирование является существенным признаком профессии.
Важно сказать, что эта задача предполагает прежде всего прояснение этического смысла саморегулирования как признака профессии, своеобразной этической экспертизы идеи и практики саморегулирования. Лишь в этом случае можно говорить о саморегулировании профессии в контексте собственно профессиональной этики.
Тезис о необходимости этической экспертизы феномена саморегулирования – концепций и реальной практики – опирается на проведенный нами анализ процесса и результатов заметной актуализации внимания к роли саморегулирования в жизни профессий, проявившейся не столько за пределами России, где саморегулирование профессий – сложившийся и устоявшийся институт, сколько в нашей стране, где пока можно говорить скорее о становлении института саморегулирования профессий и, соответственно, его исследований.
В отечественной литературе феномен саморегулирования как атрибут жизни профессии становится предметом профессионально-этической рефлексии весьма редко. В итоге – свойственная многим работам по конкретным профессиональным этикам невыделенность именно моральных по своей природе ориентиров и регулятивов профессии, в том числе мотивов активизации процессов саморегулирования профессии.
Так ли эта невыделенность значима? На наш взгляд, для современной российской ситуации тема саморегулирования требует сегодня не просто доказательства ее актуальности – как это было еще несколько лет назад, – но и осознания необходимости для профессионалов быть нравственно осторожными в освоении этой темы.
Саморегулирование – итог осознания социальной ответственности профессии. Но ответственность бывает адаптивная (реакция как ответ на ситуацию) и неадаптивная (опережающее действие). Скорее всего, сегодня отечественное профессиональное сообщество журналистов живет по версии адаптивной. Отсюда – необходимость «подстраиваться», «реагировать».
Важно подчеркнуть, что новый контекст проблемы морального выбора – ситуация становления так называемой «управляемой демократии» – может спровоцировать профессионалов и их ассоциации, и не только журналистов, на предпочтение самоцензуры как реакции на давление «сверху», с одной стороны, на своеволие, вседозволенность самих профессионалов – с другой. Причем самоцензуры как следствия страха перед не знающей над собой контроля «снизу» властью, а не саморегулирования, вытекающего из сознания ответственности профессии.
Уже только несомненная неслучайность попытки Индустриального комитета побуждает подвергнуть активно обсуждаемую идею саморегулирования процедуре этической экспертизы, направленной на оценку нравственного потенциала этой идеи. Процедуре анализа и оценки этических оснований этой идеи, актуальной уже потому, что их (не)понимание в практике саморегулирования, в том числе в ряде инициатив по созданию профессиональных кодексов, далеко не всегда соответствует духу профессиональной этики.
Полагаем необходимым выделить три направления этической экспертизы идеи саморегулирования. Во-первых, роль мотивов активизации саморегулирования профессионального «цеха» в обеспечении нравственного потенциала идеи саморегулирования. Во-вторых, критерии этической идентичности профессиональных кодексов. В-третьих, моральные основания деятельности этических комитетов профессиональных ассоциаций.
Учитывая, что ряд параграфов нашей книги специально посвящен таким темам, как кодексы и этические комитеты, остановимся здесь на характеристике роли мотивов активизации саморегулирования профессий в обеспечении нравственного потенциала идеи саморегулирования.
Методом этической экспертизы идеи саморегулирования, материалы которой представлены в этой книги, являются экспертные опросы и модельные семинары по профессиональной этике журналистов. Для нас важно, что эти опросы и семинары фактически были прецедентом экспертной рефлексии, реализуемой самими журналистами.
6. Профессиональное сообщество журналистов. Обоснование необходимости. Оценка современного состояния. «Дух корпорации» и/или «махровый индивидуализм».
Широкая «занятость» термина «корпорация» и при том его «нагруженность» как позитивными, так и негативными коннотациями требуют уже в начале параграфа из известного множества вариантов применения понятия «корпорация» выделить то значение, которое вынесено в заглавие параграфа, обращаясь к иным вариантам лишь по мере необходимости – в случае пересечения значений.
Исторический синоним «профессиональной корпорации» – «цех», «гильдия». В современном языке ближайший синоним термина «профессиональная корпорация» – «профессиональное сообщество». Их объединяет феномен общности, а различает – степень, организованности, наличие инфраструктуры, оформленность «правил игры» и т.п. Обычно различают как «незримые колледжи», так и реальные организованные профессиональные ассоциации. Но и в том, и в другом случае профессиональное сообщество выступает референтной группой в вопросах профессиональной этики, тем более, что профессионалов объединяет и сходство судеб, и профессиональная культура, а чувство принадлежности к профессиональному сообществу – важный критерий профессиональной идентичности. Среди критериев сформированности профессионального сообщества, предложенных У. Гудом, – схожая самоидентификация, общие ценности.
Характерный момент: рассуждая о профессии как общности, «незримом колледже», уместно иметь в виду (а) не только «ныне здравствующих» профессионалов, но и заслуженных, знаменитых профессионалов прошлых лет, и (б) не только уже вошедших в общность, но и тех, кто намеревается в нее включиться. Для последних «вопрос “кем быть?” – это и вопрос “с кем быть”, а не просто “что делать?”». Сравним: в числе критериев, выделенных Гудом, – профессиональное сообщество, хотя и не порождает следующее поколение биологически, осуществляет это социально.
Важное условие понимания духа и правил игры – ориентирующих и регулирующих профессиональные сообщества и их членов – рассмотрение их в общем контексте корпоративности как социального института.
Отдавая себе отчет в том, что для «игры по правилам» профессиональной корпорации журналистов нужны, как минимум, по тем же правилам играющие партнеры – власть и гражданское общество в целом, мы все же сформулировали ряд тезисов, приложение которых к жизни профессионального сообщества, возможно, позволит ему с большей определенностью отнестись к процессу становления журналистской корпорации.
Учитывая и скептицизм многих журналистов в отношении «духа корпорации», и то, что выше мы обстоятельно говорили о противоречивости феномена корпоративизма (в том числе: при определенных условиях корпоративизм способен ограничивать личную свободу корпоранта и обострить конкурентную борьбу журналистов – уже не на открытом информационном рынке, а внутри профессиональной ассоциации или компании, где коммерческие калькуляции смогли взять верх над духом корпоративности; корпоративизм провоцирует приспособленчество, «прокрустизацию» творческой индивидуальности журналиста – нередко в подобных ситуациях мы имеем дело просто со «спайкой», групповщиной, слегка прикрытой словесами относительно сплоченности и солидарности), здесь мы намеренно выделяем позитивные тезисы.
*Сосредоточение внимания именно на «духе» профессиональной корпорации соответствует необходимости противостоять весьма распространенным концепциям «экономического империализма», сводящего целе- и ценностную рациональность поведения человека и деятельности профессионального сообщества к роли «возмущающего фактора», который «приходится учитывать» в экономических сценариях, к представлениям об «очевидности» доминирования бытийных критериев успешности ассоциаций и организаций. Необходимо преодоление гравитации объективистского подхода, исходящего из «очевидного» приоритета «материалистического измерения», развитие подхода к проблеме соотношения объективной и субъективной сторон жизни общества и его институций с позиций принципа взаимодополнительности.
Мы поддерживаем гипотезу о решающей роли культурно-нравственных характеристик в процессе становления и развития социальных институтов. Речь идет о таком понимании, согласно которому ценностные характеристики не просто «сопровождают» объективные изменения, «подытоживают» их, но выполняют лидирующую функцию, мотивируя и ориентируя данный процесс. «Базис» и «надстройка» меняют здесь привычную конфигурацию и моральный индикатор выступает скорее предпосылкой, чем следствием материальных индикаторов.
* Современное общество не может не быть корпоративным. Вопрос лишь в принятии или отторжении корпорациями «морального измерения». Наша страна только начала продвигаться в направлении к независимым, добровольным профессиональным сообществам-корпорациям, поэтому состояние корпоративного духа как «клея» сообщества и рычага его обновления может быть понято лишь в цивилизационной перспективе с максимальным учетом национальной специфики.
Исходный тезис такого «апологетического прогноза» заключается в осознании назначения этики высоких профессий. Ее суть – выражение коренных интересов двух взаимодействующих сторон. С одной стороны – защита интересов ассоциированных членов корпорации (не они принадлежат корпорации, а, напротив, она им принадлежит), защита их социального и профессионального статусов, свободы и достоинства. С другой стороны, не менее важно и обеспечение заинтересованности всего общества в наиболее эффективном осуществлении корпорацией своей социальной миссии.
* Позитивный потенциал корпоративного духа заключен в способности обеспечить удовлетворение материальных и социальных интересов журналистов и, главным образом, их профессиональную свободу именно за счет включенности отдельных лиц и малых групп в «большую корпорацию», обладающую возможностями смягчить давление государственно-бюрократических и финансовых структур, жесткость профессиональной конкуренции на информационном рынке.
* Позитивный потенциал корпоративизма выявляется не сам по себе, в виде некоего гарантированного итога, а лишь в результате преодоления профессиональным сообществом мучительных нравственных противоречий, возникающих как «плата» за защищенность статуса, за то, что критерием профессионального успеха становится обретение влияния и/или денежных средств. Применительно к журналистскому сообществу – за признание приоритетности принципа объективности информации над политико-идеологическими пристрастиями журналиста.
* Позитивный потенциал корпоративного духа реализуется через права корпоранта на свободный «вход» в корпорацию и, соответственно, на такой же «выход» из нее, на моральное равенство членов корпорации, на достижительную ориентацию (корпорация – не убежище для «убогих и сирых»). Он осуществляется через притязательное право требовать от других, а не только от самого себя, руководствоваться правилами честной игры.
* Позитивный потенциал корпоративности осуществляется через неформальное общение и санкции, которые в профессионально-нравственном кодексе должны быть вероятностными (могут осуществляться, но могут и не произойти) и неопределенными по объему. Такие санкции-реакции корпорантов предполагают свободу выбора в ситуации конфликта не только между добром и злом, соответствием или несоответствием нормам, между добром и наименьшим злом, но и между положительными нравственными ценностями, особенно – в различных контекстах культурных значений, например, в культурах достоинства и стыда и т.п. Так возникает моральная ответственность самого профессионала, за которого никто не в силах совершить выбор, не покушаясь при этом на его нравственную свободу.
7. Кодекс профессиональной этики журналиста: инструкция или ориентир в профессиональной деятельности? (Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок / Монография / Тюмень: НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2005, с. 222).
Профессионально-этические кодексы:
кредо и нормы, запреты и побуждения