Б) анализ особенностей учебной деятельности учащегося




Оцените уровень сформированности учебной деятельности у учащегося, на основе критериев, предложенных А.К. Марковой.

Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:

o осознание поставленной учителем цели

o участие в групповой постановке цели

o самостоятельная постановка цели

o самостоятельная постановка учебной задачи

o понимание смысла деятельности (для чего?)

o самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале

Состояние учебных действий:

o какие учебные действия студент выполняет;

o в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны преподавателя;

o складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;

o владеет ли несколькими приемами достижения одного результата;

Состояние самоконтроля и самооценки:

o умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);

o может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);

o способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

o владеет ли ученик адекватной самооценкой;

o доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде;

Каков результат учебной деятельности:

o объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);

o субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий)

 

Б) анализ особенностей поведения учащегося на уроке

Мотивация:

0 уровень: учащийся не проявляет интереса к учебной деятельности

1 уровень: учащийся демонстрирует неустойчивый интерес к внешним результатам учения

2 уровень: учащийся проявляет интерес к процессу учения

3 уровень: учащийся стремится получать новые знания с помощью разнообразных дополнительных источников информации (словари, энциклопедии, учебные телепрограммы и т.д.)

Соблюдение требований:

o Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования. Они лежат в начале урока на краю стола.

o По звонку ученик входит в класс.

o Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием.

o Ученик активно участвует в уроке, следит за его ходом, отвечает на вопросы, предложенные учителем. Свою готовность демонстрирует поднятием руки.

o При выполнении письменных работ (контрольных, самостоятельных, проверочных) ученик выполняет требования учителя: пишет в нужной тетради, оформляет задание в соответствии с указаниями, сдаёт работу вовремя.

o Во время проведения практических, лабораторных работ, демонстрационных экспериментов соблюдает необходимые правила техники безопасности.

o Домашнее задание записывает в дневник или в рабочую тетрадь.

o Ученик выходит из класса, оставив рабочее место аккуратным.

o Ученик демонстрирует образец воспитанности, корректного, доброжелательного, уважительного отношения к учителю и товарищам по классу

Наблюдение на перемене, прогулке, уроках физкультуры и технологии, оценка поведения и общения учащегося

А) Моторика

Произвольная регуляция деятельности (регуляторная зрелость) является параметром, определяющим и «модулирующим» все поведение ребенка. Многие проблемы ребенка, связанные с регуляцией, часто неправильно оцениваются педагогом и психологом: их принимают за агрессивность из-за трудности регуляции силы и направления движения, или за невоспитанность из-за моторной импульсивности и т.п.

На переменке и на уроках, включающих двигательные упражнения, необходимо пронаблюдать регуляцию собственных движений учеником:

o моторную ловкость

o регуляцию силы и направления того или иного движения

o скоординированность движений в целом.

На уроке или на перемене необходимо оценить, насколько ребенок «уклюж »: падают ли у него вещи с парты, выскальзывает ли из руки ручка или линейка, задевает ли он соседа локтем, успешен ли в общих двигательных играх, в том числе играх на ловкость.

При наблюдении за детьми в раздевалке можно легко проанализировать сформированность бытовых моторных умений: от завязывания шнурков до темпа, с которым ребенок одевается или раздевается.

Наблюдая за ребенком на уроках физкультуры, можно оценить его общую моторную ловкость, гармоничность движений, темповые характеристики:

— успешность выполнения ритмических и координированных движений как в игре, так и по заданию взрослого: прыжков на обеих ногах (в том числе поочередных), прыжков со скакалкой на двух или на одной ноге, ползания, марширования;

— скоординированность рук и ног во время бега, характер лазания по шведской стенке, ползания по-пластунски; умение балансировать, удерживать равновесие, например, находясь на узкой скамейке или бревне, в том числе в движении;

— успешность в играх с мячом разного диаметра, ловкость при его ловле или бросании, меткость бросков, умение соотнести силу броска и расстояние, на которое необходимо бросить мяч.

При наблюдении обязательно нужно отметить наличие вычурных, своеобразных, стереотипно повторяющихся движений руками (кистями) или всем телом, вычурное хождение на цыпочках, наличие иных моторных стереотипий в целом. Своеобразные стереотипные движения встречаются не часто. Также отмечается и наличие навязчивых движений, так называемых невротических: подергиваний, тиков и т.п.

Эти движения имеют различную природу. Стереотипные или вычурные движения характеризуют чаще всего детей с искаженным типом развития. «Невротические» движения обычно демонстрируют дети с интропунитивным типом развития — неуверенные в себе, тревожные, чрезмерно критичные к результатам своей деятельности (Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985; Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М.: Аркти, 2001). Понятно, что в обоих случаях ребенок нуждается в углубленном психологическом обследовании.

И те и другие движения, как правило, усиливаются в стрессогенных ситуациях, на фоне утомления.

Двигательная неловкость ребенка, его плохая координированность часто могут сочетаться с медленным темпом, вялостью, с левосторонними латеральными предпочтениями. В последнем случае моторная неловкость будет являться следствием специфики формирования межфункциональных мозговых взаимодействий.

Медленный темп, вялость ребенка или крайнее ее выражение — апатичность — будут характеризовать, в первую очередь, низкий уровень психической активности ребенка.

Б) Общение

Речевая активность:

  • низкая речевая активность
  • чрезмерная речевая активность
  • признаки недостаточного развития речи (объем словарного запаса и степень развернутости речевых высказываний)
  • нарушения звукопроизношения
  • проблемы развернутой речи и понимания речи
  • трудности инициации речевого высказывания
  • запинки, заикание.
  • трудности речи в режиме диалога
  • эмоциональная неадекватность
  • особенности интонации и модуляции голоса

Оценка эмоциональных особенностей ребенка:

Преобладание эмоционального фона настроения:

  • Преобладание сниженного эмоционального фона
  • Преобладание повышенного эмоционального фона
  • Преобладание тревожного фона настроения
  • Преобладание агрессивного (злобного) фона настроения (дисфоричность)
  • Выраженная эмоциональная лабильность

Адекватность эмоциональных реакций:

  • Наличие неадекватных эмоциональных реакций по знаку
  • Наличие неадекватных эмоциональных реакций по силе
  • Эмоциональная ранимость
  • Трудности распознавания эмоционального настроя других людей (по знаку и по силе)
  • Конкретные эмоциональные особенности

Взаимодействие со сверстниками и взрослыми:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: