Угрозы политической безопасности Юга России.




Введение.

 

Анализ истории свидетельствует о том, что потребность в безопасности относится к числу первостепенных основных мотивов деятельности людей и сообществ. При рассмотрении пирамиды Маслоу мы можем обнаружить важность безопасности, так как она входит в базовые потребности и стоит на втором месте. Стремление людей к безопасности обусловило их объединение в племена, государства, предопределило образование многих международных организаций и, в конечном счете, привело к созданию ООН, призванной обеспечить безопасность всего мира.

Важное место в обеспечении безопасности любого общества, государства занимает политическая безопасность. Слабость системы обеспечения политической безопасности оборачивается большими бедами: крушением государств, гибелью народов, разрушением материальных ценностей. Государства, не проявляющие должной заботы о своей политической безопасности, как правило, оказываются нежизнеспособными.

В отличие от военных катаклизмов, характерных для периода передела уже поделенного мира в первой половине XX века, процессы перераспределения сфер влияния в конце века и в начале XXI происходят в основном мирным путем, за счет финансово-экономической и политической экспансии.

Политическая борьба, имеющая тенденцию к обострению, таит в себе большую опасность для общества. Она, являясь важным механизмом отбора лучших политиков, партий, идей, программ решения назревших проблем, при отсутствии определенных правил может превратиться в социальный тайфун, способный разрушить государство.

Поэтому политическая безопасность является составной частью, главным звеном, стержнем и основой национальной безопасности. Нынешние и перспективные интересы России требуют серьезного внимания к этой области государственного и общественного развития.

Проблема обеспечения политической безопасности особо актуальна для Юга России, так как большая часть вызовов и угроз региону сосредоточена именно в политической сфере. Именно Юг России является местом, в котором в наибольшей степени проявляется интерес со стороны западных спецслужб, главная цель которых - дестабилизировать ситуацию в России. Бесконечное число террористических актов, формирование новых террористических отрядов, частые межэтнические конфликты, как в молодежной среде, так и на политическом уровне призваны дестабилизировать ситуацию. Поэтому обеспечение политической безопасности в этом регионе является для федеральных властей приоритетным.

В соответствии с поставленной актуальностью данной темы, целью работы является изучение политической безопасности, позволяющее выделить характеристику и перспективы развития на Юге России.

Этой цели соответствуют следующие задачи:

- Описать политическую безопасность на Юге России

- Рассмотреть основные угрозы политической безопасности

- Выявить основные механизмы противодействия угрозам политической безопасности Юга России


Угрозы политической безопасности Юга России.

 

Южно-российский регион складывался почти три сотни лет, последовательно охватывая низовья Волги и Дона, левобережье Терека, Кабарду, Дагестана, степи западного Предкавказья и наконец, горные территории Кавказа и его Черноморского побережья. Этот процесс сопровождался интеграцией народов в систему российской государственности. Произошедшие после распада СССР перемены существенно отразились на региональном статусе и рейтинге Юга России. Будучи ранее внутренним регионом, Юг России теперь стал ее приграничной территорией, приобретя стратегическую функцию представления и защиты геополитических интересов России на Кавказе, Ближнем Востоке и на Балканах.

Юг России не случайно ученые и политики называют “солнечным сплетением Евразии” или “мягким подбрюшьем России” - это жизненно важный для существования целостности Российской Федерации и в то же время один из наиболее уязвимых сегментов российского геополитического пространства. Ещё более полутора столетий назад большинство европейских политиков пришли к заключению о том, что Кавказ является для России “ахиллесовой пятой”. Утверждалось, что именно туда надо наносить удар, чтобы свалить Великую Россию.

С точки зрения геополитики, доказавшей свою эффективность в течение многих десятилетий, сегодня Кавказ (как и в предыдущие столетия) является зоной напряженной геополитической игры (исторически называемой “Большая игра”) между англосаксонским миром (ранее Великобритания, сегодня США) и Россией за контроль над стратегическим центром Евразии.

При рассмотрении основных угроз Юга России целесообразно их разделить на общероссийские (присущие не только Югу России, но и стране в целом) и характерные только для Юга России.

Общероссийские угрозы политической безопасности Юга России:

1. Принятие на различных уровнях государственной власти нормативно-правовых актов, нарушающих верховенство федеральной конституции и законодательства единство организации государственной власти России и субъектов РФ, распределение предметов ведения между ними.

2. Отсутствие правовой и политической культуры у государственных служащих, которая в свою очередь должна обеспечивать качество, выполняемой ими работы, при отсутствии чего и происходит снижение не только качества работы, но и ухудшается отношение людей к государственной власти.

3. Коррупция и казнокрадство в органах власти, а так же в системе правоохранительных органов.

4. Кризисное состояние экономики, недостаточное инвестирование в экономику регионов и крупных предприятий.

Рассмотрение факторов, влияющих на политическую безопасность Юга России, предполагает более детального рассмотрения.

Первая и наиболее важная проблема, подрывающая стабильность политической безопасности является терроризм. Образованный в 2000 г. Южный федеральный округ (ЮФО), а в 2010 году из которого выделили ряд регионов и образовали Северокавказский Федеральный Округ (СКФО). Российской Федерации включает в себя два крупных очага ислама - Северный Кавказ и Нижнее Поволжье. Исламская традиция имеет здесь многовековую историю, и мусульманский компонент придает уникальное своеобразие всему облику южно-российского региона. При изучении данной проблемы связанной с вопросами терроризма и безопасности на Юге России, ученые выделили эндогенные и экзогенные факторы активизации терроризма на Юге России.

К эндогенным факторам исследователи относят, прежде всего, "обновление" ислама, которое относится к началу 80-х гг. ХХ в., и связано с расцветом исламизма в этот период в мусульманском мире. На Юге России этот процесс характеризуется распространением радикального фундаментализма в таких регионах, как Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Республика Северная Осетия-Алания, Астраханская область, Ставропольский край.

К экзогенным факторам, определяющим исламистско-террористические угрозы и вызовы Югу России, по мнению исследователей, следует отнести, прежде всего, угрозы, исходящие из стран Ближнего и Среднего Востока и угрозы, исходящие из государств Южного Кавказа.

Что касается внешних исламистско-террористических угроз Югу России, то здесь главными акторами выступают многочисленные экстремистские неправительственные религиозно-политические организации (НРПО), "благотворительные" фонды, общества и иные структуры ряда государств мусульманского Востока, главенствующую роль среди которых играет Королевство Саудовская Аравия (КСА). К числу ее исламских структур относятся: Организация исламская конференция, объединяющая 54 мусульманских государства; Исламский банк развития, 25 % капитала которого складывается за счет саудовских финансовых вложений; Лига исламского мира, Высший совет мечетей (создан при ЛИМ); Фонд исламской солидарности, целью которого является оказание материальной и религиозно-идеологической поддержки мусульманским меньшинствам за рубежом; Международная исламская организация спасения, которая призвана оказывать помощь нуждающимся мусульманам во всем мире, черпая средства из сборов мусульманского налога "закят", поступающего, в том числе, из фондов министерства по делам ислама КСА; Всемирная лига исламской молодежи и т.д.

Террористическая деятельность наносит непоправимый ущерб не только политической безопасности страны, но и национальной безопасности в целом, тем самым подрывает доверие людей к действующей власти, подталкивая народ при этом не только на митинги и демонстрации, но и способствует разжиганию межэтнических конфликтов.

Народам Северного Кавказа присуще традиционный тип культуры, который характеризуется такой особенностью как мускулинность - доминирование в культуре мужских, воинственных начал, стремление насаждать свои ценности и обычаи, чем перенимать другие. Поэтому, особое значение имеет влияние на общество традиционных социальных институтов. Такие структуры, как советы родов (тейпов, тукхумов и др.), старейшины, религиозные братства (вирды) действуют на основании норм права эпохи военной демократии более чем тысячелетней давности. Подобная система права исходит из неполноправности всех “чужаков”, то есть представителей других народов.

Постсоветский кризис идентичности и незавершенности процесса формирования у населения современной общероссийской идентичности. Основным критерием самоидентификации остается признак этнической принадлежности, что в условиях социально-экономической нестабильности и межэтнической напряженности способствует распространению национализма в его различных формах: от спекуляции на тему духовного возрождения до политико-культурной изоляции.

Недостатки реализации реформы местного самоуправления. В условиях низкого уровня политической культуры населения, неразвитости институтов гражданского общества социально-экономические и политические ресурсы нередко используются в узкокорпоративных интересах отдельных экономических элит.

Асимметричность современного российского федерализма. На Северном Кавказе некоторые республики стали практически мононациональными (Чечня, Ингушетия). Во всех республиках в той или иной форме сформировались “титульные” этносы, монополизировавшие властные (политические, экономические) полномочия.

Рост активности национальных общественных объединений, связанных с зарубежными неправительственными организациями и фондами. Например, адыгские национальные общественные организации “Адыге Хасэ”, “Черкесский конгресс” добиваются признания и возмещения “ущерба” со стороны Российской Федерации за факт “геноцида адыгского народа”, якобы имевший место во время Кавказской войны XIX века.

С требованиями территориальной реабилитации выступают также радикально настроенные члены ингушского отделения правозащитного общества “Мемориал”, Балкарской молодежной организации “Ант” (Кабардино-Балкарская республика). Представители радикального крыла кумыкского общественного движения “Тенглик” (Республика Дагестан) требуют создания самостоятельного национально-административного образования в Северном Дагестане. В южном Дагестане требования выдвигают бывшие активисты лезгинского движения “Садвал”. В ставропольском крае активизировалась ногайская общественная организация “Бирлик”, требующая образования Ногайского района на востоке края и т.д.

Деятельность на территории региона зарубежных НПО, западных фондов и мониторинговых сетей. По данным правоохранительных органов, на территории Юга России действует более 100 западных неправительственных организаций, фондов и мониторинговых сетей. Среди таких НПО можно назвать, например, Организацию непризнанных народов и наций, Международный институт стратегических исследований (Лондон) и др. Среди фондов: американские - Сороса, Карнеги, Мак Артуров; немецкие - Ф. Эберта (СДПГ), К. Аденаура (ХДС), В Белля (“Зеленые”) и др., а также ряд целых мониторинговых сетей, имеющих зарубежные источники финансирования.

Эксперты отмечают, что деятельность зарубежных неправительственных организаций на Юге России является частью единой кампании по отработке методик реализации “стратегии ненасильственного сопротивления”, которая достаточно эффективно применялась Соединенными Штатами Америки в бывшей Югославии, а также в Грузии и Украине. Ее целью служит отработка практических схем организации процесса гражданского неповиновения во время избирательных кампаний 2007 и 2008 гг. с последующим формированием в обществе механизмов давления на органы власти.

Исход русского населения из республик Северного Кавказа. Сегодня русские по-прежнему остаются интегрирующим звеном, позволяющим сдерживать дальнейшие обострение межнациональных отношений. Однако это уже привело к нарушению этнополитического баланса в республиках Северного Кавказа, формированию угроз безопасности, т.к. интеграция Северного Кавказа в Российское политическое пространство осуществлялось через постепенное наращивание русского населения, которое способствовало в регионе общих государственно-правовых и ценностных ориентаций, созданию многоукладной модернизирующейся экономики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: