МАСТЕРСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНАХОВ-КНИЖНИКОВ




ИСТОРИЯ ПОЛИГРАФИИ

 

История полиграфии началась очень давно. Начиная с папируса в древнем Египте и первой бумаги в Китае. Ниже представлены интересные материалы из итории полиграфии.

Книгопечатание

Невозможно представить себе современное общество без книг. Однако люди прожили без них большую часть своей истории. Свои знания поколение передавало к другому устно или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильем, одеждой и другими необходимыми вещами. Когда люди перестали жить небольшими группами, когда сложились первые государства, объем и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были не только сородичам или ближайшим соседям. Тогда появилась письменность.

 

История печати

История возникновения печатного дела уходит своими корнями глубоко в историю нашего человечества. Три основные системы письма возникли в государствах Египта, Вавилона и Китая. Египтяне 4 000 лет назад вырезали исторические повествования и легенды на камне своих пирамид. Письменные знаки сохранились на кирпичах развалин Вавилона. Писали на глиняных дощечках, и эти записи составляли общественные книгохранилища и библиотеки древней знати.

 

Мастерские средневековых монахов-книжников

Первым и самым знаменитым центром раннего Средневековья был монастырь Вивариум, основанный Кассиодором Сенатором (485-580 гг.). Он создал библиотеку и мастерскую по переписке книг. Монахи, трудившиеся в скриптории, обладали широкими познаниями в области грамматики, логики, риторики. Их обучение Кассиодор вел по собственному учебнику "О науках и искусствах", включавшему сведения из области математики, медицины, музыки. Затем были открыты скриптории при монастыре Монтэ-Кассино близ Неаполя, монастырь Боббио, основанный монахом Колумбаном в 613 г. В более позднее время действовали Кентерберийский, Корбийский, Турский, Санкт-Галленский и другие монастырские центры книгописания.

 

Гражданская типография

В начале XVIII века в русле просветительской политики Петра I пропагандировалось активное рационалистическое восприятие картины мира в противовес идее аскетизма. В обществе начинает цениться образованность, поощряется открытие школ и светских училищ. Прагматический характер светского образования потребовал смены издательской парадигмы и подчинения деятельности типографий новым государственным задачам. Неудавшийся опыт организации издания книг за границей выдвинул на первый план вопрос о выпуске малообъемных изданий, оперативно отвечающих текущим нуждам. Для этой цели в Оружейной палате была создана гравировальная мастерская по производству гравюр. В картинке живо отображались реально происходившие события, донося до зрителя информацию, которая легко воспринималась даже малограмотным человеком. В петровское время гравюра получила новое социальное звучание, она должна была подчеркнуть динамичность развития страны, продемонстрировать европейскую ориентированность культуры России, осваивающей изобразительный язык искусства нового времени. Отчетливо понимая значение и возможности гравюры как наиболее эффективного средства пропаганды, по мере побед, которые одерживала русская армия, выпускались эстампные листы с изображением триумфальных шествий, фейерверков, торжеств.

 

Зарождение предпринимательства в Древнем мире

На рубеже V-IV тыс. до н.э. численность населения земного шара составляла около 80 млн человек, а его плотность - от 10 до 100 человек на 1 км2. Густонаселенной частью Древнего Востока являлись государства Месопотамии, расположенные между Кавказом на севере и Персидским заливом на юге, между Сирийской степью на западе и горными районами на востоке (ил. 1). Крупные города, отстоявшие друг от друга на расстояние нескольких десятков километров, имели среднюю численность населения примерно 50 тыс. человек. Близость расположения и появление избыточного продукта способствовали развитию внутренней, а затем и внешней торговли. Особого расцвета древняя цивилизация народов Малой Азии достигла с изобретением клинописи

 

История офсетной печати

Первая печатающая литографская пресс-машина со смещением была создана в Англия в 1875 и конструирована для печати на металле. Смещенный цилиндр был покрыт специально обработанным картоном, который переносил напечатанное изображение от камня litho к поверхности металла.

 

ГОСТы полиграфия

 

История готического шрифта

История готического шрифта и готической письменности началась, конечно, не в средние века, а много раньше. Но позвольте начать ab ovo. Для получения полной картины надо всё же уделить пару строк истокам письменности.

 

 

КНИГОПЕЧАТАНИЕ

 

Невозможно представить себе современное общество без книг. Однако люди прожили без них большую часть своей истории. Свои знания поколение передавало к другому устно или же показывая, как надо работать, чтобы обеспечить себя пищей, жильем, одеждой и другими необходимыми вещами. Когда люди перестали жить небольшими группами, когда сложились первые государства, объем и разнообразие знаний стали слишком велики, чтобы их можно было сохранить в памяти. Да и передаваться такие сведения должны были не только сородичам или ближайшим соседям. Тогда появилась письменность.

Сначала записи были очень простыми и короткими и содержали сведения о хозяйственной деятельности людей разных профессий, работавших в храмах. Письменные и цифровые знаки наносили на плитки из сырой глины острой тростниковой палочкой, затем плитки подсушивали или обжигали. Потом стали записывать тексты гимнов, сказаний пословицы и поговорки. Государству были нужны грамотные люди, писцы. Их обучали в специальных школах. Профессия писца была почетной.

Шумеры, вавилоняне, ассирийцы и многие их соседи писали на глиняных табличках. Материал был дешевым, но из-за размера табличек тексты на них были короткими. Поэтому крупные произведения, такие, как эпос о Гильгамеше, или повествование о начале мира, записывали на нескольких табличках. Собрания табличек существовали при храмах и царских дворцах. Археологи раскопали библиотеку ассирийского царя Ашшурбанапала (VII в. до н.э.), на полках которой было более 20 тыс. табличек с разнообразными текстами.

Древние египтяне изобрели более удобный писчий материал – папирус, который делали из особым образом обработанных стеблей папируса, росшего в изобилии по берегам Нила. Отдельные листы склеивали в длинную полосу, свиток. На таких свитках, достигавших в длину до 1000 м, записывали религиозные тексты, сказки, поучения, легенды, летописи. Папирус – рыхлый материал, поэтому писать на нем можно было только с одной стороны: чернила, наносившиеся заостренной камышовой палочкой, проникали на всю глубину. Кроме того, папирус хрупок, поэтому сгибать его листы и сшивать их в тетради нельзя. Долгое время в странах Средиземноморья папирус был самым распространенным видом писчего материала. В Египте его изготавливали на экспорт.

Свитки хранились в сундуках и стенных нишах. Некоторые тексты предназначались специально для погребений; многие из них сохранились до нашего времени. Писали египтяне и на льняных тканях. Такими тканями, в частности, обматывали мумий. Тексты иногда сопровождали рисунками.

Все тексты были рукописными. Единственное известное исключение – так называемый Фестский диск, найденный на Крите и изготовленный в XVII в. до н.э. Этот не прочитанный до сих пор текст был нанесен на сырую глину способом, похожим на механический: знаки были вырезаны на штампиках и оттиснуты на сырой глине.

Когда в IX – VIII вв. до н.э. у греков появилось алфавитное письмо, они стали писать на пальмовых листьях, липовом лубе, льняных тканях и даже на свинцовых свитках. Однако главным материалом оставался папирус. Позднее в Риме и Греции стали применять деревянные таблички, покрытые воском или оштукатуренные. Их широко использовали в школах. Старый текст на воске можно было затереть и написать новый. Если тексты были длинными и размещались на нескольких табличках, их связывали. Так получалась связка, которую называли кодексом. Она была похожа на знакомые нам книги, которые тоже называли кодексами, когда стали писать на пергаменте. В античном мире грамотность была довольно распространенной. Особенно острой потребность в грамотных людях стала в Римской империи. Хрупкий папирус не мог устраивать государственные власти и любителей чтения: срок жизни папирусных свитков – около 200 лет. Однако с непрочностью папируса пришлось мириться долго. В Греции уже в V в. до н.э. возникла книжная торговля (библиотекой сначала называли книжные лавки). Появлялись и личные библиотеки, например у великих философов Платона и Аристотеля. Тексты были разными; среди них философские и вообще научные труды, стихи, эпические произведения, записи трагедий и комедий и т.д. В III в. до н.э. возникла самая известная библиотека древности – Александрийская в Египте. В I в. до н.э. в ней было около 700 тыс. свитков.

В I в. до н.э. публичные библиотеки, организованные по сохранившемуся до наших дней принципу: с каталогами, библиотекарями, хранилищем, куда читателей не допускают, - появились в Риме. Потребовались издание книг. Поскольку в тексты при переписке вкрадывались ошибки, их стали сверять, появились редакторы и корректоры, как в современных издательствах.

Наконец античный мир обрел новый прочный материал – пергамент (по названию города Пергам в Малой Азии, где его производили). Пергамент делали из овечьих, телячьих, козьих и даже кошачьих кож. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Листы можно было сгибать и сшивать. Писали на пергаменте уже с двух сторон и не только тростниковыми палочками, но и птичьими перьями. Сшитые листы образовывали кодекс. Эти кодексы стали вытеснять папирусные свитки, и в Римской империи в библиотеках знати свитков с III в. н.э. уже не держали. Пергаментные тетради использовались в школах.

Пергаментные книги делали очень тщательно и украшали. Листы окрашивали в пурпурный или черный цвет, буквы бывали серебряными или золотыми. Традиции изготовления пергаментных книг – кодексов были унаследованы позже Византией и средневековыми европейскими государствами.

Потребность в размножении текстов все возрастала, а возможности переписчиков были ограничены. И с IV – V в. до н.э. в китайских монастырях стали вырезать из дерева рельефные тексты и иконы в зеркальном отражении. Смазав их краской, можно было получить большее число оттисков.

Такого удобного сырья, как папирус, в Китае не было. Здесь стали экспериментировать с тем, что мы теперь называем «вторсырье» - тряпьем. К нему добавляли волокно конопли и древесную кору, разминали в чанах, а полученную массу пропускали через прямоугольные сита. На ситах оставался слой, который после обработки становился листом бумаги. В IV в. был издан императорский указ о том, что бумага становится общеупотребительным материалом.

В Китае в V-VIII в. н.э. делали оттиски с надписей и изображений на камне, которые очень ценились; чтобы получить их рельефные части покрывали краской и прикладывали к ним листы бумаги. Так можно было получать необходимое количество оттисков.

На деревянных досках вырезали тексты и изображения в зеркальном отражении. Доску смазывали краской. Полученные оттиски монтировали сначала в свиток, а потом стали складывать, как ширму. Позже поняли, что гораздо удобнее склеивать листы с наружной стороны; в XIV – XV вв. их стали прошивать.

Гораздо удобнее цельной доски с текстом отдельные знаки, из которых можно составлять разные тексты. Первым до этого додумался в XI в. кузнец Пи Шэн. Может быть, ему пришло это в голову, когда он работал с составными литейными формами. Он предложил набирать текст из глиняных знаков, размещенных в специальной рамке. В XIII в. такие знаки – литеры – стали делать из олова и дерева, а в Корее – из меди.

Все эти изобретения неслучайно были сделаны в Китае: здесь всегда испытывали почтение к науке. По преданию, с VI по V вв. до н.э. в Китае были библиотеки. Ученые составляли энциклопедии. Одна из первых энциклопедий относится к X в. В XV в. 2169 ученых создали энциклопедию из 11915 томов. В Китае были даже периодические издание: в VII – X вв. выходила газета «Столичные ведомости».

В Европе с падением Римской империи погибали библиотеки. Но грамотные люди были очень нужны властителям новых государств. Книги были необходимы церкви. Центрами книжной культуры средневековой Европы стали монастыри, где переписывались богослужебные книги и знатоки древних текстов могли обнаружить ошибки переписчиков. Богослужебных книг требовалось немало. В мастерских по переписке книг (скрипториях) одни монахи наносили на пергаментные листы линии строк, другие писали аккуратным ровным почерком. Художники украшали рукописи орнаментами и миниатюрами. Переплеты делали из дерева и обтягивали кожей или тканью, иногда вставляли в них красивые кусочки металла и драгоценные камни. Книги были настоящими произведениями искусства. Материалом по-прежнему служил пергамент, иногда окрашенный в пурпурный цвет. Писали тростниковыми палочками, птичьими перьями, изредка – металлическими перьями. Чернила были черные, красные, иногда голубые, желтые, фиолетовые. Книги были очень дорогими. В Испании однажды за сборник проповедей получили 200 овец, 3 бочки зерна и 3 куньи шкурки. За школьный учебник отдавали двух телят.

Грамотность ценилась все выше. Ремесленники и торговцы старались обучать своих детей читать и писать. Знатные люди часто были высокообразованными. В Испании в эпоху Возрождения были библиотеки. Бумага пришла в Европу от арабов. Предполагают, что они заимствовали способ ее изготовления у китайцев. Арабы измельчали пеньку и другие ингредиенты на мельничных жерновах. В Дамаске и Каире целые улицы населяли мастера, изготавливавшие бумагу разных сортов, в том числе тончайшую для глубины почты. Арабы заимствовали у китайцев и способы печатания с различных досок. Дешевизна материала позволила выпускать гораздо больше книг, чем это было возможно прежде. Например, только в Китае, в Испании, ежегодно выпускали 16-18 тыс. книг.

На Руси книги появились с принятием христианства. Киевские князья приглашали переписчиков и переводчиков. Они тоже писали на пергаменте. Новгородцы писали друг другу письма на бересте. Их дети учились писать, процарапывая буквы на ее белой поверхности. Берестой пользовались и позднее. Сохранились сведения, что Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря, был настолько беден, что книги в его монастыре были берестяными. Древнейшая русская пергаментная книга – Евангелие ХI в., написанное для новгородского посадника Остромира. Она украшена миниатюрами и орнаментами. В это время на Руси книга была главным образом религиозного содержания: Евангилия, псалтыри, «изборники», куда входили фрагменты священного писания, изречения мудрецов, сведения об истории, статьи о логике, ораторском искусстве. Включались в такие «изборники» и отрывки из сочинений античных философов, сохранившиеся в Византии.

Книги создавались очень долго. Остромирово Евангелие писали около семи месяцев по полторы страницы в день. Пергамент до XV в. привозили из Греции и с Запада. Делали и свой, но он был невысокого качества. Древнейшая запись на бумаге и бумажная книга относятся к XIV в. Бумагу сначала получали с Востока, потом из Европы. Она была дорогой, но все же дешевле пергамента.

В XIV – XV вв. в Европе изготовление книг вышло за стены монастырей. Теперь этим занимались ремесленники, а торговали книгами купцы. Образование становилось все более светским, увеличился интерес к точным наукам. Книги уже не были такими дорогими: в середине XIII в. бумагу начали делать в Италии, в XIV в. во Франции, потом в Германии, Англии. В Голландии для ее изготовлении использовались ветряные мельницы.

В середине XV в. по всей западной Европе распространились дешевые книги. Их печатали на бумажных листах в целых деревянных формматриц.

И наконец, Гутенберг, ювелир, гравер, резчик по камню, изобрел книгопечатание. Он первым применил разборный шрифт, хотя считается, что в Европе у него были предшественники.

 

Металлические буквы – литеры для шрифта отливали из сплава, в котором преобладал свинец. Их помещали на напорную кассу откуда наборщик брал необходимые и подбирал в особой рамке строку. Строку выкладывали на наборную доску. Набор для страницы обматывали суровой ниткой, чтобы он не разъезжался, и смазывали типографской краской из сажи и льняного масла (олифы). На набор укладывали помещенный в рамку лист увлажненной бумаги. Просушив лист, на нем делали оттиск текста оборотной стороны. Печатный станок был ручным. Гтовые листы разглаживали под прессом, складывали в кипы, разравнивали и переплетали. Первые книги Гутенберга появились в Германии в сороковых годах XV в. Почва для этого изобретения была подготовлена: к концу 1500 г. Книги выпускали уже в 200 - 300 городах Европы, где действовало 1100 – 1700 типографий. В них было отпечатано 35 – 45 тыс. изданий, а общий тираж их мог доходить до 20 млн. За первые 50 лет книгопечатания человечество получило книг больше, чем за сотни лет до этого.

В XV в. книгопечатание распространилось по всей Европе. В Восточной Европе одним из первых деятелей книгопечатания был Франциск Скорина. Он хорошо знал церковнословянский язык, учился в нескольких университетах Европы и вдохновлялся идеями просвещения народа. Славянские книги в Венеции печатали уже в XV в. Скорина, видимо, получил оборудование и бумагу из Германии.

ИСТОРИЯ ПЕЧАТИ

 

История возникновения печатного дела уходит своими корнями глубоко в историю нашего человечества. Три основные системы письма возникли в государствах Египта, Вавилона и Китая.

Египтяне 4 000 лет назад вырезали исторические повествования и легенды на камне своих пирамид. Письменные знаки сохранились на кирпичах развалин Вавилона. Писали на глиняных дощечках, и эти записи составляли общественные книгохранилища и библиотеки древней знати.

Позднее у египтян, греков и римлян разного рода известия, повествования и официальные документы вырезались на каменных и бронзовых пластинках.

Обычай писать на покрытых воском деревянных дощечках возник в древности и перешел в средние века. Очевидно, что камень, глина, металл и дерево были неудобным материалом для писания. Огромным шагом вперед явилось употребление папируса, введенное египтянами. Наиболее древний папирусный свиток относится к XXV веку до нашей эры. Греки и римляне переняли от египтян письмо на папирусе.

Ограниченность географического распространения папируса и трудность его получения вызвали появление нового материала для письма - пергамента. Впервые он был введен в Пергаме во втором веке нашей эры царем Эвнимом II, который для создания большой библиотеки организовал выделку кожи.

Пергамент уступал папирусу в дешевизне, но зато был гораздо прочнее и мог исписываться с обеих сторон, но дороговизна пергамента повлекла за собой многочисленные случаи вытравливания старых текстов для нового употребления, особенно средневековыми монахами - переписчиками.

Но все это не годилось для массового изготовления книг,- книгопечатание, как полиграфия требовало предварительного создания нового дешевого материала.

Распространение бумаги в Европе обогнало книгопечатание почти на столетие. К этому времени производство бумаги прошло уже длительный путь и было испробовано в ряде стран земного шара.

Изобретение бумаги относится к 153 году до нашей эры, имя изобретателя - Небесная Империя-Китай. Сырьем для изготовления бумаги, как говорит предание, послужило волокна бамбука и шелковичного дерева. Процесс был очень прост: изобретатель разваривал эти компоненты в горячей воде, измельчал их и из жидкой массы формовал бумажные листы. Уже тогда бумага получила в Китае разнообразное и широкое применение.

Рожденное в Китае бумажное производство медленно продвигается на Запад, постепенно внедряясь в материальную культуру других народов: около IV века китайцы заносят изготовление бумаги в Туркестан, отсюда оно попадает в Персию, Сирию, к арабам в Аравию и Египет.

На Европейском континенте бумажное производство основали арабы в завоеванной ими Испании в XI веке. Бумажная промышленность в XII - XV веке, быстро акклиматизируется в европейских странах - сначала в Италии, Франции, а затем, и в Германии.

Еще в IV веке блаженный Иероним писал в «О воспитании отроковицы»: «Нужно сделать ей буквы либо буковые, либо из слоновой кости и назвать их ей. Пусть играет ими и, играючи, обучается и пусть она запоминает не только порядок букв, но и по виду».

Легенда об изобретении книгопечатания была написана в 1568 году голландским историком Адрианом Юнием и появилась в печати в 1588 году в истории Голландии «Батавия». «Я утверждаю, что честь открытия книгопечатания принадлежит нашему городу Гарлему и что мы должны с полным правом потребовать восстановления этой чести...». Повествуется, что в 1440 году уча читать внуков, Лауренс Янсзон Костер (церковный сторож) стал вырезать буквы из дерева и делать ими оттиски на бумаге: так он догадался, что можно печатать книги - вначале с деревянных досок, потом отливая буквы из свинца, затем из олова. И его подмастерье, некий Йохайм Фауст или иной «в рождественскую ночь того же года бежал, украв весь его запас литер, и напечатал ими в 1442 году в городе Майнц.

Несомненный вклад в историю книгопечатания внес немецкий ученый Гутенберг. Определенные биографические данные о жизни Гутенберга начинаются лишь с 1434 года. Достоверный документ свидетельствует, что в это время Гутенберг проживал в Страсбурге. Там он занимался делом, близким к традициям его семьи: он был золотым дел мастером. Будучи одарен выдающимися техническими способностями, Гутенберг соединил с этим основным занятием и другие, как например шлифование камней, применявшихся для ювелирных работ.

Несомненно, он был знатоком своего дела, потому что два страсбургских горожанина, Андрей Дритцен и Андрей Хейльман, пожелали вступить к нему в обучение и образовать совместно с ним товарищество, заплатив при этом деньги. К ним присоединился ещё четвёртый, Ганс Риффе, финансирующий предприятие. Образование этого предприятия произошло, вероятно, около 1436 года.

Одновременно с ювелирными работами Гутенберг производил ещё какие-то опыты, о которых ничего не сообщал своим компаньонам. Для этих опытов потребовалось изготовление деревянного пресса, закупались свинец и другие материалы; хранились эти предметы в доме Андрея Дритцена. В декабре 1438 года он заболел и умер. Незадолго до смерти Дритцена Гутенберг направил в его дом своего слугу с поручением уничтожить «формы». Он опасался, что посторонние проникнут в тайну его работ. Когда Дритцен умер, Гутенберг послал в его дом столяра, чтобы разобрать на составные части «пресс», но он исчез. После смерти Дритцена между его наследниками компаньонами разгорелся спор из-за денежных дел. Отсюда судебное дело в большом совете города Страсбурга; протоколы его, найденные двести лет назад, раскрыли некоторые подробности опытов Гутенберга. Любопытно свидетельство одного золотого дел мастера Ганса Дюнне, что он благодаря Гутенбергу заработал в 1436 году около 100 гульденов, посредством «того, что относится к печатанию (zu dem trucken) ». Если понимать это высказывание в смысле печатания каких-то книг и однолисток, то все равно не возможно доказать, что они были изготовлены при помощи продвижных литер, а не другим способом; гораздо проще предположить, что речь идет о ксилографических книгах или о каком-либо ином производстве.

Решение суда последовало через год после смерти Дритцена, в декабре 1439 года, и было в общем благоприятно для Гутенберга. Однако его денежные дела находились уже в плохом состоянии. Средства оставшиеся от его наследственного имущества, были израсходованы, и вся дальнейшая жизнь Гутенберга прошла в поисках денег для реализации своего изобретения. В 1444 году Гутенберг покидает Страсбург и возвращается в Майнц.

В Майнц Гутенберг привез вполне разработанную идею изобретения, и в 1445 или в 1446 году приступил к непрерывному печатанию книг.

Счастье Гутенберга, что вера в колдовство не встала поперек его изобретательного пути. Но книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Им ничего не стоило объявить его творение дьяволом, а изобретателя – прислужником сатаны. Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны. Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы.

Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал новое искусство. Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости, изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед изобретателем. Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной форме.

Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться изобретателю — это создание пунсона. Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл, получить литеры с выпуклым очком буквы.

Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника – проект по тому времени грандиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Есть известия, что для печатания Библии была оборудована самостоятельная мастерская. Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга вообще. Но все же она является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее, по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во фрагментах.

Наиболее совершенными образцами европейского печатного ремесла до Гутенберга были народные картины, нередко с несколькими строками текста, который пояснял их содержание. Техника изготовления этих картин такова: писцы-рисовальщики делали на деревянной доске, обычно грушевой, рисунок и подписи. Все части доски, свободные от рисунка, углублялись вырезыванием и рисунок делался выпуклым. Доску покрывали краскою, налагали на нее лист бумаги и притирали последний деревяшкой или костяшкой. Таким образом получался оттиск.

 

С такими техническими средствами и так организованным процессом печатания нечего было и думать о воспроизведении книг с обигикаемым текстом, ибо труд вырезывания и печатаная был бы страшно длителен и дорог. Кроме того: деревянный шрифт быстро снашивался при многократном тиснении. После изготовления немногих экземпляров необходимо было начинать вновь тяжкий труд вырезывания текста на досках. Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы. Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.

Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. Он предрек появление такой вещи, как офсетная печать. На его долю может быть выпала честь предвосхитить мануфактурные формы организации производства, которые с XVII века должны были победить ремесло.

Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое дело, чтобы создать впервые типографию и книгу. Может быть до него были люди, предвосхищавшие книгопечатание и даже проделавшие часть его мучительного изобретательского пути— это не меняет дела. Изобретательство — это идея, труд и воплощение идеи трудом. Гутенберг в своей жизни осуществил все части этой изобретательской триады.

 

МАСТЕРСКИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МОНАХОВ-КНИЖНИКОВ

 

Т.Г. Куприянова, д. ист. н., профессор МГУП

 

Средоточием книжного производства в раннем Средневековье, охватывающем период V-ХI вв., являлись монастыри, при которых создавались мастерские по переписке книг - скриптории (ил. 1).

Рис 1

Первым и самым знаменитым центром раннего Средневековья был монастырь Вивариум, основанный Кассиодором Сенатором (485-580 гг.). Он создал библиотеку и мастерскую по переписке книг. Монахи, трудившиеся в скриптории, обладали широкими познаниями в области грамматики, логики, риторики. Их обучение Кассиодор вел по собственному учебнику "О науках и искусствах", включавшему сведения из области математики, медицины, музыки. Затем были открыты скриптории при монастыре Монтэ-Кассино близ Неаполя, монастырь Боббио, основанный монахом Колумбаном в 613 г. В более позднее время действовали Кентерберийский, Корбийский, Турский, Санкт-Галленский и другие монастырские центры книгописания.

В монастырских скрипториях преобладал ручной труд и отсутствовало его четкое разделение. Каждый монах переписывал рукопись от начала до конца и самостоятельно вписывал цветные инициалы (ил. 2). Первые зачатки специализации связаны с выделкой пергамена. Из числа малограмотных монахов назначался пергаменщик, занимавшийся выделкой кож, сортировкой и нарезкой по трафарету листов определенного размера. Из-за дороговизны пергамена в целях предохранения от моли и червей оборотная сторона кожаных листов натиралась шафраном и кедровым маслом.

Рис 2

 

Монахи расценивали создание книг как богоугодное занятие, не допускающее роскоши и изысков. Духовное наставление предостерегало их от создания богатых книг, несущих на себе печать мирского тщеславия. Исключение составляли переплеты, появившиеся в книге-кодексе. В античные времена переплет в свитках отсутствовал, поэтому большинство идей, которые зарождались в переплетном деле, изначально принадлежали средневековым монахам. В ранний период Средневековья, когда книги были преимущественно церковного характера и ценились как священные реликвии, делались добротные переплеты из дерева. Крышки украшались резьбой, драгоценными камнями, чеканкой из благородных металлов (ил. 3). Долгое время монахиоставались единственными изготовителями переплетов. Затем к работе над переплетами стали привлекаться ремесленники таких специальностей, как резчики штемпелей и печатей, золотых дел мастера, граверы, чеканщики, литейщики.

Рис 2

 

Художественное убранство средневековых кодексов и их основные элементы зарождались в книге в ответ на выдвигавшиеся общественные потребности и вкусы заказчиков. На протяжении VI-IХ столетий у покупателей пользовался спросом пергамен, закрашенный в пурпурный и другие насыщенные цвета, и только начиная с ХIII в. вкусы изменились. Теперь пергамен, наоборот, мастера старались как можно лучше выбелить для достижения более контрастного эффекта по сравнению с зеркалом текста и элементами украшений.

Основным украшением западноевропейских кодексов являлись тщательно выписанные "красные строки", в VI в. появляются инициалы, под которые отводились специально размеченные на книжных страницах места (ил. 4). Первоначально инициалы выделялись наряду с заголовками и рубриками только цветом, а затем они стали оформляться орнаментом. Узорчатые мотивы орнаментов сплетаются в сложные "ковровые" страницы. В богатых кодексах для придания объемности изображению использовалась позолота или серебряная краска.

 

Работа в монастырских скрипториях шла медленно, и срок изготовления одной рукописи доходил до нескольких месяцев. В среднем один переписчик за всю жизнь мог переписать всего несколько десятков книг. Начиная с ХI в. широкое распространение получает готическое письмо, характеризующееся вытянутостью букв, позволяющей экономно расходовать дорогостоящий пергамен. В результате совершенствования почерков книжная страница стала вмещать на 35-40% больше текста. Убористый почерк повлек за собой уменьшение формата книг, что, соответственно, увеличило спрос на книги, предназначенные для индивидуального пользования вне церковных служб. Особым спросом пользовались маленькие часословы, изготовление которых приобрело тиражный характер. Книготорговцы заказывали такие книги в сотнях экземпляров.

При ручном способе производства все большее значение приобретают приемыускорения подготовки рукописи. Существовало два способа нанесения текста: на неразрезанные листы в виде свитка и на отдельные листы, которые затем подбирались в тетради. Брошюровка тетрадей требовала соблюдения строгой последовательности, для чего в книгу был введен рекламант (реклама). Это были одинаковые слова, расположенные таким образом, чтобы при совмещении тетрадей они совпадали. Рекламант был заимствован из арабских рукописей испанцами в Х веке. По другим странам он распространился в более позднее время. Для упрощения техники подбора тетрадей в блок в книгу вводится сигнатура, состоявшая из сочетания буквенных и цифровых обозначений.

Начиная с ХII в. средневековая культура постепенно утрачивает сугубо церковный характер и монашеские мастерские ориентируются на более широкие слои покупателей. Книжные богатства монастырей становятся статьей дохода, так как только образцы монастырских рукописей служили эталоном для подготовки выверенных и одобренных церковью текстов. Книги из монастырских библиотек сдавались в аренду ремесленникам за небольшую плату. За соответствующую плату выдавались также отдельные части (пеции) оригинала для одновременной работы нескольких переписчиков. Корпоративный или артельный способ производства кодексов практиковался для ускорения подготовки рукописи. Эти процессы подорвали духовное единство, на котором зиждилось монастырское общежитие, и наложили отпечаток на книгописание, постепенно превратив его в товарное производство.

На развитие книги оказало влияние создание университетов. Первые из них были учреждены в Болонье и Париже, следом возникают университеты других европейских городов, и в ХV в. в Европе действовало 55 университетов. Потребность в книге существенно возросла за счет увеличения количества студентов, численность которых приближалась к 3 тыс. человек (высокий показатель, если учесть, что в России на 1913 г. числилось столько же лиц с высшим образованием). Университеты, так же, как и монастыри, начинают практиковать выдачу рукописей для копирова



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: