Проанализировать систему управления на Вашем предприятии. Найти примеры свойствам и характеристикам управления.




 

На уровне отдельных транспортных предприятий ОПСТ выступает как совокупность хозяйств: складских, ремонтных.

Можно сказать, что ОПСТ состоит из звеньев производства. Звено производства – производственное подразделение или коллектив производственных работников.

Звенья производства делятся на две группы:

- первая – грузовая (работа с грузами),

- вторая – сервисная (обслуживает инфраструктуру).

Так как эти звенья увязаны между собой, то они представляют некоторую систему, для достойного функционирования которой необходимо управление.

 

Под термином «система» принято понимать целостное, упорядоченное множество элементов[1], связанных между собой взаимными отношениями[2]. «Управлением» же называется организация целенаправленных воздействий. т.е. их основная задача – организация трудового процесса внутри производственных звеньев промышленного предприятия, а именно создание системы управления для наиболее успешного достижения ранее поставленной цели (создание качественной, конкурентоспособной продукции в достаточном количестве, в срок, с наименьшими затратами и наибольшей выгодой для производителя).

 

Как правило, выделяют этапы (стадии) управления:

- прогнозирование,

- планирование,

- оперативное руководство,

- учет, контроль,

- регулирование,

- организацию,

- стимулирование.

 

Любая система управления обладает характеристиками:

1). Делимость. Простейшее деление, это выделение управляющей и управляемой подсистем; субъекта и объекта, определение их функций.

Объектом управления могут быть: человек, группа людей, оборудование, подразделение предприятия, само предприятие, технологический процесс и т.д. Он осуществляет функции или действия для реализации поставленной перед ним цели, например, выполняет операции по перевозке грузов и пассажиров, ремонтирует ПС, заполняет перевозочные документы...

Орган управления (только человек или группа людей) является источником управленческих воздействий и обеспечивает нормальное функционирование объекта управления в соответствии с избранной целью.

▒ Директор-инженер; инженер-мастер; мастер-рабочий; рабочий-станок…

2). Многоуровненность (иерархичность). Каждая система состоит из подсистем. Каждая подсистема подчинена другой, вышестоящей подсистеме, но может рассматриваться как самостоятельная система.

▒ Станция по отношению к Дороге. Завод-район-цех-участок.

3). Множественность (эмерджентность). Поведение, свойства, элементов системы отличаются от свойств всей системы.

▒ Грузовой фронт – подготовка вагонов под погрузку, погрузка грузов, взвешивание, дозировка. Но грузовой фронт входит в производственную структуру транспорта, цель которого – перевозка грузов.

4). Динамичность. Система управления должна быть способна воспринимать извне управляющие воздействия и переходить в новое качественное состояние.

▒ Компьютеризация, модернизация, новая структура предприятия.

5). Устойчивость. Нечувствительность к некоторым неизбежным посторонним возмущениям. Закладывается при проектировании и разработки модели предприятия.

▒ Дублирующее оборудование, должностные обязанности.

6). Поликритериальность. Применение различных критериев эффективности для оценки достижения поставленной цели.

▒ Оценка работы по увеличению/уменьшению производительности, себестоимости, в рублях (прибыль), тоннах, вагонах (отгрузка), т·км…

 

Процесс управления реализуется на основе взаимодействия объекта управления (объекта) и органа управления (субъекта).

 

Взаимоотношения между органом и объектом управления строятся по законам обратной связи. Как видно из вышеперечисленного, чем качественнее и современнее каналы связи по сбору и передачи информации, тем меньше Тц. Более полно этому требованию отвечают компьютерные системы.

 

Обратная связь – информационный поток, направленный от объекта управления к субъекту. Она несёт информацию о фактическом состоянии объекта управления (поступление материалов, наполненность складов, исправность оборудования, укомплектованность рабочих мест…). Другими словами, элементом обратной связи является контроль, т.к. по этим данным производится корректировка норм, заданий, планов, ранее принятых решений.

Технология процесса управления осуществляется в три этапа:

1) Сбор, подготовка и передача информации о состоянии объектов;

2) Переработка полученной информации с целью выработки необходимых решений по управлению;

3) Выдача и доведение до исполнителей управляющих предписаний и различной распорядительной информации.

 

Контур а – внутреннее управление; б – внешнее управление

Рисунок – Взаимодействие органа управления

с управляемым объектом

 

Таким образом, управление любым объектом, различаясь по своим целям, задачам и содержанию, представляет собой непрерывный циклический процесс, который осуществляется до тех пор, пока система функционирует.

Цикл управления имеет количественную и качественнуюхарактеристику.

Количественно цикл управления (Тц) характеризуется затратами времени на сбор информации (Tсб) о состоянии объекта, обработку этой информации (Тобр), передачу распорядительной информации (Тпер) и ее восприятие (Тв) объектом управления:

Тц = Тсб + Тобр + Тпер + Тв

Качественная характеристика цикла управления отражает эффективность воздействия распорядительной информации на объект управления, т.е. то, насколько полезно выработанное управляющее (корректирующее) воздействие для достижения объектом управления поставленной цели.

Существует понятие критического времени цикла управления Тц.кр.,по истечении которого управление уже не будет эффективным: несвоевременное, запоздавшее решение по управлению равноценно ошибке. Величина Тц.кр непостоянна. Она зависит от технического оснащения системы и характера управляемого процесса. Чем выше уровень технического оснащения системы управления и чем динамичнее управляемый процесс, тем меньше величина Тц.кр и меньше продолжительность шага регулирования.

Если соблюдается условие Тц.кр > Тцто корректирующее воздействие имеет практическую ценность. Резерв времени-2 часа, мы управились за 1 час).

▒ Пример, авария на перегоне и сбой в графике движения других поездов, недопоставка сырья в течении 3-х дней.

 

Однако высокая оперативность управления сама по себе не обеспечивает требуемой эффективности воздействия на объект управления. Это связано с тем, что выработка корректирующего, управляющего воздействия часто представляет собой решение многовариантной задачи. В этом случае отрабатываются несколько возможных вариантов решений для корректирующего воздействия на объект управления, которые отличаются друг от друга эффектом воздействия. Обычно из нескольких вариантов решения требуется выбрать оптимальное, наиболее обоснованное с точки зрения конечного результата, решение.

 

Отсюда вытекают два важнейших требования, предъявляемых к управлению:

— повысить оперативность управления (непрерывное сокращение затрат времени на цикл управления, обеспечение условия Тц.кр > Тц);

— обеспечить принятие не какого-либо, а объективно обоснованного (оптимального) решения.

 


[1] Набор, позволяющий иметь у системы некоторую характеристику. Цеха, но ремонтные; вагоны, но грузовые …

[2] Отношения, позволяющие достичь заданной цели



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: