ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ




РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО АЛГЕБРЕ

ДЛЯ 3 КУРСА ОЗО

ФАКУЛЬТЕТА МАТЕМАТИКИ

И ИНФОРМАТИКИ

 

 

Тула 2000


Рецензент -

канд. физ.-мат. наук, доцент, зав. кафедрой математического анализа

ТГПУ им. Л. Н. Толстого И. В. Денисов

 

Решение задач по алгебре для 3 курса ОЗО факультета математики и информатики

Методические рекомендации предназначены для студентов 3 курса ОЗО факультета математики и информатики. Приведены основные теоретические сведения, необходимые для решения задач. Разобраны решения типовых заданий. Приведены упражнения для решения на практических занятиях. Даны задания для контрольных работ.

 

Составитель -

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры алгебры и геометрии ТГПУ им. Л. Н. Толстого

Ю. А. Игнатов

 

© Ю. Игнатов, 2000 г.


РАЗЛОЖЕНИЕ НА ПРОСТЫЕ МНОЖИТЕЛИ

Целое число a называется кратным числу b, или a делится на b, что записывается в виде a M b, если существует такое целое число c, что a = bc. В этом случае b называется делителем a, что записывается в виде b ï a.

Целое число p называется простым, если оно отлично от ±1 и не имеет делителей, отличных от ±1, ± p.

Целое число a называется составным, если оно может быть разложено в произведение двух целых чисел, отличных от 0, ±1.

Каноническим разложением числа a на простые множители называется представление его в виде

,

где e = ±1, p1, …, pk - различные простые числа, a1, …, ak > 0.

Теорема 1. Составное натуральное число a имеет простой делитель, не превосходящий .

П р и м е р 1.1. Разложить на простые множители числа: а) 919; б) 833.

Р е ш е н и е. а) Имеем = 30, … Выписываем все простые числа, не превосходящие 30: 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23, 29. Для каждого из них проверяем, является ли оно делителем числа 919. Убеждаемся, что 919 не делится ни на одно из этих чисел, значит, по теореме 1 является простым.

б) Имеем = 28,… Выписываем все простые числа, не превосходящие 28: 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23. Проверяя их по порядку, получаем 833 = 7×119. Далее находим = 10,… Поэтому нам осталось проверить на делимость числа, не превосходящие 10. При этом начинать надо с 7, так как на предыдущие числа 119 делиться не может. Следовательно, остается проверить одно число 7. Убеждаемся, что 119 = 7×17. В итоге получаем разложение 833 =72×19.

Упражнение 1.1. Разложите на простые множители числа 831; 781; 1331; 703.

НОД и НОК

Наибольшим общим делителем целых чисел a1, …, ak называется такой их общий делитель, который кратен любому их общему делителю.

Наибольший общий делитель чисел a1, …, ak обозначается НОД(a1, …, ak) или (a1, …, ak). Он определяется с точностью до знака.

Если (a1, …, ak) = d, то существует линейное представление

d = x1a1+ … +xk ak ,

где x1,… xk - некоторые целые числа.

Для нахождения НОД двух целых чисел и его линейного представления используется алгоритм Евклида, основанный на следующих теоремах.

Теорема 2.1 (о делении с остатком). Для любых двух целых чисел a и b, где b > 0, существует единственная пара q, r, такая что

a = bq + r, 0 £ r < b.

Теорема 2.2. Если a = bq + r, то (a, b) = (b, r).

Пример 2.1. Найти НОД(75, 27) и его линейное представление.

Решение. Строим цепочку делений с остатком. Для этого делим с остатком первое число на второе, затем делитель на получившийся остаток, и так далее, пока не получим нулевой остаток. Последний ненулевой остаток и есть искомый НОД.

75 = 27×2 + 21;

27 = 21×1 + 6;

21 = 6×3 + 3;

6 = 3×2.

Следовательно, НОД(75, 27) = 3.

Для нахождения линейного представления выражаем НОД из предпоследней строки, в которой он появился как остаток. Далее в получившееся выражение последовательно подставляем выражения для остатков, получившихся в предыдущих строках, двигаясь снизу вверх:

3 = 21 – 6×3 = 21 – (27 – 21)×3 = 21×4 – 27×3 = (75 – 27×2)×4 – 27×3= 75×4 – 27×11.

Итак, НОД(75, 27) = 3 = 75×4 – 27×11.

Упражнение 2.1. Найдите НОД и его линейное представление: (124, 168); (215, 95).


 

ЦЕПНЫЕ ДРОБИ

Цепной, или непрерывной дробью называется выражение вида

,

где a 0 – целое, a 1, …, a n – натуральные, a n > 1. Для компактности цепную дробь записывают в виде [ a 0; a 1, …, a n].

Пример 3.1. Записать в виде цепной дроби число .

Решение. Коэффициенты цепной дроби – это частные, получающиеся в цепочке делений с остатком, организованной по алгоритму Евклида:

48 = 13×3 + 9;

13 = 9×1 + 4;

9 = 4×2 + 1;

4 = 1×4.

В итоге получаем = [3; 1, 2, 4].

Упражнение 3.1. Запишите в виде цепной дроби число

k-ой подходящей дробью к цепной дроби A = [ a 0; a 1, …, a n] называется цепная дробь A k = [ a 0; a 1, …, a k], где 0 £ k £ n.

Определим индуктивно числа Pk, Qk, k = 0, 1, …, n:


P 0 = a 0,

P 1 = a 0 a 1 + 1,

P i+1 = P i a i+1 + P i –1 , i = 1,…, k–1;

Q 0 = 1,

Q 1 = a 1,

Q i+1 = Q i a i+1 + Q i –1 , i = 1,…, k–1.


Теорема 3.1. Для любой подходящей дроби A k, k = 0, 1, …, n, к цепной дроби A = [ a 0; a 1, …, a n] имеет место равенство .

Пример 3.2. Свернуть цепную дробь A = [2; 3, 1, 3].

Решение. Для нахождения числителей и знаменателей подходящих дробей строим таблицу:

i        
a i        
P i   2×3 + 1 = 7 7×1 + 2 = 9 9×3 + 7 = 34
Q i     3×1 + 1 = 4 4×3 + 3 = 15

Таким образом, A = .

Упражнение 3.2. Сверните цепную дробь: [3; 3, 2, 2]; [0; 2, 1, 4, 3].

ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫСЧИСЛЕНИЯ

В десятичной системе счисления число в развернутом виде записывается как = ak ×10 k + ak-1 ×10 k-1 + … + a 0. Значение числа определяется не только значением его цифр ak ×, ak-1, …, a 0, но и местом, позицией, которые они занимают в числе. Аналогично в произвольной m-ичной системе имеем

= ak ×m k + ak-1 ×m k- 1+ … + a 0. (1)

Черта над числом означает, что ak ×, ak-1, …, a 0 являются цифрами числа, а не множителями в произведении. Основание системы m обозначается в виде индекса.

Формула (1) позволяет перевести число из m-ичной системы в десятичную. Для этого ее преобразовывают к более удобному для вычислений виду:

= ak ×m k + ak- 1×m k- 1+ … + a 0 = (…(ak ×m + ak- 1)×m + … a 1)m+ a 0.

Пример 4.1. Перевести число 52147 в десятичную систему.

Решение. Имеем

52147 = ((5×7 + 2)×7 + 1)×7 + 4 = 1824.

Для перевода числа из десятичной системы в m-ичную пользуемся тем, что при делении числа , записанного в m-ичной системе, на m получаем в частном и в остатке a 0. Это позволяет последовательно определить все цифры числа, начиная с последнего.

Пример 4.2. Перевести число 325710 в 8-ричную систему.

Решение. Имеем

3257 = 407×8 + 1;

407 = 50×8 + 7;

50 = 6×8 + 2.

Следовательно, 325710 = 62718.

Упражнение 4.1. Переведите число из одной системы в другую: 3647®10; 20325®10; 34910®6; 14310®12; 16048®6.

Для перевода из m-ичной системы в n-ичную число предварительно переводим в десятичную систему. Но если одно из чисел m, n есть степень другого, то перевод упрощается. Например, для перевода из двоичной системы в четверичную и восьмеричную или обратно используем таблицы перевода цифр:

 


2-ичная 8-ричная
   
   
   
   
   
   
   
   

 

2-ичная 4-ричная
   
   
   
   

 

 


Пример 4.3. Осуществить перевод 3058®2, 10010112®4.

Решение. Пользуясь первой таблицей, осуществляем перевод из 8-ричной в двоичную систему по цифрам:

3058 = 0110001012 = 110001012.

Для осуществления перехода из двоичной системы в 4-ричную цифры числа в двоичной системе разбиваем на пары, начиная справа, дописав при необходимости слева 0. Каждую пару переводим в 4-ричную цифру с помощью второй таблицы:

10010112 = 01¢00¢10¢11 = 10234.

Упражнение 4.2. Переведите число из одной системы в другую: 2304®2; 1011010112®8; 12034®8; 1508®4.

ФУНКЦИЯ ЭЙЛЕРА

Функцией Эйлера от натурального числа n называется число j(n) натуральных чисел, не превосходящих n и взаимно простых с n.

Функция Эйлера мультипликативна: если (m, n) = 1, то j(mn) = j(m) j(n).

Для вычисления функции Эйлера j(n) используем каноническое разложение числа n на простые множители. Имеем

j() = .

В частности, j(p) = p – 1, j(pk) = pk-1 (p – 1).

Пример 5.1. Вычислить функцию Эйлера от чисел 47; 72.

Решение. Имеем j(47) = 46; j(72) = j(23×32) = 22(2 – 1)×31(3 – 1) = 24.

Упражнение 5.1. Вычислите j(125), j(97), j(136), j(216).

Упражнение 5.2. Сколько натуральных чисел в промежутке от 1 до 120, не взаимно простых с 30?

Упражнение 5.3. Решите уравнения j(5 x) = 100; j(7 x) = 294;

j(3 x ×5 y) = 600.

Упражнение 5.4. Докажите, что при m ³ 3 значение j(m) – число четное.

Упражнение 5.5. Решите уравнения j(x) = 2; j(x) = 4.

СРАВНЕНИЯ

Числа a и b называются сравнимыми по модулю m, это записывается в виде a º b (mod m), если a и b имеют одинаковые остатки при делении на m. Это равносильно условию (a – b)M m.

Свойства сравнений:

1. a º b (mod m), c º d (mod m) Þ a ± c º b ± d (mod m);

2. a º b (mod m), c º d (mod m) Þ ac º bd (mod m);

3. ac º bc (mod mc) Þ a º b (mod m);

4. ac º bc (mod m), (c, m) = 1 Þ a º b (mod m).

Пример 6.1. Найти последнюю цифру числа 2739.

Решение. Число сравнимо со своей последней цифрой по mod 10. Поэтому, пользуясь свойствами сравнений, имеем 27­39º 7­39(mod 10). Далее находим 72 º 9, 73 º 3, 74 º 1(mod 10). Поэтому

739 = 74×9+3 = (74)9×73 º 19×3 º 3 (mod 10).

Последняя цифра числа есть 3.

Упражнение 6.1. Найдите последнюю цифру числа 2353; 4235; .

Отношение сравнения по модулю m есть отношение эквивалентности. Числа, сравнимые по модулю m, образуют класс эквивалентности, называемый классом вычетов по модулю m. Число различных классов вычетов по модулю m равно m.

Полной системой вычетов по модулю m называется система представителей, взятых по одному из каждого класса вычетов по модулю m.

Упражнение 6.2. Образуют ли числа: а)17, 21, 120, 34, 58; б) 27, 12, 53, 28, 44, 77 полную систему вычетов по какому-нибудь модулю?

Согласно теореме 2.2 все числа из одного класса вычетов по модулю m имеют один и тот же НОД с модулем m. Поэтому если одно число из класса вычетов взаимно просто с модулем, то все числа из этого класса будут взаимно просты с модулем. Такой класс вычетов называется взаимно простым с модулем.

Приведенной системой вычетов по модулю m называется система представителей, взятых по одному из каждого класса вычетов, взаимно простого с m.

Приведенная система вычетов по модулю m содержит j(m) элементов.

Теорема 6.1 (Эйлер). Если (a, m) = 1, то aj(m) º 1(mod m).

Теорема 6.2 (Ферма). Если p – простое, a не делится на p, то ap-1 º 1(mod p).

Пример 6.2. Найти две последних цифры числа 23389.

Решение. Чтобы найти две последних цифры числа, следует рассматривать сравнение по модулю 100. Имеем (233, 100) = 1, j(100) = 40, и по теореме Эйлера 23340º 1(mod 100). Поэтому

23389 º 23340×2+9º (23340)2×2339º 2339º 339 (mod 100).

Далее вычисляем

332 = 1089 º 89 (mod 100);

334 = (332)2 º 892 = 7921 º 21(mod 100);

338 = (334)2 º 212 = 441 º 41(mod 100);

339 = 338×33 º 41×33 = 1353 º 53(mod 100).

Значит, наше число оканчивается на 53.

Упражнение 6.3. Докажите, что:

а) a 12 – 1 M 7, если (а, 7) = 1;

б) a 12b 12 M 65, если (а, 65) = (b, 65) = 1;

в) а 561 º а (mod 11).

РЕШЕНИЕ СРАВНЕНИЙ

Если число х 0 удовлетворяет сравнению

a 0 x n + a 1 x n-1 + … + a n º 0 (mod m), (1)

то этому сравнению удовлетворяют все числа, сравнимые с х 0 по модулю m. Поэтому решением сравнения считается класс вычетов по модулю m, содержащий х 0.

Так как классов вычетов конечное число, то сравнение (1) всегда можно решить полным перебором, проверив какую-нибудь полную систему вычетов по модулю m.

Сравнение первой степени

ax º b (mod m) (2)

при (a, m) = 1 имеет единственное решение. При небольших а его можно решить преобразованием коэффициентов: число b заменяется на сравнимое с ним по модулю m, прибавлением или вычитанием кратного m. Цель этого – получить число, делящееся на а. Затем производится сокращение.

Пример 7.1. Решить сравнение 3 х º 7 (mod 17).

Решение. Так как (3, 17) = 1, то сравнение имеет единственное решение. Преобразуем сравнение и получаем решение:

3 х º 24 (mod 17);

х º 8 (mod 17).

При больших а этот метод оказывается неэффективным. В этом случае для решения сравнения (2) разлагаем число в цепную дробь. Находим числители подходящих дробей к этому числу. Пусть Pk -1 – предпоследний числитель. Тогда решение сравнения находится по формуле

x º (-1) k Pk -1 b (mod m). (3)

Пример 7.2. Решить сравнение 31 х º 17 (mod 42).

Решение. Так как (31, 42) = 1, то сравнение имеет единственное решение. Разлагая число в цепную дробь как показано в разделе 3, получаем = [1; 2, 1, 4, 2]. Находим числители подходящих дробей:


 

i          
ai          
P i          

Подставляя в формулу (3), получаем

x º (-1)4×19×17 º 323 º 29 (mod 42).

Если (a, m) = d >1, то сравнение (2) не имеет решений при d не делящем b. Если b M d, то сравнение имеет d решений. Для их нахождения сокращаем обе части и модуль сравнения на d и приходим к сравнению a 1 x º b 1 (mod m 1), которое согласно предыдущему имеет единственное решение x º x 0(mod m 1). Тогда решения исходного сравнения находим по формулам

x º x 0, x 0 + m 1, x 0 + 2 m 1, …, x 0 + (d – 1) m 1 (mod m).

Пример 7.3. Решить сравнение 12 х º 15 (mod 33).

Решение. Имеем (12, 33) = 3. Так как 15M3, то сравнение имеет 3 решения. Сократив на 3, получаем сравнение 4 х º 5 (mod 11), которое решим методом преобразования коэффициентов:

4 х º 16 (mod 11);

х º 4 (mod 11).

Следовательно, сравнение имеет решения х º 4, 15, 26 (mod 33).

Упражнение 7.1. Решите сравнения:


а) 4 х º 11 (mod 23);

б) 5 х º 3 (mod 14);

в) 8 х º 19 (mod 15);

г) 41 х º 21 (mod 53);

д) 34 х º 19 (mod 39);

е) 10 х º 13 (mod 24);

ж) 15 х º 24 (mod 36);

з) 12 х º 22 (mod 40);

и) 16 х º 20 (mod 36).




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: