Творческий путь Людвига ван Бетховена




1. Годы жизни. 1770 – 1827.

2. Значение творчества композитора в истории музыки.

Бетховен — гениальный композитор, один из триады композиторов «Венской классической школы», один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, но самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии.

3. Общий характер музыки. О Бетховене обычно говорят как о композиторе, который, с одной стороны, завершает классицизм в музыке, с другой – открывает дорогу романтизму. Вместе с тем, музыка Бетховена неразрывно связана с немецкой культурой. В ней бесспорно влияние философской лирики И.С.Баха, торжественно-героических образов генделевских ораторий, опер Глюка, произведений Гайдна и Моцарта. Многие темы бетховенских сочинений близки песням и гимнам Французской революции.

4. Место рождения, родители и годы детства. Родился в декабре 1770 года в немецком городе Бонне в семье музыкантов. Детство омрачено болезнью отца (алкоголизм), который относился к рано обнаружившемуся дарованию сына как к новому источнику дохода и побоями, принуждениями заставлял четырехлетнего ребенка часами просиживать за фортепиано. Несмотря на хаотичность в обучении к 12 годам Бетховен легко читал с листа и свободно играл на клавире, скрипке и органе.

5. Образование. Общее образование ограничено начальными классами. Широкого интеллектуального развития впоследствии достиг упорным трудом. Подлинным наставником Бетховена стал директор придворной капеллы Христиан Готлоб Нефе, под чьим руководством он изучал гармонию, контрапункт, игру на органе.

6. Периодизация творчества. Творчество Бетховена можно разделить на четыре периода:

1. 1782 – 1792 – боннский период;

2. 1792 – 1802 – первый венский период;

3. 1803 – 1812 – период зрелого творчества;

4. 1812 – 1827 – годы кризиса. Последний период творчества;

7. Краткая характеристика периодов по следующим пунктам:

1. 1782 – 1792 – боннский период:

¾ Где проживал, служил;

Живет в Бонне. В 13 лет вынужден работать: помощник органиста. Постепенно стал заметной фигурой в городе и часто играл в домах местных аристократов. Его игру отличала страстность, неистощимая фантазия и драматизм импровизаций. Мечтал о занятиях с Моцартом и в 1787 году ездил в Вену. Моцарт, прослушав его игру, сказал: «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить». Но весть о смертельной болезни матери вынудило Бетховена вернуться в Бонн.

В 18 лет стал главой семьи. Ему пришлось добиваться у курфюрста права опеки над жалованьем своего совсем опустившегося отца и на него легла ответственность за воспитание и поведение младших братьев. Брал дополнительные работы и уроки, следил за хозяйством в семье. Переболел оспой.

¾ Окружение;

Большое участие в судьбе молодого Бетховена приняла Елена фон Брейнинг. Ее дети подружились с юношей. В их кругу он находил сочувствие своим творческим устремлениям и нравственную опору. Не без их влияния, Бетховен в 1789 году поступил вольнослушателем философского факультета Боннского университета. В 1792 году в Бонне проездом был Й.Гайдн, прослушав сочинения Бетховена, он рекомендовал ему ехать в Вену и обещал свою помощь.

¾ Творчество, сочинения;

К 20-ти годам Бетховен написал около 50 произведений, в которых обозначилось центральное направление творческой мысли, преобладают устремленность, энергия, драматизм; тяготение к инструментальной музыке. Сложились основы мировоззрения.

2. 1792 – 1802 – первый венский период:

¾ Где проживал;

Осенью 1792 года Бетховен приехал в Вену. Первые несколько лет были лучшей порой его жизни: блестящие триумфы пианиста в венских салонах. Вокруг его имени разгорается ожесточенная полемика. Одни принимают восторженно, другие с яростью отвергают. Но количество приверженцев растет. На Бетховена обрушивается несчастья – его поражает глухота (первые признаки – 26 лет, вскоре стала очевидной неотвратимость потери слуха). Трагедия обострилась разочарованием в любви (несостоявшийся брак с Джульеттой Гвиччарди). Крушение мечты привели к мысли о самоубийстве, но композитор справился с искушением. Некоторое время жил и проходил курс лечения в предместье Вены Гейлигенштадте.

¾ Творчество;

Скоро занял одно из первых мест среди виртуозов Вены. Характер его игры был новым. Отбросил изысканно грациозную манеру и создал стиль большой эстрады, монументальный и героический, обращенный к массам людей. Узаконил право художника на полную свободу выражения личных чувств.

¾ Окружение;

Для укрепления своей композиторской техники занимался с несколькими педагогами: Гайдном (не было полного взаимопонимания), Шенком (до 1794г.), ученым-теоретиком Альбрехтсбергером (1.5 года изучал курс контрапункта, чуждость натур), Сальери (итальянскому вокальному стилю).

¾ Сочинения.

Занятия с педагогами сразу дали результаты. Среди десятков сочинений, созданных в этот период (1795 – 1802) 19 фп. сонат, три фп. Концерта, 2 симфонии, 6 струнных квартетов ор.18 и др. Сочинения 1800-03 годов отразили все, что переживал в эти годы Бетховен: мрачную подавленность, пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя и тишины, жажду жизни. Это Третий фп. концерт, сонаты ор.26 с похоронным маршем, Лунная соната, соната ре минор ор.31, Крейцерова соната для скрипки и фп. и др. Страдание человека сделалось источником силы музыканта. Вершиной творчества этого периода стала Третья симфония «Героическая».

3. 1803 – 1812 – период зрелого творчества:

¾ Творчество;

Время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными идеям Французской революции. Отныне его творчество пронизывают идеи героической борьбы, которая прекрасна напряжением воли и радостью достижений. Эти идеи воплотились в 3-й и Пятой симфониях, в опере «Фиделио», в музыке к трагедии И. В. Гете «Эгмонт», в Сонате – № 23 («Аппассионате»).

¾ Сочинения.

Всего композитором в эти годы было создано: шесть симфоний (с № 3 по № 8), квартеты №№ 7-11 и другие камерные ансамбли, опера «Фиделио», 4 и 5 фортепианные концерты, Скрипичный концерт, а также Тройной концерт для скрипки, виолончели и ф-но с орк..

4. 1812 – 1827 – годы кризиса. Последний период творчества:

Бетховен отдал дань победному ликованию над поверженными войсками Наполеона, создав симфоническую фантазию «Битва при Виттории» и кантату «Счастливое мгновение», премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813–17 годов отразились мучительные поиски новых путей: написаны виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, первый в истории жанра вокальный цикл «К далекой возлюбленной» (1815). Стиль этих сочинений – экспериментальный, со множеством гениальных находок.

Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено личными невзгодами и потрясениями. Глухота композитора стала полной; с 1818 года он был вынужден пользоваться «разговорными тетрадями». Потеряв надежду на личное счастье, Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял Бетховену много огорчений.

К позднему периоду относятся 5 последних фортепианных сонат (№№28-32), 5 последних квартетов (№№ 12-16), «33 вариации на вальс Диабелли», фортепианные Багатели ор. 126, две сонаты для виолончели ор.102, фуга для струнного квартета. Все эти сочинения отличаются от всего предыдущего, что позволяет говорить о стиле позднего Бетховена. Центральная для Бетховена идея борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли.

В 1823 г. Бетховен закончил «Торжественную мессу», которую сам считал своим величайшим произведением. В 1824 г. в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в котором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова «Оды к радости» Ф. Шиллера. Девятая симфония с ее финальным призывом – «Обнимитесь, миллионы»! – стала идейным завещанием композитора человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв.

8. Год смерти, где умер и где покоится прах.

Бетховен умер 26 марта 1827 года в Вене после нескольких месяцев тяжелой болезни, спровоцированной простудой. Похоронен в Вене на центральном кладбище.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: