Теоретическое осмысление и эмпирические исследования самоубийства в социологии и других науках




Сложность и многогранность феномена самоубийства обуславливает разнообразие подходов к его объяснению. Эти подходы представлены в различных областях научного знания; они отражают разные аспекты данного феномена; на их основе сложились концептуальные модели (теории), объясняющие природу и факторы самоубийства.

Первыми феноменом самоубийства заинтересовались философы. Для философов вопрос о жизни и смерти является одним из ключевых вопросов бытия. Феномен самоубийства рассматривается ими в контексте свободы выбора, смысла жизни и т.п. Античные философы считали возможность лишения себя жизни высшим проявлением свободы выбора человека перед лицом трудных жизненных обстоятельств.

В XX в. наиболее известным представителем философского направления в осмыслении самоубийства является французский философ и писатель Альбер Камю. В своем эссе «Миф о Сизифе», он писал, что «есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии» [12. С. 4]. Вероятно, говоря о самоубийстве, А. Камю имел в виду связанную с ним проблему ценности жизни - действительно основополагающий вопрос философии: «Мне известны и те [люди], кто, как ни странно, готовы покончить с собой ради идей или иллюзий, служащих основанием их жизни (то, что называется причиной жизни, оказывается одновременно и превосходной причиной смерти). Поэтому вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов» [12. С. 7].

Рассматривая причины самоубийства, А. Камю писал: «Причин для самоубийства много, и самые очевидные из них, как правило, не самые действенные» [12. С. 4]. К основным причинам, из-за которых человек может добровольно отказаться от жизни, французский философ относил: признание человеком своей ничтожности перед миром, отсутствие причины для продолжения жизни, «понимание бессмысленности повседневной суеты», скуку и «согласие с собственными пределами» [12. С. 54-55].

Среди отечественных ученых ярким представителем этого направления в осмыслении самоубийства является религиозный философ XX века Николай Бердяев. В рамках рассматриваемой проблемы представляет интерес его этюд «О самоубийстве», который был написан как реакция на суицидальные настроения в среде русской эмиграции: «Вопрос о самоубийстве - один из самых беспокойных и мучительных в русской эмиграции. Очень много русских кончают жизнь самоубийством. Многие, если еще и не решались убить себя, то носят в себе мысль о самоубийстве» [23. С. 3]. К основным причинам самоубийства русских эмигрантов Н. Бердяев относил: отсутствие смысла жизни, оторванность от родины, резкое изменение социального статуса, а также одиночество, нужду, болезни. Основной же причиной совершения самоубийств он считал потерю веры: «Самоубийство по природе своей есть отрицание трех высших христианских добродетелей - веры, надежды и любви, Самоубийца есть человек, потерявший веру» [23. С. 4]. Н. Бердяев считал, что совершая самоубийство, человек отрекается от Бога, для самоубийцы Бог перестает быть силой, которая управляет жизнью, то есть человек считает себя единственным хозяином жизни и смерти [23. С. 78].

Переходя от свободы выбора и смысла жизни, которые волновали философов, психологи пытались понять, связаны ли попытки совершения самоубийства с психическими расстройствами и отклонениями. В рамках данного направления получила широкое распространение концепция самоубийства, предложенная Зигмундом Фрейдом.

27 апреля 1910 г. на заседании Венского психоаналитического общества состоялась дискуссия на тему «Самоубийство у детей». З. Фрейд говорил, что, хоть о самоубийстве известно мало, но оно действительно является отрицанием жизни из-за страстного желания самой смерти. Данное замечание предвещало появление более позднего представления З. Фрейда о существовании инстинкта смерти.

Концепция самоубийства была изложена Фрейдом в его работе «Печаль и меланхолия» впервые опубликованной в 1917 г. Согласно Фрейду, есть два вида влечений: один из них - инстинкт жизни, Эрос, другой - это влечение к смерти, разрушению и агрессии, Танатос. Для Фрейда смерть является чем-то большим, чем просто событие телесной жизни. Смерть бывает желаема. Существуют постоянные колебания между силой этих двух противоположных инстинктов. Эрос со временем стареет, вечный же Танатос остается в высшей степени напористым «до самого конца, на всем протяжении жизни человека, достигая своей цели лишь приводя его к смерти» [17. C. 44-54].

Суицид и убийство представляют собой проявление импульсивно разрушительного влияния Танатоса. Оба явления относятся к агрессии, только убийство направленно на других, а суицид направлен на себя. Фрейд подчеркнул, что убийство и суицид не должны быть оправданы и эти явления должны быть предотвращены потому, что суицид также является убийством, но наизнанку. Иными словами, самоубийство – это особое проявление внешней агрессии, искаженная реализация желания убить кого-либо другого. З. Фрейд считал, что самоубийство начинается с пожелания смерти другому человеку, которое затем меняет свое направление, обращаясь на идентификацию внутри своего Я [26. С. 77]. Кроме этого, отец психоанализа описывал в своих работах основные причины самоубийства, к которым относил: чувство вины за пожелания смерти другим людям, утрату удовлетворения, акт мести, бегство от унижения, крик о помощи, проявление сексуальности [26. С. 40-43]. Глубинные корни самоубийства он видел в садизме и мазохизме. По З. Фрейду, все формы человеческого поведения, в конечном счете, обусловливаются потребностью удовлетворения инстинктивных влечений.

Основными представителями психоаналитического подхода к пониманию самоубийства, помимо З. Фрейда, являются А. Адлер, Р. Литман, К. Меннингер. Проблемы самоубийства рассматриваются и представителями когнитивной перспективы в психологии. В рамках данной перспективы оно понимается как попытка решения проблемы и как следствие безнадежности и неупорядоченности мышления. Авторами когнитивных теорий являются Н. Фарбероу, Э. Шнейдман, Р. Смит, Э. Тан, А. Бек и другие.

Норман Фарбероу считается основателем современной суицидологии. Его совместная работа с Эдвином Шнейдманом «Крик о помощи», посвящена людям, страдающим от одиночества, ведь именно одиночество авторы считали основной причиной суицидального поведения. Изучая личностные причины самоубийств у пациентов психиатрических стационаров, Норман Фарбероу выделил четыре основные группы самоубийств:

1. Суицид для обретения лучшей жизни;

2. Самоубийство в результате заболевания психозом;

3. Самоубийство как акт мести любимому;

4. Суицид как избавление от страданий.

Н. Фарбероу также выделил и описал понятие «непрямое саморазрушение», к которому он отнес курение, алкоголизм, наркоманию, делинквентное поведение, склонность к риску, азартность. Воздействие «непрямого саморазрушения» может привести к смерти человека. Такой подход позволил рассматривать в рамках суицидологии не только завершенные самоубийства, но и другие формы саморазрушающего поведения.

Другой американский психолог Эдвин Шнейдман также является одним из создателей современной теории суицида. Он рассматривает самоубийство как преднамеренную смерть - акт лишения себя жизни, при котором человек действует намеренно, целенаправленно и сознательно. Э. Шнейдман дал описания четырех типов людей, намеренно стремящихся положить конец своему существованию: искатели смерти, инициаторы смерти, отрицатели смерти и игроки со смертью. Он также выделил особую, суицидоподобную категорию, названную им «непреднамеренная смерть», при которой человек играет косвенную, скрытую, отчетливо не выраженную или бессознательную роль в своей собственной смерти. Причиной суицида, по мнению Э. Шнейдмана, выступают конфликты, СПИД или рак, отсутствие оптимизма, депрессивное состояние. В группу риска входят люди, неадекватно реагирующие на неудачи в любовных, супружеских делах, имеющие такие личностные характеристики как импульсивность, психическая неустойчивость, болезненное самолюбие [39. C. 158].

В целом все представители психологии, каких бы взглядов они ни придерживались, рассматривают самоубийство как индивидуальный поведенческий акт. Первым, кто отказался от изучения самоубийства на индивидуальном уровне и стал рассматривать его как социальный феномен, был Э. Дюркгейм. Французский социолог заявил: тот факт, что люди с психическими отклонениями имеют больше шансов совершить самоубийство, не является ключевым для понимания данного явления, хоть и не опровергал его. Он проследил корреляции между частотой самоубийств, с одной стороны, и психическими отклонениями (как наследственными, так и приобретенными) и склонностью людей к подражанию, с другой, и не нашел их существенными. Гораздо более важным был факт влияния общества на индивида. Как и другие виды отклоняющегося поведения, самоубийство свидетельствует о глубоких противоречиях во взаимоотношениях индивида и общества.

В своей работе «Самоубийство: социологический этюд», Дюркгейм утверждал, что самоубийство, которое в то время считалось чисто личностным феноменом, должно быть объяснено как реакция человека на особенности того мира или общества, в котором он живет. Частоту саморазрушения личности можно связать с определенными социальными условиями. Так, Э. Дюркгейм установил взаимосвязь самоубийства - поступка конкретного индивида - с тем окружением, в котором он существует.

Французский социолог рассматривает общее число самоубийств, совершенных данным обществом в данный промежуток времени как социальный факт. Для характеристики самоубийства как социального факта (или социального явления) он использует такие количественные показатели, как процент (коэффициент) смертности-самоубийства, его структура и динамика. Так, Э. Дюркгейм установил, что:

l коэффициенты совершения самоубийств среди протестантов выше, чем среди католиков, в некоторых случаях в два-три раза;

l коэффициенты совершения самоубийств в весенне-летний период выше, чем в осенне-зимний;

l коэффициенты совершения самоубийств в городах выше, чем в сельской местности;

l коэффициенты совершения самоубийств среди одиноких и разведенных выше, чем среди лиц, состоящих в браке;

l применительно к лицам, состоящим в браке, коэффициент совершения самоубийств выше среди лиц, не имеющих детей [7. C. 200].

Однако, как подчеркивает французский социолог, эти факторы не являются причинами самоубийства. Для того чтобы установить причину, необходимо «выделить» постоянно действующую ситуацию, связанную со всеми этими факторами, которая имеет отношение к статистике самоубийств и является способствующим им или сдерживающим их фактором. Э. Дюркгейм выдвигает гипотезу о том, что такой имеющей отношение к статистике самоубийств ситуацией является степень социальной солидарности (сплоченности). Католики как социальная группа теснее связаны друг с другом и более сплочены, чем протестанты. Состояние в браке, наличие детей и проживание в сельской местности также способствует более тесной интеграции, предохраняет индивида от возникновения у него чувства изолированности. Анализ коэффициентов совершения самоубийств по отдельным временам года также показывает, что на них влияют не климат или температура как таковые, а то, что с наступлением весны и лета, удлинением светового дня социальная жизнь становится более интенсивной. Это может усугубить уже имеющееся у некоторых индивидов чувство изоляции от общества: человек, испытывающий это чувство, ощущает свою изолированность более глубоко, если он находится в центре города, а не в каком-нибудь малонаселенном районе.

Причинами самоубийства являются не погода, религия, место жительства или семейное положение как таковые. Все эти переменные также в высшей степени коррелируют с фактом наличия или отсутствия условий, способствующих социальной интеграции. Поэтому, заключает Э. Дюркгейм, коэффициент совершения самоубийства меняется вместе с изменением степени социальной сплоченности.

Таким образом, Э. Дюркгейм является автором не только первой социологической теории самоубийства. Им было проведено первое социологическое эмпирическое исследование данного феномена.

В ХХ в. именно социологический подход к пониманию и исследованию самоубийства оказывает наибольшее влияние на ученых, которые работают в данной области [7. C. 275].

В отечественной литературе широкое признание получила теоретическая концепция самоубийства А. Г. Амбрумовой, которая считает, что изучение самоубийств с медицинской точки зрения невозможно, этот феномен нужно рассматривать, обращая внимание на социальную среду, где существует индивид. Она считает, что общей предпосылкой суицидального поведения является социально-психологическая дезадаптация личности. Вторичной предпосылкой является конфликт между актуальной потребностью и тенденцией, препятствующей ее удовлетворению [1. C. 97].

Конфликтная ситуация чаще возникает не по объективным причинам, а в связи с завышенными требованиями, претензиями на лучшее, которые невозможно воплотить в жизнь по объективным причинам: недостаток образования, злоупотребление алкоголем и наркотическими средствами и т.п. А. Г. Амбрумова считает, что необходимо рассматривать самоубийства не только в общем, но и обращает внимание на конкретные случаи, мотивы и личность самоубийц. Общество динамично и быстро развивается, но при этом не способно дать жизненных ориентиров для дальнейшего существования личности, поэтому возникает конфликт между желаниями и возможностями, по данной причине и нужно рассматривать конкретные случаи самоубийств, после чего в совокупности они дают информацию об общих тенденциях и конфликтах [22. C. 164].

В целом, во второй половине XX века в социологии самоубийства начинают преобладать, так называемые, объяснительные теории – концептуальные модели, построенные на основе метода индукции. Данные теории являются результатом теоретического осмысления эмпирических данных, полученных в результате исследования состояния и динамики самоубийства, а также порождающих его факторов в конкретной стране, регионе или городе [41. C. 145-157].

С. Г. Смидович считает, что самоубийство - это крайняя форма социальной патологии. На основании анализа статистики самоубийств, он делает вывод о том, что самоубийство выступает в качестве индикатора состояния общества. Еще он делает вывод о том, что уровень самоубийств, примерно, в три раза выше, чем уровень убийств. Мужчины прибегают к самоубийству в три раза чаще, чем женщины. К тем же выводам пришла и Е. С. Ушакова, когда рассматривала суицидальные риски в 2008 г. [36].

В рамках нашего исследования интересно то, что С. Г. Смидович, рассматривая территориальную динамику самоубийств, выделяет два типа распространения самоубийств: азиатский и европейский. В азиатских странах самоубийства чаще встречаются среди сельских жителей, а в европейских – среди городского населения, это свидетельствует о неоднородности социальных и экономических условий совершения самоубийств. Самоубийства могут быть индикаторами степени благополучия социальной и экономической ситуации в отдельно взятых городах. В своей статье С. Г. Смидович использует статистические данные по самоубийству с 1975 г. по 1985 г. [14. С. 62].

А. А. Давыдов делает акцент на рассмотрении соотношения завершенных самоубийств среди мужчин и женщин. Он утверждает, что каждое отдельно взятое общество является системой, а, значит, есть количественные показатели его строения и функционирования. Одним из показателей данного исследования выступает «золотое сечение», которое выражает оптимальное равновесие между частями и целым. Числа ряда «золотого сечения» сравнивались с индексом сверхсуицидальности мужчин, то есть числа мужчин-самоубийц приходящиеся на одну лишившую себя жизни женщину. «Золотое сечение представляет собой отношение, возникающее при делении отрезка на две неравные части таким образом, что большая часть относится к меньшей так, как весь отрезок к этой большей части» [5. C. 17]. Можно сделать вывод, что чем больше интервал, в который попадает соотношение, тем хуже ситуация в стране и, наоборот, чем показатель ниже, тем больше возможности общества удовлетворить потребности в самореализации мужчин.

И. Б. Орлова утверждает, что крайняя степень дезадаптации и утраты социальных связей являются состояниями, приводящими к самоубийству. Культурно-исторические и религиозные особенности оказывают косвенное влияние на изменение количества самоубийств, отмечает автор. Главными причинами признаются социально-психологические: утрата социальных связей, депрессия, фрустрация, алкоголизм, потеря перспективы, семейные неурядицы и т.д. Отмечаются характерные черты, присущие только России, основной из них, если говорить терминологий Э. Дюркгейма, является аномический характер суицидальных актов, увеличение суицидальных актов связано с ценностно-нормативным кризисом в обществе. Орлова сделала вывод о том, что российское общество само воспроизводит саморазрушительное поведение [68].

Наибольшее количество эмпирических исследований самоубийства провёл В. Ф. Войцех. Он изучал такие вопросы, как нарушения адаптации и суицидальное поведение молодёжи; факторы риска повторных суицидальных актов в случае незавершённых самоубийств; суицидальные отравления и динамика суицидов в регионах России. В. Ф. Войцех выделяет несколько факторов суицида: возрастные особенности, половые различия, психические заболевания, биологические и социальные факторы, влияние окружающей среды и факторы, связанные с историей жизни индивида. К факторам риска учёный относит психосоциальные стрессы, распад семьи, депрессию, одиночество, алкоголизм, социальный статус, факт суицида кого-либо из близких людей, расстройство личности, а также отмечается двойственная функция семьи. Накладывает свой отпечаток на личность момент, когда суицидальные попытки неоднократны. Каждая последующая попытка более опасна, чем предыдущая, самоповреждения становятся более серьёзными, с каждой новой попыткой желающий совершить самоубийство более тщательно продумывает процесс суицидального акта и оставляет всё меньше возможностей на спасение с каждой последующей попыткой [2. C. 35].

В. Ф. Войцех делает следующие выводы в отношении суицидального поведения молодежи: в отношении подростков к самоубийству нет гендерных различий; при опросе о возможности самоубийства, они представляют конкретную жизненную ситуацию; количество самоубийств зависит от социальной среды. Изучая динамику самоубийств в России, ученый приходит к выводу о том, что среди способов самоубийств доминируют повешение и отравление; в сельской местности уровень суицидов выше, чем в городе.

В. А. Розанов говорит, что склонность к самоубийству складывается из трёх параметров измерения:

· социум (особое внимание ученый уделяет микросоциуму);

· индивидуум и личность (в особенности психические характеристики, склонности);

· биологические предрасположенности личности (психофизические данные, темперамент, нейробиологические механизмы и лежащие в их основе генетические факторы) [31. C. 25].

Также большое внимание ученый уделяет возможности генетической обусловленности суицидального поведения. Говорится о том, что совокупность определенных неблагоприятных генов может вызвать предрасположенность к самоубийству, но данное предположение на данный момент не имеет под собой убедительной исследовательской базы.

Общим для российских ученых является то, что они проводят исследования, классифицируют причины и основные особенности самоубийств, однако в результате нет полной картины данного явления, мы можем анализировать только отдельные исследования, не сведенные в общую систему изучения проблемы самоубийства [18. C. 74].

В настоящее время происходит отказ от нескольких положений выдвинутых Э. Дюркгеймом и П. Сорокиным, к примеру, часто оспаривается возможность такого вида самоубийств как альтруистический вид, так как не все ученые признают эти факты самоубийствами. Также ставится вопрос о возможности генетически обусловленной склонности к суициду, находятся примеры того, что сельские жители более склонны к совершению суицидов, чем городское население. Совокупность множества причин совершения самоубийства не позволяет выделить ученым одной основной причины самоубийства населения [46. C. 104-167].

В современных концепциях психологического характера чаще стали рассматриваться социальные аспекты явления самоубийства. Исходя из того, что человек – это существо одновременно биологическое и социальные, на которое оказывают свое влияние социальные, экономические, культурные и другие факторы, нельзя рассматривать суицидальную активность сугубо с медицинской или психологической точки зрения.

Проблема самоубийства является общемировой. Современные зарубежные специалисты, исследуя проблему самоубийства, делают попытки разобраться с этим сложным явлением. В поле их зрении находится зависимость изменения числа самоубийств от пола, религии, образования, семьи и других факторов, влияющих на людей. Также они пытаются определить основную причину самоубийств и способы повлиять на их количество.

Такие ученые, как Р. Ф. Валойс, К. Зюллиг, С. Хабнер и Д. Ванзер изучали связь между удовлетворённостью жизнью и самоубийствами среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет в связи с увеличением самоубийств среди подростков. Учёные говорят о том, что в последние годы в США самоубийства стоят на третьем месте среди причин смерти людей в возрасте от 14 до 18 лет [15. C. 201]. Результаты исследования показывают, что необходимы специальные программы по предотвращению самоубийств, которыми должны пользоваться государственные школы. В этих программах должна наблюдаться связь трёх элементов: первый состоит из разработки программ оказания помощи сверстниками, взаимодействия семьи и школы, создания команд профилактики; второй характеризуется оценкой риска самоубийств, обеспечением безопасности учащихся; третий – если самоубийство произошло, требуется максимально уменьшить вероятность и возможность подражания среди сверстников. «Это исследование показало значимые, надежные отношения между воспринимаемой неудовлетворённостью жизнью и самооценкой, нарушениями психического здоровья, мыслями о самоубийстве, суицидальным поведением. В свою очередь, эффективные программы профилактики самоубийств должны быть построены достаточно, чтобы обеспечить школы специалистами с руководящими принципами, которым необходимо следовать при рассмотрении этого вопроса, но достаточно гибкими, чтобы обеспечить надлежащее обращение с уникальной ситуацией» [8. C. 99].

Ученые говорят о необходимости отслеживания и предотвращения суицидального поведения ещё в период школьного возраста и о необходимости появления квалифицированных специалистов, способных справиться с нестандартной ситуацией и помочь преодолеть трудности.

М. Х. де Гроот и Й. Неелеман в своей статье «Суицидальность: расстройство, не признающее границ» говорят о том, что существует риск самоубийства при некоторых личностных характеристиках, таких как невротизм и импульсивность, они проявляют себя при определенных ситуациях. На возникновение суицидального поведения могут повлиять имитация и межличностный перенос. У человека, который желает совершить самоубийство, может наблюдаться желание любыми способами постараться ускорить разрешение конфликта. К факторам, которые усугубляют ситуацию, авторы статьи относят резкие социальные изменения, освещение суицидальной активности в СМИ, доступность большинства эффективных средств для совершения самоубийства, низкий уровень интеллектуального развития, низкий социально-экономический статус и т.п. Только социальные контакты, которые имеет индивид, играют защитную роль от совершения самоубийства [24].

Другой нидерландский ученый Г. М. Ван Прааг говорит о нераскрытой роли антидепрессантов. Депрессия считается одной из причин совершения самоубийства, но в последние двадцать лет растет применение антидепрессантов, а частота суицидальных проявлений сохраняется и даже наблюдается рост количества суицидальных попыток в отдельных территориях. Этот вопрос остается мало изученным и мало раскрытым, но это не уменьшает его актуальности. Он актуален не только для Нидерландов, но и для других стран, в числе которых находится и Россия. Значимость данной концепции заключается в том, что определенное лечение депрессии может уменьшить количество самоубийств [6. C. 50].

Рассмотрев несколько зарубежных работ, посвященных исследованию самоубийства, можно отметить, что зарубежных авторов волнует взаимосвязь семьи и учебных заведений различного профиля с явлением самоубийства, считается, что именно на уровне учебных заведений должны создаваться специальные программы по предотвращению самоубийства, что, возможно, уменьшит их количество. В центре внимания остаются социальные проблемы, а именно – проблемы взаимодействия [20. C. 97].

Среди особенностей зарубежных исследований самоубийства можно назвать их направленность на макроуровень. Так, ученые сравнивают распределение самоубийств на территории нескольких стран одновременно, к примеру, Франция и США, так как у них схожее территориальное деление [19. C. 122].

Многие результаты и выводы различных исследований самоубийства совпадают между собой. Например, выводы о связи пола и возраста с изменением количества самоубийств. Ученые не ставят перед собой задачи построения теоретических моделей суицидального поведения, проводят одиночные исследования, которые были направлены на получение эмпирических данных о самоубийствах. На основании результатов эмпирического исследования делаются выводы по каждому конкретному показателю, который влияет на изменение количества самоубийств. В их исследованиях говорится о том, что вероятность летального исхода самоубийства выше у мужской части населения мира, нежели у женской. При этом данный результат достигается разными методами исследования, что доказывает его неопровержимость. Разница между зарубежными и отечественными исследователями состоит лишь в направленности изучения самоубийства и применении результатов исследований.

Таким образом, теоретическое осмысление проблемы самоубийства осуществлялось в рамках различных наук: философии, психологии, медицины (психиатрии), социологии. В истории науки сложилось несколько подходов к пониманию природы и факторов самоубийства: философский, медико-биологический, психологический, социологический. Однако осознание сложности суицидального поведения, а также ограниченности каждого, отдельно взятого, подхода, привело к созданию во второй половине XX века такой области научного знания, как суицидология. Появление суицидологии, аккумулировавшей весь диапазон проявлений суицидального поведения, способствовало формированию комплексного подхода, который подразумевает привлечение для всестороннего изучения суицидального поведения специалистов разного профиля: психиатров, психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников и других. Суицидология исследует причины самоубийства, разрабатывает пути их превенции, методы диагностики суицидального поведения, направления помощи суицидентам и другие аспекты данного феномена и позволяет выявить индивидов и группы, особо склонные к суициду. В основе выделения этих групп лежат различные факторы: пол, возраст, семейное положение, место жительства, профессия, состояние здоровья, религиозная, культурная, этническая принадлежность и др.

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: