Философия Фридриха Энгельса




Ф. Энгельс — известный немецкий мыслитель, совместно с К. Марксом разработал и научно обосновал принципы марксизма. В процессе формирования мировоззрения Энгельса особое значение приобретают идеи таких немецких философов, как Гегель, Фейербах, Маркс. Разрабатывал проблемы как естественных, так и социальных наук. [8]

Фридрих Энгельс — является одним из наиболее видных представителей коммунистических взглядов в дореволюционный период и одним из основоположников марксизма. В. И. Ленин характеризует Ф. Энгельса как самого замечательного, после его друга К. Маркса, учителя пролетариата, вся жизнь которого неразрывно связана с борьбой рабочего класса. Он показывает Ф. Энгельса как величайшего учёного, создавшего вместе с К. Марксом научный социализм. Как он считает, величайшей заслугой К. Маркса и Ф. Энгельса было открытие всемирно-исторической роли пролетариата как могильщика капитализма и строителя нового, коммунистического общества. Как подчёркивает В. И. Ленин в своей работе. К. Маркс и Ф. Энгельс первые показали, что пролетариат с его требованиями является закономерным порождением капитализма, что классовая борьба организованного пролетариата избавит человечество от бедствий, гнетущих его при капитализме. Вся писаная история до сих пор была историей классовой борьбы. Интересы пролетариата требуют уничтожения основы классовой борьбы и классового господства -- частной собственности и порождённого ею беспорядочного общественного производства. При этом Ленин считает, что социализм является не выдумкой мечтателей, а конечной целью и необходимым результатом развития производительных сил в капиталистическом обществе. [9]

Свою работу Фридрих Энгельс начинает с рассмотрения исторического аспекта развития человеческого общества, представленного в его работе более ранними трудами Льюиса Г. Моргана и некоторых других. Вместе с Морганом он разделяет историю человеческого общества на три основных эпохи:

1) эпоха Дикости.

2) эпоха Варварства.

3) эпоха Цивилизации.

Опираясь на исследования Моргана, Энгельс также делит каждую из них на три ступени низшую, среднюю и высшую. Но, в отличие от Моргана, Энгельс старается заострить своё внимание именно на моногамной семье и ступенях её развития, а также на переходе от древнейших семейных и родовых общин к целостному обществу и государству.

Дикость — низшая ступень. В исследованиях Ф. Энгельса является «детством человеческого рода». В то время «люди находились в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах. Они жили, по крайней мере, частью, на деревьях…» (так Энгельс объяснял их существование среди крупных хищных зверей). «Пищей служили им плоды, орехи, коренья». Главным достижением того периода Энгельс считает возникновение членораздельной речи.

Дикость — средняя ступень. «Начинается с введения рыбной пищи … и с применения огня». Главным здесь он считает то, что это позволило людям расселяться вне зависимости от климата и местности, следуя по течению рек и морским берегам, а также появление первых «…грубо сделанных, не отшлифованных каменных орудий раннего каменного века…, которые являются наглядным доказательством этих переселений» и оружия. Вследствие постоянной нехватки пищи появляется людоедство, которое теперь сохраняется надолго.

Дикость — высшая ступень. «Начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь становится постоянной пищей, а охота - одной из основных отраслей труда». Они уже знакомы с луком и стрелами, но ещё не знакомы с гончарным искусством (его Морган считает началом перехода к Варварству). Появляются первые зачатки поселения деревнями, деревянные сосуды, лодки, выдолбленные из дерева при помощи каменных орудий, ручное ткачество, плетёные корзины из лыка или камыша и т. д.

Варварство — низшая ступень. «Начинается с введения гончарного искусства». С эпохи Варварства начинается разделение в развитии народов в связи с различиями климатических условий на разных территориях их проживания. «Характерным моментом периода Варварства является приручение и разведение домашних животных, и возделывание растений».

Варварство — средняя ступень. «На востоке начинается с приручения домашних животных, дающих молоко и мясо, на западе - с возделывания съедобных растений при помощи орошения и с употребления для построек кирпича сырца высушенного на солнце и камня. Деревни постепенно обрастают частоколами, а внутри них уже находятся деревянные дома.

Варварство — высшая ступень.«Начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию путём изобретения буквенного письма и применения его для записи словесного творчества. Эта ступень, самостоятельно пройденная, как уже сказано, лишь в восточном полушарии, более богата успехами в области производства, чем все предыдущие ступени, вместе взятые. К ней принадлежат греки героической эпохи, италийские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времён викингов».

Цивилизация. «Период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства».

Энгельс полагал, что философия возникает в древности как синкретическое мировоззрение, вычленяя в качестве основной проблемы вопрос об отношении мышления к бытию. Он писал: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”.

Энгельс поясняет, что этот “высший вопрос” всей философии, как всякая религия, имеет свои корни в невежественных представлениях людей периода дикости. В средние века он принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?

Энгельс пишет о том, что в зависимости от ответа на этот вопрос философы разделились на два больших лагеря: принимавшие первичным началом природу, материю составили лагерь материализма; принимавшие за первичное начало дух в любой форме составили идеалистический лагерь. Ничего иного в точном смысле эти термины и не означают.
Энгельс также указал на то, что вопрос об отношении мышления к бытию имеет и другую сторону: как наши мысли относятся к окружающему нас миру. Одни философы, их большинство, считают, что наши мысли о мире являются отражением этого мира, мир познаваем. Другие — оспаривают возможность познания мира или исчерпывающего его познания. Энгельс упоминает в связи с этим Юма и Канта. Такого рода соображения Энгельс изложил в работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. Энгельс полагал, что в лоне некогда единого знания, философии, возникали конкретные науки и отпочковывались от нее. В упомянутой работе он делает вывод: “За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика”. [10]

Значительно раньше в “Анти-Дюринге” Энгельс высказал не менее принципиальное положение: “Современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками. Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней. И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории”. Далее в этой же работе Энгельс поясняет, что теперь речь идет не о философии, а о мировоззрении, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей науке наук, а в реальных науках. Философия “снята”, т.е. одновременно преодолена и сохранена, преодолена по форме и сохранена по своему действительному содержанию.

Философия была совокупностью гипотез. Эти гипотезы вошли в конкретные науки или были отброшены.

Однако представленный сюжет в работах Энгельса — не единственный. Вопреки изложенному, уже в “Анти-Дюринге” Энгельс высказывается в том плане, что некая всеобщая наука, стоящая рядом с “реальными науками”, нужна. И ее роль должна исполнить диалектика, разрабатывать которую Энгельс и намеревался. Он пишет: “Диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления”.

Свой замысел Энгельс реализовал в 1873-1886 годах, обобщая данные естественных наук, полученные к середине XIX века. Итогом явилась незавершенная работа, названная издателями “Диалектика природы”. В “Наброске общего плана” этой работы Энгельс пишет: “Диалектика как наука о всеобщей связи. Главные законы: превращение количества и качеств — взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, - развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, - спиральная форма развития”.

И хотя Энгельс объявил о “смерти философии”, он сам, тем не менее, разрабатывал традиционные и новые философские проблемы, оставил оригинальную версию философии. Эта концепция, названная Плехановым диалектическим материализмом, была единственной официально признанной в Советском Союзе. И по сию пору в большинстве учебников 90-х годов XIX века мысли Энгельса воспроизводятся без ссылок на его произведения. Речь
идет об основном вопросе философии, о характеристике материи и сознания. К Энгельсу восходит трактовка пространства, времени, движения, категорий и законов диалектики, процесса познания. Энгельс показал образцы диалектик-материалистического обобщения данных естественных наук, истории развития философской мысли. Философия Маркса в качестве философской антропологии — учение о человеке как практически действующем существе - дает основание к пониманию отношения “человек — мир» в качестве гуманистического критерия измерения человеческой деятельности. Философия Маркса нацелена на поиск истины и поиск смысла, на социальное освобождение человека. Эта философия - единство социального и гуманитарного знания, т.е. знания об объективной стороне функционирования и развития общества, знания о субъективной стороне, о мире общественной и человеческой субъективности. Эта философия - синтез когнитивного и оценочного, теоретического и вне теоретического знания. Философия Маркса и Энгельса — завершение классической немецкой философии, выходящее принципиально за ее пределы. Эта философия критична по своему существу в двояком смысле: в социальном — она критична революционно, в теоретическом смысле она критична аналитически. На Маркса огромное влияние оказала философия Канта и Фихте с ее методологической установкой на анализ истоков, сути и границ разума, вообще всех явлений культуры: морали, искусства, религии, права, науки. Критический подход Канта, трансформированный далее Гегелем и особенно Фейербахом, получил у Маркса развитие в виде критики исторической реальности, этой основы построения философии в качестве философской антропологии, философии практики, философии практического гуманизма. Просвещение исходило из внешней по отношению к человеку “естественной” реальности. Немецкая классика усмотрела в самой действительности отпечаток свободной человеческой деятельности как автономной. Формирование человеческого в человеке связывалось изначально с открытием всеобщих форм чувства, воли, мышления. Маркс открыл их практическую основу, представил их в качестве имеющих историю, а философию постигал и творил как “философию человека”. Сущее предстало философски в практическом ракурсе. [11]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: