Методы обучения циклическим двигательным действиям




МИНОБРНАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Кафедра спортивных дисциплин

Направление 44.01.05

Педагогическое образование,

физическая культура и

безопасность жизнедеятельности

Курс V (ОДО)

 

АРТАМОНОВ ИВАН СЕРГЕЕВИЧ

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

 

Регистрационный номер ___________________

Дата представления _______________________

Дата защиты _____________________________

Оценка __________________________________

Уфа, 2016

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕХНИКА ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ………………………………..................................4

1.1. Характеристика двигательных действий…………………………...4

1.2. Методы обучения циклическим двигательным действиям……….9

1.3. Общепедагогические методы обучения и воспитания, применяемые при обучении технике циклических двигательных действий…………………………………………………………………………14

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Огромное значение в процессе обучения имеет то, как учитель физической культуры может обучить учеников двигательным действиям, которые в определенной мере оказывают положительное воздействие на физическое здоровье. Двигательные действия разделяются на виды: 1) циклические, 2) ациклические, 3) смешанные. В данной курсовой работе особое внимание будет уделено рассмотрению циклических двигательных действий как таковых, а также методике обучения их технике. Тема, несомненно, актуальна, так как циклические двигательные действия играют огромную роль в процессе поддержания физического здоровья обучающихся

Объект исследования: процесс обучения школьников технике циклических двигательных действий.

Предмет исследования: методика обучения технике циклических двигательных действий.

Цель исследования: изучение методики обучения технике циклических двигательных действий.

Задачи исследования:

1. Дать определение понятию «циклические двигательные действия»;

2. Определить методику обучения технике циклических двигательных действий;

3. Рассмотреть методику обучения технике в процессе обучения на уроке ФК.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез современного педагогического и методического знания по проблеме исследования; обобщение и систематизация результатов исследований.

Исследованию двигательных действий, в особенности циклическим двигательным действиям, огромное внимание уделили такие теоретики как: Б.А. Ашмарин, М.М. Боген, Ю.Ф. Курамшин, В.П. Лукьяненко.

 

ГЛАВА 1. ТЕХНИКА ЦИКЛИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

 

Все двигательные действия подразделяются на виды: циклические (кратковременное повторение движений): ходьба, бег, лазание, ползание. Ациклические (каждое движение не требует цикла): прыжки, метание. Смешанные: прыжки с разбегом. 1.1. Характеристика двигательных действий Циклические двигательные действия. При выполнении циклических двигательных действий происходит кратковременное повторение движений. К циклическим действиям можно отнести: ходьбу, бег, лазание, ползание. Рассмотрим каждый из них по отдельности. Ходьбапредставляет собой естественный способ передвижения ребёнка в пространстве (ходьба по кругу в зале, при этом высоко поднимая колени). Особое внимание при этом уделяется правильной осанке, естественным движениям тела. Также используются имитационные виды ходьбы. Она является циклическим движением умеренной интенсивности. В ходьбе активно участвует опорно-двигательный аппарат (одновременно с работой до 56% мышц). Величина нагрузки при ходьбе зависит от условий выполнения и скорости передвижений [11]. При обычной ходьбе передвигаемая вперед нога ставится с пятки, далее выполняется перекат на носок. Когда опорная нога выдерживает тяжесть тела, другая отделяется от земли и производит маятникообразные движения вперед. Руки двигаются в направлении вперед-назад, способствуют сохранению равновесия. Координация движений рук согласована с движениями ног перекрестно [3; 6]. Голова и туловище держатся прямо, плечи слегка отведены назад. Навык правильной ходьбы следует формировать с раннего возраста. Для овладения ходьбой необходим ряд подготовительных упражнений, укрепляющих мышцы, способствующих формированию правильной координации. Для этого используют упражнения: 1. Ходьба на носках укрепляет мышцы и связки стопы, способствует профилактике плоскостопия. 2. Ходьба на пятках укрепляет мышцы спины, стопы. 3. Ходьба на наружных сторонах стоп тоже укрепляет мышцы стоп. 4. Ходьба с высоким подниманием бедра (колена) укрепляет мышцы живота, спины, ног, связки и суставы. 5. Ходьба перекатом с пятки на носок укрепляет мышцы ног, стоп, способствует выработке правильной постановки ноги, перекату. 6. Ходьба в полуприседе укрепляет мышцы таза и стопы. 7. Ходьба перекрестным шагом укрепляет мышцы таза, ног, улучшает отток венозной крови. 8. Гимнастическая ходьба укрепляет мышцы туловища, ног, стопы. Для формирования длины шага дается ходьба мелким и большим шагом. Для формирования темпа ходьбы целесообразно выполнение упражнений под музыку. Выполняя упражнения в ходьбе, следует обращать обязательное внимание на осанку, сочетать упражнения с различными положениями рук, с акцентированным вдохом и выдохом [10]. Используется индивидуальная и групповая ходьба в различных направлениях и построениях, с выполнением различных заданий. Применяются пособия: мостики, доски, бревна. Вторым видом циклического двигательного действия рассматриваемого нами является бег. Бег – это движение, имеющее строгую повторяемость цикла двигательных действий. Характерным признаком бега, отличающим его от ходьбы, является фаза «полета» — безопорное положение тела после отталкивания ногой от земли. Бег отличается от ходьбы наличием фазы полета, то есть ноги бегущего отрываются от почвы. Это способствует увеличению скорости передвижения. Техника бега характеризуется следующим: тело бегущего чуть наклонено вперед, голова и туловище держатся на одной линии, причем не поднимаются; толчковая нога, которая соприкасается с землей, должна ставиться на внешнюю сторону носком, в момент отталкивания полностью выпрямляется. Маховая нога‚ которая уже оттолкнулась от земли, сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед вверх, достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ногой [22]. Руки согнуты в локтях, двигаются в едином темпе с ногами, перекрестно, пальцы полусогнуты, кисти напряжены. Равновесие – способность тела сохранять устойчивое состояние, как в покое, так и в движении. Оно бывает в свою очередь двух видов: статическим и динамическим. Например, ходьба по гимнастической скамейке, или поза «ласточки» (при которой опорная нога находится перпендикулярно выпрямленному корпусу с вытянутыми вперед руками и поднятой назад другой ногой). Лазание, ползание. Виды: ползание по гимнастической скамье, стоя на коленях, кистях рук, лазание по гимнастической стенке. Лазание как более сложное движение продолжает различные виды ползанья: на животе, на четвереньках, выполняемые на горизонтальной и наклонной плоскостях. Детей учат ползать одноименными и разноименными способами. При одноименном виде ползанья движение начинается с правой руки и правой ноги, затем подключаются левая рука и левая нога. При разноименном способе ползанья движения правой руки сочетаются с движениями левой и наоборот [15]. При ползании на четвереньках дети могут опираться на ладони и колени, на стопы и ладони, на колени и предплечья. Обучение ползанью осуществляется за счет усложнения способов ползанья и условий выполнения: по полу на определенное расстояние, по ограниченной поверхности (гимнастическая скамейка, ребристая доска, лестница). 1. Лазание при горизонтальном положении обруча, расположенного перед собой. Ребенок шагает в обруч сначала одной, а затем другой ногой, потом он поднимает обруч вверх и возвращает его в исходное положение. Детей обучают лазанию через бревно или гимнастическую скамейку. Для выполнения этого упражнения детей обучают ложиться на пособие животом и, держась руками, перенести ноги поочередно или одновременно, поставив их на пол. После этого следует встать и выпрямиться. Ациклические двигательные действия.Метание относится к виду движений ациклического типа (те движения, у которых нет повторных циклов). Основная задача в процессе обучения: научить учащегося энергично отталкивать мяч от себя в заданном направлении. А также, обучение его метанию способом из-за спины через плечо (техника метания – бросая предмет на дальность из-за спины через плечо [2; 5]. Во всех способах метаний как видах ациклических упражнений выделяют ряд фаз: 1. Подготовительная фаза, заключающаяся в принятии исходного положения перед замахом, выполнении замаха, разбеге в метаниях с разбега. Подготовительная фаза создает благоприятные условия для выполнения броска. 2. Основная фаза заключается в выполнении броска. В момент броска снаряду (предмету) передается определенное усилие, которое обеспечивает скорость и дальность полета. Бросок следует выполнять по дугообразной траектории. 3. Заключительная фаза направлена на погашение усилия, затраченного на бросок и удержание равновесия [7]. Обучению метаниям детей предшествуют упражнения с мячом: катание, бросание, ловля мяча. Эти упражнения доступны детям с раннего возраста и способствуют в дальнейшем более успешному обучению детей метаниям.
Прыжки – движение ациклического типа (представляет собой законченное движение). Прыжок в длину с места. Исходное положение перед прыжком — «старт пловца» (ноги полусогнуты, туловище наклонено вперёд, руки отведены назад — в стороны). Отталкиваются обеими ногами с одновременным взмахом рук вперед— вверх. В полете ноги сгибаются в коленях и выносятся вперед. Прыжок в глубину (с невысоких предметов) Обучать данному прыжку лучше тогда, когда дети уже научились прыгать в длину с места, так как формирование нового навыка опирается на предыдущий двигательный опыт. Структура такая же, как и в прыжке в длину с места, отличие – отталкивание вверх идёт вперёд. Смешанные двигательные действия. Прыжок в длину с разбега – наиболее сложный вид. Разбег рав­ноускоренный, последний шаг вверх; в фазе полета ноги сгиба­ют в коленях и перед приземлением выносят вперед; при­земляются на пятки или на всю ступню, для устойчивости выносят руки вперед — в стороны. Прыжок в высоту с разбега. По своей структуре сходно с прыжком в длину с разбега. Этот прыжок выполняют также, согнув ноги, отличается только способом отталкивания. Разбег выполняется перпендикулярно препятствию после отталкивания 1 ногой с одновременным взмахом руками.

Выполнение всех видов прыжков требует определенного уровня развития коры головного мозга, крепости опорного аппарата, особенно конечностей, достаточной эластичности мышц, развитого глазомера. Все это формируется у ребенка постепенно в ходе выполнения прыжковых упражнений [20].

 

С помощью основных движений у ребенка воспитываются различные ориентировки: в пространстве (направление движения, удаленности и месторасположения предметов, глазомер); во времени (длительность упражнений, последовательность его фаз, выполнение движений в определенном темпе); ориентировка при движении в коллективе (нахождение своего места в движении, при построении и перестроении); ориентировка при изменяющихся условиях [18]. Разнообразие основных движений дает возможность развивать и совершенствовать физические качества: быстроту, ловкость, силу, выносливость, гибкость.

Для циклических движений характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение [25]. К таким движениям относятся ходьба, бег, ползание, лазание. Движения такого типа быстро усваиваются и автоматизируются. Этому способствуют регулярные повторения циклов, которые закрепляют последовательность двигательных элементов цикла в систему. При этом вырабатывается определенный ритм данного движения.

Основные движения определяются как жизненно необходимые движения, используемые человеком в своей многообразной деятельности. Это ходьба, бег, прыжки, метание, лазание. Постоянным и необходимым компонентом этих движений является чувство равновесия.

Для гармоничного развития детей необходимо не стихийное формирование движений, а целенаправленное и последовательное обучение им. При этом исправляются ошибки, которые возникают при первых попытках выполнять движение. Формируется правильная техника движений.

Обучение основным движениям строится с учетом дидактических принципов, с использованием разнообразных методов обучения. При организации обучения следует учитывать уровень двигательных умений детей. Для успешного обучения педагогу необходимо знать технику выполнения движений, уметь показывать их, уметь подобрать необходимые упражнения с учетом возраста детей [23; 27].

Успешное усвоение основных движений требует определенного уровня развития чувства равновесия. Развивается оно постепенно и связано с совершенствованием функций коры головного мозга, развития вестибулярного аппарата, своеобразного мышечного чувства, которое помогает ребенку определять положение тела в пространстве, а также изменение положения тела.

Методы обучения циклическим двигательным действиям

Метод – этоспособ воздействия педагога на ученика. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений. Сущность методов строго регламентированного упражнения заключается в том, что каждое упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой [28].

Методы, в свою очередь, делятся на подгруппы: 1) методы обучения двигательным действиям; 2) методы воспитания физических качеств.

– метод целостно-конструктивного упражнения (метод целостного упражнения) - техника двигательного действия с самого начала в целостной структуре, разучиваются несложные движения. Целостным методом осваивается общая структура движения, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники;

– метод расчлененно-конструктивного упражнения (метод расчлененного упражнения). Предусматривает расчленение двигательного действия на фазы, элементы с поочередным их разучиванием и соединением в единое целое (акробатические упражнения). Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объединить в целостное двигательное действие;

– метод сопряженного воздействия - техника двигательного действия совершенствуется при создании специальных условий, требующих дополнительных физических усилий. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы. Сущность его состоит в том, что техника циклического двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

Обучение технике циклических двигательных действий характеризуется следующими особенностями:

– Активная циклическая двигательная деятельность учеников как необходимое условие овладения учебным материалом. Изучение ребенком физических упражнений является его учебно-трудовой деятельностью, которая требует расходования имеющихся у него физических и психических сил.

– Формирование систем двигательных умений при выполнении циклических двигательных действий. Только система действия определяет характер физической подготовленности обучающегося. Но вариантов систем существует множество. Они должны выбираться в зависимости от направленности физического воспитания и его конкретных задач.

– Взаимосвязь обучения циклическим двигательным действиям с воспитанием физических качеств. Обусловленность обоих процессов выражается в трех направлениях: обучение циклическим двигательным действиям невозможно осуществлять без должного уровня физических качеств (например, обучение лазанию требует достаточно высокого уровня силы мышц рук); формирование двигательного умения протекает одновременно с повышением уровня соответствующего физического качества; результативность сформированного умения зависит от уровня специфического качества, а оно в свою очередь от уровня других качеств (например, при обучении спринтерскому бегу развиваются скоростные возможности, но их развитие будет более эффективным при оптимальном уровне силы и выносливости) [33].

– Результативность обучения циклическим двигательным действиям определяется не только достигнутым уровнем физического образования, но и приобретенным уровнем физического развития.

Для обучения циклическим двигательным действиям применяется множество практических методов. Они делятся на две группы: методы строго регламентированного упражнения; методы частично регламентированного упражнения.

Методы строго регламентированного упражнения подразделяются ещё на две группы:

– Методы, используемые преимущественно при освоении двигательных действий: метод разучивания упражнения в целом; метод разучивания упражнения по частям; метод «сопряжённого воздействия», когда освоение двигательного действия идёт в условиях, требующих повышенных физических усилий; метод «управляемого взаимодействия», основанный на применении разнообразных технических средств и тренажёрных устройств [29].

– Методы, используемые преимущественно в процессе развития физических качеств: метод разучивания упражнения в целом; метод разучивания упражнения по частям; метод «сопряжённого воздействия», когда освоение двигательного действия идёт в условиях, требующих повышенных физических усилий; метод «управляемого взаимодействия», основанный на применении разнообразных технических средств и тренажёрных устройств.

Группа методов частично регламентированного упражнения представлена двумя вариантами: игровым методом выполнения упражнений; соревновательным методом выполнения упражнений.

Группа методов, преимущественно направленных на развитие физических качеств во время выполнения циклических двигательных действий, основана на различных способах регулирования нагрузок и отдыха [13].

Среди них выделяют:

– методы стандартного упражнения (со стандартной нагрузкой), к которым относят: метод равномерного упражнения, например, равномерный бег, поточное выполнение элементарных движений и т.п. (его отличительные черты состоят в том, что нагрузка не прерывается интервалами отдыха и не изменяется по величине);

– метод повторного упражнения, например, 5 раз по 30 м. (его отличительной чертой являются одинаковые порции нагрузки, следующие через определенные интервалы отдыха);

– методы переменного упражнения (с переменной нагрузкой) [35].

Наряду с методами, которые чаще всего используются для развития физических качеств, существует и группа методов, применяемых, главным образом, в процессе освоения циклических двигательных действий: целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения); расчлененно-конструктивный; сопряженного воздействия.

Метод целостно-конструктивного упражнения применяется на любом этапе обучения. Сущность его состоит в том, что техника циклического двигательного действия осваивается с самого начала в целостной своей структуре без расчленения на отдельные части. Целостный метод позволяет разучивать структурно несложные движения (например, бег) [12].

Целостным методом осваиваются отдельные детали, элементы или фазы не изолированно, а в общей структуре движе­ния, путем акцентирования внимания учеников на необходимых частях техники.

Недостаток этого метода заключается в том, что в неконтролируемых фазах или деталях циклического двигательного действия (движения) возможно закрепление ошибок в технике. Следовательно, при освоении упражнений со сложной структурой его применение не­желательно. В этом случае предпочтение отдается расчлененному методу.

Расчлененно-конструктивный метод. Применяется на начальных этапах обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой) на отдельные фазы или элементы с поочередным их разучиванием и последующим соединением в единое целое.

При применении расчлененного метода необходимо соблюдать следующие правила:

– обучение целесообразно начинать с целостного выполнения циклического двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

– необходимо расчленять упражнения таким образом, чтобы выделенные элементы были относительно самостоятельными или менее связанными между собой;

– изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединять их.

Недостаток расчлененного метода заключается в том, что изолированно разученные элементы не всегда легко удается объе­динить в целостное циклическое двигательное действие [35].

Метод сопряженного воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы – результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.

При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника циклических двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура [24].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: