Сейчас стали привычными следующие виды образовательного портфолио:
· учебный портфолио ученика;
· профессиональный (методический) портфолио педагога;
· портфолио школы.
Мониторинг собственной деятельности посредством портфолио помогает учителю реально представить результаты своего труда, сравнить их с результатами труда других учителей, т. е. провести адекватную самооценку своей деятельности и иметь стимул к самосовершенствованию.
Назначение портфолио как формы оценки позволяет сместить акценты с того, что педагог не способен реализовать и не умеет, к тому, что он знает и умеет, с внешней оценки на самооценку. Соответственно в него может быть включено все, что служит свидетельством усилий, достижений и прогресса в профессиональной деятельности данного педагога (руководителя). Таким образом основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен»
Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.
Существенными характеристиками портфолио учителя является то, что он представляет собой не только инструмент, облегчающий внешнюю экспертизу деятельности педагога и ее результатов, но и обеспечивает возможность рефлексии и самооценки, а главное, служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяет проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.
То есть, весьма важны именно проектный и рефлексивный аспекты портфолио учителя.
Основные функции портфолио:
· диагностическая - фиксирует изменения и рост за определенный период времени;
· целеполагание - поддерживает методические цели;
· мотивационная - поощряет результаты преподавателей;
· содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;
· развивающая - обеспечивает непрерывность процесса деятельности учителя от года к году;
· рейтинговая - показывает профессионализм педагогов.
Формирование портфолио является творческой работой каждого учителя, поэтому единого образца или полного перечня материалов, входящих в него, быть не может. Но при составлении портфолио учителю необходимо помнить, что он должен показать свое умение в разработке:
· рабочих программ, программ для модульного, элективного курса, дополнительного образования и т. д. с учетом использования современных систем и технологий обучения;
· планов-конспектов уроков различных типов, внеклассных мероприятий;
· раздаточного дидактического материала для организации самостоятельной исследовательской, проектной работы учащихся с учетом дифференцированного подхода к обучению;
· заданий для групповой и индивидуальной работы школьников;
· содержания учебных проектов;
· тестовых материалов для текущего и итогового контроля;
• индивидуальных образовательных траекторий и т. д.
Таким образом отобранные в портфолио материалы должны показывать умения учителя применять различные приемы и методы работы, характерные для внедряемой технологии; проводить и анализировать уроки различных типов; обучать школьников новым приемам учебной деятельности; оценивать результативность использования новой технологии средствами различных методов диагностики.
Анализ информационных источников позволяет выделить пять основных разделов в структуре портфолио:
· общие сведения об учителе;
· учебно-методическая работа;
· научно-методическая работа;
· внеурочная деятельность по предмету;
· результативность педагогической деятельность.
Раздел "Общие сведения об учителе" позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога и включает в себя материалы, отражающие достижения педагога в различных областях:
• фамилия, имя, отчество, год рождения;
• образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому);трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ОУ;
· копии документов, подтверждающих прохождение курсов повышения квалификации; указание других форм повышения квалификации (семинары, конференции и т. д.): проблематика, год, месяц, местопроведения;
· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма;
· дипломы различных конкурсов;
· другие документы по усмотрению учителя.
Раздел "Учебно-методическая работа" содержит:
· рабочие программы;
· дидактические материалы;
· материалы об используемых педагогических технологиях;
· авторские разработки учебных занятий;
· паспорт учебного кабинета.
Раздел "Научно-методическая работа" включает в себя:
· самоанализ;
· проекты, рефераты;
· научно-методические разработки;
· видеозаписи уроков;
· электронные ресурсы;
· исследовательские работы;
· отчет об участии в профессиональных конкурсах;
· справки о работе в методических объединениях школы и города (прил. 1-2);
· статьи, тезисы.
Раздел "Внеурочная деятельность по предмету" состоит из:
· списка творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных учащимися по предмету;
· списка победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
· сценариев внеклассных мероприятий, фотографий и видеокассет с записями проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВНы, брейн-ринги и т. п.);
§ программ кружков, факультативов и др.
Учитель представляет документально зафиксированные результаты своей работы:
· Собственно учебные достижения учеников в динамике. Наиболее существенным показателем является именно прирост качества, учебный прогресс детей вне зависимости от их способностей, возможностей, сложности предмета и т.д.
· Учебные продукты: проекты; исследовательские, художественные работы учеников; модели и т.п.
· Продукты профессиональной преподавательской деятельности самого педагога: авторские программы, проекты, методические материалы и др.
· Результаты его научно-исследовательской деятельности: доклады, статьи.