более короткая задержка самовоспламенение




уменьшен шум работы двигателя

уменьшен расход топлива

уменьшена дымность отработавших газов

Перед ВМТ После

 

Рисунок 23. Диаграмма рабочего процесса дизельного двигателя с предварительным и без предварительного впрыска топлива.

1 - предварительный впрыск;

2 - основной впрыск;

1 «а» - протекание процесса сгорания с предварительным впрыском;

а» - протекание процесса сгорания без предварительного впрыска.

 

 

8. Отказы и неисправности системы питания дизеля.

1.Разгерметизация системы и ее приборов.

2.Засорение фильтрующих элементов топливных и воздушных фильтров.

3.Поломка датчика уровня топлива.

4.Поломка и ослабление крепления кронштейнов топливного бака.

5.Поломка топливопроводов.

6.Поломка топливоподкачивающего насоса (износ поршней и гильз, поломка пружин поршней и клапанов, негерметичность клапана).

7.Разрегулировка максимального давления впрыска топлива форсункой.

8.Закоксование сопел распылителя форсунок.

9.Износ пары: игла- распылитель.

10.Износ плунжерной пары и нагнетательного клапана ТНВД.

11.Разрегулировка ТНВД на равномерность подачи топлива и момент начала подачи топлива секциями.

12.Износ подшипников и сальников кулачкового вала ТНВД.

13.Разрегулировка момента опережения впрыска топлива.

14.Износ и поломка элементов привода ТНВД.

15.Разрегулировка минимальных оборотов коленчатого вала двигателя.

16.Износ и заедание элементов управления подачей топлива.

 

9. Диагностирование системы питания дизеля.

9.1. Диагностирование форсунок.

1.Проверка герметичности.

2.Проверка и регулировка максимального давления впрыска топлива.

3. Проверка качества распыления топлива.

 

Рисунок 24.

Стенд КП-1609 для диагностики форсунок.

 

 

9.2. Диагностирование ТНВД.

1.Проверка и регулировка момента начала подачи топлива секциями ТНВД.

2.Проверка и регулировка равномерности подачи топлива

секциями ТНВД.

 

Рисунок 25. Стенд для диагностики начала и равномерности подачи топлива секциями ТНВД.

 

3.Проверка и регулировка момента опережения впрыска топлива ТНВД.

4.Проверка и регулировка ТНВД на минимальные обороты коленчатого вала.

9.3. Проверка дымности отработавших газов дизельного двигателя.

 

Рисунок 26. Дымомер «Мета-1».

 

9.4. Проверка герметичности топливной системы.

 

 

Рисунок 27. Бак для проверки герметичности гидравлических систем.

 

 

10. Устройство и работа комплекта КИ-28092.01.

 


                 
 
   
 
 
   
 
 
 
   
 

 

 


Рисунок 28. Комплект средств контроля

и регулировки дизелей тракторов и

самоходных с.х. комбайнов КИ-28092.01.

 

 

11. Устройство для проверки форсунок и прецизионных пар ТНВД КИ-16301М (механотестер).

Устройство для проверки форсунок и прецизионных пар ТНВД КИ-16301М предназначено для проверки элементов топливной аппаратуры тракторов и автомобилей.

Рисунок 29. Механотестер КИ-16301М для проверки форсунок и прецизионных пар ТНВД.

1 - ручка;

2 - резервуар;

3 - манометр;

4 - корпус;

переходник.

Перечень дефектов составных частей топливоподачи высокого давления.

Форсунка. Снижена гидравлическая плотность или герметичность:

корпус распылителя - корпус форсунки, игла распылителя - корпус, игла распылителя - запирающий конус. Нарушена подвижность иглы вплоть до зависания, ухудшено качество распыливания, снижено или увели­чено давление впрыскивания, закоксованы отдельные сопловые отверстия распылителя.

 

Нагнетательный клапан. Засорение рабочих поверхностей запирающего конуса и разгружающего пояска. Износ запирающего конуса и разгружающего пояска, потеря герметичности.

Откручивание корпуса (штуцера) нагнетательного кла­пана.

Деформация пружины нагнетательного клапана. Зависа­ние нагнетательного клапана.

Плунжерная пара. Снижена гидравлическая плотность сопряжений: дозатор - плунжер, плунжер - гильза, гильза-корпус нагнетательного

клапана, гильзы пробки заглушки (НД).

 

Таблиц 1. Тестовые способы выявления неисправностей топливной аппаратуры.

№п/п Неисправность Способ обнаружения неисправности
1. Зависание иглы распылителя фор­сунки, некачественный распыл топлива Пустите двигатель, установите минимально устой­чивую частоту вращения коленчатого вала. Пооче­редно откручивая накидные гайки у форсунок или штуцеров насоса, наблюдайте за изменениями ха­рактера выпуска отработавших газов, истечения то­плива из-под накидной гайки и частоты вращения коленчатого вала. Снижение уровня дымления, не­значительные изменения частоты вращения и ме­няющееся истечение из-под накидной гайки - при­знаки зависания иглы распылителя. При некачест­венном распыливании топлива и отсутствии зависа­ния - последний признак отсутствует.
2. Негерметичен на­гнетательный кла­пан Включите подачу топлива. Отсоедините топливо­провод высокого давления от штуцера насоса, на­гнетательный тракт которого не функционирует. Нагнетая топливо ручным подкачивающим насосом, наблюдайте, нет ли повышения уровня топлива. Операцию несколько раз повторяют.
3. Не работает топливонагне-тательный тракт высо­кого давления Включите подачу топлива, удалите воздух из сис­темы топливоподачи низкого давления. Отверните накидную гайку топливопровода у первой фор­сунки, у штуцера 1-й насосной секции. Прокручивая колен. вал вручную, зафиксируйте момент нагнетания топлива плунжерной парой. Продолжите вращение колен. вала и прослушивайте с помощью стетоскопа звук от впрыскивания топлива форсункой. Первую форсунку прослушивайте последней. Отсутствие звука впрыскивания свидетельствует о наличии неисправности в нагнетательном тракте и о необ­ходимости инструментальной оценки отдельных элементов.

 

Карта № 1. Проверка давления впрыскивания и качества распыления топлива форсункой.

№ п/п Содержание работ, технические требования и указания
  Присоедините устройство КИ-16301М к проверяемой форсунке или сек­ции топливного насоса через переходник 5 (см.рис. 1). Для этого отсоедините топливопровод от штуцера форсунки или топливного насоса.
  Оцените подвижность иглы распылителя форсунки. Для этого совершите несколько качков ручкой 1 устройства, наблюдая за показанием манометра 3, предварительно заправив бачок устройства КИ-16301М топливом. Если после 8... 10 качков ручкой 1 устройства стрелка манометра остается неподвижной или переместится на величину менее чем 5... 10 кгс/см, то это указывает на за­висание иглы в корпусе распылителя. Замените распылитель форсунки.
  Проверьте давление начала впрыскивания топлива форсункой. Плавно уве­личивая давление топлива с помощью устройства, зафиксируйте давление при котором производится впрыскивание топлива. Нормальное давление впры­скивания топлива у двигателей см. в табл. 2. Если отклонение давления от приведенных значений составляет ±10 кгс/см2, то отрегулируйте давление начала впрыскивания непосредственно на двигателе, когда форсунка не снята с двигателя.
  Оцените качество распыливания топлива и герметичность распылителя, ко­гда форсунка не снята с двигателя. Для этого, нагнетая топливо, установите давление на 10... 15 кгс/см2 меньше, чем давление начала впрыскивания топли­ва форсункой проверяемого двигателя. Затем измерьте секундомером время па­дения давления на величину 10кгс/см2. Время падения давления на указанную величину не должно быть меньше 20с. Если время падения давления меньше 20с, то это свидетельствует о не­удовлетворительном качестве распыливания топлива и нарушении герметич­ности распылителя.
  Снимите форсунку с двигателя для разборки и очистки от нагара и лакоотложений. Для этого, форсунки, имеющие фланцевое крепление закрепляются в тисках на приспособлении для сборки-разборки форсунок, показанном на рис.2. Герметичность распылителя восстановите притиркой, используя пасты с мелкозернистым абразивом. Перед сборкой форсунки промойте детали и про­верьте подвижность иглы.распылителя и закоксованность отверстий многодырчатого распылителя. Соберите форсунку, соблюдая технологию сборки.  
  Проверьте давление начала впрыскивания и качество распыливания топлива форсункой после ее сборки. Для этого форсунки с фланцевым креплениемзакрепите в тисках на приспособлении для сборки-разборки форсунок. КИ-16301М присоедините к форсунке переходник и делая 70...80 впрысков в минуту, оцените качество работы форсунки. Топливо должно вы­ ходить из распылителя туманообразным факелом, без заметных на глаз капе­лек струй. Подтекание топлива через сопловые отверстия распылителя перед началом впрыскивания и его окончании не допускается. При неудовлетвори­тельной работе форсунки замените распылитель и повторно отрегулируйте давление начала впрыскивания топлива форсункой.

 

 

Таблица 2. Давление начала впрыскивания топлива форсунками.

Марка дизеля Обозначение форсунки Давление начала впрыскивания, МПа (кгс/см2)
Д-50, -50А 16С46-ЗБ 13+0,5 (130+5)
СМД-14,-15,-18,-19,-20 11.1112010-391 15±0,25 (150±2,5)
Д-65А1, -65Н, -65П, -65М, -65ЛС. 11.1112010-02 17,5+0,5 (175+5)
Д-240,-241,-242,-243,-245 11.1112010-24 17,5+0,5 (175+5)
Д-37М,-37Е,Д-144,Д-21, Д-120 16.1112010 17+о,5 (17+5)
СМД-14Н, -14НГ, 14АН, 14БН, СМД-17КН, -18Н, -18КН, -19/20, СМД-66, СМД-72   111.1112010.02   17,5+5 (175+5)
СМД-72 11.1112010-393 17,5+5 (175+5)
СМД-21, -22 11.1112010-394 17,5+5 (175+5)
СМД-60, -62 11.1112010.10-392 17,5+5 (175+5)
СМД-23,-24,-31,-31А 39.1112010 (ФД-39) 17,5+5 (175+5)
А-01М,-01МЛ, А-41 М6А1-20С1Б 17,5+5 (175+5)
Д-108, Д-160,-160Б 14-69-117СП 21-0,85 (210-8)
ЯМЗ-236, -238, -238НБ, -238НД 26.1112010 17,5+5 (175+5)
ЯМЗ-238Н, -23 8П, ЯМ8481.10 261.1112010 21+0,5 (210+5)
ЯМЗ-240, -240Б, -240БМ 262.1112010 17,5+5 (175+5)
ЯМЗ-240Н, -240П 263.1112010 21+0,5 (210+5)

Подготовка механотестера к работе:

1 - заполните резервуар (2) чистым топливом;

2 - завинтите в резервуар корпус (4);

3 - прокачайте топливо до появления его из переходника (4).

Проверка форсунок:

- соедините переходник (5) к штуцеру форсунки;

- приведите рукоятку в возвратно-поступательное движение. По манометру определите давление срабатывания форсунки.

Регулировка давления начала впрыскивания топлива у форсунок типа ЯМЗ (рис. 10) производится регулировочным винтом (3), предва-рительно ослабив контргайку (2); у форсунок типа КАМАЗ (рис. 11) - изменением толщины регулировочной шайбы (7).

Проверка прецизионных пар топливного насоса:

 

- при помощи переходника 5 подсоедините приспособление к одной
из секций топливного насоса;

- создайте давление 25 МПа (250 кгс/см2). Время падения давления до
9,8 МПа (100 кгс/см2) не должно превышать 10 секунд при исправном на­гнетательном клапане топливного насоса.

Карта 2. Проверка состояния прецизионных пар и нагнетательного клапана ТНВД.

№ п/п Содержание работ, технические требования и указания
  Отсоедините от секции топливного насоса топливопроводы высокого давления.
  Проверьте плотность прилегания нагнетательного клапана к седлу*. Под­соедините устройство КИ-16301М к штуцеру топливного насоса переходником 5 (рис.1) плотно и делая 30...40 качков (впрысков) в минуту ручкой 1 доведите давление по манометру 3 до 300 кгс/см2. Прекратите прокачивание топлива и наблюдайте за падением давления по стрелке манометра. Измерьте секундо­мером время падения давления от 150 до 100 кгс/см2. Если указанное время оказалось менее 10с, нагнетательный клапан неисправный. Выверните штуцер и промойте нагнетательной клапан, установите его и заверните штуцер. Если после промывки клапана время падения давления не возрастает, клапан под­лежит замене.
  Проверьте состояние прецизионных пар предварительно включив рычаг регулятора топливного насоса на максимальную подачу. Прокручивая колен. вал двигателя по ходу работы, плунжер проверяемой секции установите на момент начала подачи топлива, провернув колен. вал после этого еще на 10... 15°. Момент начала подачи топлива секцией топливного насоса можно установить визуально по движению топлива в штуцере или моментоскопу, предварительно присоединенному к штуцеру проверяемой секции. У насо­сов, кроме типа НД, предварительно удалите нагнетательный клапан из сек­ции насоса. Подсоедините устройство КИ-16301М к штуцеру проверяемой секции насоса переходником 5 (рис.1) и нагнетайте топливо в полость секции, под­нимая давление до 280...300 кгс/см2. Если давление доходит до указанной величины, то прецизионная пара пригодна к эксплуатации. В противном слу­чае прецизионная пара требует замены.
  Снимите топливный насос и замените неисправную прецизионную пару и установите топливный насос на двигатель.

* В топливных насосах высокого давления типа НД нагнетательные клапаны не кон­тролируются.

12. Угломер КИ-13926.

 
 


Определение угла опережения начала подачи топлива.

- установите на первый насосный элемент моментоскоп КИ- 4941;

- при включенной подаче топлива прокручивайте коленча­тый вал двигателя до момента начала подъема топлива в трубке момектоскопа.

- раскройте и установите угломер КИ 13926 на шкиве (рис.31);

- установите поворотами опоры и корпуса пузырек воздуха на «0» отметку шкалы ампулы;

- прокручивая коленчатый вал, установите поршень. первого цилиндра в ВМТ;

- по шкале угломера определите угол опережения подачи
топлива и сравните со значениями табл.1.

У тракторов МТЗ - 50,МТЗ - 52, ЮМЗ совпадение установочной шпильки с углублением в маховике соответствует положению первого цилиндра 15° до ВМТ, у тракто­ров МТЗ - 80, МT3-82 - 26° до*ВМТ. Угол начала подачи топлива у этих тракторов определяется следующим способом:

- установите на первый насосный элемент моментоскоп КИ- 4941;

- при включенной подаче топлива прокручивайте коленча­тый вал двигателя до момента начала подъема топлива в трубке момектоскопа.

- раскройте и установите угломер КИ 13926 на шкиве (рис.30);

- установите поворотами опоры и корпуса пузырек воздуха на «0» отметку шкалы ампулы;

- прокручивая коленчатый вал установите поршень первого цилиндра в положение, соответствующее установленному углу начала подачи

 

топлива, т.е. 15° до ВМТ у тракторов МТЗ-50, МТЗ-52 и ЮМЗ и 26° до ВМТ у тракторов МТЗ-80 и МТЗ - 82;

- суммируя значение установочного угла начала подачи топли­ва и значение угла, получаемое по шкале угломера, получаем действительное значение угла начала подачи топлива.

Если данным образом угол начала подачи топлива определить не удалось, то следует, что действительный угол начала подачи топлива меньше установленного и его следует определить следующим образом:

- установите на первый насосный элемент моментоскоп КИ- 4941;

- прокручивал коленчатьй вал установите поршень первого ци­линдра в положение, соответствующее установочному углу начала пода­чи топлива;

- установите угломер KИ - 13926 на шкив (рис. 31);

- установите пузырек воздуха в ампуле угломера на «0»;

- при включенной подаче топлива прокручивайте коленчатый
вал двигателя до момента начала подъема топлива в трубке моментоскопа;

- вычитая из значения установочного угла начала подачи топ­лива значение угла, полученного по шкале угломера в момент подъе­ма топлива в трубке моментоскопа, получаем действительное значе­ние угла начала подачи топлива.

 
 


 

Таблица 3. Определение момента начала подачи топлива.

Марка трактора Способ определения положения поршня в ВМТ или колен. вала при установочном угле начала подачи топлива Место определения угла начала подачи топлива Угол определения подачи топлива, град до ВМТ
Номиналь-ный Допусти-мый
         
ДТ – 75м Установочная шпилька, углубление на маховике Шкив коленчатого вала 28 - 30 28 - 31
Дт - 75 Установочная шпилька, углубление на маховике Шкив коленчатого вала 18 - 20 17 - 21
Т - 74 Установочная шпилька, углубление на маховике Шкив коленчатого вала 18 - 20 17 - 21
МТЗ -80; МТЗ – 80Л; МТЗ – 82; МТЗ – 82Л Установочная шпилька, углубление на маховике Шкив коленчатого вала 25 - 27 24 - 28
МТЗ-50; МТЗ–50Л; МТЗ-52; МТЗ-52Л; МТЗ–50ДТ;МТЗ-5МС; МТЗ-5ЛС;ЮМЗ-6Л Установочная шпилька, углубление на маховике Шкив коленчатого вала 15 - 17 14 - 18
Т-40; Т-40А Метка «Т» на шкиве колен. вала, стрелка указателя на крышке шестерен распределителя Шкив коленчатого вала 28 – 30* 22 – 24** 27 – 31* 21 – 25**
Т-40М; Т-40АМ Метка «Т» на шкиве колен. вала, стрелка указателя на крышке шестерен распределителя Шкив коленчатого вала 30 – 32* 24 – 26** 29 – 33* 23 – 27**
Т-25; Т-1СМ Метка «Т» на шкиве колен. вала, стрелка указателя на крышке шестерен распределителя Шкив коленчатого вала 22 - 24 21 - 25

* - c насосами УТМ-5А и УТМ-15;

** - с насосами НД-21/4-14.

13. Моментоскоп КИ-4907.

 
 


                       
   
 
   
   
 
 
   
 
   
 


Регулировка угла опережения производится в следующей последовательности:

 
 


 

Цена деления шкалы на ведомой полумуфте соответствует 4 ° по коленчатый вал двигателя. После регулировки необходимо повторить проверку

 

14. Линейка-справочник диагностических параметров

ОРГ-13934-ГОСНИТИ.

Рисунок 34. Общий вид линейки-справочник диагностических параметров.

       
   
 
 


Линейка-справочник предназначена для определения номинальных, допускаемых и предельных числовых величин диагностических параметров тракторов.

Линейка-справочник диагностических параметров состоит из
корпуса (2) и движка (1) (рйс.2). Корпус выполнен в виде 2-х алюминиевых пластин, соединенных заклепками. Движок представляет собой алюминиевую пластину прямоугольной формы. На движке нанесены цифровые значения диагностических параметров и марки тракторов, а на корпусе - названия диагностических параметров.

В корпусе линейки-справочника имеются окна (3 и 4), расположенные таким образом, что при установке в соответствующем окне (3) марки трактора и других окнах можно определить соответствующие величины диагностических параметров.

Примечание:

1. Угол опережения подачи топлива (12-й параметр) у трактора Т-40 приведен с насосом НД 21 /4-14.

2. Зазоры в клапанах (14-й, 15-й параметры) у трактора К-701, К700
приведены на холодном двигателе.

3. При измерении свободного хода рычагов управления (21-й параметр) у трактора Т-4А измеряются зазор между рычагами
управления тормозами и планкой пола кабины.

4. У всех тракторов конкретное значение давления в шинах (26-й, 27-й
параметры) устанавливается в зависимости от типа шин. Меньшее значение давления устанавливается для сельскохозяйственных работ на мягком грунте, большее - при работе с тяжелыми сельско-хозяйственными машинами.

Линейка-справочник диагностических параметров должна
храниться в футляре, в сухом, защищенном от действия прямых
солнечных лучей месте.

Загрязненные поверхности линейки-справочника необходимо чистить чистой сухой ветошью. Не допускается применять для чистки растворители.

 

 

 

ОТЧЁТ ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ №3.

«Диагностирование и регулировка системы питания дизельных двигателей грузовых автомобилей, тракторов, комбайнов, дорожно-строительных машин приборами комплекта КИ-28092.01».

 

Инструктаж потехнике безопасности по лабораторной работе получил _____________________________________.

 

К лабораторной работе допущен ________________.

 

1. Используя рисунки, описать назначение и общую конструкцию системы питания дизельного двигателя ЯМЗ или КАМАЗ (по указанию преподавателя).

2. Описать отказы и неисправности, возникающие в приборах системы питания дизельного двигателя (прибор указывает преподаватель).

3. Описать диагностические параметры, характеризующие техническое состояние приборов системы питания дизельного двигателя.

4. Используя рисунок, описать конструкцию распределительного ТНВД с механической регулировкой.

5. Используя рисунок, описать конструкцию электронно-управляемой насос-форсунки.

6. Описать преимущества системы питания дизельного двигателя

с распределительным трубопроводом.

7. Используя рисунок, описать конструкцию турбонагнетателя.

8. Используя рисунок, описать общее устройство механотестераКИ-16301М и методику проверки давления впрыскивания и качества распыления топлива форсункой.

9. Используя рисунок, описать общее устройствоугломера КИ-13926, моментоскопаКИ-4907 и методику определения угла опережения начала подачи топлива.

10. Произвести измерения диагностических параметров по системе питания дизельного двигателя и заполнить таблицу №4.

 

Таблица 4. Измеренные диагностические параметры двигателя.

 

№ п/п Диагностические параметры Ед. изм. Обозначение Норма по ТУ Значение параметров Примеч.
             
  Давление начала впрыскивания топлива форсункой МПа Р max     Табл.2
  Качество распыления топлива форсункой - - Туманообразный факел    
  Герметичность форсунки сек t Не более 20 сек   Снижение давления на 10кгс/см2.
  Определение угла опережения начала подачи топлива. град     Табл.3

 

Контрольные вопросы.

1. Перечислите основные узлы и приборы системы питания дизельного двигателя.

2. Объясните общую конструкцию форсунок.

3. Объясните общую конструкцию ТНВД

4. Объясните общую конструкцию всережимного регулятора.

5. Объясните общую конструкцию автоматической муфты опережения впрыска топлива.

6. Перечислите отказы и неисправности форсунок, ТНВД..

7. Какие диагностические параметры характеризуют техническое состояние форсунок, ТНВД?

8. Общая конструкция работы системы питания дизельного двигателя с распределительным ТНВД с механической регулировкой впрыска топлива.

9. Объясните конструкцию и принцип работы нагревательной свечи.

 

10. Объяснить процесс изменения подачи топлива в

распределительном ТНВД с механической регулировкой.

11.Общее устройство и работа системы питания дизеля с электронной регулировкой.

12. Перечислить приборы, входящие в систему питания дизеля с электронной регулировкой.

13. Какие основные отличия ТНВД с механической регулировкой и ТНВД с электронной регулировкой?

14. Какие конструктивные особенности электронно-регулируемого распределительного радиально-поршневого ТНВД?

15. Общее устройство и работа электронно-регулируемых насос-форсунок.

16. Какое преимущество имеют насос-форсунки по сравнению с классической системой питания дизеля?

17. Каковы назначение и преимущества турбонаддува?

18. Общее устройство и работа турбонагнетателя.

19. Принцип работы ТНВД системы распределительного трубопровода.

20.Назначение и преимущества предварительного впрыскивания.

21. Объясните общее устройство механотестераКИ-16301М и методику проверки и регулировки давления впрыскивания и качества распыления топлива форсункой.

22. Объясните методику определения угла опережения начала подачи топлива.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: