Предупреждение чрезвычайных ситуаций, возникающих
В части, касающейся ИТМ предупреждения ЧС, возникающих в результате возможных аварий на проектируемом объекте, в раздел "ИТМ ГОЧС" следует включать:
перечень опасных производств и участков с указанием характеристик опасных веществ и их количеств для каждого производства и участка;
определение зон действия основных поражающих факторов при авариях с указанием применяемых для этого методик расчета;
сведения о численности и размещении производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства;
сведения о численности и размещении населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства;
решения по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ;
сведения о наличии и характеристиках систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;
решения, направленные на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов (сбросов) опасных веществ;
решения по обеспечению взрывопожаробезопасности;
сведения о наличии и характеристиках систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки технологического процесса;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии;
сведения о наличии, местах размещения и характеристиках основных и резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте;
решения по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
описание и характеристики системы оповещения о ЧС;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации последствий аварий.
6.1.1. Для определения перечня опасных производств и участков целесообразно использовать РД 03-260-99 "Методические рекомендации по идентификации опасных производственных объектов" и ПБ 09-170-97 "Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств".
Характеристики рекомендуется приводить только для опасных веществ, выбросы или выливы которых могут привести к возникновению ЧС. Характеристика должна включать наименование вещества, степень опасности, физические условия содержания на объекте (агрегатное состояние, давление, температуру), характер воздействия на человека и объекты окружающей среды.
По опасным производствам и участкам, для которых будут рассчитываться последствия аварий, следует указать количества опасных веществ, находящихся в технических устройствах (аппаратах, емкостях, трубопроводах), с указанием максимального количества в единичной емкости или участке трубопровода наибольшей вместимости. Данные приводятся по максимальным регламентным значениям массы опасного вещества.
&На АЗС в качестве опасных производств и участков рекомендуется выделять топливозаправочные колонки, резервуары хранения нефтепродуктов и площадку слива нефтепродуктов из автоцистерны. В разделе следует привести характеристики бензина, дизельного топлива и моторных масел, их возможные количества в резервуарах и автоцистерне, а также указать производительность топливозаправочных колонок.&
6.1.2. В разделе для каждого опасного производства и участка целесообразно рассматривать несколько сценариев аварий, включая аварию с максимальными последствиями (максимальную гипотетическую) и наиболее вероятную. Для каждого сценария аварии должны определяться размеры зон действия поражающих факторов, количество погибших и пострадавших, размеры материального ущерба.
Для определения размеров зон действия основных поражающих факторов и последствий аварии рекомендуется отдавать предпочтение методикам, утвержденным или согласованным федеральными органами исполнительной власти. В случае использования оригинальных методик следует указать сведения об их разработчиках, области применения, используемых допущениях и апробации.
Границы зон действия поражающих факторов при максимальных авариях на каждом из опасных производств или участков следует показать на ситуационном плане объекта строительства.
&На АЗС целесообразно рассматривать аварии, приводящие к образованию:
взрывоопасных топливовоздушных смесей с последующим их взрывным превращением внутри подземных или наземных резервуаров для хранения нефтепродуктов, снаружи резервуаров при сливе в них нефтепродуктов из автоцистерн, внутри автомобильных цистерн при сливе из них нефтепродуктов, снаружи топливных баков автомобилей при их заполнении топливом;
разлива нефтепродуктов с последующим их возгоранием при переполнении подземной емкости, разъединении соединительных трубопроводов "автоцистерна-резервуар", переполнении топливного бака автомобиля, несвоевременном извлечении раздаточного пистолета из бака, наезде на топливораздаточную колонку, опрокидывании наполняемой нефтепродуктом канистры.
Определение размеров зон действия воздушной ударной волны и теплового излучения может осуществляться по методикам, вошедшим в Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий (книги 1 и 2, МЧС России, 1994), по ПБ 09-170, а также Методике оценки последствий аварийных взрывов топливно-воздушных смесей (НТЦ "Промышленная безопасность" Госгортехнадзора России, 1999).
На ситуационном плане АЗС рекомендуется показать зоны возможных полных, сильных, средних и слабых разрушений, зоны возможного распространения завалов, зоны растекания и зоны опасного действия теплового излучения горящих разлитых нефтепродуктов.&
6.1.3. В сведениях о численности и размещении производственного персонала проектируемого объекта, объектов и/или организаций, которые могут оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства, рекомендуется приводить режим работы, списочную численность работников организаций, количество работающих в максимальную смену, а также количество работников с учетом персонала охраны в ночное время.
&Для АЗС следует приводить также сведения о режимах работы и численности персонала и посетителей находящихся на ее территории магазинов, закусочных, станций технического обслуживания автомобилей и моек.&
6.1.4. В сведениях о численности и размещении населения на прилегающей территории, которая может оказаться в зоне действия поражающих факторов в случае аварий на объекте строительства, целесообразно указать максимальное количество людей в жилой застройке (с учетом суточной миграции населения), а также количества людей в местах их массового скопления (торговых центрах, кинотеатрах, стадионах, вокзалах и т.д.).
&Для АЗС целесообразно также приводить данные об интенсивности движения автотранспорта на проходящих вблизи станции автомобильных магистралях и улицах.&
6.1.5. В перечень решений по исключению разгерметизации оборудования и предупреждению аварийных выбросов опасных веществ рекомендуется включать описание способов герметизации оборудования и его узлов, защитных барьеров от внешних воздействий, сведения о запасах прочности конструкций и материалов, предохранительных устройствах от повышения давления (клапанах, расширительных емкостях) и т.д.
&На АЗС указанными решениями являются, например, оборудование топливораздаточных колонок заправочными пистолетами с автоматическим отключением при достижении номинального уровня топлива в баке автомобиля, размещение топливораздаточных колонок на островке, приподнятом над дорожным полотном для исключения наезда автомобиля, увеличение толщины стенки резервуаров и трубопроводов для компенсации коррозии, применение материалов шлангов, трубопроводов и насосов, обеспечивающих надежность эксплуатации в диапазоне рабочих и аварийных давлений и температур, и т.д.&
6.1.6. В сведениях о наличии и характеристиках систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружении взрывоопасных концентраций следует указывать, какие параметры и какими приборами измеряются, привести планы и разрезы зданий, план или ситуационный план объекта с обозначением мест установки стационарных датчиков контрольных приборов или мест измерения соответствующих параметров обстановки переносными приборами.
Кроме того, в состав сведений целесообразно включать описание объектовых систем получения данных о метеорологических параметрах.
6.1.7 В перечень решений, направленных на предупреждение развития аварий и локализацию выбросов (сбросов) опасных веществ, рекомендуется включать:
системы аварийного освобождения емкостного технологического оборудования;
устройства по ограничению, локализации и дальнейшей утилизации выбросов опасных веществ (например, обвалование резервуаров, водяные завесы, очистные сооружения, прокладка трубопроводов в лотках, в защитных кожухах и т.п.);
решения, направленные на исключение или уменьшение эффекта "домино" (например, удлинение путей сливо-наливной эстакады для обеспечения отвода от нее загоревшейся цистерны, удаление зданий друг от друга на безопасные расстояния и т.п.);
решения по снижению интенсивности действия поражающих факторов (например, устройство легкосбрасываемой кровли, установка противоосколочных сеток на оконных проемах, соблюдение требований по ограничению площади остекления и т.п.).
6.1.8. В сведениях о мероприятиях по обеспечению взрывопожаробезопасности следует привести <*>:
--------------------------------
<*> Если проектные решения по какому-либо мероприятию описывались ранее, допускается приводить только название мероприятия и ссылку на пункт раздела "ИТМ ГОЧС", где содержится необходимая информация.
определение категории помещений и открытых установок по взрыво- и пожарной опасности;
степени огнестойкости зданий и сооружений;
описание системы пожарной сигнализации;
описание стационарных (в том числе автоматических) установок пожаротушения с указанием количества и мест хранения пенообразующих веществ;
описание внутреннего противопожарного водопровода;
обоснование типов, количества и мест размещения первичных средств пожаротушения;
схему наружного противопожарного водопровода с указанием пожарных гидрантов;
место расположения и вместимость наружного противопожарного водоема;
описание решений по молниезащите и защите от статического электричества с необходимыми иллюстрациями;
описание систем вентиляции и дымоудаления.
6.1.9. Сведения о наличии и характеристиках систем автоматического регулирования, блокировок, сигнализаций, а также безаварийной остановки технологического процесса <*> рекомендуется приводить в виде таблицы, в графах которой указывать:
наименование оборудования;
регулируемые параметры и их предельные значения;
названия, виды, типы контрольных приборов, датчиков сигнализации, отсечных и предохранительных устройств;
результаты срабатывания систем с указанием быстродействия.
Сведения о безаварийной остановке технологического процесса целесообразно приводить в объеме, предусмотренном пунктом 5.2.8 настоящего документа.
6.1.10. В описание решений по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при аварии следует включать:
сведения о расположении и оборудовании пункта управления (операторной);
данные о попадании пункта управления в зону действия поражающих факторов при возможных авариях на объекте с указанием количественных показателей воздействия;
характеристики несущих и ограждающих конструкций пункта, системы вентиляции с точки зрения устойчивости к воздействию воздушной ударной волны, опасных факторов пожара, проникновению аварийно химически опасных веществ;
сведения о возможности управления производственным процессом и обеспечении безопасности персонала пункта управления при аварии;
данные о наличии резервных пунктов управления, специальных (в том числе передвижных) пунктов управления противоаварийными действиями <*>.
6.1.11. Сведения о наличии, местах размещения и характеристиках основных и резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи рекомендуется приводить в объеме, предусмотренном пунктами 5.2.9 и 5.2.10 настоящего документа <*>.
--------------------------------
<*> Если проектные решения по какому-либо мероприятию описывались ранее, допускается приводить только название мероприятия и ссылку на пункт раздела "ИТМ ГОЧС", где содержится необходимая информация.
&Для АЗС следует привести описание систем телефонной или радиосвязи, а также системы громкоговорящей связи.&
6.1.12. В сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для ликвидации последствий аварий на проектируемом объекте рекомендуется включать:
перечень и обоснование количества средств, которые должны находиться на территории объекта в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
данные о размещении средств ликвидации ЧС с указанием зданий, сооружений и помещений.
&Для АЗС дополнительно следует привести перечень, обоснование количества и места размещения средств ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов, которые должны находиться на станции в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 N 613 "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов".&
6.1.13. В перечень технических решений по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность объекта (по системам физической защиты и охраны объекта) рекомендуется включать:
описание организации охраны, прохода людей и проезда транспортных средств на территорию объекта;
обоснование численности сотрудников охраны, сведения о местах их размещения;
характеристики ограждения объекта;
количество и размещение въездов на территорию и выездов с территории объекта, в том числе оборудованных проходными;
перечень и места размещения устройств по недопущению бесконтрольного и беспрепятственного въезда автомобильного и железнодорожного транспорта, прохода людей через проходные на территорию объекта, блокировки дверей и окон на открывание;
схемы систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и других систем обнаружения проникновения посторонних на территорию объекта, в здания и сооружения.
6.1.14. Описание и характеристики системы оповещения о ЧС должны содержать:
перечень и характеристики средств получения информации об аварии на проектируемом объекте, оповещения людей на его территории и заинтересованных организаций;
принципиальную схему оповещения производственного персонала, ответственных должностных лиц, заинтересованных организаций, сторонних лиц на территории проектируемого объекта (на схеме рекомендуется обозначить типы связи и дублирование сигналов оповещения);
для радиационно, химически и гидродинамически опасных объектов - обоснование размеров зоны действия локальной системы оповещения;
принципиальную схему доведения сигналов об авариях на проектируемом объекте и информацию о мероприятиях по защите до работников соседних объектов и населения в зоне действия локальной системы оповещения (на схеме рекомендуется обозначить типы связи и дублирование сигналов оповещения);
план или ситуационный план объекта с указанием мест размещения средств оповещения людей на его территории и при наличии локальной системы оповещения - за пределами его территории (на схеме рекомендуется нанести границы зон действия устройств громкоговорящей связи).
&Для АЗС устройство локальной системы оповещения об авариях на территории станции предусматривать не следует.&
6.1.15. В составе решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта рекомендуется представлять план территории с нанесением направлений выхода людей от каждого здания и сооружения и выезда автотранспорта за пределы объекта не менее чем по двум разным направлениям.
&Для АЗС на плане эвакуации следует обозначить все эвакуационные выходы из помещений и направления движения людей от них.&
6.1.16. В составе решений по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации последствий аварий целесообразно представлять план территории с нанесением направлений ввода и передвижения автотранспорта пожарной и другой специальной техники для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в ЧС.
Для объектов, на территории которых в результате воздействия воздушной ударной волны здания и сооружения могут получить полные и сильные разрушения, а также образовываться горящие разлития, на план ввода и передвижения сил ликвидации последствий аварии рекомендуется наносить границы зон возможного распространения завалов и зон опасного действия теплового излучения горящих разлитий.
6.2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций
в результате аварий на рядом расположенных
потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях
В части, касающейся ИТМ предупреждения ЧС, возникающих в результате аварий на рядом расположенных потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях, в раздел "ИТМ ГОЧС" следует включать:
перечень потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения ЧС на проектируемом объекте;
определение зон действия основных поражающих факторов при авариях на рядом расположенных потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях с указанием источника информации или применяемых методик расчета;
сведения о численности и размещении людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне ЧС, вызванной авариями за его пределами;
решения по защите людей и территории объекта строительства от ЧС, вызванных авариями за его пределами.
6.2.1. В перечень потенциально опасных объектов и транспортных коммуникаций, аварии на которых могут стать причиной возникновения ЧС на проектируемом объекте, рекомендуется включать радиационно, химически, гидродинамически, взрыво- и пожароопасные объекты и транспортные коммуникации, на которых поражающие факторы аварий могут достигнуть территории объекта строительства с частотой более, чем случаев в год.
6.2.2. Размеры зон действия основных поражающих факторов при авариях на рядом расположенных потенциально опасных объектах и транспортных коммуникациях, а также данные о степени опасности территорий целесообразно запрашивать у органов управления по делам ГО и ЧС. Критерии, рекомендуемые для зонирования территорий по степени опасности возникновения ЧС, приведены в Приложении В. В случае, если такие сведения в составе исходных данных не представлены, разработчику раздела необходимо самостоятельно определить соседние с проектируемым объектом источники ЧС техногенного характера, частоту возникновения аварий и зоны действия основных поражающих факторов с указанием источника информации и применяемых методик расчета.
Рекомендации по выбору методик расчета приведены в пункте 6.1.2 настоящего документа.
Границы зон действия поражающих факторов при авариях на соседних объектах и транспортных коммуникациях следует показать на ситуационном плане объекта строительства.
6.2.3. Сведения о численности и размещении людей на проектируемом объекте, которые могут оказаться в зоне ЧС, вызванной авариями за его пределами, рекомендуется приводить в объеме, предусмотренном пунктом 6.1.3 настоящего документа.
6.2.4. В состав решений по защите людей и территории объекта строительства от ЧС, вызванных авариями за его пределами, следует включать <*>:
--------------------------------
<*> Если проектные решения по какому-либо мероприятию описывались ранее, допускается приводить только название мероприятия и ссылку на пункт раздела "ИТМ ГОЧС", где содержится необходимая информация.
сведения о наличии и характеристиках систем контроля радиационной, химической обстановки, обнаружения взрывоопасных концентраций;
сведения о наличии и характеристиках систем безаварийной остановки технологического процесса;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при ЧС;
сведения о наличии, местах размещения и характеристиках основных и резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для защиты людей и ликвидации ЧС;
описание и характеристики системы оповещения об авариях на рядом расположенных объектах и транспортных коммуникациях;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта строительства;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации ЧС.
Сведения о перечисленных решениях и мероприятиях рекомендуется представлять в объемах, предусмотренных соответственно пунктами 6.1.6, 5.2.8, 5.2.9, 5.2.10, 6.1.10, 6.1.12, 6.1.15 и 6.1.16, с учетом того, что источник ЧС может возникнуть за пределами объекта в мирное время.
Описание и характеристики системы оповещения об авариях, происходящих за пределами объекта строительства, должны содержать:
перечень и характеристики средств получения информации об аварии, оповещения людей на территории проектируемого объекта и заинтересованных организаций;
принципиальную схему оповещения производственного персонала, ответственных должностных лиц, заинтересованных организаций, сторонних лиц на территории проектируемого объекта и доведения информации о мероприятиях по защите людей (на схеме рекомендуется обозначить типы связи и дублирование сигналов оповещения);
план или ситуационный план объекта с указанием мест размещения средств оповещения людей на его территории и доведения до них информации о мероприятиях по защите (на схеме рекомендуется нанести границы зон действия устройств громкоговорящей связи).
6.3. Предупреждение чрезвычайных ситуаций,
источниками которых являются опасные природные процессы
В части, касающейся ИТМ предупреждения ЧС, источниками которых являются опасные природные процессы, в раздел "ИТМ ГОЧС" следует включать:
сведения о природно-климатических условиях в районе расположения объекта строительства;
определение частоты и интенсивности проявлений опасных природных процессов, а также категории их опасности по СНиП 22-01-95 "Геофизика опасных природных воздействий";
описание мероприятий по инженерной защите территории предприятий, зданий и сооружений в случае необходимости от опасных природных процессов;
другие технические решения по защите людей и территории проектируемого объекта от ЧС, вызванных опасными природными процессами.
6.3.1. В сведения о природно-климатических условиях в районе расположения объекта строительства целесообразно включать:
данные о топографии района расположения;
природно-климатические характеристики района, учитываемые при строительстве предприятий, зданий и сооружений (по СНиП 23-01-99 "Строительная климатология");
основные результаты инженерных изысканий.
6.3.2. Данные о частоте и интенсивности проявления опасных природных процессов, которые могут стать причиной возникновения ЧС на проектируемом объекте, целесообразно запрашивать у органов управления по делам ГО и ЧС. В случае, если такие сведения в составе исходных данных не представлены, разработчику раздела необходимо самостоятельно по данным многолетних наблюдений и с учетом результатов инженерных изысканий выявить источники ЧС природного характера, частоту их возникновения и зоны действия основных поражающих факторов, определить категории опасности по СНиП 22-01.
В перечень возможных источников ЧС природного характера на объекте строительства рекомендуется включать опасные природные процессы, отнесенные в соответствии с СНиП 22-01 к опасным, весьма опасным и чрезвычайно опасным (катастрофическим).
Границы зон действия опасных природных процессов следует показать на ситуационном плане объекта строительства.
6.3.3. При описании мероприятий по инженерной защите территории предприятий, зданий и сооружений от опасных природных процессов рекомендуется:
обосновать выбор мероприятий, а также видов, классов и размеров сооружений инженерной защиты от опасных геологических процессов (по СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования"), привести схемы, планы и разрезы проектируемых сооружений инженерной защиты или дать соответствующие сведения о сооружениях, уже законченных строительством по проекту инженерной защиты территории;
обосновать выбор средств инженерной защиты, а также видов, классов, размеров проектируемых сооружений инженерной зашиты от затопления и подтопления (по СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территорий от затопления и подтопления"), привести схемы, планы и разрезы этих сооружений или дать соответствующие сведения об уже реализованных мерах инженерной защиты территории от затопления и подтопления;
обосновать выбор и привести описание защитных мер, которые следует предусматривать при строительстве объекта на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах, составить прилагаемый к проекту специальный паспорт (по СНиП 2.01.09-91 "Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах");
характеристики объектовых систем мониторинга метеорологических, геологических, гидрогеологических и других опасных природных процессов;
описание и характеристики системы оповещения об угрозе возникновения ЧС природного характера;
сведения о наличии и характеристиках систем безаварийной остановки технологического процесса;
решения по обеспечению противоаварийной устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящегося в нем персонала и возможности управления процессом при ЧС природного характера;
сведения о наличии, местах размещения и характеристиках основных и резервных источников электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, а также систем связи;
сведения о наличии и размещении резервов материальных средств для защиты людей и ликвидации ЧС природного характера;
решения по обеспечению беспрепятственной эвакуации людей с территории объекта строительства;
решения по обеспечению беспрепятственного ввода и передвижения на проектируемом объекте сил и средств ликвидации ЧС.
Сведения о перечисленных решениях рекомендуется представлять в объемах, предусмотренных соответственно пунктами 5.2.8, 5.2.9, 5.2.10, 6.1.10, 6.1.12, 6.1.15 и 6.1.16, с учетом того, что источник ЧС природного характера может возникнуть на территории объекта и за ее пределами в мирное время.
В характеристиках объектовых систем мониторинга метеорологических, геологических, гидрогеологических и других опасных природных процессов следует указывать, какие параметры и какими приборами измеряются, привести планы и разрезы зданий, план или ситуационный план объекта с обозначением мест установки стационарных датчиков контрольных приборов, маркеров, реперов или мест измерения соответствующих параметров переносными приборами.
Описание и характеристики системы оповещения об угрозе возникновения ЧС природного характера должны содержать:
перечень и характеристики средств получения информации о стихийном бедствии, оповещения людей на территории проектируемого объекта и заинтересованных организаций;
принципиальную схему оповещения производственного персонала, ответственных должностных лиц, заинтересованных организаций, сторонних лиц на территории проектируемого объекта и доведения информации о мероприятиях по защите людей (на схеме рекомендуется обозначить типы связи и дублирование сигналов оповещения);
план или ситуационный план объекта с указанием мест размещения средств оповещения людей на его территории и доведения до них информации о мероприятиях по защите (на схеме рекомендуется нанести границы зон действия устройств громкоговорящей связи).
7. ЭКСПЕРТИЗА РЕШЕНИЙ
ПО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИМ МЕРОПРИЯТИЯМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ
И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ
7.1. Технические решения, реализующие ИТМ ГОЧС в проекте строительства, подлежат обязательной государственной экспертизе в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Экспертизу в указанной области разделов "ИТМ ГОЧС" проектов строительства должны осуществлять экспертные органы МЧС России:
Государственная экспертиза проектов МЧС России;
экспертные комиссии или экспертные организации, созданные при РЦ МЧС России и органах управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации (далее - территориальные экспертные органы МЧС России).
7.2. На экспертизу решений, реализующих ИТМ ГОЧС в проектах строительства, следует представлять полностью укомплектованную документацию в следующем составе:
задание на разработку проектной документации, которое согласно требованию СНиП 11-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" должно быть согласовано органом управления по делам ГО и ЧС субъекта Российской Федерации;
раздел "Общая пояснительная записка" проекта строительства";
раздел "ИТМ ГОЧС" проекта строительства";
исходные данные и требования для разработки ИТМ ГОЧС (если они не вошли в состав задания на проектирование и не представлены в составе разделов "Общая пояснительная записка" и "ИТМ ГОЧС").
В случае необходимости по мотивированному запросу экспертного органа МЧС России на экспертизу должны представляться и другие разделы проекта, связанные с вопросами обеспечения безопасности объекта строительства или определения сметной стоимости ИТМ ГОЧС.
7.3. Государственную экспертизу решений, реализующих ИТМ ГОЧС в проектах строительства, следует осуществлять в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 "О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации" и Положением о разграничении функций по государственной экспертизе и утверждению градостроительной, предпроектной и проектной документации между МЧС России и Госстроем России.
Субъекты Российской Федерации на основе указанного Положения могут разрабатывать территориальные нормативные правовые акты о разграничении функций по государственной экспертизе градостроительной, предпроектной и проектной документации между территориальными экспертными органами МЧС России и органами государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации, которые должны утверждаться по согласованию с МЧС России и учитывать региональные особенности.
7.4. В Государственную экспертизу проектов МЧС России следует направлять на экспертизу решения, реализующие ИТМ ГОЧС в проектах строительства объектов:
а) строящихся полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также за счет других средств, получаемых в качестве государственной поддержки;
б) находящихся в государственной собственности;
в) строящихся за границей при техническом содействии Российской Федерации, находящихся в совместном пользовании Российской Федерации и других государств и строящихся с привлечением иностранных инвестиций, сооружаемых при реализации соглашений о разделе продукции, включенных в федеральные целевые программы социально-экономического развития регионов;
г) строящихся по экспериментальным и базовым проектам, предназначенным для массового пользования;
д) потенциально опасных и технически особо сложных, независимо от источников финансирования и формы собственности, в том числе:
ядерно и радиационно опасных объектов (атомных электростанций, исследовательских реакторов, предприятий топливного цикла, хранилищ временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);
объектов по уничтожению химического оружия и ракетного топлива, уничтожению и захоронению химических и других опасных отходов;
гидротехнических сооружений 1-го и 2-го классов;
опасных производственных объектов, предусмотренных приложением N 1 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
тепловых электростанций электрической мощностью 150 мегаватт и выше;
линий электропередачи и подстанций напряжением 330 киловольт и выше;
морских портов, космодромов, аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мостов и тоннелей длиной более 500 м, метрополитенов;
радиолокационных станций, радио- и телецентров, магистральных линий связи;
общегородских объектов коммунального хозяйства в городах с расчетной численностью населения свыше 500 тыс. жителей;
крупных объектов пищевой,