Устройство подобного оборудования может сильно варьироваться, однако имеет ключевую общую черту – принцип доставки груза. В его основе лежит использование винта, установленного в желоб или закрытую трубу и приводимого в действие электромотором. Вращение винта обеспечивает надежный захват сыпучих материалов и перемещение их как в горизонтальной так и в наклонной плоскости. Передачу тягового усилия, в свою очередь, обеспечивает редуктор и приводной вал.
Различные шнековые конвейеры демонстрируют большую или меньшую эффективность в зависимости от типа винта. На сегодняшний день в устройствах такого рода применяются элементы с правосторонней или левосторонней спиралью, с 1-, 2- и 3-заходным винтом. Кроме того, свою специфику в конструкцию транспортера вносит и поверхность винта, которая может быть лопастной, сплошной, фасонной или ленточной.
Качающийся конвейер служит для перемещения разных материалов в лежачем или наклонном направлениях. Качающийся конвейер соотносят к надежным грузопереносным приспособлениям. Полинацеленность транспортеров помогает задействовать качающийся конвейер в многообразных промышленных стадиях. Грузы на качающийся конвейер можно располагать с использованием человеческой силы или с применением механизмов. Качающийся конвейер можно эксплуатировать как внутри помещений, так и вне помещений.
Инерционный, качающийся и вибрационный конвейер (транспортер)
Инерционные транспортеры служат для перемещения сыпучих, немного реже мелкоштучных грузов на относительно короткие расстояния в горизонтальном либо наклонном (до 20°) направлениях. В инерционных конвейерах частицы транспортируемого груза скользят по грузонесущему органу или совершают полёты в пространстве под действием силы инерции. Транспортеры инерционного типа подразделяются на две группы: вибрационные — с малой амплитудой и большой частотой колебаний и качающиеся, характеризующиеся значительными амплитудами и малой частотой колебаний.
В качающемся транспортере жёлоб находится на упругих стойках, которые жестко закрепленн на опорной рамной конструкции под некоторым углом к вертикали. Кривошипный механизм с приводом от электродвигателя передает желобу переменные по направлению движения. Желоб при таком движении вперед приподнимается, а при движении назад опускается (т.е. качается). При этом давление груза на желоб меняется. При движении жёлоба в обратном направлении груз скользит по нему вперёд, перемещаясь на некоторое расстояние.
На вибрационных транспортерах грузу передаются несимметричные колебания. В результате плавного движения трубы конвейера вверх и резкого перемещения вниз происходит отрыв частиц груза от поверхности трубы и транспортировка их вдоль неё. В зависимости от диаметра жёлоба — 350, 500 и 750 миллиметров — производительность транспортеров вибрационного типа составляет соответственно 50, 75 и 150 тонн в час. Наиболее их высокая возможная производительность 400 тонн в час, наибольшая длина — 100 метров. Специальные типы вибрационных конвейеров используется в том числе для транспортировки грузов вверх (вибрационный транспорт).
Рольгангами называются роликовые конвейеры, которые используются для транспортировки особо тяжелых грузов, длинномерных, крупногабаритных, имеющих острые края и углы, а также для передачи грузов по роликам вручную на малые расстояния. Рольганги делятся на приводные и неприводные.
Приводные рольганги
Приводные рольганги приводятся в движение при помощи ролико-втулочных цепей, жгутов или клиновых ремней.
Неприводные рольганги
Неприводные рольганги используются для передачи груза по роликам вручную. В конструкции рольгангов используются ролики с подшипниками качения или скольжения. Исполнение каркаса рольганга может быть из нержавеющей стали, из черной стали с порошковым покрытием, или из анодированного алюминиевого профиля. Ролики могут изготавливаться также из нержавеющей стали или черной стали с грунтовым покрытием.
Поворотные рольганги
Поворотные рольганги также могут быть приводными или неприводными. В их конструкции помимо обычных прямых роликов, используются конические ролики. Передача вращения роликам осуществляется при помощи ролико-втулочных цепей или клиновых ремней.
При необходимости, в конструкции приводных рольгангов используются фрикционные ролики, которые не мешают вращению рольганга при остановке груза, снижают потери на трение и износ, а также не требуют применения мощных приводов.
Рольганги из анодированных алюминиевых профилей Nikai обладают модульной конструкцией и не нуждаются в сварке и какой-либо другой обработке.
Оборудование включает в себя широкий выбор соединительных элементов, предназначенных как для дальнейшего расширения существующей у заказчика системы по индивидуальному проекту, так и для установки на оборудование дополнительных аксессуаров, таких как боковые ограничители, стопоры, датчики и т.д.
Рольганги производятся в 3х исполнениях:
1. Сталь нержавеющая
2. Анодированный алюминиевый профиль
3. Сталь конструкционная с полимерным покрытием
Установки гидравлического транспорта
В ряде ситуаций оказывается целесообразным применение для грузопереработки гидротранспортных установок. В них поток воды, обгоняя твердые частицы насыпного груза, сообщает им движущую силу. Широкое применение гидравлический транспорт получил в технологических схемах комплексной гидромеханизации горных и земляных работ, гидротехническом и гидромелиоративном строительстве.
Гидравлический транспорт применяют не только для технологических перевозок, но и для перемещения грузов между сырьевыми базами и предприятиями. В США много лет эксплуатируется трубопровод длиной 173 км, производительностью 1 млн т угля в год. Построен трубопровод протяжением 115 км через горы Колореф для транспортировки 700 тыс. т асфальта в год. В Канаде разработан проект трубопровода длиной 500 км для транспортировки угля. Уголь по трубопроводу протяжением 10 км подается с шахты на обогатительную фабрику ОАО «Западно-Сибирский металлургический комбинат».
К преимуществам гидравлического транспорта относятся высокая производительность и большая длина транспортирования без перегрузок по сложной трассе с подъемами под любым углом и по вертикали; отсутствие механического оборудования на трассе трубопровода (за исключением сосредоточенных в отдельных пунктах машинных отделений); несложное техническое обслуживание; возможность совмещения транспортирования с некоторыми технологическими процессами ("мокрым" обогащением полезных ископаемых, гашением и гранулированием шлаков, сортированием по крупности и т. п.); возможность полной автоматизации и, следовательно, невысокая трудоемкость.
Недостатками гидравлического транспорта, сужающими область его применения, являются ограничения по роду и характеристикам перемещаемых грузов, в частности, по их крупности, что вызывает необходимость дробления груза; повышенный износ трубопровода и входящих в соприкосновение с гидросмесью механических частей при перемещении абразивных грузов; увеличенный расход энергии; потребность в больших количествах воды; опасность замерзания в зимних условиях.
Наиболее простым и дешевым является самотечный гидравлический транспорт (рис. 5.11, а), при котором перемещение пульпы ведется по лоткам с уклоном 0,03 — 0,04, а при высоких концентрациях пульпы с содержанием твердого груза в пульпе около 14 % - с уклоном 0,04 - 0,06.
Рис.5.11. Схемы гидротранспортных установок
Груз из бункера 1 выдается через затвор 2 и ленточным конвейером 3 доставляется в смесительную воронку 4. Туда же по трубе 5 подается вода для образования пульпы. Под действием напора, созданного разностью уровней пульпы в местах входа и выхода из пульпопровода 6, груз доставляется в пункт назначения 7. Однако, этот вид гидротранспорта имеет ограниченное применение, так как перемещение грузов осуществляется только в одном направлении (вниз за счет естественного напора).
Напорные гидротранспортные установки различаются способом ввода перемещаемого груза в трубопровод, который определяет и применяемое механическое оборудование. В схеме (рис. 5.11, б) груз 9, подлежащий транспортированию, смешивается в зумпфе (резервуаре) 8 с водой и пульпонасосом или землесосным снарядом 10 подается в пульпопровод 11. С грохота и водоотделителя 14 вода стекает в резервуар 16, а груз попадает в приемное устройство 15. Для обратного возвращения воды в зумпф предусматривается насос 13 и водопровод 12.
В схеме (рис. 5.11, в) вода и груз в пульпопровод подаются раздельно. Водяной насос 20 забирает воду из резервуара 21 и нагнетает в трубопровод чистую воду, а перемещаемый груз вводится в напорный трубопровод через специальное устройство 19, состоящее из камеры с питателем. Пульпа по трубопроводу 18 подается в приемное устройство 17, где происходит отделение груза от воды, как и в предыдущей схеме. Преимуществом первой напорной схемы является отсутствие довольно сложного питающего устройства, а второй — упрощение основного механического агрегата — водяного насоса, работающего на чистой воде, из-за уменьшения его износа и повреждений твердыми частицами груза.