Оцените уровень сформированности учебной деятельности у учащегося, на основе критериев, предложенных А.К. Марковой.
Состояние учебной задачи и ориентировочной основы:
o осознание поставленной учителем цели
o участие в групповой постановке цели
o самостоятельная постановка цели
o самостоятельная постановка учебной задачи
o понимание смысла деятельности (для чего?)
o самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале
Состояние учебных действий:
o какие учебные действия студент выполняет;
o в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны преподавателя;
o складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий;
o владеет ли несколькими приемами достижения одного результата;
Состояние самоконтроля и самооценки:
o умеет ли ученик проверять себя после окончания работы (итоговый самоконтроль);
o может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль);
o способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);
o владеет ли ученик адекватной самооценкой;
o доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде;
Каков результат учебной деятельности:
o объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности);
o субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий)
Б) анализ особенностей поведения учащегося на уроке
Мотивация:
0 уровень: учащийся не проявляет интереса к учебной деятельности
1 уровень: учащийся демонстрирует неустойчивый интерес к внешним результатам учения
2 уровень: учащийся проявляет интерес к процессу учения
3 уровень: учащийся стремится получать новые знания с помощью разнообразных дополнительных источников информации (словари, энциклопедии, учебные телепрограммы и т.д.)
Соблюдение требований:
o Ученик приходит на занятия со всеми необходимыми учебниками и канцелярскими принадлежностями, находящимися в полной готовности для использования. Они лежат в начале урока на краю стола.
o По звонку ученик входит в класс.
o Ученик приходит на урок с выполненным домашним заданием.
o Ученик активно участвует в уроке, следит за его ходом, отвечает на вопросы, предложенные учителем. Свою готовность демонстрирует поднятием руки.
o При выполнении письменных работ (контрольных, самостоятельных, проверочных) ученик выполняет требования учителя: пишет в нужной тетради, оформляет задание в соответствии с указаниями, сдаёт работу вовремя.
o Во время проведения практических, лабораторных работ, демонстрационных экспериментов соблюдает необходимые правила техники безопасности.
o Домашнее задание записывает в дневник или в рабочую тетрадь.
o Ученик выходит из класса, оставив рабочее место аккуратным.
o Ученик демонстрирует образец воспитанности, корректного, доброжелательного, уважительного отношения к учителю и товарищам по классу
Наблюдение на перемене, прогулке, уроках физкультуры и технологии, оценка поведения и общения учащегося
А) Моторика
Произвольная регуляция деятельности (регуляторная зрелость) является параметром, определяющим и «модулирующим» все поведение ребенка. Многие проблемы ребенка, связанные с регуляцией, часто неправильно оцениваются педагогом и психологом: их принимают за агрессивность из-за трудности регуляции силы и направления движения, или за невоспитанность из-за моторной импульсивности и т.п.
На переменке и на уроках, включающих двигательные упражнения, необходимо пронаблюдать регуляцию собственных движений учеником:
o моторную ловкость
o регуляцию силы и направления того или иного движения
o скоординированность движений в целом.
На уроке или на перемене необходимо оценить, насколько ребенок «уклюж »: падают ли у него вещи с парты, выскальзывает ли из руки ручка или линейка, задевает ли он соседа локтем, успешен ли в общих двигательных играх, в том числе играх на ловкость.
При наблюдении за детьми в раздевалке можно легко проанализировать сформированность бытовых моторных умений: от завязывания шнурков до темпа, с которым ребенок одевается или раздевается.
Наблюдая за ребенком на уроках физкультуры, можно оценить его общую моторную ловкость, гармоничность движений, темповые характеристики:
— успешность выполнения ритмических и координированных движений как в игре, так и по заданию взрослого: прыжков на обеих ногах (в том числе поочередных), прыжков со скакалкой на двух или на одной ноге, ползания, марширования;
— скоординированность рук и ног во время бега, характер лазания по шведской стенке, ползания по-пластунски; умение балансировать, удерживать равновесие, например, находясь на узкой скамейке или бревне, в том числе в движении;
— успешность в играх с мячом разного диаметра, ловкость при его ловле или бросании, меткость бросков, умение соотнести силу броска и расстояние, на которое необходимо бросить мяч.
При наблюдении обязательно нужно отметить наличие вычурных, своеобразных, стереотипно повторяющихся движений руками (кистями) или всем телом, вычурное хождение на цыпочках, наличие иных моторных стереотипий в целом. Своеобразные стереотипные движения встречаются не часто. Также отмечается и наличие навязчивых движений, так называемых невротических: подергиваний, тиков и т.п.
Эти движения имеют различную природу. Стереотипные или вычурные движения характеризуют чаще всего детей с искаженным типом развития. «Невротические» движения обычно демонстрируют дети с интропунитивным типом развития — неуверенные в себе, тревожные, чрезмерно критичные к результатам своей деятельности (Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: МГУ, 1985; Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. М.: Аркти, 2001). Понятно, что в обоих случаях ребенок нуждается в углубленном психологическом обследовании.
И те и другие движения, как правило, усиливаются в стрессогенных ситуациях, на фоне утомления.
Двигательная неловкость ребенка, его плохая координированность часто могут сочетаться с медленным темпом, вялостью, с левосторонними латеральными предпочтениями. В последнем случае моторная неловкость будет являться следствием специфики формирования межфункциональных мозговых взаимодействий.
Медленный темп, вялость ребенка или крайнее ее выражение — апатичность — будут характеризовать, в первую очередь, низкий уровень психической активности ребенка.
Б) Общение
Речевая активность:
- низкая речевая активность
- чрезмерная речевая активность
- признаки недостаточного развития речи (объем словарного запаса и степень развернутости речевых высказываний)
- нарушения звукопроизношения
- проблемы развернутой речи и понимания речи
- трудности инициации речевого высказывания
- запинки, заикание.
- трудности речи в режиме диалога
- эмоциональная неадекватность
- особенности интонации и модуляции голоса
Оценка эмоциональных особенностей ребенка:
Преобладание эмоционального фона настроения:
- Преобладание сниженного эмоционального фона
- Преобладание повышенного эмоционального фона
- Преобладание тревожного фона настроения
- Преобладание агрессивного (злобного) фона настроения (дисфоричность)
- Выраженная эмоциональная лабильность
Адекватность эмоциональных реакций:
- Наличие неадекватных эмоциональных реакций по знаку
- Наличие неадекватных эмоциональных реакций по силе
- Эмоциональная ранимость
- Трудности распознавания эмоционального настроя других людей (по знаку и по силе)
- Конкретные эмоциональные особенности
Взаимодействие со сверстниками и взрослыми: