признаки юридической ответственности




юридическая ответственность - это установленная в особом процессуальном порядке обязанность субъекта, совершившего правонарушение, претерпевать адекватные лишения личного, имущественного или организационного характера, предусмотренные санкцией юридической нормы.

Она характеризуется следующими признаками.

1. Устанавливается государством с помощью правовой нормы, которая, будучи юридической основой ответственности, выражает нормативную оценку правонарушения как социально вредного в зависимости от характера совершенного деяния.

В то же время следует иметь в виду, что в сфере частного права основанием юридической ответственности может послужить нарушение индивидуально-правового договора, прямо не предусмотренного действующим законодательством, но не противоречащего принципам права (п. 2 ст. 421 ГК РФ). За пределами права нет и не может быть ни правонарушения, ни юридической ответственности.

2. Фактическим основанием и моментом возникновения ответственности является правонарушение, которое, будучи своеобразным юридическим фактом, порождает охранительное правоотношение между правонарушителем и государством. Причем правонарушение является не только фактическим основанием юридической ответственности, но и фактором, предопределяющим ее свойства, вид и меру адекватного наказания за содеянное.

3. Юридическая ответственность носит штрафной характер, так как выражается в государственно-властном установлении для правонарушителя новой, дополнительной обязанности, связанной с необходимостью претерпевания отрицательных последствий личного (лишение свободы, наград, почетных званий, водительских прав и т. д.), материального (штраф, конфискация, неустойка и др.) или организационного (освобождение от должности, закрытие предприятия и т. п.) характера, которые зафиксированы в санкции правовой нормы. Эти лишения являются естественной реакцией государства и общества на социально вредное поведение. Они не только осуждают поведение правонарушителя, но и карают его за содеянное, а также нарушенный интерес управомоченного.

Однако было бы неверным отождествлять юридическую ответственность с наказанием или реализацией санкции, которые являются своеобразным итогом ответственности. Ведь возможна ответственность без назначения реального наказания (условное осуждение) или осуждение виновного с одновременным освобождением от наказания. Совсем не обязательно, чтобы отрицательные последствия отличались суровостью. Поэтому в рамках понятия юридической ответственности основной акцент делается не на санкции, не на мере наказания, а на осуждении противоправного поведения обществом, на обязанности нарушителя общественных стандартов претерпевать определенные лишения, «нести ответ» за свое поведение, за негативное отношение к другим людям. Иногда достаточно публичного осуждения и условного наказания. Однако неблагоприятные последствия как элемент юридической ответственности могут оставаться некоторое время и после отбытия наказания (судимость). О штрафном характере можно, видимо, говорить и применительно к безвиновной ответственности (п. 3 ст. 401 и ст. 1079 ГК РФ) и ответственности третьих лип (ст. 1068-1070 ГК РФ), когда юридическое лицо или гражданин отвечают за вред, причиненный его работникам, а государство — за вред, причиненный его органам или должностным лицам, так как у них появляется дополнительная юридическая обязанность по возмещению вреда.

В юридической литературе очень часто связывают поведение правонарушителя только с необходимостью выполнения штрафной обязанности. При этом забывают о том, что правонарушитель является не объектом принудительного воздействия, а субъектом охранительного правоотношения и потому во взаимоотношениях с компетентными государственными органами (милиция, прокуратура, суд), как и всякий субъект, наделяется еше и целым комплексом субъективных прав.

4. Юридическая ответственность обеспечивается возможностью применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия с помощью особого карательного аппарата.

Однако было бы неверным отождествлять ответственность с государственным, общественным или личным принуждением. Ведь государственное принуждение и по объему, и по социальному назначению гораздо шире юридической ответственности. Существование государственного принуждения вообще может быть не связано с правонарушением и юридической ответственностью. Так, ст. 242 ГК РФ (реквизиция) предусматривает возможность принудительного изъятия имущества у собственников по решению государственных органов в случае стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций с выплатой стоимости имущества. В то же время такие средства государственного принуждения, как различного рода обеспечительные меры (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.) и меры защиты нарушенных прав лишь косвенно связаны с правонарушением. Меры защиты выражаются в том, что субъекта лишь заставляют принудительно выполнять уже имеющуюся обязанность (принудительное взыскание долга, изъятие имущества из чужого незаконного владения, признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, восстановление на работе при незаконном увольнении и т. п.). Они направлены на восстановление прав потерпевшей стороны и не содержат дополнительной, штрафной обязанности. К тому же субъект может добросовестно, без принуждения, загладить причиненный вред (заплатить штраф, возместить неустойку и т. д.).

Нельзя забывать и о том, что наряду с государственным принуждением достаточно широко используется принуждение со стороны иных социальных организаций (органов местного самоуправления, коммерческих организаций), которые иногда предпочитают в рамках действующего законодательства пользоваться своими средствами и методами, не прибегая к помощи государства. Аналогичные действия возможны и со стороны отдельного гражданина (необходимая оборона, приостановление трудового договора работником при невыплате заработной платы и т. д.). Такого рода поведение, не будучи юридической ответственностью, получило наименование юридической самозащиты (см. ст. 14 ГК РФ).

5. Юридическая ответственность осуществляется в особых процедурно-процессуальных формах. Ведь юридическая ответственность является особой разновидностью правоприменения, в процессе которого происходит конкретизация абстрактного предписания относительно поведения правонарушителя в конкретной жизненной ситуации. Эта деятельность связана с доказыванием и установлением истины. В связи с повышенной социальной значимостью ситуации, необходимостью координации поведения заинтересованных лиц и суровостью наказания она детально регламентируется процессуальным законом, гарантирует права участников процесса. В зависимости от характера правонарушения данная деятельность имеет различную степень процессуальной сложности и продолжительности во времени. Для этого достаточно сравнить уголовно-правовую и дисциплинарную разновидности юридической ответственности. В связи с этим для характеристики длящегося процесса осуществления юридической ответственности используется понятие «правовое состояние». Кроме того, процессуальная регламентация юридической ответственности является необходимой предпосылкой последующего контроля и объективной проверки возбуждения, рассмотрения и разрешения дел о правонарушениях. При обнаружении погрешностей появляется возможность пересмотреть принятое решение.

Если фактическим основанием юридической ответственности выступает правонарушение, характеризующееся совокупностью признаков, образующих его состав, то юридическим основанием — норма права и соответствующий правоприменительный акт, в котором компетентный орган устанавливает конкретный объем и форму принудительных мер к конкретному правонарушителю. Подобным правоприменительным актом может являться приказ администрации, приговор или решение суда и т. п.

6.

7. Юридическая ответственность и меры защиты

Юридическая ответственность выступает важным, но лишь одним из видов государственного принуждения. Наряду с ней в арсенале государственного принуждения правовым принуждением выступают принудительно-обеспечительные меры (обыск, выемка, наложение ареста на имущество) и меры защиты.
Меры защиты отличаются от юридической ответственности тем, что они наступают за правонарушения, обладающие часто минимальной степенью общественной опасности, или деяние, представляющее собой «правовую аномалию», незначительные отклонения от нормального правопорядка, не приобретающие характер правонарушений. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но не исполнило. Дополнительных лишений (помимо исполнения обязанности) в этом случае для лица не наступает. Например, гражданин не исполняет возложенной на него конституцией и брачно-семейным законодательством обязанности по содержанию и воспитанию детей. С него в принудительном порядке могут быть взысканы алименты. Это не ответственность, а мера защиты. Ответственность наступает лишь в случае злостного уклонения от уплаты алиментов. В этом случае в соответствии с законодательством (ст. 122 У К РФ) он может быть привлечен к уголовной ответственности и, кроме исполнения ранее не выполненной обязанности, ему могут быть вменены дополнительные лишения - лишение свободы или исправительные работы.
Юридическая ответственность, как это следует из изложенного, связана с возложением на правонарушителя обязанности, не существовавшей до правонарушения. Меры защиты - это государственно-властная, принудительная деятельность, направленная на осуществление восстановительных задач - на восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. К мерам защиты относят: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, перевод неисправного плательщика на предварительную оплату счетов, реальное исполнение договорных обязательств (допоставка, доукомплектование продукции) и другие - в гражданском праве; отобрание детей без лишения родительских прав, взыскание алиментов - в семейном праве; принудительное лечение, взыскание денежных сумм (налогов) и другие - в административном праве; восстановление на работе незаконно уволенных и прочее - в трудовом праве.

8. Понятие правоохранительной деятельности

Следует отметить, что до сих пор понятие «правоохранительная деятельность» в юридической науке трактуется неоднозначно. По мнению профессора К.Ф. Гуценко, правоохранительной деятельностью можно считать такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка[1]. Н.А. Мельникова полагает, что правоохранительная деятельность – «это непрерывная, согласованная по целям, формам и методам деятельность государственных органов и общественных объединений, направленная:

1) на создание максимально благоприятных условий для беспрепятственной реализации правовых норм, субъективных прав и свобод;

2) на профилактику и выявление подготавливаемых (планируемых) правонарушений, борьбу с совершаемыми или совершенными правонарушениями с целью их предупреждения, пресечения, ликвидации или сглаживания их последствий, восстановления нарушенного права, возмещения причиненного ущерба, наказания виновных». Некоторыми авторами предлагается заменить понятие правоохранительная деятельность на правоохрана и понимать под ней урегулированную правом деятельность управомоченных государственных органов по принудительному обеспечению правового порядка на основе соблюдения баланса интересов личности, общества и государства. В данном контексте понятие правоохраны связывается с правоохранительной службой. Понятие правоохранительной службы определяется в статье 7 федерального закона от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ (в редакции 2007 года) «О системе государственной службы Российской Федерации». Согласно названной норме правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Отдельный закон о правоохранительной службе пока не принят.

Содержание правоохранительной деятельности

Для того чтобы уяснить понятие правоохранительной деятельности следует рассмотреть ее содержание, которое составляют взаимосвязанные между собой направления. К таким направлениям (функциям) относят[4]: 1) конституционный контроль; 2) правосудие; 3) организационное обеспечение деятельности судов; 4) прокурорский надзор; 5) выявление и расследование преступлений; 6) оказание юридической помощи. Можно встретить в научной и учебной юридической литературе и другие позиции по вопросу о содержании правоохранительной деятельности. Так, например, в него включают также координацию деятельности по борьбе с преступностью и исполнение судебных решений одновременно, исключая оказание юридической помощи.

9. Основания юридической ответственности

Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить. Основания юридической ответственности делятся на две группы: • фактические; • юридические. Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности. Юридическими основаниями являются: • наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность); • наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость); • отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности. Например, истечение сроков давности, примирение с потерпевшим могут быть основаниями для освобождения лица от юридической ответственности. Законодатель разграничивает обстоятельства, исключающие преступность деяния и основания для освобождения от ответственности. Например, исключают ответственность крайняя необходимость и необходимая оборона. Такое четкое разграничение характерно только для уголовного права. Не вдаваясь сейчас во все отраслевые подробности, заметим просто, что привлечь лицо к ответственности можно только тогда, когда данный случай не урегулирован особыми юридическими нормами, которые содержат указания на любые обстоятельства, исключающие возможность применения мер юридической ответственности; • наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности. Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

10. дискуссионные вопросы форм реализации юридической ответственности

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

Вне деятельности людей реализация права немыслима.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

Основные формы реализации права:

соблюдение;

использование;

исполнение;

применение.

Проблема методов (способов) реализации права — это проблема формиро­вания у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и со­блюдению юридических норм методами:

· убеждения;

· принуждения;

· по­буждения.

Вообще-то праву свойственно качество принудительности, и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со сторо­ны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальны­ми и общественными интересами субъектов.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: