ПАМЯТКА
По составлению
Социального проекта.
Проектная цель должна быть измерима (качественное измерение: %, г, км.).
Проектная цель – стратегическая задача.
Измерять, что вложим. Меряем не изменения, а вложения, свой вклад. (Например, содействие формированию ответственного отношения, умения сказать нет, сохранению репродуктивного здоровья: среди кого, где, возраст, социальный статус).
Цель: достижение чего-либо (существительное от глагола).
Задача: что делать конкретно.
Проектная цель – ограниченная по срокам, достижимая, реальная, ощутимая, конкретная (куда придти).
Задачи: информировать через вовлечение:
- обучить навыкам конструктивного отказа;
- предоставить информацию;
- сформировать команду специалистов, имеющих специальные знания;
- методическое обеспечение мероприятий проекта.
Цель – одна.
Задачи – три. Чтобы не дублировали.
Проблема: отсутствие или недостаток чего-либо.
Например, проблема – повышение преступности.
Путь решения – повышение правовой грамотности.
Цель – проблема наоборот (создание того, что отсутствует).
Задача: конкретное действие в виде свершившегося факта.
Избегайте слов, которые показывают процесс.
Используйте слова, которые означают завершенность: подготовить, распределить, уменьшить…
Помните, что:
Цели и задачи должны вытекать из постановки проблемы.
Цели достижимы, а задачи – конкретны, разрешимы в ограниченные сроки.
Программа – набор мероприятий, которые имеют определенную направленность.
Проект – набор шагов к цели.
Цель – для чего?
Задача – что делаем?
Методы – как делаем?
Стараться использовать слова и стилистику тех, кто объявил конкурс (ту же терминологию).
Дать почитать проект другому человеку для определения логичности (читать снизу вверх).
Часто проект пишут не на проблему, а на следствие.
(Например, отсутствие спортивной площадки. Цель – создать условия досуга. Задача – закупить инвентарь. Сами дети участвуют в проектировании и строительстве).
В проекте должны быть мысли не одного человека, а группы.
Мероприятия.
Расписать максимально подробно: кто? где? когда? как часто? для кого? какие методики? навыки?
Эксперт не должен задаваться вопросом: и что?
Обосновать расход каждой копейки.
Договор плюс акт выполненных работ. Справка о постановке компьютера на баланс.
Медиа – план – план освещения в СМИ.
Рассылка пресс-релиза.
Учитывать при составлении бюджета единый социальный налог 2;3%, договор услуг, а не трудовое соглашение; закладывать налоги 20-30%.
Бюджет должен включать:
1. Оплата труда.
2. Необходимое оборудование (все расписывать). Принтер, персональный компьютер – монитор, блок, лицензионное программное обеспечение, мышки, коврики, антивирус (лицензионный). Программы «Офис», «Презентационный».
3. Типографские расходы (бумага (какая?), написание текста, апробация на группе, дизайн, создание буклета, тиражирование).
4. Административные расходы – 10%:
а) услуги связи: интернет (сколько в месяц х на количество месяцев), почта, телефон.
б) канцтовары (картридж, бумага).
в) транспортные расходы для специалистов проекта.
5. Аренда.
Механизм оценки результатов труда:
Каким образом будет оцениваться результат проекта?
Кто будет оценивать?
Каковы критерии оценки?
Мониторинг – системный сбор данных.
Оценка – сопоставление полученных данных с исходными данными на ключевых этапах проекта и в конце проекта.
Источники информации мониторинга:
1. письменные:
- нормативные акты;
- внутренние документы;
- переписка;
- СМИ;
- статистика.
2. персональные источники: устные или письменные отзывы.
3. наблюдения и физические измерения.
Статистика – посмотреть тенденцию.
Мониторингу подвергаются цели, задачи, мероприятия.
Критерий (индикатор) – то, что меряем. Единицы измерения (шт, л, км, кг).
Количество участников было – стало (увеличилось на …).
Не писать неизмеримые критерии. Наблюдение критериев – эффективность проекта, правильно идете или нет.
Основной количественный индикатор – целевая группа.
Количество обращений – рост обращений на 20%.
Компьютер средство, а не цель проекта.
Проект должен быть конкретным.
Без компьютера не можем реализовать проект – обоснование бюджета.
Цикл проектного планирования.
1. Определить проблемы.
2. Оценить свои силы – какие есть ресурсы: человеческие, технические.
3. Цель проекта – четко, конкретно (то место, куда мы должны придти).
4. Выбрать мероприятия, меры, т.е. задачи. Задачи: шаги, позволяющие придти к цели.
5. Рабочий план, бюджет (помесячно).
6. Контроль – мониторинг проекта. По ходу проекта отслеживать, туда ли вы идете.
7. Исполнение проекта.
8. Анализ и оценка проекта (отчет).
Например, проблема: рост сердечно-сосудистых заболеваний.
Определение целевой аудитории – группа людей, объединенных определенными характеристиками:
1. пол;
2. возраст;
3. род занятий;
4. место жительства;
5. поведенческие особенности.
Почему целевая группа использует тот или иной вид опасного поведения:
- знания (знают или нет);
- отношение (вера);
- навыки (знаю, верю, но нет навыка);
- барьеры (психологические: не где купить, не на что).
(Педагоги имеют навыки, но нет социальных знаний, медики имеют знания, но нет навыков работы с детьми).
Проект нельзя скреплять степлером, оформить в папку с мультифорами.
Просить более 50% от общей стоимости проекта (если у них уже есть более 50% - найдут и другие).
Подтверждением актуальности проекта могут быть: высказывания значимых людей, анализ газет, анкетирование, статистика. Кто выступает партнером в проекте. Решение проблемы зависит от бюджета.
Нужно подать проект правильно.
(Например, не ремонт спорт площадки, а привлечение молодежи к труду через ремонт площадки, снижение уровня вандализма среди молодежи. Например не развитие спорта, а объединение семьи через спортивные мероприятия). Работа над проектом – групповая.
Не использовать узкоспециальную терминологию.
Ожидаемые результаты – количественные и качественные.
Если локальные – больше количественных, меньше качественных (3 круглых стола в которых примут участие не менее 100 чел.).
Качественных изменений немного: изменилась среда обитания, эстетическое воспитание, исключен факт вандализма, изменилось отношение людей к тому, что создано.
Правильно распределить временной ресурс, человеческий.
Ресурсы:
- материальные;
- информационные;
- человеческие;
- временные;
- финансовые;
- интеллектуальные;
- связи (родственники, предприниматели, школы).
Где, что можем достать сами - показать и не включать в грант.
Предвосхитить вопросы к проекту. Проект должен быть на электронном носителе. К проекту прикладывается пакет документов.