Роль бюджетов и внебюджетных фондов в осуществлении мероприятий по социальной политике.




Социальная политика — сфера деятельности государства, связанная с решением проблем, относящихся к жизни людей и их отношениям в обществе. Социальная политика направлена на реализацию социальных функций государства. В Конституции Российской Федерации провозглашено: каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39).

На обеспечение социальной политики государство направляет средства за счет: средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов муниципальных образований, а также государственных внебюджетных фондов.

Правовой основой социальной политики является Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 2 августа 1995 г. №122-ФЗ и ряд других законов и законодательных актов. В расходы бюджетов включаются следующие виды затрат: • содержание учреждений социального обеспечения и службы занятости;• содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;• содержание учреждений по обучению инвалидов;• социальная помощь;• возмещение вреда инвалидам вследствие Чернобыльской и других радиационныхкатастроф;• программы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;• средства, передаваемые Пенсионному фонду РФ на выплату пенсий и пособийвоеннослужащим в соответствии с законодательством РФ;

Урок 35.Система социального обеспечения и социального обслуживания. Государственные внебюджетные фонды и их роль в осуществлении социальной политики

• выплаты пособий и пенсий другим категориям граждан;• компенсационные выплаты женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет,уволенным в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций;• финансирование кампаний и мероприятий по организации оздоровления детей иподростков;• субсидии из федерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсииза счет средств единого социального налога;• пенсии военнослужащим и членам их семей;• выплаты пособий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;• расходы на обеспечение инвалидов транспортными средствами;• расходы на санаторно-курортное лечение ветеранов и инвалидов;• расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов;• оплата на установки телефона ветеранам и инвалидам;• прочие расходы социального характера. Государственный внебюджетный фонд это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Внебюджетные фонды — одна из форм перераспределения и использованиянационального дохода государства на определенные социальные и экономическиецели. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов заключается в следующем: создание государственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего, для более эффективного использования финансовых ресурсов, а также для успешного решения социальной политики. В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение общие принципы, правовой статус и назначение государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фонды образуются на основании соответствующих актов органов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования доходов. Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти Российской Федерации и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на:• социальное обеспечение по возрасту;• социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;• социальное обеспечение в случае безработицы;• охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.Средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотренные законодательством. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:• обязательных платежей, установленных законодательством РФ;• добровольных взносов физических и юридических лиц;• других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федеральное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты государственных внебюджетных фондов в форме законов одновременно с принятием Урок 35.Система социального обеспечения и социального обслуживания. Государственные внебюджетные фонды и их роль в осуществлении социальной политики

Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.В Бюджетном кодексе Российской Федерации определен состав государственных внебюджетных фондов России.Установлено, что государственными внебюджетными фондами РФ являются: • Пенсионный фонд Российской Федерации;• Фонд социального страхования Российской Федерации;• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Все эти фонды называются внебюджетными социальными фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ. Они образуют самостоятельную финансово-правовую базу федеральных и местных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюджетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуществляется представительными (законодательными) органами, а исполнение бюджетов фондов — органами исполнительной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования. Государственные внебюджетные социальные фонды имеют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджетов, находится под контролем финансовых органов. Министерство финансов РФ, согласно Положению о нем, осуществляет финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием средств внебюджетных фондов. Государственный Фонд занятости (ГФЗН) образован в соответствии с Законом РФ (от 19 апреля 1991 г.) «О занятости населения Российской Федерации» ипредназначен для аккумуляции страховых взносов, поступлений из бюджетнойсистемы и финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализациейгосударственной политики занятости населения.Фонд — государственный внебюджетный фонд. Его средства являются государственной собственностью РФ и находятся в оперативном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных ему территориальных органов — на уровне субъекта РФ, города, района. Фонды занятости в отличие от других государственных внебюджетных социальных фондов не имеют статуса юридического лица. Средства Фонда имеют строго целевой характер и при их недоиспользовании в отчетном году изъятию не подлежат (переходят на следующий год).Фонды занятости в городах и районах формируются за счет обязательныхстраховых взносов работодателей; ассигнований из городских и районныхбюджетов; доходов от коммерческого использования (размещения) временносвободных средств фонда.В свою очередь фонды занятости субъектов Федерации и федеральная часть Фонда формируются за счет отчислений из нижестоящих фондов; ассигнований из соответствующих бюджетов; дотаций, субсидий и субвенций из вышестоящегофонда; доходов от коммерческого использования временно свободных средствсоответствующего фонда.Размеры обязательных страховых взносов работодателей в Фонд занятости иразмеры отчислений в федеральную часть Фонда из фондов, формируемых всубъектах Федерации в части обязательных страховых взносов работодателей,

устанавливаются Размеры отчислений из фондов занятости, формируемых в городах, районах, на вышестоящий их уровень в части обязательных страховых взносов работодателей устанавливаются представительными органами субъектов Федерации по представлению соответствующих исполнительных органов власти. Размеры ассигнований из бюджетов всех Урок 35.Система социального обеспечения и социального обслуживания. Государственные внебюджетные фонды и их роль в осуществлении социальной политики

уровней в соответствующие части Фонда занятости определяются при утверждении бюджетов на планируемый период.Средства Фонда занятости направляются на:1) финансирование мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке ипереподготовке безработных граждан, включая содержание (аренду) учебныхзаведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службызанятости;2) организацию и частичное (долевое) финансирование общественных работ;3) выплаты пособий по безработице, компенсации материальных затрат безработным гражданам в связи с их добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости, оказание материальной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, а также гражданам, потерявшим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты, оплату периода временной нетрудоспособности безработным гражданам;4) возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначениемдосрочных пенсий безработным;5) мероприятия по сохранению, созданию дополнительных или новых рабочих мест, по созданию специализированных рабочих мест (производств) для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, по развитию предпринимательской деятельности безработных граждан (указанные расходы производятся как в порядке прямого инвестирования, так и на условиях кредитования согласно заключенным договорам);6) содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая расходы на социально-бытовое и медицинское обслуживание работников по нормам и нормативам, принятым для структурных подразделений соответствующих исполнительных органов власти;7) расходы по анализу рынка труда, расходы в связи с разработкой баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения и др.

 

Урок 36. Состав бюджетов разных уровней на социальную политику


Тема 2.5 Финансирование социальной политики

Урок 36. Состав бюджетов разных уровней на социальную политику


Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.
В целях создания условий для повышения уровня жизни населения на основе устойчивого развития российской экономики, а также обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации Распоряжением Правительства РФ от 14 мая 2015 г. утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 года. Данный документ определяет основные направления и ориентиры социальной политики на среднесрочную перспективу.

Свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны. Исходя из этого главной целью деятельности Правительства Российской Федерации является создание условий для повышения уровня жизни российских граждан, в том числе для повышения материального благополучия, обеспечения возможности получения качественного образования и медицинской помощи, доступа к национальным и мировым культурным ценностям, обеспечения безопасности и правопорядка, благоприятных условий для реализации экономической и социальной инициативы

Социальная политика и экономическая политика должны дополнять и усиливать друг друга. При этом социальная политика будет гибко реагировать на изменения в обществе, а социальные институты - развиваться в соответствии с потребностями различных групп населения. Важнейшими направлениями формирования новой социальной модели станут общественный диалог, развитие механизмов социального партнерства.

Социальная политика будет ориентирована как на действенную поддержку людей, в силу объективных причин оказавшихся в сложной жизненной ситуации, так и на создание условий для того, чтобы каждый человек мог самостоятельно формировать стабильные, благополучные социальные позиции для себя и своей семьи.
Вышеуказанный документ предусматривает сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи гражданам России на основе: поддержания высоких темпов экономического роста; обеспечения макроэкономической стабильности; увеличения денежных доходов населения; повышения эффективности программ социальной защиты; совершенствования механизмов социального партнерства. Для достижения поставленных целей используются новые формы предоставления государственной социальной помощи населению с соблюдением принципа адресности; продолжается замена натуральных льгот денежными компенсациями; совершенствуется система социального обслуживания граждан, оказавшихся и сложной жизненной ситуации; ведется работа по повышению качества и увеличению объема государственных социальных услуг, в том числе направленных на реабилитацию и социальную интеграцию инвалидов.
Одной из важнейших проблем социального развития все еще остается низкий уровень жизни граждан, измерителем которого является коэффициент соотношения среднедушевого дохода с прожиточным минимумом. Если величина такого показателя у конкретного человека составляет менее единицы, то он относится к числу малообеспеченных. В соответствии с Законом РФ от 03.12.2012г. № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом но Российской Федерации» прожиточный минимум — это стоимостной показатель минимального объема и структуры потребления материальных благи услуг, необходимых для сохранения здоровья и поддержания жизнедеятельности человека (потребительской корзины), а также обязательные платежи и сборы. Его величина зависит от природно-климатических условий, национальных традиции и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. Этот показатель имеет первостепенное значение при предоставлении социальной помощи и социальной поддержки населению. Если реальные доходы на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, то граждане вправе получать субсидии из бюджета па оплату жилья и коммунальных услуг; но многих субъектах РФ выплачивается социальная помощь пенсионерам в размере разницы между получаемой пенсией и прожиточным минимумом и т. п.

В целом система социальной зашиты населения нашей страны и ее финансового обеспечения построена на принципах разграничения полномочий и расходных обязательств между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также государственными внебюджетными фондами. В этих фондах аккумулируются средства на реализацию важнейших социальных гарантий: пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинской помощи, поддержки в случае потери трудоспособности, во время отпуска по беременности и родам и т.д. Основным источником формирования данных фондов является целевой социальный сбор, плательщиками которого в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ являются все работодатели независимо от формы собственности. Ставка налога составляет 30%, из которых 22%, зачисляется в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования — 2,9%, обязательного медицинского страхования — 5,1%.

В обшей сумме расходов федерального бюджета на 2012 г. расходы по разделу 1000 «Социальная политика» составляют 3,7%. К числу основных расходных обязательств федерального бюджета но этому разделу относится пенсионное и социальное обеспечение граждан, что следует из табл. 1.
Таблица 1 – Структура расходов федерального бюджета на 2012г. по разделу 1000 «Социальная политика »

Код Наименование расходов Сумма, тыс.рублей Удельный вес,%
  Социальная политика 328 751 096,0  
  Пенсионное обеспечение 240 811 848,6 73,7
  Социальное обслуживание населения 6 326 211,0 1,9
  Социальное обеспечение населения 75 030 403,3 4,8
  Охрана семьи и детства 2 145 705,4 0,6
  Прикладные научные исследования в области социальной политики 132 556,6 0,04
  Другие вопросы в области социальной политики 4 304 371,1 1,3

За счет средств федерального бюджета осуществляется также пенсионное обеспечение:
• государственных (федеральных) служащих; судей;

• военнослужащих;

• участников Великой Отечественной войны;

• граждан, пострадавших и результате радиационных или техногенных катастроф;
• инвалидов и некоторых других категорий населения.
Следует учесть, что дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих регионального уровня осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ, муниципальных служащих — за счет местных бюджетов. При этом основным источником пенсионного обеспечения граждан является Пенсионный фонд РФ, из которого в настоящее время выплачиваются трудовые пенсии, а также, пенсии за выслугу лет и при потере кормильца. За счет Пенсионного фонда РФ финансируются различные, программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей, осуществляются единовременные денежные выплаты. Реформа пенсионного обеспечения предусматривает внедрение накопительной системы и нацелена на снижение государственного участия и пенсионных выплатах. Накопительная система основана на персонифицированном учете страховых взносов в Пенсионный фонд РФ или негосударственные пенсионные фонды по выбору работников и представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс. Размер накопительной части трудовой пенсии будет зависеть от суммы пенсионных накоплений застрахованного лица.

Помимо пенсионного обеспечения федеральный бюджет несет прямые обязательства по социальному обеспечению безработных граждан, выплачивая им пособия по безработице. За счет бюджета выплачиваются также пособия и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний (подраздел 1003). Порядок выплаты пособий по безработице регулируется Федеральным законом № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 31.12.2005г.) и «Положением о порядке финансирования мероприятии по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.07.2005 г. № 485.
Важным направлением расходов, учитываемым по подразделу 1102, являются мероприятия, реализуемые в рамках федеральной программы «Жилище» па 2002-2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. № 675. Среди главных целей и задач данной программы обозначены обеспечение доступности жилья и коммунальных услуг в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями. В рамках указанной подпрограммы осуществляется выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем следующих категорий граждан:
• военнослужащих, увольняемых с военной службы, и приравненных к ним лиц;
• граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
• вынужденных переселенцев;

• федеральных государственных гражданских служащих:

• молодых ученых, прокуроров, следователей и др

Отдельным категориям граждан в установленном порядке выделяются средства в виде субсидий.
Кроме раздела 1000 «Социальная политика» в федеральном бюджете предусматриваются значительные средства на социальную поддержку так называемым федеральным льготникам, которые передаются регионам через Фонд компенсации и учитываются по разделу 1100 функциональной классификации расходов бюджетов «Межбюджетные трансферты». Фонд компенсаций позволяет выполнить вес обязательства государства перед гражданами по реализации таких федеральных законов, как «О социальной защите инвалидов», «О реабилитации жертв политических репрессий» и др., делегированные на исполнение субъектам РФ. За счет передаваемых средств субъекты РФ организуют предоставление мер социальной поддержки «федеральным льготникам», полный перечень которых отражен в Федеральном законе от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов...», получившем второе название «О монетизации льгот».
Указанные граждане имеют право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг; ежемесячную денежную выплату, размер которой зависит от категории льготника, набор социальных услуг - обеспечение лекарственными средствами, санаторно-курортное лечение бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте и др.
Отдельные виды расходов по предоставлению социальной помощи «федеральным льготникам» осуществляется за счет государственных внебюджетных фондов. К примеру, ежемесячные денежные выплаты осуществляются за счет Пенсионного фонда РФ; бесплатное лекарственное обеспечение — за счет средств обязательного медицинского страхования. В свою очередь, субъекты РФ за счет собственных бюджетов несут ответственность за финансовое обеспечение тех расходных обязательств, которые закреплены за ними в соответствии с установленными полномочиями. К «региональным льготникам» отнесены ветераны труда, труженики тыла, жертвы политических репрессий. На региональном уровне по сравнению с федеральным система социальной поддержки населения представлена более широко (табл. 2). Этот перечень не является исчерпывающим, так как субъекты РФ вправе расширять как виды, так и состав категорий граждан, имеющих право на социальную защиту, определять понятие и критерии сложной жизненной ситуации, исходя из финансовых возможностей и проводимой в регионе социальной политики. С учетом региональных особенностей строятся и схемы организации социальной защиты населения, которые отличаются большим разнообразием.

Таблица 2 - Перечень мер социальной поддержки и форм социального обслуживания населения, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ

  № п/п Меры социальной поддержки и формы социального обслуживания населения Категории граждан Формы предоставления
    Периодические денежные выплаты Ветераны труда и приравненные к ним категории граждан, жертвы политических репрессий и труженики тыла Адресная, денежная
    Денежные компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг «Региональные льготники», специалисты, проживающие и работающие в сельской местности, многодетные семьи Адресная, денежная
    Изготовление и ремонт зубных протезов «Региональные льготники» Адресная, натуральная
    Социальная помощь в виде единовременной денежной выплаты или натуральной помощи Граждане, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации Адресная, денежная или натуральная
  Социальное пособие и материальная помощь на погребение Родственники умерших Адресная, денежная
  Ежемесячное пособие на ребенка Граждане, имеющие ребенка Адресная, денежная
  Единовременное пособие при рождении ребенка Граждане, имеющие ребенка Адресная, денежная
8 I Оплата проезда на железнодорожном и автомобильном транспорте «Региональные льготники», пенсионеры, многодетные семьи, лица, сопровождающие инвалидов по зрению Адресная, денежная или натуральная
           

 

Следующим по значимости направлением расходов бюджетов субъектов РФ на социальную политику является «Социальное обслуживание» — подраздел 1002, виды и формы которого приведены в табл. 3.

Социальное обслуживание осуществляется как на «бесплатной» основе (т. е. за счет средств бюджета), так и на платной. Его предоставление может быть организовано в учреждениях любой организационно-правовой формы — государственных муниципальных, государственных. Под негосударственным сектором подразумеваются учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной фор собственности, а также липа, осуществляющие частную деятельность в данной сфере. К негосударственному сектору можно также отнести общественные объединения, в т числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

В соответствии с Законодательством Ростовской области в области гарантируется право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы социального обслуживания в порядке и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами области.

Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:
· социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
· социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
· социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;

· социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

· социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;
· социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:

· обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;
· предоставление временного приюта;
· реабилитационные услуги;
· полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;
· социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
· дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
· социально-консультационная помощь;
· материальная помощь;
· срочное социальное обслуживание;
· предоставление жилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.
К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания Ростовской области, относятся:
1)дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети, имеющие отклонения умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);
2) семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов; с несовершеннолетними родителями);
3)отдельные граждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);

4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);
5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;
6) граждане без определенного места жительства и занятий;
7) другие категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Особую социальную значимость имеют вопросы опеки и попечительства над детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, детской беспризорности, отражаемые в подразделе бюджетной классификации 1004 «Охрана семьи и детства».
Таким образом, в настоящее время при проведении мероприятий государственной социальной политики в Российской Федерации обеспечивается реализация принципов адресности и нуждаемости, а формы предоставления социальной помощи и социального обслуживания взаимосвязаны с экономическими, демографическими, политическими и другими необходимыми факторами.

2 Расходы бюджета на социальное обслуживание и социальную поддержку населения.
Любой гражданин, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, имеет право на социальную защиту, которая реализуется по двум направлениям: социального обслуживания и предоставления мер социальной поддержки. Полномочия в сфере социального обслуживания населения федеральным законодательством возложены на субъекты РФ. Социальное обслуживание представляет собой деятельность по оказанию нуждающимся гражданам различных видов услуг па дому пли в учреждениях социального обслуживания бесплатно или на льготной основе. К числу таких услуг относится уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, содействие в организации ритуальных услуг и т. д.

Система социальном обслуживания включает в себя сеть стационарных и полустационарных учреждении дневного и круглосуточного пребывания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, приюты, реабилитационные центры, социальные гостиницы и т. п.), центры социального обслуживания па дому. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» государственные учреждения социального обслуживания являются юридическими лицами и действуют на основании уставов, в которых определены основные направления деятельности и порядок ее финансирования. Финансовое обеспечение государственных учреждений социального обслуживания осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и области. Дополнительными внебюджетными источниками финансирования учреждений и предприятий государственного сектора социального обслуживания являются:
· средства государственных внебюджетных фондов;

· благотворительные взносы и пожертвования;

· другие источники, не запрещенные федеральным и областным законодательством.

Контроль государства за предоставлением населению бюджетных услуг осуществляется через систему сбалансированных показателей, увязывающих их объем и качество со степенью достижения поставленных целей. В Ростовской области в число таких показателей, в частности, включены: снижение заболеваемости, увеличение числа социально-адаптированных граждан пожилого возраста и другие показатели.
Организация — исполнитель социальных услуг получает средства бюджета исходя из расчета, основанного на:

• утвержденном тарифе (нормативе стоимости) каждой услуги;

• количественном объеме предоставляемых услуг;

• численности населения, имеющего право на такие услуги па бесплатной основе за.

Категории этого населения также могут быть выбраны исходя из их среднедушевого дохода, повышенной социальной уязвимости либо значимости, например многодетные семьи.
Таблица 3 - Структура расходов областного бюджета Ростовской области на 2014 г. по разделу 1000 «Социальная политика»

Код Наименование расходов Сумма, тыс.рублей Удельный вес, %
  Социальная политика 6 093 960,1  
  Пенсионное обеспечение 154 501,8 2,5
  Социальное обслуживание населения 1 062 690,7 17,4
  Социальное обеспечение населения 4 812 447,4  
  Охрана семьи и детства 19 576,6 0,3
  Другие вопросы в области социальной политики 44 743,6 0,7

Под мерами социальной поддержки понимается комплексная адресная социальная помощь, предоставляемая при определенных условиях отдельным категориям населения для повышения их социальной защищенности. Порядок ее оказания рассмотрим на примере предоставления субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг как наиболее массового вида социальной поддержки. Жилищным кодексом РФ определено, что получателями такой субсидии могут являться граждане — пользователи, наниматели, собственники жилого помещения, члены жилищного или жилищно-строительного кооператив. На одну семью предоставляется одна субсидия сроком на 6 месяцев.

Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий: максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Общий порядок исчисления совокупного дохода семьи установлен Законом РФ от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи». Федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов семей на оплату жилья и коммунальных услуг составляет 22%, причём субъекты РФ могут установить более низкие стандарты.

В соответствии с российским законодательством допускается делегирование полномочий по социальному обслуживанию и социальной защите населения органам местного самоуправления с предоставлением субвенций из вышестоящих бюджетов на финансовое обеспечение этих полномочий. Объем субвенции определяется исходя из норматива расходов, рассчитанного в соответствии с методикой, утвержденной Законом о наделении органа местного самоуправления государственным полномочием, и численностью населения, которому предоставляется социальное обслуживание или меры социальной поддержки, и утверждается Законом о бюджете на соответствующий финансовый год.
Таким образом, формы и методы планирования и финансирования расходов на реализацию социальной политики зависят от целого комплекса факторов, включая виды расходных обязательств, источники их финансирования, систему межбюджетных отношений. Социальная политика дол



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: